СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 9 классе "НЭП. Образование СССР".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и конспект урока истории "НЭП. Образование СССР"

Просмотр содержимого документа
«неп и ссср»

Тема урока: « Новая экономическая политика. Образование СССР».

Предмет: История

Класс: 9

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия,

Цели: Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа; сформировать у учащихся представления об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности; продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения; формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой; способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II.Актуализация знаний.

Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты. Разминка - блиц - опрос «Знаешь ли ты даты и термины?». (Сл.1)

1.1904-1905гг 27 февраля 1917 25 октября 1917 1914-1918гг 1918-1920гг 1905-1907гг

2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир,

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».

За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций. К чему это привело?

(Сл.2).К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн.человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века, резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня, растет детская беспризорность, это явление приобретало угрожающие масштабы. Народ был измучен.

Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис. Это время называют «малой гражданской войной»

Учитель: Что такое «Малая гражданская война»?(Сл.3)

1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».

2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .

Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий)

Учитель. События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.

В условиях кризиса предпринимается тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭП). Рассмотрим на уроке процесс образования нового гос. - СССР.

Тема нашего урока : Переход к НЭПу. Образование СССР.

III. Изучение нового материала.

1.Причины перехода и цели НЭПа.

(Сл.6)Запись в тетрадь: март 1921г. - X съезд РКП(б)- провозглашение перехода к НЭПу.

НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений.

Как вы думаете каковы были причины перехода к НЭПу? (Сл. 7)

Причины перехода к НЭПу:

  • Экономический кризис. В 1920 году промышленное производство сократилось в 7 раз по сравнению с 1913г. Не работал транспорт, телеграф, почта. Перебои с хлебом в городах. Голод, тиф, холера, оспа. Беспризорники – 7 млн. детей.

  • Недовольство крестьян продразверсткой. Крестьянские восстания (Антоновщина в Тамбовской области).

  • «Деклассирование» пролетариата, уход в деревню. 1921г. – забастовки рабочих.

  • Демобилизация возвратила в Россию «повстанческий элемент в невероятном количестве». Рост бандитизма, преступности.

  • Восстание моряков в Кронштадте. «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков».

Цели НЭПА:

-снять социальную напряженность,

-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

2.Содержание НЭПА, его итоги и последствия. Работа в группах (Сл.8).

1 группа – рассказать об основных мероприятиях политики НЭП. параграф 18, п.1

  1. меры в области сельского хозяйства;

  2. меры в области промышленного производства;

  3. меры в области товарно - денежных отношений;

  4. меры в области трудовых отношений; (Сл.9)

2 группа – рассказать о позитивных сторонах политики НЭП - параграф 18, пункт 2-3

3 группа – рассказать о проблемах и противоречиях НЭПа. - пункты 4-5 (Сл.10)


Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

1.Меры в области

с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков


Итоги Нэпа:

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров; 2) рост цен; 3) безработица; 4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры; 6) бюрократизация; 7) отсутствие иностранных инвестиций.

Учитель: После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.

Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.

В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.

3.Причины и предпосылки образования СССР.

Учитель: На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Во все временами этому способствовали глубокие исторические, экономические, военные и культурные корни. Бывшая Российская империя объединяла более ста национальностей и народностей. Все они прошли один исторический путь. Они защищали свою свободу, не испытывали ненависти друг к другу. Стоит учесть, что вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Этот факт повлиял на объединение народов. Союз Советских Социалистических Республик - так называлось наше государство, которое просуществовало в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая многие нации и народности. Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР. Наша задача - установить, как и на каких основах образовался СССР. Как развивался СССР.

Вспомните позицию партии большевиков по национальному вопросу? Каковы практические шаги по её реализации? (Ответы учащихся.)

Добавление учителя: РСДРП(б) выдвигала:

-лозунг предоставления права на самоопределение всем народам в 1903,

-идею широкой автономии этнических меньшинств в 1913,

-принцип федеративного устройства государства в 1917 году.

Как на практике реализовывались программные установки в области национальной политики после октября 1917? (Ответы учащихся.)

Добавление учителя: После октября 1917 Ленин предложил создать в России федеративное государство.

