СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории Тема: Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – изучение нового материала. Данная разработка урока построена таким образом, чтобы  учащиеся могли раскрыть  увидеть и понять  коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом и в Курской битве, дает возможность  проследить ход освободительных боев осенью 1943 года. Организованная деятельность учащихся позволяетпродолжить развитие картографических, хронологических умений;продолжить развитие навыков работы в группе

 

 

  

Просмотр содержимого документа
«Урок истории Тема: Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны»

Урок истории 9 класс

Тема: Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны

Цели урока:

I. Образовательные:

* раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

* показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом и в Курской битве;

* проследить ход освободительных боев осенью 1943 года.

II. Воспитательные:

* способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства.

III. Развивающие:

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* продолжить развитие навыков работы в группе

Тип урока – изучение нового материала



Ход урока

  1. Оргмомент. 1 мин

  2. 3 октября 1941 года в публичной речи Гитлер сказал: «Сегодня я могу вам сказать – и я не мог этого сказать раньше, - что враг разгромлен и никогда больше не поднимется». Но история распорядилась иначе: Гитлер и предположить не мог, какие события последуют в декабре 1941 года и в последующее время. Тема нашего урока Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

  3. Вы получили листки самоконтроля. Сформулируйте цель работы вашей группы.

  4. Актуализация знаний учащихся.

На прошлых уроках мы говорили о первых 2 х этапах Второй мировой войны.

У доски индивидуальная работа учащегося - Итоги первого этапа Великой Отечественной войны.

Остальные работают в группе:

Прослушайте отрывки из документов и определите, о каком событии идет речь. Время на запись и обдумывание ответа – 30 секунд.

Внимание на экран.

Ответы запишите на листах самоконтроля.

  • «26.11 в 14.45 послышались два выстрела с интервалом в 20 сек. из д. Майнилы. Судя по звуку я решил, что выстрелы произведены из миномета. Примерно через 20 сек. послышалось два разрыва с того же направления, но ближе к границе. Во время произведения наблюдений я находился на шоссе неподалеку от моста у деревни Яппинен»

Из показаний рядового В. Пекканена (Повод для советско-финской войны, которая началась 30 ноября 1939 года)

  • «Начались бомбежки. Разбиты были здания недалеко от вокзала. Долго горели зловещим пламенем разбомбленные Бадаевские склады. Постепенно усиливался и артиллерийский обстрел. Всякая эвакуация прекратилась. В магазинах исчезли все продукты. Последнее, что мне удалось купить, из-за чего жена даже сердилась, это шесть банок пюре шпината. Оставалась надежда только на карточки. Начиналась …»

Из воспоминаний Ивана Кудрина, хирурга (Блокада. 8 сентября 1941)

  • «Каковы были причины этого поражения, имевшего столь ключевое значение для всего дальнейшего хода войны? …Мощь немецкой сухопутной армии была сломлена: армия замерзала в снегах, истекая кровью. Была впервые поколеблена вера немцев в непобедимость вермахта»

Пауль Карелл «Война Гитлера против России» (Битва под Москвой 5 декабря 1941 года. Причины победы: 1.Измотанная немецкая армия;

2.Упорное сопротивление русской армии; 3.Возможность перебросить свежие силы с Восточных рубежей)



  • «У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик… У нас уже сейчас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем и нашу Родину…»

Приказ № 227 «Ни шагу назад!» июль 1942



  1. Проверка записи на доске:

*Сорван гитлеровский план «молниеносной» войны

*завершился перевод экономики на военный лад

* оформилась антигитлеровская коалиция (договор о союзе СССР и Великобритании- май 1942, соглашение с США о взаимной помощи – июнь1942)

*формирование предпосылок для коренного перелома в ходе войны.



- Как вы думаете, что значит коренной перелом?

Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил



Рассмотрим основные события данного периода

  1. План изучения темы

- битва за Кавказ

- разгром немецких войск под Сталинградом

- Битва на Курской дуге

Тегеранская конференция

Итоги второго периода войны



Вступительное слово учителя.

Летом 1942 года обстановка на фронте оставалась крайне тяжелой. Немецкие войска стремительно продвигались на юге. Захватив Донбасс, Крым, армия вермахта вышла к Дону. Под угрозой оказался Сталинград. Именно в это время и появляется приказ «Ни шагу назад»



Волевая мотивация для слушателей. Прослушав сообщение товарища, запишите ответ, который он вам задаст после своего выступления



Рассказ ученика «Битва за Кавказ» 4 минуты



Презентация «Сталинградская битва» 5 минут

Презентация «Битва на Курской дуге» 5 минут

С середины сентября началась битва за Днепр и уже 6 ноября был освобожден Киев. Вражеская группировка в Крыму оказалась запертой.

Произошли изменения и во взаимоотношениях с союзниками. В ноябре-декабре 1943 года прошла Тегеранская конференция.

В тетради заполните таблицу, которая есть у вас на листках самоконтроля. Работаем с учебником, стр. 232, пункт Тегеранская конференция.( п.32)

Самостоятельная работа 10 минут

  1. Начните в тетради оформление таблицы: « Конференции Второй мировой войны»

Вопросы для сравнения

Тегеранская

Крымская (Ялтинская)

Потсдамская

Дата




Участники




Решения






Домашнее задание: -2 мин

на выбор

1. Рассказ о сражении

  1. Подготовить сообщение на 5 минут по теме «Герой Великой Отечественной войны и его подвиг»

Рефлексия. Оцените работу в группе – 5 мин

Для ответа используйте предложения:



  1. Наша группа поставила перед собой цель: ………………………………………

  2. В ходе урока группа достигла (не достигла ) поставленной цели.

  3. Самым интересным нам показался (рассказ, выступление, задание )…….

  4. Наибольшее затруднение вызвало (задание, вопрос )

  5. Самыми активными в нашей группе были ………………………………….

Лист самоконтроля. Группа № ______

Тема урока: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»

19 ноября 1942 года – декабрь 1943

I этап урока. Задание: Сформулируйте цель работы вашей группы

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II этап урока. Задание. Определите, о чем идет речь в данных отрывках.

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________________________________________________________________



III этап урока. Ответьте на вопросы выступающих



  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



IV этап урока. Самостоятельная работа с учебником Стр. 232 П.32 пункт «Тегеранская конференция»

Начните в тетради оформление таблицы: « Конференции Второй мировой войны»

Вопросы для сравнения

Тегеранская

Крымская (Ялтинская)

Потсдамская

Дата




Участники




Решения






V Этап урока

Оцените работу в группе.

Для ответа используйте предложения:



  1. Наша группа поставила перед собой цель: ………………………………………

  2. В ходе урока группа достигла (не достигла ) поставленной цели.

  3. Самым интересным нам показался (рассказ, выступление, задание )…….

  4. Наибольшее затруднение вызвало (задание, вопрос )

  5. Самыми активными в нашей группе были ………………………………….

Д.З. Выберите любое задание:

1. п.32, вопросы, документы, рассказ о любом сражении

2. Подготовить небольшое сообщение (5мин) на тему «Герой войны и его подвиг»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!