2. Целеполагание и мотивация. | Познавательные УУД: - действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, коммуникативные: - участие в коллективном разгадывании темы урока. | Слайд 1. У меня давно возник вопрос. и теперь в проект он перерос: В чем же раньше ходили? Что же раньше на Руси носили? Я спросила у своих друзей и сходила в Русский я музей, В книгах я ответ искала, Очень много их перелистала. А потом копалась в интернете, Там ответ найдешь про все на свете В чем же раньше ходили? Что русские бабушки носили? Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке ? Каковы сегодня задачи урока? | Обучающиеся дают ответы. |
3. Первичное усвоение нового материала. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание, поддерживать диалог одноклассников. - находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы - слушать и понимать речь других; | Был для всех свободным, строгим , чинным На Руси короткие одежды Надевать не смели и невежды. Из полотен вырубали пряхи Длинные холщевые рубахи. Ворот и подолы украшали. Дивные узоры вышивали. На узорах – травы, кони, птицы.. Выводили тонко мастерицы. Вышивка людей оберегала- Нечисть и болезни отгонялаНайдите где находиться вышевка . Ответь на вопросы: - Что означает слово «орнамент»? Где встречаются орнаменты? Каково назначение орнамента? Какие бывают орнаменты? Почему у разных народов орнаменты выглядят по-разному? (Слайд 7) | Чтение текста и соотнесение с иллюстрациями презентации Самостоятельные ответы на вопросы. |
4.Осознание и осмысление учебного материала. | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний определение границ (знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - умение быть зрителем; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; Регулятивные: - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его. | Слайд 5. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Это занятие было традиционным для русской женщины. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях. Слайд 8-9. Вышивка, искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей по народному поверью она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Просили богатого урожая у богини плодородия Слайд 10. В орнаменте женщина старалась передать увиденные цветы, птиц, животных, но в фантастических образах. Слайд 8 На свадебных одеждах часто можно увидеть двух птиц – пав, изображённых по сторонам куста- древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Главный мотив вышивки дополняют орнаментальные ряды с растительными элементами ,.а крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами и оберегами на рубахах- на руаовах , пряшках и подоле. Слайд 10. - А известно ли вам что означают в орнаменте геометрические форм Слайд 11 С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнена эта многоцветная вышивка с изображением павы и дерева жизни. Слайд 13. В народной вышивке очень богат красочный декор, драгоценное узорочье древних образов: древа жизни, женского божества, птицы, коня, оленя и барса. Мастерица – вышивальщица дробит, детализирует поверхность фигуры, в результате чего складывается сложный узор и эти узоры в разных местах России имели свой характер. Слайд 13. Здесь вы видите женский образ – символ плодородия и возрождения жизни, берегиню. Ткачихи и вышивальщицы любили делать узоры красного цвета. Это придавало вышевке более торжественный вид. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Белый цвет олицетворял женское начало. | Просмотр учащимися презентации. Участие в беседе. |
5. Систематизация знаний и умений. | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; -проводить анализ творческой деятельности ; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала ( знаний) на уроке и проводить его. | Слайд 14-18. Ребята, мы с вами уже создавали орнаменты. Сегодня мы применим другую технику изображения орнамента но сначала мы должны вспомнить технику безопасности при работе с ножомдавайте посмотрим как создать трафарет из картофеля. | Ответы обучающихся. Изучают технику безопасности при работе с ножом Учатся создавать трафареты |
6.Актуализация. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание - находить в иллюстрациях и презентации ответы на заданные вопросы | - У кого возникли затруднения по выполнению задания? Давайте научимся, как правильно это нарисовать. Просмотр слайдов 18-20, где даны образцы выполнения трафаретов. Выполняю зарисовки некоторых древних образов на альбоме. | Обучающиеся выполняют упражнение, связанное с темой урока. |
7.Применение новых знаний. | регулятивные: - определять последовательность своих действий на уроке; предметные: - владение карандашом, ножом, красками. Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; познавательные: - умение пользоваться разнообразными материалами; коммуникативные: слушать и понимать речь других; | Выполни эскиз русского народного костюма по мотивам народной вышивки. Показываю на доске как правильно работать ножом создавая трафарет и выполнять задание( орнамент). | Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют индивидуальную практическую работу. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. | Выявление уровня изученного материала. -Что нового узнали на уроке? Выставка работ обучающихся с обсуждением и проведением анализа.. -У каждого из вас получился красивый рисунок, но определите лучшие работы по уровню качества. -Как ты оцениваешь свою работу? | В конце урока выставка результатов с обсуждением работ. Ответы детей. |