Тема: Народные движения в 17 в.
Цели и задачи: познакомить с ходом и итогами народных движений XVII в.; характеризовать причины и последствия народи движений XVII в.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: беженцы, поход «за зипунами», выделять этапы восстание под предводительством Степана Разина; изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников для определения значения народных движений; показывать на исторической карте места восстаний середины XVII в.; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения; 3) познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории;
Оборудование: учебник, карта «Народные движения в XVII в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Мотивационно-целевой этап
В XVII в. произошло несколько значительных народный волнений и крупнейшее народное выступление этого столетия — восстание Степана Разина.
Тема урока: «Народные движения в XVII в.».
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
Причины народных выступлений.
Соляной бунт.
Восстания в Пскове и Новгороде.
Медный бунт.
Восстание Степана Разина.
Проблемный вопрос
— Почему XVII в. России вошел в историю как «бунташный век»?
IV. Введение в новый материал
Алексей Михайлович был прозван Тишайшим. Это прозвище добро душным нравом, умением слушать своих приближенных. Однако время царствования Алексея Михайловича называют «бунташным веком». Нет ли здесь очевидного противоречия? Попробуем разо браться в этом на нашем уроке.
V. Работа по теме урока
1. Причины народных выступлений
(Ученики называют ассоциации и синонимы, учитель фиксирует их на доске. Выделяются ключевые слова — восстание выступление, мятеж и формулируется определение.)
Запись в тетради
Бунт — стихийное восстание, мятеж.
(Ученики высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске. Затем при консультативной помощи учителя ученики выстраивают алгоритм изучения восстания.)
Алгоритм изучения народного восстания:
причины восстания;
состав участников восстания;
цели и требования восставших;
время и ход восстания;
результат;
анализ итогов восстания (вывод).
(Проверка выполнения задания.)
Причины народных выступлений
Современники называли XVII в. бунташным. Главными причинами народных выступлений были: закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн (что сказывалось на благосостоянии населения); усиление приказной волокиты; попытки ограничения казачьей вольности.
Всё это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов.
Участие в выступлениях казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт военных действий, придавало народным движениям XVII в. характер ожесточённой вооружённой борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы.
Первая группа — Соляной бунт.
Вторая группа - восстания в Пскове и Новгороде.
Третья группа — Медный бунт.
2. Соляной бунт
(Презентация работы первой группы. Заполнение первой строки сравнительной таблицы (см. с. 213).)
Соляной бунт
В ответ на попытку правительства пополнить казну за счёт введения дополнительной пошлины на соль в столице вспыхнуло крупное восстание. 1 июня 1648 г. царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице- Сергиева монастыря в Кремль. Толпа москвичей попыталась подать ему жалобу на столичного градоначальника, главу Земского приказа Л. С. Плещеева. Его обвиняли в казнокрадстве, приказной волоките, потворстве богатым горожанам и населению белых слобод, во введении высоких цен на хлеб и соль.
Выступление оказалось настолько мощным, что царь был вынужден отдать на расправу народу не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Был отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б. И. Морозов — воспитатель Алексея Михайловича, фактически управлявший государством. Вслед за Москвой восстания вспыхнули и в других городах — Курске, Соли- Вычегодской, Великом Устюге.
Воспользовавшись восстанием, дворяне и посадские верхи вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое Соборное уложение.
Восстания в Пскове и Новгороде
(Презентация работы второй группы. Заполнение второй и третьей строк сравнительной таблицы.)
В среде посадских людей усиливалось имущественное и со циальное расслоение. Небольшая верхушка «лучших» посадский людей закабаляла посадских людей и захватывала господствуюшее положение на городском рынке. Этот произвол вызывай возмущение основных масс посадского населения, а также ратных людей, служивших «по прибору». Стрельцы, казаки и другие ратные люди были тесно связаны с городским и ремесленным рынком. Между тем правительство царя Алексея Михайловича во главе с его дядькой боярином Борисом Ивановичем Морозовым явно поддерживало гостей и купцов в ущерб посаду и стрельцам. Большое недовольство стрельцов и других ратных людей «по прибору» вызывало создание полков нового строя с иноземными командирами, наделенными высокими окладами. «Идет твое государево жалование иноземцам, а вы де природные живите с травы и с воды и с кнута», — жаловались в 1650 г псковские стрельцы.
Восстание в Пскове началось в феврале из-за повышения цен на хлеб. Посадские люди и стрельцы взяли под стражу воеводу и сформировали собственное правительство. Его возглавил торговец хлебом Гаврила Демидов. Через две недели бунт вспыхнул и в Новгороде. Как и восставшие псковичи, новгородцы прогнали местного воеводу и отказались подчиняться центральной власти. К ним примкнули жители небольших городов, сёл и деревень, находящихся поблизости от Пскова и Новгорода.
Алексей Михайлович двинул на непокорный Новгород войска во главе с князем И. А. Хованским. Через месяц войскам удалось захватить город. Псков держался полгода. За это время Демидову и его сторонникам удалось наладить снабжение населения хлебом. Для этого были изъяты запасы зерна у дворян и бояр. Псковичи создали воинские формирования, успешно оборонявшие город от царских войск.
О сочувствии восставшим псковичам шли разговоры среди посадского населения Москвы. Ситуация становилась опасной.
