СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 6 классе "Новгородская республика"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является составляющей частью темы "Феодальная раздробленность". Материал урока  содержит элементы ФГОС и историко- культурного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе "Новгородская республика"»

Тема урока: Новгородская республика


Тип урока: урок изучения нового материала с элементами игровой технологии

Формы и методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: наглядный, словесный, частично –поисковый.

Технология: критического мышления

Приёмы: письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией.

Цель: выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств

Задачи:

  • образовательные –определить географическое положение Новгородского княжества;определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием; показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика;дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя;

  • развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; развитие навыков работы с картой, документами; развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;

  • воспитательные - развитие культуры командной работы; воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям; выработка нравственных ценностей во время урока

Планируемые результаты:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:

  • Личностные - развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений; самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»;формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

  • Регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий;

  • Познавательные – самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

  • Коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Материалы и оборудование:

  1. Проектор, компьютер;

  2. Презентация «Новгородская республика»

  3. Учебник Арсентьев Н.М, Данилов А.А.,. и др. История Россия. 6 класс. Учебник в 2-х частях, Часть 1. – М.: Просвещение, 2016, Рабочая тетрадь.

  4. Тетради, набор карточек с текстом документов.

  5. Карта «Феодальная раздробленность на Руси в XII-XIII вв.»


Эпиграф: Город древний, город славный,

Страж границы православной,

Здесь исток души славян

И свободы россиян.


Карта “Феодальная раздробленность Руси XII-XIII в.”

Справа новые термины и понятия: (по ходу урока отмечаем карандашом, дома записывают в словарь) Государственная раздробленность, Вече, Посадник, Тысяцкий, Совет господ, Республика, Монархия, Архиепископ

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Приветствие, отмечаем отсутствующих)

  2. Актуализация. Целеполагание.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю Вам взять листочки с диктантом – шифром. Вам предстоит выполнить задание: ответить на 8 вопросов. (да – 1, нет – 0)

Н – Наше мнение, что распад Древнерусского государства в 12 веке был неизбежен.

О – Ослабление обороноспособности – одно из отрицательных последствий государственной раздробленности

В – Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище из-за того, что имел большую семью

Г – Город Москва впервые упоминается в летописи в 1280 году

О – Отдельным княжеством легче и удобнее управлять

Р – Раздробленность мешала экономическому и культурному подъему отдельных княжеств

О – Отрицательным последствием государственной раздробленности были продолжающиеся междоусобные войны

Д – Даже в условиях государственной раздробленности сохранилось единство православной церкви на Руси и культурное единство Руси

Теперь мы проверим наш диктант-шифр, передайте свой листочек соседу, сравните с шифром на доске и поставьте оценку.

На доске запись:

111 010 11

«5» - 8 + ответов

«4» - 7-6 + ответов

«3» - 5-4 + ответа

- Кто мне скажет, что мы повторили с помощью диктанта?

- Правильно, последствия раздробленности.

- Что такое феодальная раздробленность? ---

-Какую дату принято считать окончательной датой начала феодальной раздробленности? (1132г. - смерть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха)

  1. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

А теперь посмотрим на первые буквы наших вопросов. Какое слово получилось?

Это слово НОВГОРОД. Слово Новгород означает «новый город». Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение 3-х отдельных разноплеменных поселений, именно по отношению к ним он и являлся «новым городом». Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына - Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года.

Итак, тема нашего урока урока «Новгородская республика» (запись в тетради).

Обратите внимание на название параграфа «Новгородская республика» Не княжество, а республика! Почему? Предлагаю вам в конце урока ответить на вопросы: Почему Новгородскую землю называют республикой? Оказывает ли географическое положение влияние на развитие территории?

На уроке мы должны ответить на проблемные вопросы, а также заполнить сравнительную таблицу. (На доске).

Учащиеся провели исследовательскую работу с текстом учебника и карточками. Каждая группа получила опережающие задания. Результаты фиксируют в таблицу.

I группа – работала т с картой и учебником §14. Сравнивала географическое положение Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества, природные условия.

II группа – работала с текстом учебника, картой и сделает сегодня вывод об основных занятиях новгородцев и жителей Владимиро-Суздальского княжества.

III группа – работала с документами (различные тексты распределяются внутри группы) определяет роль и положение князя в Новгороде, сравнивает с князем Владимиро-Суздальской земли.

Подводятся итоги исследований. Заполняется таблица (по мере выступления групп).

Выслушиваются результаты работы групп.

Ответ 1 группы. Работа с картой.


Ответ 2 группы.

Первичное закрепление материала. Задание на слайде

Физкультминутка.

Ответ 3 группы. Заполнение таблицы.

Далее учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 119 , рассмотреть картину и ответить на вопросы.

Учащиеся читают учебник на странице 119-120 (пункт 5), затем устно заполняют схему и записывают

Далее учитель подводит итог ответам учащихся. (На слайде).

