СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства 2 класс В мастерской художника «Гжели». Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели; ознакомить учащихся с секретом технического приема-гжельского мазка с тенями; формирование художественно-графических умений кистевой росписи.

Задачи: умение проявлять художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, к традициям своего народа;

овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства 2 класс В мастерской художника «Гжели». Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.»

Урок изобразительного искусства 2 класс

Тема: В мастерской художника «Гжели». Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.

Цели: дать представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели; ознакомить учащихся с секретом технического приема-гжельского мазка с тенями; формирование художественно-графических умений кистевой росписи.

Задачи: умение проявлять художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, к традициям своего народа;

овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Оборудование: интерактивная доска, экран, презентация, предметы Гжели (чайник, чашки), наглядные пособия с изображением предметов гжельской росписи, выставка рисунков.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Общий настрой на работу.

  1. Ознакомление с темой урока.

-Ребята, сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об одном из древнейших живописных искусств «Гжели»

-Послушайте стихотворение



Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле.

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?



-Действительно, обратите внимание, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно-красивые узоры? И при этом, они расписаны одним цветом-синий кобальт…



Учитель показывает учащимся изделия керамики, украшенные гжельской росписью (чайник и чашки)



3.Продолжение работы над темой

-Можем ли мы сказать, что гжельской росписи по белому фарфору созвучен зимний пейзаж? ( Да)

-Не правда ли, что у нас возникает ощущение особой нежности, чистоты, хрупкости и тихой радости от глубокого синего, изменчивого( как тени на снегу или небо) цвета? Гжельские узоры дороги каждому, кто любовался ими…



Исторический экскурс по заданной теме.

-Как и у всякой росписи, у гжели есть своя история….

-Гжельская роспись-это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо-сказочная гжель»-так ласково называли люди на Руси всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.

В старину недалеко от княжьего города стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.

Они делали посуду из белой глины. Даже название деревни связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре…И вот собрались они однажды и стали думать, как им лучше мастерство свое показать, людей порадовать, да свой край прославить…И решили мастера лепить такую посуду, какой свет не видывал. И каждый мастер стал свое мастерство показывать….



Просмотр презентации « В мастерской художника Гжели»

Во время просмотра слайдов учитель продолжает беседу на данную тему, а учащиеся рассматривают изделия мастеров

-Гжельские живописцы-девушки или пареньки начинали работать с детства. Они хорошо овладевали техническими приемами, но каждый имел свой индивидуальный почерк, излюбленное направление.

Живописцы работали творчески, самостоятельно создавая разные композиции. Среди самоучек появились одаренные мастера, которые воспроизводят на чашках, чайниках, бокалах, кружках, тарелках и других вещах художественную роспись….

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду….



4.Работа по учебнику.

-Откройте учебники на стр. 64, 65. Тема данного параграфа : «В мастерской художника гжели». Рассмотрите иллюстрации, на которых изображена посуда гжельских мастеров. Прочтите раздел под названием «Обрати внимание»

Учащиеся читают: обрати внимание, как великолепна свободная кистевая роспись, как мастер выделяет узором основные членения формы сосуда: тулово, горло, носик



Учитель обращает внимание учащихся на экран (слайды 6,7), на которых изображены мазки - «бордюры» и «капельки», при помощи которых художники вырисовывают различные линии и изображения травки, листиков, завитков, усиков, цветов и т.д.



-О секрете гжельского синего мазка рассказывает известная художница Н.Т. Бидак: «Особая выразительность мазка и красота-в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя краска набирается на одну сторону кисти, причем она распределяется на кисти неравномерно: к краю ее больше, к середине краска совсем исстаивает.

Кисть плоско кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от темного к светлому. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок»



Учитель обращает внимание учащихся на экран, слайд 8, на котором изображены элементы мазка с тенью или «мазок на одну сторону»



-Рассмотрите элементы растительного узора на гжельской посуде и найдите среди них прием «живописного мазка». (Учащиеся выполняют данное задание)

-Главный цветок Гжели- синяя роза.

Учитель показывает на экране небольшой видеофрагмент, где художница последовательно рисует кистью синюю розу.



-Продолжаем работу по учебнику. На стр.66 обратите внимание на рисунок Н.Бидак -синяя роза. Из каких элементов она состоит? Как достигается завершения данный рисунок цветка?( Ответы детей)



5.Практическая часть. Работа в альбомах.

-Повторите за мастером «живописный мазок» или «мазок с тенями». Этот мазок выполните только синей краской и водой. Белила не применяйте. Приготовьте на палитре темно-синюю гуашь. Наберите краску только на одну сторону влажной кисти. Сделайте кистью след темной краской.

-Варьируйте приемы кистевой росписи: «усики», «завитки», «капельки», «листочки». Эти приемы вам известны на примере росписи изделий Хохломы

-Попробуйте изобразить синюю розу-главный цветок Гжели

(Учащиеся приступают к работе).

Учитель комментирует выполнение задания: «Провели первый округлый мазок с середины. Присоединяем еще два наклонных мазка слева и справа. Затем наращиваем следующую пару лепестков, чуть пониже. Во время росписи розы можем вращать бумагу, чтобы было удобнее расписывать.

Последняя пара нижних лепестков как бы поддерживает средние лепестки. Теперь можно писать стебель с листочками. Краска для листочков должна быть намного светлее лепестков цветка. И завершающий этап-тонкие линии завитков, усиков и прожилок, которые придают росписи завершенность»

-Хочется повторить слова художника А.Федотова: «Цветок, как созревший плод, развернул плотные лепестки-дольки, и тонкий стебель согнулся под его тяжестью»

6.Итог урока

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Как красота русской зимы отражена в гжельской росписи?

-Каковы художественные приемы кистевой росписи в украшении гжельской

посуды?

7.Домашнее задание: В творческой тетради нарисуйте силуэт чайника и

украсьте его по мотивам гжельской росписи. На тулове чайника-самый красивый узор разместите.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!