Уметь выделять основное содержание проводимых Петром в 1695-1700 г.г. Реформ, умение группировать основные черты, характеризующие развитие России и стран Западной Европы в конце 17 века.
Выявить причины реформ быта, проводимых Петром I, а также определить их влияние на развитие страны.
Дать возможность учащимся оценить личность нового царя, особенности его воспитания, образования.
ЭОР: презентация урока, Портреты Романовых - ресурсы из Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов; Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709); Интерактивные карты «Азовские походы Петра», «Великое посольство» - Федеральный портал История РФ http://histrf.ru/;
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | УУД | ИКТ |
Создание проблемной ситуации | Работа с стр. 3 | «Поворот Петра Великого (Реформы 1682 – 1725гг) Поворот – значит изменение курса, направления движения. Речь в этой главе будет идти о тех изменениях, которые произошли с Россией в период правления Петра I. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. | Портрет Петра Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709) |
| Запишите дату урока в РТ с.55 - Вспомните, кто и когда проводил реформы в России до прихода к власти Петра I. | - Реформы проводил Иван Грозный в 16 веке, Алексей Михайлович в 17 веке. |
| - Как относились к преобразованиям жители нашей страны? Одобряли или нет? | - Отношение многих русских людей к реформам было негативным. Они говорили: «Какая страна обычаи переменит, та долго не простоит». | Азовские походы Петра, Великое посольство - Федеральный портал История РФ http://histrf.ru/ Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709); |
| Стр. 176 Прочти документы. Какие слухи распространились после возвращения Петра I из Великого посольства? Изменилось ли отношение к реформам со стороны россиян? Чем они могли объяснить проводимые реформы? | - В народе по-прежнему плохо относились к реформам, про Петра говорили, что «он не царского колена, немецкой породы». Россияне могли объяснить проведение реформ личной прихотью царя. Необходимости в преобразованиях не видели. |
| | Запись на доске: Реформы – прихоть царя. |
| - Прочитайте указ Петра I о реформе календаря и ответьте на вопрос: чем объясняет царь необходимость реформ? | - Пётр I считал, что необходимо провести реформу календаря для доброго и полезного дела, чтобы Россия не отставала от Западной Европы. |
| | Запись на доске: Реформы – необходимость |
Формулирование проблемы | Найди противоречие? Какой возникает вопрос? | - Народ и царь совершенно по-разному воспринимали реформы. Реформы Петра I – это «полезное дело» или прихоть царя? Полезное дело | Прихоть царя | | | | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. | |
Гипотезы | Варианты гипотез заложены в самом вопросе | | | |
Создание плана работы | - Какая информация вам необходима для ответа на вопрос? | Надо узнать 1. Особенности развития страны, была ли необходимость в реформах. 2. Готовность российских государей проводить реформы. 3. Цели и результаты первых реформ, их значение для развития страны. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. | Презентация к уроку |
Актуализация знаний (ответ на 1-й пункт плана) | - Какие имеющиеся у вас знания могут помочь ответить на основной вопрос сегодняшнего урока? | - Надо вспомнить особенности развития страны к концу 17 века; это позволит сделать вывод о том, нужно ли было проводить в России реформы или нет. | Коммуникативные УУД 1.Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Создавать устные и письменные тексты. 3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Презентация к уроку |
| Вспомним особенности развития России и Запада. Распределите по сферам и регионам факты. Россия Западная Европа а. Участие граждан в управлении государством б. Появление классов в. Абсолютизм. г. Сохранение сословий д. Преобладание государственной собственности над частной е. Формирование научной картины мира. ж. Сохранение большого влияния религии. з. Преобладание частной собственности. | РТ с. 56 – сверху Россия – вгжд; Западная Европа - абез | Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709); |
Актуализация знаний (1-й пункт плана) | Чем отличалась Россия от Западной Европы? | В России преобладали черты аграрного общества, в то время как в Европе шло его разрушение. | Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709); |