Поговорим о последствиях политической раздробленности. Только ли отрицательные последствия она имела? Изученная ранее тема по истории Владимиро- Суздальского княжества, сегодняшняя тема позволяют сделать вывод, что не только. Политическая раздробленность Руси способствовала экономическому и политическому развитию Руси, а именно отдельных центров, появлению многовариативности системы управления.

А теперь вернемся к проблемам, поставленным в начале нашего урока. Итак, почему Новгородскую землю называют республикой? Действительно, здесь существовало выборное правление, важные вопросы решались народным собранием. Влияет ли географическое положение на развитие территории? Да, влияет. Суровый климат, неплодородные земли способствовали развитию ремесла и торговли в Новгороде.

  1. Закрепление. Задание на слайде.

Выберите из утверждений те, которые характеризуют Новгородское государство

  • А) основное занятие населения – земледелие

  • Б) малое плодородие почвы и суровые климатические условия

  • В) реальная власть принадлежит боярству и купечеству

  • Г) широкое развитие промыслов: солеварение, производство железа, рыболовство, охота

  • Д) неограниченная власть князя

  • Е) активная торговля с другими государствами

  • Ж) борьба за главенство на Руси и овладение Киевом

  • З) особое государственное устройство

Обратимся к словарю урока: вече, посадник, тысяцкий, владыка, артель, «Иваново сто»

  1. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Что нового я узнал на уроке?

Меня удивило…

7. Обсуждение домашнего задания

Домашнее задание:

1) Прочитайте п. 14, завершите заполнение таблицы по разделу культура.





Приложение

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Владимиро – Суздальское княжество

Новгородская земля

  1. Географическое положение







  1. Природные условия







  1. Занятия населения







  1. Группы населения







  1. Положение князя







  1. Культура









Вывод:












Сравнительная таблица

Вопросы для





сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская вечевая республика

Результаты сравнения

1 Географическое положение

Северо-Восточная Русь.

Земли расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги

От побережья Белого моря на севере до половецких степей на юге, от верховьев Волги на Востоке до новгородских земель на западе

Северо –Западная Русь.

От Финского залива до Уральских гор, от Северного ледовитого океана до верховьев Волги

Озеро Ильмень, река Волхов


Княжества занимают обширные территории на севере, что позволяет им быть защищенными от набегов кочевников

2.Природные условия


Пригодные для

хлебопашества земли (ополье),

наличие рек и лесов

Неблагоприятный климат, заболоченные земли, множество лесов

Климат и почвы Новгорода мало пригодны для земледелия, поэтому Новгород его привозил из Владимиро –Суздальской земли

3.Население

Земледельцы, ремесленники, промысловики

Ремесленники(самая многочисленная категория населени)

Купечество (весьма влиятельные, состоятельные)

Бояре (имели самый большой вес)

Духовенство


Географическое положение определяет состав и занятия населения

4. Занятия


Земледелие, скотоводство, рыболовство,

добыча соли, бортничество, бобровый промысел,

ремесла, торговля

Ремесла

Торговля

5.Политический строй

А) роль князя в управлении

Б) особенности управления

Сильная княжеская власть

Слабая княжеская власть (Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления)

Республиканская форма правления. Верховная власть – вече. Символ народовластия – вечевой колокол. Высшее должностное лицо – посадник. Помощник посадника – тысяцкий. Глава церкви – владыка (архиепископ, архимандрит)

Князя с дружиной приглашало вече

Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство.

6Культура


Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Икона Владимирской

Божьей Mатери.

Многочисленные монастыри —

центры образования

и составления летописей

Особенность: простота и доступность.

Каменное зодчество

Летописание
















































Документы

Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославовичем.

1270 год

“…Целуй, князь крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебя держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские держать тебе, князь, не своими дружинниками, а держать мужами новгородскими.

Без посадника тебе, князь, суда не судить. Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоих боярам сил не держать, не покупать и в подарок не брать.

Гнев твой, князь, на посадниках и всех новгородцев отложить и никому не мстить.

На Руси тебе, князь, ездить в третью зиму, а летом ездить на Озвало зверей ловить.

В Ладогу, князь, посылать медовара.

В немецком дворе торговать через нашу братию. На всем этом целуй, князь, ко всему Новгороду.

Вопросы:

  1. На каких условиях приглашали новгородцы князя?

  2. О чем говорит тот факт, что договор заключался с тверским князем?

  3. Кто в Новгороде имел настоящую власть?





























Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Вече

По происхождению своему новгородское вече было городским собранием... Оно не было постоянно действующим учреждением, созывалось, только когда являлась в нем надобность. Вече собиралось по звону вечевого колокола... обыкновенно на площади, называвшейся Ярославовым двором. Вече не было по составу своему представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Вече обыкновенно состояло из граждан одного старшего города; но иногда на нем являлись и жители младших городов земли, впрочем, только двух, Ладоги и Пскова.

Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т.п.

На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством.

Вопросы и задания к документу

1. Что такое вече? Кто участвовал в вече?

2. Какие вопросы обсуждались на новгородском вече?

З. Как принимались решения? Согласны ли вы с подобным путем принятия решений? Свой ответ поясните.














Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Посадник и тысяцкий

Исполнительными органами веча были два высших выборных сановника, которые вели текущие дела управления и суда, — посадник и тысяцкий. Пока они занимали свои должности, они назывались степенными, т. е. стоящими на степени, а покинув степенную службу, получали звание посадников и тысяцких старых. Довольно трудно разграничить ведомство обоих сановников: посадники степенные и старые в походах командуют новгородскими полками; тысяцкие делают одни дела с посадниками. Кажется, пособник был собственно гражданским управителем города, а тысяцкий — военным и полицейским... Оба сановника получали свои правительственные полномочия на неопределенное время: одни правили год, другие меньше, иные по нескольку лет.

Посадник и тысяцкий правила с помощью целого штата подчиненных им низших агентов, называвшихся приставами, биричамиподвойскими, половниками, изветниками, которые исполняли разные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решение веча, призывали к суду, извещали суд о совершенном преступлении, производила обыски и т. п.

Вопросы и задания к документу

1. Какими органами управления осуществлялась исполнительная власть в Новгороде? Как они формировались?

2. Какие вопросы находились в ведении исполнительных органов власти?






















Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Совет господ

По характеру своему вече не могло обсуждать предлагаемые ему вопросы, а тем менее возбуждать ах, предлагать законодательный почин. …Подготовительным и распорядительным. учреждением был новгородский совет господ.

Постоянным председателем этого совета остался местный владыка— архиепископ, в палатах которого он и собирался. Новгородский совет... состоял из княжеского наместника и городских властей: из степенных посадника и тысяцкого, из старост кончанских и сотских. Рядом с степенными на совете сидели и старые посадники и тысяцкие. Совет... подготовлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял новые проекты законов, не имея своего собственного голоса в законодательстве; но по характеру социально-политического строя Новгорода этот совет на деле имел более важное значение. Состоя из представителей высшего новгородского класса, имевшего могущественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный совет часто и предрешал вносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им самим ответы... это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления.

Вопросы и задания к документу

1. Охарактеризуйте состав и основные функции Совета господ. Каково его политическое значение?























Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Князь

Новгородскими рядами, в которых излагались принимаемые выбранным князем обстоятельства, и определялось его значение в местном управлении. Князь был в Новгороде высшей правительственной и судебной властью, руководил управлением и судом, определял частные гражданские отношения согласно с местным обычаем и законом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но все эти судебные и административные действия он совершал не один, а в присутствии и с согласия новгородского посадника: “…без посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот тидати” На низшие должности, замещаемые не по вечевому выбору, князь избирал людей из новгородского общества, а не из своей дружины. Все такие должности, волости, раздавал он с согласия посадника. Князь не мог отнять без суда должности у выборного или назначенного на нее лица.

Всеми... доходами и угодьями он пользовался по правилам, точно определенным, в урочное время и в условленных размерах. Князь, по договорам, не мог иметь в Новгородской земле своих источников дохода, независимых от Новгорода. В договорных грамотах особым условием запрещалось князю с его княгиней, боярами и дворянами приобретать или заводить села и слободы в Новгородской земле и принимать людей в заклад, т. е. в личную зависимость.

По договорным грамотам князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только через новгородских посредников; он не мог затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов.

Князь должен был стоять около Новгорода, служа ему, а не во главе его, правя им. Он для Новгорода или наемник, или враг; в случае вражды к нему, как к враждебной державе, посылали с веча на городище ультиматум, грамоту, “исписавше всю вину его”, с заключением: . . .поеди от нас, а мы собе князя промыслим”.

Вопросы и задания к документу

1. Какие функции в управлении Новгородом выполнял князь? Определите его место в системе управления Новгородской землей.

2. В чем состояло отличие полномочий княжеской власти в Новгородской земле от положения князя в Северо-Восточной Руси?

3. Какие ограничения на свободу княжеской власти налагал договор (ряд)?

4. Подумайте, почему новгородцы не отказались окончательно от княжеской власти?









…В 1136 году новгородцы призвали псковичей и задумали изгнать князя своего Всеволода. А вот в чем обвиняли его:

1). не бережет смердов;

2). Бежал с поля битвы впереди всех.

Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославовичем.

1270 год

“…Целуй, князь крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебя держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские держать тебе, князь, не своими дружинниками, а держать мужами новгородскими.

Без посадника тебе, князь, суда не судить. Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоих боярам сил не держать, не покупать и в подарок не брать.

Гнев твой, князь, на посадниках и всех новгородцев отложить и никому не мстить.

На Руси тебе, князь, ездить в третью зиму, а летом ездить на Озвало зверей ловить.

В Ладогу, князь, посылать медовара.

В немецком дворе торговать через нашу братию. На всем этом целуй, князь, ко всему Новгороду.

Вопросы:

На каких условиях приглашали новгородцы князя?

О чем говорит тот факт, что договор заключался с тверским князем?

Кто в Новгороде имел настоящую власть?

















Раздаточный материал






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!