Урок изобразительного искусства во 2 классе.
Тема: Узор на национальном тувинском костюме.
Задачи : 1.Образовательные : закреплять умение рисовать тувинские узоры ;
дать представление о тувинском национальном
костюме.
2.Развивающие : развивать творческое воображение, разнонаправленные
движения руки, пространственную ориентировку,
глазомер, чувство цвета в соответствии с тувинским
колоритом.
3.Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей
Родине, усидчивость, аккуратность при работе,
чувство товарищества.
Оборудование : образцы с тувинскими узорами, слайды о Туве, презентация
«Тувинский национальный костюм», выставки детских работ
«Тувинский национальный костюм», « Наш край родной», записи с
тувинскими мелодиями, заготовки платья.
Для детей : акварельные краски, кисти, баночки с водой,
салфетки.
Ход урока:
1.Орг. момент
Эмоциональный настрой в начале урока
У. – Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи. Тихо садитесь на свои места.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
У.- Послушайте небольшие стихотворения.
Выходят Хомушку Амир и Манакова Ангелина.
Рассказывает Ангелина.
Мы Родину не выбираем
Но если б выбор был у нас,
Мы выбрали бы эти дали,
Где с вами мы живём сейчас.
Рассказывает Амир.
Между хребтов Саян и Танну – Ола ,
Где набирает силу Улуг-Хем,
С высот, как бы с небесного престола
Глядит моя Тува и светит всем. (Леонид Чамба «Любимая земля», отрывок)
У- Ребята, посмотрите на выставку рисунков « Наш край родной», которую мы готовили к неделе, посвящённой тувинскому языку.
На экране появляются слайды о Туве.
У.- Мы живём в прекрасной республике. Какая у нас красивая природа, замечательные люди, что нам хочется всему миру об этом рассказать.
И поможет нам в этом кукла Чечек. (показ куклы в тувинском национальном костюме)
3.Самоопределение к деятельности.
Кукла Чечек : Я помогу вам рассказать о нашей республике необычным способом. Посмотрите на мой костюм. Это тувинский национальный наряд, на нём много узоров, характерных для тувинской культуры. Люди, посмотрев на узор моего наряда сразу узнают из какой я республики.
Наш класс сегодня модельное агентство. А мы с вами модельеры и дизайнеры.
Кто такие модельеры и дизайнеры?
Ответы детей.
Словарная работа. ( на доске открываются термины)
У.- Модельер – это специалист по изготовлению моделей одежды.
Дизайнер – это художник по украшению одежды.
Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?
4.Работа по теме урока.
У.- Сейчас мы поговорим о национальном костюме. На прошлых уроках, ребята, мы познакомились с различными узорами.
а) беседа о узорах
У.- Какие узоры характерные для тувинской культуры вы знаете?
Ответы детей: геометрические, растительные и зооморфные.
На доске открываются узоры.
У.- Какая цветовая гамма преобладает?
Ответы детей : зелёный, синий, жёлтый , красный, оранжевый .
У.- Правильно. Цвета тувинских узоров сочные, насыщенные и яркие. Самые распространённые выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории. Красные цвет символизирует радость, благополучие; синий – удачу, победу; жёлтый - святость, божественность; зелёный – растительность ; оранжевый – отречение, смирение.
б) знакомство с национальным костюмом.
Под музыкальное сопровождение выходят Бурбу и Сарыг-оол Алина в национальных костюмах и представляют их.
Бурбу. Мой костюм состоит из головного убора – борт, рубашки -хойлен и безрукавки –
ченижок .
Алина . В комплект моего костюма входят : головной убор – борт, платье – тон .
У.- Спасибо ,Алина и Бурбу . Садитесь на свои места .
в) презентация «Тувинский национальный костюм» ( слайды на экране)
У.- Ребята, давайте посмотрим на разнообразные национальные костюмы.
Учитель комментирует слайды:
- На первом слайде представлены мужской и женский костюм.
- Национальное женское платье - тон вид спереди.
- Вид сзади.
- Национальный женский головной убор – борт.
- Женская обувь – идик .
Друзья, посмотрите на выставку детских рисунков « Тувинский национальный костюм»
5. Физкультминутка.
У.- Давайте вспомним физминутку, которую вы выучили на уроках тувинского языка.
Проводят Арина, Саян, Долаана.
Оолчугаштар – эрхейлер ! Мы ребята молодцы !
Кысчыгаштар – чараштар ! Девочки – красавицы !
Холдар- биле хоп-хоп. Ручками – хлоп, хлоп !
Буттар-биле топ- топ. Ножками – топ , топ !
У.- Садитесь на свои места.
6. Организация рабочего места.
У.- Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему удобно было заниматься творчеством.
Сейчас мы этим и займёмся я начну, а вы продолжите.
- Кисточку нужно держать тремя пальцами чуть выше металлического ободка.
- Наша кисточка очень любит купаться в воде.
- После воды её нужно протереть салфеткой.
– Не оставляем кисточку в воде.
- Баночку с водой ставим с той стороны, где рабочая рука.
- При работе кисточкой не размахиваем.
- Помогай своему соседу.
7. Пальчиковая гимнастика.
У.- Ничего мы не забыли. Приготовим наши пальчики к работе.
Юрта, юрта – круглый дом.
Побывайте в доме том.
Гости явятся едва –
В печке прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Чаем, чаем с молоком,
Вкусно жареной тарой.
8.Творческая работа.
У.- Ребята, у вас на столах лежит заготовка для платья (шаблон).
Помните, что мы с вами дизайнеры и наша задача украсить наше платье тувинским узором.
Ещё раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. (Дети работают под спокойную тувинскую музыку.)
9.Выставка детских работ.
Учитель отмечает лучшие работы. Выставляет оценки и комментирует их.
9.Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним про кружочки, они у вас на столах.
Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение, то поднимите розовый кружочек.
Если вам урок не понравился и у вас нет настроения, то поднимите зелёный кружочек.
10. Итог урока.
Дорогие друзья, вы все справились с заданием. Платья получились замечательные.
Чечек говорит вам большое спасибо. Молодцы, ребята!
11.Домашнее задание.
У.- Дома вы отыщите информацию о мужском тувинском национальном костюме и нарисуете его.