СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории «Политика разрядки: надежды и результаты»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок истории «Политика разрядки: надежды и результаты»

Цель:

  • Сформировать предлстваления об основных тенденциях развития международных отношений в 1960 – 1970 гг. и роли в них СССР.
  • Подвести учащихся к пониманию причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.
  • Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой , анализировать исторические факты и делать выводы.

Основные понятия: Пражская весна,  «доктрина Брежнева» , Хельсинское соглашение, Афганская война, кризис социалистической системы.  

Ход урока:

Просмотр содержимого документа
«Урок истории «Политика разрядки: надежды и результаты»»



Урок истории «Политика разрядки: надежды и результаты»

Цель:

  • Сформировать предлстваления об основных тенденциях развития международных отношений в 1960 – 1970 гг. и роли в них СССР.

  • Подвести учащихся к пониманию причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.

  • Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой , анализировать исторические факты и делать выводы.


Основные понятия: Пражская весна, «доктрина Брежнева» , Хельсинское соглашение, Афганская война, кризис социалистической системы.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Общественная жизнь в 60-80гг.». Тема урока и цели. ТЕСТ.

Переход к изучению новой темы.
В середине 60-х международная обстановка для СССР была действительно противоречивой. В странах «третьего мира» она не давала ожидаемых результатов, с Западом она обострилась из-за войны во Вьетнаме, да в странах соцлагеря не было единства, поэтому мировые державы изменили курс внешней политики. Формулировка темы урока. Слайд. Выделение целей.

Изучение новой темы:

Рассмотрим документы №1. Какие внешнеполитические цели и задачи были в этот период. Докажите свою точку зрения примерами.

США

СССР

СССР и союз сохраняют силу лишь в условиях противостояния, а в условиях нормализации будут ослаблены.

Слабость США, успех советской демократии.



Работа с учебником: с.313 ( А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, Брандт История России 20-начало21 века. –учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс. М., изд.Просвещение, 2013 г.). - Как вы понимаете смысл «политика разрядки»?

Приведите примеры мероприятий политики разрядки?(слайд)

Работа с документом №2 и вопросами к нему.

2. Беседа с учащимся по прочитанному тексту.
- Каковы причины перехода к политике разрядки?
- Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?
-Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?
-Какие противоречия существовали в оценках хельсинских мировых инициатив лидерами СССР и США?
Какие выводы сделали США и СССР?

Выводы:

США

СССР

Борьба за права человека в СССР и Восточной Европе.

Невмешательство, признание границ.

Какой общий вывод можно сделать?
Разрядка оказалась недолгой. От прямого военного противостояния перешли к региональным вмешательствам. Наиболее ярким показателем является арабо-израильские конфликтные вопросы.

Используя ромашку «Блума» составим пояснительный и практический вопрос к документу №3.

Работа с пунктом Афганская война.

Итоги войны в Афганистане

  • Подорван авторитет СССР.

  • Большие людские и материальные потери.

  • Способствовало нарастания экономического кризиса.

  • СССР стали рассматривать как агрессора.

Возникли проблемы в странах Восточной Европы

Работа с понятиями «Доктрина Брежнева» (стремление к интеграции заменен тезисом: право СССР любыми средствами препятствовать выходу из ОВД и оказывать влияние на эти страны) (Наглядность )
Закрепление материала: Тест
Д/з: Дать оценку региональным конфликтам и событиям в Афганистане.

















ПРИЛОЖЕНИЯ.

Документ №1

Из статьи Маршала Советского Союза Н. И. Крылова «Поучительные уроки истории» (30 августа 1969)

Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.

Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.

Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволят противнику осуществлять внезапное нападение.

Документ №2

Из заключительного акта Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Декларация принципов взаимоотношений государств – участников Совещания
.

II. Неприменение силы или угрозы силой

Государства - участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций и с настоящий Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Соответственно государства - участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства - участника. Равным образом они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства - участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

2. Беседа с учащимся по прочитанному тексту.
- Каковы причины перехода к политике разрядки?
- Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?
-Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?
-Какие противоречия существовали в оценках хельсинских мировых инициатив лидерами СССР и США?

Документ №3

Из заявления советского правительства с агрессией Израиля против ОАР

СССР заявляет о совей решительной поддержке правительств и народов ОАР, Сирии, Ирака, Алжира, Иордании и других арабских государств… требует от израильского правительства в качестве первой неотложной меры по ликвидации военного конфликта немедленно и безусловно прекратить военные действия.
Советские правительство оставляет за собой право осуществить все необходимые меры, вытекающие из обстановки…

Б) Зарубежная печать об арабо-израильской войне.