Эта идея нашла свое отражение:

- в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918,

- в Декларации прав народов России в ноябре 1917,

- в Конституции РСФСР в июле 1918 года.

Учитель: распад империи начался еще в период Февральской революции, когда усилились сепаратистские тенденции. Октябрьская революция привела к обострению двух тенденций в национальном движении: стремление к независимости и стремление к единению. Принимаются: 31 декабря 1917 декрет о независимости Финляндии, в августе 1917 отделяется Польша, в 1918 отделилась Тува и образовались суверенные Советские республики: в декабре 1917- Украина, в 1918-Эстония, Латвия, Литва, в 1919- Белоруссия и т.д.

В начале 1922 года на территории бывшей Российской империи существовало девять советских республик: Украинская ССР, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская. Три последние в марте 1922 объединились в ЗСФСР, ДВР(1920-1922), Бухарская и Хорезмская народные республики. В РСФСР имелось девять автономных республик.

с. 141 учебника - выделить причины и предпосылки образования СССР.

Предпосылки образования СССР. (Сл.11-12)

1. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками.

2. Стремление к единой внешней безопасности республик.

3. Политическая основа объединения- одна партия, одна власть.

4. Актуальность идеи принадлежности к единому государству в сознании народов.

Учитель: Встал вопрос о том на каких принципах должно быть образовано межнациональное государство.(Сл.13) Назовите формы государственного устройства известные Вам? (Ответы учащихся.)

Добавление учителя:

Унитарное государство- форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеральных единиц (земель, штатов), а подразделяется на административно-территориальные единицы(области), существует единая система органов власти, права, конституция, территория.

Федерация- государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов федерации). За субъектами федерации сохраняется некоторая политическая самостоятельность (территория, конституция, правовая и судебная системы, органы власти). Двойная правовая и судебная системы, символика.

 Конфедерация- союз независимых государств, которые имеют собственные органы государственной власти и управления.

Учитель: В августе 1922 года на Политбюро была создана комиссия под председательством И.В.Сталина для разработки условий объединения республик. Сталин предложил объединиться на условиях автономии. Но против этого плана выступил В.И.Ленин, он был убежден, что в данном случае, лучше подойдут условия федерации.

Запись в тетради:

4.Проекты образования СССР(Сл. 14-15)

1. Ленин.  Федеративное устройство- равноправие союзных республик.

2. Сталин. Автономизация - вхождение республик в состав РСФСР.

Учитель: Сопоставьте два проекта. В чем различия? Какой проект наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса? Какой проект наиболее удачный и почему? (Ответы учащихся.)

Добавление учителя:

Практически был осуществлен проект Ленина. На I Всесоюзном съезде Советов -30декабря 1922 года- была утверждена Декларация об образовании СССР в составе РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР (Грузия, Армения, Азербайджан).

5. Образование СССР. Государственное устройство по Конституции 1924 г.

Записи в тетради(Сл.16 - 17):

30 декабря 1922 года- 1 съезд Советов объявил об образовании СССР.

31 января 1924 года- II съезд Советов принял первую Конституции СССР.

(Сл.18) работа с историческим источником - На каких правах республики входили в СССР? Обладали ли они правом свободного выхода? Какая роль отводилась СССР?

(Сл.19-20)-Каким было государственное устройство нового государства? с. 143 учебника.

В соответствии с принятой в 1924 Конституцией высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами - ЦИК, состоящий из двух палат: Совет Союза и Совет Национальностей. В перерывах между сессиями ЦИКа высший орган Президиум ЦИК СССР. Исполнительный орган ЦИК –СНК СССР.

Учитель: Конституция СССР установила Государственный герб, флаг, столицу СССР. Следует отметить, что, формально оставаясь федеративным государством, по сути СССР, таким никогда не был. Право на выход республик из состава существовал на бумаге, а в действительности же СССР практически унитарное государство, с достаточно жесткой централизацией, в основу административно-территориального деления страны был положен национально-этнический принцип. Этот принцип ущемлял права отдельных наций и права русских в национальных образованиях. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.

На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.

