СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 9 классе. Закрепление по теме "Отечественная война 1812 года"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-повторения строится на межпредметных связях с литературой. Главная цель урока - воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 9 классе. Закрепление по теме "Отечественная война 1812 года"»

Открытый урок истории в 9 классе.

Тема: Закрепление по теме

«Отечественная война 1812 г»

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою. А.С.Пушкин



Учитель:

Сегодня мы  вспомним об одной из самых героических страниц русской истории- Отечественной войне 1812 г. , о ее важнейших событиях, их значении и конечно о людях, сделавших все для защиты своей Родины от захватчика.

Наша задача не только закрепить полученные знания, но и научиться высказывать свое мнение по рассматриваемому вопросу и аргументировать его.

Кроме того, мы вспомним выдающихся деятелей литературы, которые писали о войне 1812 года.

Ход урока


I.(Мозговой штурм) .Повторение понятий, дат.

Коалиция, континентальная блокада, фураж, флеши, партизанская война, редут, Тарутинский маневр, 1801-1825, 1807, 1805,1806, 12 июня 1812, 26 августа 1812,

1 сентября 1812.


II. Разноуровневые задания на повторение темы.

Итак, война началась 12 июня 1812 г. В чем ее причины, причины победы России, особенности ее хода? На все вопросы ответим в ходе решения заданий.


1.Определите причину и повод, вызвавший военное столкновение России и Франции. (Слайд

А) Несоблюдение условий Тильзитского договора______________

Б) Стремление Наполеона к мировому господству ______________.


2. Цель Наполеона накануне вторжения в Россию?

А) Разгром русской армии и оккупация страны.

Б) Разгром русской армии в приграничном сражении и заключение мира.


3. Задание №1.Подпиши рядом с именем генерала номер его армии и направление, на котором она действовала.


Князь П.И.Багратион- _______армия; ______________направление.

А.П.Тормасов - ____________ армия; ______________направление.

М.Б.Барклай-де-Толли -_________армия; ___________направление.


Ответ: 2- Белоруссия, 3 – Киев, 1- вдоль реки Неман


4. О какой ситуации в войне повествует Лермонтов М.Ю.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»


5. О ком строки А.С.Пушкина?

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою. (А.С.Пушкин)

(Речь о Барклае де Толли)


6. Задание №2. Прочитайте документы, вставьте названия населенных пунктов и имена военачальников.


А) «В конце июля россияне достигают города____________и здесь воспоследовало последнее благополучное соединение 1-ой армии со 2-ой под командою генерала от инфантерии князя___________________. Российские войска 7 числа августа от развалин и пепла города______________ отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице__________________.»

Б)»Наконец уже в лагере при_______________пришло известие о прибытии____________, ветерана русской армии, назначенного главнокомандующим. Всеми овладело шумное веселье, все ожило, опять ожила надежда: вся армия видела в этом седом воине своего ангела-спасителя»

В) «..Но за всем тем остаюсь я и поныне в горестном недоумении: за что почти все известные бытописатели военных происшествий 12-го года упрекают и обвиняют знаменитого полководца нашего_____________в том, что он не сделал генеральной атаки наполеоновской армии…»

Ответ: (Смоленска, Багратиона, Смоленска, Москве) ( Царево Займище, Кутузова) (Барклая де Толли)


7. О чем строки?

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.


8. Когда произошло сражение и в чем его историческое значение?


9. Задание №3. Расположите события в хронологической последовательности.

А) отход русской армии к Москве

Б) захват Семеновских флешей

В) бой за Шевардинский редут

Г) третья атака и захват батареи Раевского

Ответ: ВБГА.

(В чем его историческое значение)


10. Аргументы за и против. Дай оценку точкам зрения на итоги Бородинского сражения. Выскажи свою.

А) «Чья это победа? На мой взгляд, ничья…»(Б.Абалихин)

Б) «Конечно, это была победа Наполеона, тактическая победа»по очкам», если применять боксерскую терминологию…» (А.Васильев)


11.Задание №4. Работа в парах. Выполнение задания по схеме Бородинского сражения.

Сделайте необходимые надписи к условным обозначениям из предложеных:


Место пребывания Кутузова и Наполеона во время боя, Бородино, Семеновское, Горки, Шевардинский редут, батарею Раевского, Багратионовы флеши, Утицкий лес.


(Проверка – 1 человек у карты) .


12. Дж.Байрон писал:

Солдат, фитиль схватив, огню помог,

Мужик сует в огонь соломы клок,

Запасы предает огню купец,

Аристократ сжигает свой дворец.

О чем? (О всенародном характере войны, который особенно проявился в партизанском движении)


13. Задание №5. Используя приведенных имена и термины составьте логические ряды. (Взаимопроверка)


Г.Курин, В.Кожина, скрытное движение, Д.В.Давыдов, Тарутинский маневр, А.С.Фигнер, укрепленный лагерь, партизанское движение, сражение у Малоярославца.


Ответ: Тарутинский маневр – это скрытное движение русской армии в укрепленный лагерь с целью подготовки к сражению под Малоярославцем. Г.Курин, Кожина, Давыдов, Фигнер – наиболее известные руководители партизанского движения.


14. В чем состояло значение партизанского движения?



15. Задание №6. Заполните линию времени правильно. Расставьте события войны( цифры) в хронологическом порядке. (1 человек за доской расставляет карточки)

1.- переход Наполеона через реку Неман

2.- сражение под Малоярославцем

3.- военный совет в Филях

4.- соединение 1 и 2 русских армий

5.- Бородинское сражение

6.- Смоленское сражение

7.- пожар Москвы

8.- переход Наполеона через реку Березину

9.- Тарутинский маневр

(Ответ: 14 65 37 92 8)

Учитель. Подведение итогов.

 Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?                                    А.С. Пушкин

В чем же причина победы России в войне 1812 г.? Значение победы?

(Зачитать слова Тарле Е.В., уч. стр.34)

III. Рефлексия. Закончи предложение.

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- меня удивило…

- мне захотелось…

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.



Домашнее задание.

Выполнить задания №7,8 в рабочем листе.


Задание №7. Правильно соотнеси цифры и буквы.

Дата

Основные события


1)12 (24) июня 1812 г.

А)Бородинское сражение

2)3 августа 1812

Б)Сражение под Малоярославцем. Начало отступления французской армии по «старой смоленской дороге».

3)4-6 августа 1812 г.

В)Манифест Александра I о победе России

4)8 августа 1812 г.

Г)Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии

5)26 августа 1812 г.

Д)Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском

6)12 октября 1812 г.

Е)Вторжение «великой» армии Наполеона в пределы России

7)25 декабря 1812 г.

Ж)Сражение за Смоленск. Отступление русской армии

Ответы:

Дата

Основные события


1)12 (24) июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в пределы России


2)конец июля 1812

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском


3)4-6 августа 1812 г.

Сражение за Смоленск. Отступление русской армии


4)8 августа 1812 г.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии


5)26 августа 1812 г.

Бородинское сражение


6)12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало отступления французской армии по «старой смоленской дороге».


7)25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России




Ответ: 1Е, 2Д, 3Ж, 4Г, 5А, 6Б, 7В.








Задание №8. Найдите в тексте все ошибки.Подчеркните.

«12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, втор­глась в пределы России. Русская армия насчиты­вала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению».

Задание №8. Найдите в тексте все ошибки.(Ответы)

«12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640(420) тысяч человек), переправившись через Днепр(Неман), втор­глась в пределы России. Русская армия насчиты­вала 590(200) тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!