| Вспомните, какие азиатские страны оказались в таком же положении. | Китай, Индия, Иран, Османская империя. (Покажите их на карте) |
| Как отставание от Западной Европы в процессе разрушения аграрного общества повлияло на судьбу азиатских стран к концу 17 века? | Они оказались в колониальной или полуколониальной зависимости от европейских стран. |
| Появились ли в России к концу 17 века элементы западной цивилизации? Если да, то какие? | Стали возникать признаки разрушения аграрного общества: появлялись мануфактуры, начал формироваться всероссийский рынок. Постепенно увеличивался интерес к науке и образованию |
| Сделайте вывод: существовала ли в России потребность в проведении реформ. | Да, в России была потребность в проведении реформ, для того, чтобы сократить отставание от стран Европы и сохранить свою независимость |
| Какие действия необходимы для сокращения отставания России от стран Западной Европы? | Необходимо было налаживать контакты с европейскими государствами, узнавать новое, распространять образование. |
| Какой у нас основной вопрос урока? | Реформы Петра I – это «полезное дело» или прихоть царя? |
| Какой вывод вы можете сделать по основному вопросу урока по первому пункту нашего плана? | Полезное дело | Прихоть царя | + | | Поскольку реформы по ликвидации отставания России от Европы были необходимы, то реформы Петра I - полезное дело. |
Актуализация знаний (2-й пункт плана) | - Теперь давайте определим, осознавали ли эту необходимость правители России в конце 17 века? Чтобы выяснить, кто стоял во главе государства, давайте обратимся к родословной правителей Российского государства на с.296 | Главой государства был сын Алексея Михайловича – Фёдор Алексеевич | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Правители России 17 века Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
| С помощью текста учебника – с.167 – первый абзац – определите, мог ли царь Фёдор Алексеевич начать реформы, направленные на ликвидацию отставания России от Западной Европы? | - Нет, царь Фёдор недолго был у власти, он отличался слабым здоровьем, не мог из-за долгих и частых болезней управлять государством. |
| С 1682 года правителями были Софья, Иван V, Петр. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. Софья и её фаворит Голицин хотели сделать Россию великой Европейской державой — начали реформу армии, образования, борьбу за выход в Балтийское море. Летом 1689 г. до Петра дошли слухи, что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его. Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре туда стали переезжать бояре и Софья поняла, что проиграла. По приказу Петра ее заточили в Новодевичий монастырь. А стрельцов казнили. С 1698 года у власти Пётр I. Петр I родился от 2-го брака Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672г. У маленького Петра наставником стал Н. Зотов Он научил мальчика читать, писать и считать и на всю жизнь привил ему интерес к учению. Зотов, мастер на все руки обучил царевича работе на токарном станке, и впоследствии тот любил и умел работать. Петр, находясь в Преображенском, создал из ровесников потешные полки, которые проходили военную подготовку под руководством иностранцев. В 1686 г. на р. Яузе он нашел полуразвалившийся ботик, на котором после ремонта начал ходить под парусом | |
| - Чем отличалось воспитание и образование Петра и его братьев? | События детства Петра сформировали личность, отличающуюся от предыдущих правителей России. 1. Образование предыдущих российских правителей носило религиозный характер, Петр же интересовался науками, стремился всё увидеть и познать. 2. Пётр рос не во дворце, не в обстановке старорусских традиций царской власти, а селе, среди простых мальчишек разных сословий. 3. Пётр был с детства окружён иноземными вещами, часто бывал в немецкой слободе, поэтому получил возможность познакомиться с европейскими обычаями, достижениями культуры, нравами. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). | Портреты Петра I Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