(Сл.21-22)-рост числа республик; карта СССР

Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять как происходило национально-государственное строительство СССР. Территории бывшей Российской империи были связаны историческими традициями и экономическими особенностями развития. Имея общую политическую структуру (Советы, диктатуру пролетариата, партию), выступая во внешней политике, как союзники, эти образования объединялись вокруг РСФСР. Логическим этапом стало образования СССР. Образование СССР способствовало усилению военной мощи страны, давало возможность для плодотворного экономического развития и укрепления коммунистического режима. В рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру. Советских людей сплачивала идея интернационализма и дружбы народов. Возникла новая советская империя. Вместе с тем оно затормозило становление подлинной национальной государственности, деформировало развитие национальной культуры. Но по сути СССР являлся жестко централизованным государством, а власть советов подменялась властью партии ВКП(б).

6. Закрепление изученного материала (Сл.23).

Тест.

1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?

1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г

2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).

3. СССР был образован в:

а)1918 г. б)1920 г. в)1922 г. г)1923 г.

4)Первая Конституция СССР была принята в:

а)1920 г. б)1924 г. в)1925 г.

7. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание (Сл. 24): 

1.§ 18-19 читать, с. 139 «Учимся быть историками» 1, с.145 в.5

2. Одно на выбор: с.145 «Учимся быть историками» по плану в задании описать любую республику, вошедшую в состав СССР мини сочинение - рассуждение «В чем я вижу значение образования СССР».
















Просмотр содержимого презентации
«нэп и ссср»

«Знаешь ли ты даты и термины?». 1.1904-1905гг 2. 27 февраля 1917  3.25 октября 1917 4.1914-1918гг  5.1918-1920гг 6.1905-1907гг 1.Интервенция 2.гражданская война, 3.мировая война 4.сепаратный мир  За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций. К каким последствиям это привело?

«Знаешь ли ты даты и термины?».

  • 1.1904-1905гг 2. 27 февраля 1917

3.25 октября 1917 4.1914-1918гг

5.1918-1920гг 6.1905-1907гг

  • 1.Интервенция 2.гражданская война, 3.мировая война 4.сепаратный мир

За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций. К каким последствиям это привело?

Последствия гражданской войны

Последствия гражданской войны

  • Потери – почти 13 млн. человек
  • Население Москвы и Петербурга сокр. в 2 раза
  • Посевные площади уменьшились на 15 млн. га
  • Уничтожено 25% довоенного богатства страны
  • Продукция с/х сократилась на 40%
  • Промышленное производство уменьшилось на 70%
  • Голод, детская беспризорность
«Малая гражданская война»:  1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.  Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».  2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .  Требования: 1) немедленные перевыборы Советов; 2) ликвидация продразверстки и продотрядов; 3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство; 4) свобода торговли; 5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий 3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий)

«Малая гражданская война»:

1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».

2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .

Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий)

Новая экономическая политика большевиков. Создание СССР. История  9 класс

Новая экономическая политика большевиков. Создание СССР.

История

9 класс

План работы:

План работы:

  • Причины перехода к НЭП, его цели
  • Работа по группам (содержание НЭП, итоги и последствия)
  • Причины и предпосылки образования СССР
  • Проекты образования СССР
  • Образование СССР, Государственное устройство по Конституции 1924 г.
  • Закрепление изученного
Переход к НЭПу

Переход к НЭПу

  • Март 1921 г. – X съезд РКП (б) – переход к НЭПу
  • НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений.
Причины перехода к НЭПу Экономический кризис . В 1920 году промышленное производство сократилось в 7 раз по сравнению с 1913г. Не работал транспорт, телеграф, почта. Перебои с хлебом в городах. Голод, тиф, холера, оспа. Беспризорники – 7 млн. детей. Недовольство крестьян продразверсткой . «Деклассирование» пролетариата, уход в деревню . 1921г. – забастовки рабочих. Демобилизация возвратила в Россию «повстанческий элемент в невероятном количестве». Рост бандитизма, преступности. Восстание моряков в Кронштадте . «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков». Цели НЭПА: -снять социальную напряженность, -укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

Причины перехода к НЭПу

  • Экономический кризис . В 1920 году промышленное производство сократилось в 7 раз по сравнению с 1913г. Не работал транспорт, телеграф, почта. Перебои с хлебом в городах. Голод, тиф, холера, оспа. Беспризорники – 7 млн. детей.
  • Недовольство крестьян продразверсткой .
  • «Деклассирование» пролетариата, уход в деревню . 1921г. – забастовки рабочих.
  • Демобилизация возвратила в Россию «повстанческий элемент в невероятном количестве». Рост бандитизма, преступности.
  • Восстание моряков в Кронштадте . «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков».