В этих условиях царь созвал Земский собор, принявший решение направить в Псков своих представителей для «умирения». Псковичи поверили обещаниям и сдались. Однако руководители восстания вскоре были арестованы и сосланы. Крестьянские выступления в Псковской земле продолжались ещё несколько лет.
Медный бунт
(Презентация работы третьей группы. Заполнение четвертой строки сравнительной таблицы.)
Постоянные войны истощили царскую казну. Для её пополнения решено было чеканить монету не из серебра, как прежде, а из меди. Стоимость новых денег оказалась в 12—15 раз меньше, чем старых. В результате торговцы отказывались продавать товары за новые деньги. Это вызвало недовольство населения и части армии, с которой также расплачивались обесцененной монетой.
В июле 1662 г., разгромив усадьбы некоторых близких к царю бояр, толпы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. В ожидании прибытия войск Алексей Михайлович был вынужден вступить в переговоры с восставшими. Он пообещал отменить медные деньги. Поверив царю, горожане направились обратно в Москву. Однако по дороге им встретилась многотысячная толпа, и шествие в Коломенское возобновилось. Тем временем царю удалось собрать войска. Безоружная толпа была обращена в бегство правительственными войсками.
Начались расправы над участниками выступления. Зачинщиков бунта повесили в центре Москвы. Многим его участникам по приговорам суда отсекли руки, ноги, языки. Другие были биты кнутом и отправлены в ссылку. Тем не менее хождение медных денег было отменено.
Вопросы к классу
Что объединяет все эти восстания? (Основная движущая сила — посадские люди и стрельцы. Причины — ухудшение и. положения.)
Чем они отличаются друг от друга? (Различие в поводах, и итогах (например, частичное выполнение требований в случае с Соляным м Медным бунтами).)
Восстание Степана Разина
В этот же период на юге нашей страны вспыхнуло восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина. В отличие от изученных нами восстаний, его основными участниками были не посадские люди и стрельцы, а крестьяне и казаки.
(Ответы учеников.)
Вопросы к классу
Каковы причины восстания на Дону?
Самым крупным народным выступлением XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством донского атамана Степана Тимофеевича Разина.
Введение Соборного уложения, розыск беглых крестьян и расправа над ними, разорение многих селян и горожан явились причинами их переселения на окраины страны, прежде всего на Дон. К середине 1660-х гг. здесь скопилось большое число беженцев из центральных районов страны. Бедственным было положение и многих донских казаков.
В 1666 г. нищенское существование вынудило 700 донских казаков во главе с атаманом Василием Усом направиться в Москву с просьбой принять их на царскую службу. После получения отказа мирный поход казаков перерос в восстание, в котором также приняли участие тысячи крестьян. Вскоре восставшие отошли на Дон, где присоединились к отрядам С. Разина.
Первый этап выступления отрядов Разина (1667—1669) обычно называют походом «за зипунами». Это был поход восставших «за добычей». Отряд Разина, блокировав главный водный путь юга России — Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над флотом персидского шаха. Получив богатую добычу, летом 1669 г. Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке, куда стали стекаться казаки, беглые крестьяне и холопы. Почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву, обещая «всех князей и бояр и всё шляхетство (дворянство) российское побить».
Назовите крупнейшие народные восстания, имевшие место в средневековой Европе.
Весной 1670 г. начался второй этап восстания под предводительством С. Разина. Восставшие захватили Царицын, а затем подошли к хорошо укреплённой Астрахани. Город сдался без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, повстанцы сформировали на казачьем кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Фёдором Шелудяком..
Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и др. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители других народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Каждого участника восстания Разин объявлял казаком, т. е. свободным человеком. Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тыс человек.
В сентябре 1670 г. восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда он был четвертован в Москве.
Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 г., царским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разницами были огромны. В одном Арзамасе было казнено до 11 тыс. человек. Всего было убито и замучено до 100 тыс. восставших. Таких расправ страна ещё не знала.
Вопросы к классу:
Почему в восстании Степана Разина принимали участие различные народы России?
Можно ли назвать это восстание крестьянской войной?
Каковы его итоги?
Почему восстание под предводительством Степана Разина закончилось поражением?
Вопросы для дискуссии
Что произошло бы, если бы восстание Степана Разина закончилось победой?
Изменился ли бы состав российского общества?
Изменилась бы форма правления?
Изменилась бы форма собственности на землю?
VI. Подведение итогов урока
XVII век вошёл в историю России как бунташный. Усиление феодального гнёта, закрепощение крестьянства, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления вели к массовым народным выступлениям. Самым мощным из них стало восстание Степана Разина. Несмотря на то что все народные волнения были подавлены, властям приходилось учитывать причины недовольства народа: снижать налоги и т. п.
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 55 учебника.
Ответьте на вопросы рубрики «Изучаем документ» (с. 56,57)
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
Прочитать § 20.
1.Почему 17 век вошёл в историю России под названием бунташного?
2. Кто стал участником народных движений? Как вы думаете, почему столь активно стали подниматься на борьбу горожане?
3. Подготовьте рассказ о Соляном и Медном бунтах в Москве. Почему они получили такие названия?
4.Расскажите об основных этапах восстания Степана Разина. Почему это восстание некоторые историки называют крестьянской войной? Свой ответ аргументируйте.
5. Можно ли назвать восстание Степана Разина многонациональным? Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста параграфа.