Урок истории в 6 классе. История Средних веков.
Тема: В рыцарском замке.
Цель:
ознакомить учащихся с условиями жизни класса феодалов,
подвести к пониманию, какие у них существовали моральные нормы.
Оборудование: учебник Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского «История Средних веков. 6 класс», методическое пособие О.В. Араслановой и К.А. Соловьева « Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс» ( стр. 149-157), рисунки учащихся с изображением средневековых рыцарей и замков (выполненные в предыдущие годы) .
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
Средневековая пословица гласит: « С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чём её смысл?
Изучение новой темы.
План:
Замок феодала.
Снаряжение рыцаря.
Воспитание рыцаря.
Развлечения рыцаря.
Ценности рыцарей.
Рассказ учителя.
Рыцари утверждали « Позор и срам мне страшны – не кончина» (пишет на меловой доске). Почему? В конце урока вам предстоит ответить на этот вопрос.
Поговорка « Мой дом – моя крепость» (пишет на меловой доске), возможно, появилась в средние века. Почему? Сейчас вы узнаете ответ.
Учитель рассказывает о феодальном замке. Помогают ему – иллюстрации, материалы из методического пособия, рисунки детей.
Учащимся можно напомнить вид замков в детских кинофильмах « Королевство кривых зеркал», « Город мастеров» ( для лучшего восприятия).
2) Рассказывая о снаряжении рыцарей, учитель рекомендует учащимся записать в тетрадях новые термины.
Словарная работа.
Доспехи рыцаря, его снаряжение.
Кольчуга – рубаха, сплетённая из железных колец.
Латы – железные пластины, защищавшие тело рыцаря от удара меча или копья.
Шлем – головной убор рыцаря.
Забрало – металлическая пластинка с прорезями для глаз (крепилась к шлему).
Турнир – военное состязание рыцарей в силе и ловкости.
Герб – отличительный знак рода.
Девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Рассказ учителя о детстве будущих рыцарей, о посвящении в рыцари.
Работа с текстом учебника (страницы 97-98), смотреть иллюстрацию на странице 97.
Кодекс (законы) рыцарской чести:
Совершать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.
Работа с документом (страница учебника 99).
Закрепление изученного материала. Вопросы
Подведение итогов (смотреть стр. 100-101 учебника)
Домашнее задание: § 12, нарисовать средневековый замок или рыцаря (по выбору и желанию ученика).