Цели НЭПА:

-снять социальную напряженность,

-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

Содержание НЕПА, его итоги и последствия 1 группа – рассказать об основных мероприятиях политики НЭП. ( параграф 18, п.1 ) -меры в области сельского хозяйства; -меры в области промышленного производства; -меры в области товарно - денежных отношений; -меры в области трудовых отношений; 2 группа – рассказать о позитивных сторонах политики НЭП – ( параграф 18, пункт 2-3 ) 3 группа – рассказать о проблемах и противоречиях НЭПа. – (параграф 18, пункты 4-5)

Содержание НЕПА, его итоги и последствия

1 группа – рассказать об основных мероприятиях политики НЭП. ( параграф 18, п.1 )

-меры в области сельского хозяйства;

-меры в области промышленного производства;

-меры в области товарно - денежных отношений;

-меры в области трудовых отношений;

2 группа – рассказать о позитивных сторонах политики НЭП – ( параграф 18, пункт 2-3 )

3 группа – рассказать о проблемах и противоречиях НЭПа. – (параграф 18, пункты 4-5)

Вопросы для сравнения «Военный коммунизм» 1.Меры в области с/х. НЭП Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. 2.Меры в области промышленного производства Продналог- установленный государством обязательный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств. Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. 3. Меры в области товарно-денежных отношений. Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда. Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. 4.Меры в области трудовых отношений. Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа. Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. Свободный наем рабочей силы

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

1.Меры в области

с/х.

НЭП

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

2.Меры в области промышленного производства

Продналог- установленный государством обязательный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств.

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

4.Меры в области трудовых отношений.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

Итоги Нэпа : К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади; К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года; К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года. На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков. К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года. В то же время: 1) не хватало промышленных товаров; 2) рост цен; 3) безработица; 4) перенаселение городов; 5) изменение соцструктуры; 6) бюрократизация; 7) отсутствие иностранных инвестиций.

Итоги Нэпа :

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров; 2) рост цен; 3) безработица; 4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры; 6) бюрократизация; 7) отсутствие иностранных инвестиций.

Каковы причины и предпосылки образования СССР(с.141)

Каковы причины и предпосылки образования СССР(с.141)

  • 1. После окончания Гражданской войны на территории Российской империи существовало 6 самостоятельных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская. Появилась необходимость определения отношений между перечисленными республиками и народами (р.т.1 )
  • 2. Наличие единого политического строя в этих республиках – советской власти, общность целей – строительство социализма
  • 3. Все республики входили в бывшую Российскую империю , поэтому между ними существовали исторически сложившиеся экономические связи
  • 4. Во всех республиках фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям , входившим в состав единой РКП (б)
Каковы причины и предпосылки образования СССР(у.141)

Каковы причины и предпосылки образования СССР(у.141)

  • 5. Необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства (декабрь 1920 г – план ГОЭЛРО – создание единой энергетической системы).
  • 6. Необходимость объединения усилий всех республик для обеспечения безопасности, создание единых армий и флота.
  • 7. Наличие в республиках единой социально-экономической системы : земля, недра, крупная промышленность, финансы, транспорт находились в руках государства, единая общественная собственность на средства производства
  • 8 . НЭП способствовал расширению сферы товарно-денежных отношений , налаживанию двухсторонних связей между различными регионами.
  • 9. Складывание военно-политического союза между республиками (1920-1921 гг. договоры о взаимодействии в военно-хозяйственных и дипломатических областях)
Принципы построения.  У большевиков были раз-личные точки зрения на принципы построения межнационального го-сударства.  Комиссию по подготовке проекта Союзного договора возглавил И. Сталин. В подготовленном документе был изложен план автономизации, предусматривавший привилегии для РСФСР Но Ленин подверг этот проект резкой критике и настоял на принципе равноправия при создании государства. Ленин и Сталин В Горках. 1922 год.

Принципы построения.

У большевиков были раз-личные точки зрения на принципы построения межнационального го-сударства.

