Урок 2. История взаимоотношений человека и природы. Человек и природа в далеком прошлом: присваивающее хозяйство.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы, изучение влияния природных условий на расселение и занятия древних людей, формирование у школьников представления о изменении характера природопользования в процессе развития человеческого общества.
Задачи:
способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
формировать у учащихся знания о видах и формах взаимоотношений человека и природы путем раскрытия истории этих взаимоотношений;
развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющееся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
Оборудование урока: учебник Л.И. Шуршал, В.А. Самковой Экология. Живая планета. 5 класс; рабочая тетрадь к учебнику; проектор, презентация
Ход урока
Проверка домашнего задания
Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия деятельности
человека на природную среду. Ученики отвечают по заполнению таблицы у доски
Изучение нового материала
Постановка цели:
- Тихо в школе, тихо в классе. Улыбнитесь, здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.
Тема нашего урока сегодня: История взаимоотношений человека и природы. Человек и природа в далеком прошлом: присваивающее хозяйство.
Учитель: ребята, что вы знаете о том, как на Земле появился человек, как он жил в далеком прошлом? (при ответе ребята используют знания по истории, полученные ранее).
На уроках истории вы уже познакомились с этапами существования человечества. А на уроках экологии вы узнаете, как и зачем люди научились изменять окружающую среду, превращать леса в степи, пашни и пастбища, к каким последствиям это привело в прошлом и приводит сегодня.
Ребята, как вы считаете, человек, по сравнению с другими живыми существами, является более приспособленным видом на планете, или он менее приспособлен? (ответы учащихся)
Учитель рассказывает об особенностях приспособления человека к жизни на планете. Показывает слайды презентации, доказывающие, что человек менее приспособлен к условиям среды, чем живые существа. Ученики приходят к тому же выводу.
Учитель: ребята, а благодаря чему слабый человек смог добиться таких успехов с стать таким сильным? (Ответы учеников). Учитель показывает подтверждение факта приспособления человека к условиям окружающей среды, результаты изменения этой среды человеком.
Ребята, как вы думаете, а каким был первый инструмент воздействия человека на природу? (Огонь, Ответы учеников, учитель направляет учащихся на верный ответ).
Учитель: Откройте стр. 5, давайте выполним с вами задание №5 «Использование огня древними людьми». Для этого учитель рассказывает новый материал и показывает слайды. Ученики заполняют таблицу.
Обогрев и освещение жилья и пути-----ОГОНЬ------ для охоты (загон животных в нужном направлении)
/ /
Приготовление пищи Защита от хищников
Изготовление оружия и орудий
Подведение итогов: Ребята, сегодня мы с вами узнали, как в древние времена основные занятия древних людей: собирательство и охота влияли на природу. Мы поняли каково влияние присваивающего хозяйства на экологию. Узнали, что влияние древних людей на природу носило локальный характер.