[Каир – 25 сентября 1967г.]: 10 июня, т.е после прекращения огня, в израильские порты стали пребывать грузы американского оружия. США поставляет оружие на основании секретного соглашения, подписанного Израилем 20 мая. Это соглашение предусматривает поставку стратегического Израилем 20 мая. Это соглашение предусматривает поставку стратегического наступательного оружия, в т.ч. тяжелых танков и особенно бомбардировщиков типа «Лайтнинг» и английских танков «Центурион» и «Чифтен». Израиль получил управляемые ракеты «Хок» типа «земля-воздух» и ряд других ракет типа «воздух-земля»… - большую партию танков и вертолетов.

Израиль использовал в июньской войне американского оружие, которые вооруженные силы США еще до сих пор не применяли. В израильских войсках во время июньских событий тайно присутствовало 70 американских специалистов, которые наблюдали за эффективностью использования нового американского оружия против советской военной техники. Это было в основном противовоздушное и противотанковое оружие.

Имеются факты о прибытии в Израиль «добровольцев» до июньских событий и после.. Их общее число достигло 7500 человек. Это были в основном летчики и военные специалисты бронетанковых войск…
[Нью-Йорк таймс – 1 ноября 1970г.] Сейчас на ближнем востоке действуют четыре силы – Россия, Америка, Египет и Израиль. Остальные, в том числе Китай и палестинские партизаны, не имеют такого большого значения, хотя их влияние должно возрасти, если беспорядки будут продолжаться.

Не ясна позиция Египта. Русские прочно закрепились там, и египтяне благодарны за помощь русских. Но положение американцев, которым Насер ( президент Египта с 1956 по 1970 г.) всегда в тайне симпатизировал, в настоящее время не так уж плохо, несмотря на резкие официальные критические выступления.

Нельзя быть уверенным в том, что нынешняя расстановка сил сохранится завтра, Высшими политическими факторами является армия, которая благодарная за советскую военную Технику.

Вашингтон и Москва должны делать в кулаке своих клиентов, чтобы избежать вовлечения в новое вооруженное противоборство.





Терминология

Пра́жская весна́— период либерализации в Чехословакии с 5 января по 21 августа 1968 года, связанный с избранием первым секретарём ЦК КПЧ Александра Дубчека и его реформами, направленными на расширения прав и свобод граждан и децентрализацию власти в стране.

Доктрина Брежнева или( Доктрина ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-х — 80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.





Терминология

Пра́жская весна́— период либерализации в Чехословакии с 5 января по 21 августа 1968 года, связанный с избранием первым секретарём ЦК КПЧ Александра Дубчека и его реформами, направленными на расширения прав и свобод граждан и децентрализацию власти в стране.

Доктрина Брежнева или( Доктрина ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-х — 80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.



Терминология

Пра́жская весна́— период либерализации в Чехословакии с 5 января по 21 августа 1968 года, связанный с избранием первым секретарём ЦК КПЧ Александра Дубчека и его реформами, направленными на расширения прав и свобод граждан и децентрализацию власти в стране.

Доктрина Брежнева или( Доктрина ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-х — 80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.









Тест 51. Политика разрядки: надежды и результаты ИО - 9

Вариант 1

А1. Событие внешней политики СССР в 1970-х гг.:

1) размещение советских ракет на Кубе

2) ввод советских войск в Венгрию

3) военный конфликт с Китаем

4) ввод советских войск в Афганистан

А2. Что было основным направлением внешней поли­тики СССР в середине 1960-х - 1970-е гг.?

1) подталкивание мира к ядерной войне

2) борьба за объединение Германии и Кореи

3) невмешательство во внутренние дела социалисти­ческих стран

4) поддержка национально-освободительных и революционных сил в странах третьего мира

A3. Что было результатом ввода советских войск в Аф­ганистан?

1) окрепло единство социалистического лагеря

2) усилилась международная напряженность

3) стабилизировалось положение в Азиатском регионе

4) упрочилось международное положение СССР

А4. Что способствовало разрядке международной напря­женности на рубеже 1960—1970-х гг.?

1) достигнутый СССР военно-стратегический паритет с США

2) роспуск Организации Варшавского договора

3) прекращение деятельности НАТО

4) проведение Олимпийских игр в Москве

В1. Внешнеполитический курс середины 60-х — первой половины 80-х гг., проводимый СССР

с целью защиты социалистического строя в странах Восточной Европы, на Западе получил

название «доктрина ».

С1. Охарактеризуйте сущность политики разрядки международной напряженности.





Тест 51. Политика разрядки: надежды и результаты ИО - 9

Вариант 1

Al. Событие внешней политики СССР в 1960-х гг.:

1) участие в Хельсинкском совещании по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе

2) создание Совета экономической взаимопомощи

3) ввод советских войск в Чехословакию

4) разрыв дипломатических отношений с Югославией

А2. Каково было основное направление внешней поли­тики СССР в 1960-1970-е гг.?