Комиссию по подготовке проекта Союзного договора возглавил И. Сталин. В подготовленном документе был изложен план автономизации, предусматривавший привилегии для РСФСР Но Ленин подверг этот проект резкой критике и настоял на принципе равноправия при создании государства.

Ленин и Сталин

В Горках.

1922 год.

Планы объединения. № 1. План И.В. Сталина (возглавлял народный комиссариат по делам национальностей): УССР РСФСР БССР ЗСФСР  Республики входят в состав РСФСР на правах автономии

Планы объединения.

  • № 1. План И.В. Сталина (возглавлял народный комиссариат по делам национальностей):

УССР

РСФСР БССР

ЗСФСР

Республики входят в состав РСФСР на правах автономии

№ 2. План В.И. Ленина (возглавлял Совет Народных Комиссаров): РСФСР УССР СССР БССР ЗСФСР  Предусматривалось объединение на основе равноправия республик ( федерализация
  • № 2. План В.И. Ленина (возглавлял Совет Народных Комиссаров):

РСФСР

УССР

СССР БССР

ЗСФСР

Предусматривалось объединение на основе равноправия республик ( федерализация )

Создание СССР.

Создание СССР.

  • 27 декабря 1922 г. – договор об образовании СССР
  • 1924 г. – принятие 1-ой Советской Конституции
Подписание договора об образовании СССР

Подписание договора об образовании СССР

Из Декларации об образовании СССР «Союз... является добровольным объединением равноправных народов… за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем… новое, союзное государство… послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Из Декларации об образовании СССР

«Союз... является добровольным объединением равноправных народов… за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем… новое, союзное государство… послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Государственное устройство СССР (с. 143)

Государственное устройство СССР (с. 143)

  • Высший законодательный орган – Всесоюзный Съезд Советов
  • Высший исполнительный орган – Совет Народных Комиссаров
Был ли в СССР глава государства???

Был ли в СССР глава государства???

В первой редакции СССР состоял из 6 республик. В середине 20-х годов Туркестанская АССР была реорганизована и разделена на Таджикскую, Узбекскую, Казахскую, Туркменскую, Киргизскую ССР, которые были выведены из состава РСФСР. В 1939 г. в состав СССР была возвращена Бессарабия (Молдавская ССР) и страны Прибалтики. В конечной редакции СССР состоял из 15 союзных республик.

В первой редакции СССР состоял из 6 республик. В середине 20-х годов Туркестанская АССР была реорганизована и разделена на Таджикскую, Узбекскую, Казахскую, Туркменскую, Киргизскую ССР, которые были выведены из состава РСФСР. В 1939 г. в состав СССР была возвращена Бессарабия (Молдавская ССР) и страны Прибалтики. В конечной редакции СССР состоял из 15 союзных республик.

Закрепление 1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу? 1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г 2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП? А) упрочить свою власть; Б) предоставить свободу политической оппозиции; В) гарантировать свободное развитие личности; Г) преодолеть экономический кризис; Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре; Е) вернуться к рыночной экономике; Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом; З) продолжать «мировую революцию»; И) ликвидировать дипломатическую изоляцию. Ответ: А), Г), Д), И). 3. СССР был образован в: а)1918 г. б)1920 г. в)1922 г. г)1923 г. 4)Первая Конституция СССР была принята в: а)1920 г. б)1924 г. в)1925 г. Какие существовали проекты объединения республик?  В чем разница между проектом В.И. Ленина и проектом И.В. Сталина?  Какие республики были странами- учредителями СССР?

Закрепление

1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?

1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г

2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).

3. СССР был образован в:

а)1918 г. б)1920 г. в)1922 г. г)1923 г.

4)Первая Конституция СССР была принята в:

а)1920 г. б)1924 г. в)1925 г.

Какие существовали проекты объединения республик?

В чем разница между проектом В.И. Ленина и проектом И.В. Сталина?

Какие республики были странами- учредителями СССР?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1.§ 18-19 читать, с. 139 «Учимся быть историками» 1, с.145 в.5
  • 2. Одно на выбор: с.145 «Учимся быть историками» по плану в задании описать любую республику, вошедшую в состав СССР или мини сочинение - рассуждение «В чем я вижу значение образования СССР».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!