| - Какие события детства Петра могли повлиять на его характер, привычки, интересы? | События детства Петра сформировали личность, отличающуюся от предыдущих правителей России. 4. Трагическая гибель родственников во время стрелецкого бунта и другие события формировала неуравновешенный характер Петра. 5. Увлечённость военными играми способствовала тому, что Пётр вёл активную внешнюю политику. 6. Знакомство с европейской культурой подталкивала к стремлению распространить её в России. | Детство Петра I Федеральный портал История РФ http://histrf.ru/ Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709); |
| - Пётр больше или меньше других мог осознавать необходимость реформ, сближающих Россию с Западной Европой? | - Вероятно, да! Петр, став царем, получил возможность сравнить культуру и достижения России и Западной Европы. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). | |
| Какой у нас основной вопрос урока? | Реформы Петра I – это «полезное дело» или прихоть царя? Полезное дело | Прихоть царя | + + | + | |
| Какой вывод вы можете сделать по основному вопросу урока по второму пункту нашего плана? | С одной стороны, Петр по своему воспитанию будет стремиться к расширению образования, сближению с Европой. С другой стороны, Петр был увлекающимся человеком, часть его реформ может быть продиктована его личной прихотью, неожиданными интересами. |
Открытие нового знания (3-й пункт плана) | - Чтобы узнать о том, какие именно действия (реформы, походы) осуществил Петр I начале своего правления, поработайте самостоятельно с заданием № 2 в РТ на с.56 1 вариант – с 170 – 172 2 вариант – с 172 - 175 | № 2 в РТ на с.56 1 вариант – с 170 – 172 2 вариант – с 172 - 175 | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Презентация к уроку; Интерактивные карты Азовские походы Петра, Великое посольство - Федеральный портал История РФ http://histrf.ru/; |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД | ИКТ |
| - Какой вывод по нашей проблеме мы можем сделать: реформы Петра I – это насущная необходимость или прихоть царя? Наводящие вопросы: 1.Создание флота, выход к морю – это личная прихоть царя или насущная необходимость? В чём? 2.Налаживание контактов с европейскими странами, восприятие их достижений – прихоть или необходимость? 3. Мешали ли напрямую восприятию европейских достижений, выходу к морю старорусские обычаи – носить бороду, традиционная одежда? | 1.Для развития торговли необходимо было добиться выхода к морю, а это невозможно сделать без флота. В то же время Пётр I просто увлёкся морским делом, и отчасти его стремление к морю было его и личной прихотью.(два + - полезное дело и прихоть царя) 2.Для развития страны необходимо было налаживать контакты с другими странами, знакомиться с достижениями европейской культуры, выходить из изоляции – этим объясняются реформы календаря, введение европейской одежды. (+ - полезное дело) 3.В то же время строгий запрет на традиционную русскую одежду, принудительная стрижка бороды можно рассматривать как прихоть царя. Эти обычаи напрямую не мешали проведению реформ. ( + - прихоть царя) Полезное дело | Прихоть царя | + + + + | + + + | | | | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Презентация к уроку ; Интерактивные карты Азовские походы Петра, Великое посольство - Федеральный портал История РФ http://histrf.ru/ |
Применение нового знания | - Как бы вы ответили на проблемный вопрос урока: Реформы Петра I – это «полезное дело» или прихоть царя? | Реформы в основном были полезны для развития страны (хотя в отдельных действиях сказывалась личная прихоть царя). В результате первых действий Петра Россия получила выход в Азовское море, но это пока не способствовало развитию торговли, познакомилась с достижениями европейской культуры. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Презентация урока Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709); |
| - Какие сферы общественной жизни затронули проводимые царем действия (реформы)? | В основном это коснулось знатных людей – европейская одежда, летоисчисление, запрет на ношение бороды. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). | Презентация урока Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека «История России XVII - XIX вв» (N 22709); |
| - Как вы считаете, достаточно было проведения этих реформ? Свой ответ поясните. | Этих реформ было недостаточно, так как они не устранили отставание России от европейских государств. По-прежнему сохранялись признаки аграрного общества. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3.Обобщать, делать выводы. | Презентация урока |
| Дома: РТ с. 57 № 4 | | | |