1) укрепление социалистического лагеря

2) нагнетание холодной войны

3) борьба за ликвидацию военных блоков

4) вывод советских войск из стран третьего мира

A3. Ввод советских войск в Чехословакию:

1) ускорил наступление периода разрядки

2) усилил раскол внутри социалистического лагеря

3) способствовал развитию культурных связей между СССР и Чехословакией

4) позволил Чехословакии быстрее преодолеть по­следствия стихийного бедствия

А4. К чему стремилось советское руководство, реализуя внешнеполитический курс, получивший

на Западе на­звание «доктрина Брежнева»?

1) достичь военно-стратегического паритета с США

2) усилить интеграцию стран Восточной Европы

3) прекратить все региональные конфликты

4) уменьшить затраты на поддержку просоветских ре­жимов в странах третьего мира

В1. Как называется независимость государства во внут­ренней и внешней политике?

С1. Охарактеризуйте сущность политики разрядки международной напряженности



Тест 50. Общественная жизнь в середине 60 – х – середине 80-х гг. ИО - 9

Ключи

Вариант 1 Вариант 2

А1 .4 А 1. 4

А 2. 3 А 2. 1

А 3. 4 А 3. 1

А 4. 1 А 4. 3

В 1. О Солженицыне В 1. 1975 г.









































Тест 51. Политика разрядки: надежды и результаты ИО - 9

Ключи

Вариант 1 Вариант 2

А 1. 3 а 1. 4

А 2. 1 а 2. 4

А 3. 2 а 3 2

А 4. 1 а 4. 2

В 1.Брежнева В 1. Суверенитет















Проверочный тест по теме: «СССР в середине 60 – 80 х гг. XX века».



1.Кто правил в середине 60 – 80 х гг. XX века?

а) Хрущев б) Брежнев в) Косыгин

2. Какое название в истории получил период управления страной Л. И. Брежневым ?

а) «Оттепель» б) «Перестройка» в) «Застой»

3. Какую должность занимал А. Н Косыгин ?

а) Председатель Совета Министров СССР б) Президент СССР

в) Генеральный Секретарь ЦК КПСС

4. Когда была принята Конституция СССР ?

а) 1993 г. б) 1977 г. в) 1942 г.

5. Что изображено на гербе СССР?

а) серп и молот б) двухглавый орёл в) орёл

6. Отсутствие товаров в свободной продаже – это …?

а) инфляция б) дефецит в) демократия

7. Назовите дефецитные товары в СССР в середине 60 – 80 х гг. XX века, не менее пяти ?

8. Соотнесите военно – политический блок и страну:

9. Найдите пару:

Соедините имя с теми делами, которыми прославился этот человек в истории ?

А) Н. С. Хрущев 1) первым полетел в космос

Б) И. В. Курчатов 2) написал поэму Василий Тёркин

В) С. П. Королёв 3) стал первым президентом СССР

Г) Ю. А. Гагарин 4) выступил против войны в Афганистане

Д) А. Т. Твардовский 5) создал атомную бомбу в СССР

Е) А. Д. Сахаров 6) создал космическую ракету

Ж) М. С. Горбачёв 7) реабилитировал «врагов народа»





Проверочный тест по теме: «СССР в середине 60 – 80 х гг. XX века».



1.Кто правил в середине 60 – 80 х гг. XX века?

а) Хрущев б) Брежнев в) Косыгин

2. Какое название в истории получил период управления страной Л. И. Брежневым ?

а) «Оттепель» б) «Перестройка» в) «Застой»

3. Какую должность занимал А. Н Косыгин ?

а) Председатель Совета Министров СССР б) Президент СССР

в) Генеральный Секретарь ЦК КПСС

4. Когда была принята Конституция СССР ?

а) 1993 г. б) 1977 г. в) 1942 г.

5. Что изображено на гербе СССР?

а) серп и молот б) двухглавый орёл в) орёл

6. Отсутствие товаров в свободной продаже – это …?

а) инфляция б) дефецит в) демократия

7. Назовите дефецитные товары в СССР в середине 60 – 80 х гг. XX века, не менее пяти ?

8. Соотнесите военно – политический блок и страну:

9. Найдите пару:

Соедините имя с теми делами, которыми прославился этот человек в истории ?

А) Н. С. Хрущев 1) первым полетел в космос

Б) И. В. Курчатов 2) написал поэму Василий Тёркин

В) С. П. Королёв 3) стал первым президентом СССР

Г) Ю. А. Гагарин 4) выступил против войны в Афганистане

Д) А. Т. Твардовский 5) создал атомную бомбу в СССР

Е) А. Д. Сахаров 6) создал космическую ракету

Ж) М. С. Горбачёв 7) реабилитировал «врагов народа»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!