СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Народные движения 17 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с ходом и итогами народных дви­жений XVII в.; характеризовать причины и последствия народных движений XVII в.

Просмотр содержимого документа
«Народные движения 17 в.»

Тема: Народные движения в 17 в.

Цели и задачи: познакомить с ходом и итогами народных дви­жений XVII в.; характеризовать причины и последствия народи движений XVII в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: беженцы, поход «за зипунами», выделять этапы восстание под предводительством Степана Разина; изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников для опре­деления значения народных движений; показывать на истори­ческой карте места восстаний середины XVII в.; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации для выражения сво­их чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения; 3) познавательные: работать с разными источ­никами информации, анализировать и оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории Рос­сии; оценивать исторические события и роль личности в истории;

Оборудование: учебник, карта «Народные движения в XVII в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Мотивационно-целевой этап

В XVII в. произошло несколько значительных народный вол­нений и крупнейшее народное выступление этого столетия — вос­стание Степана Разина.

Тема урока: «Народные движения в XVII в.».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Причины народных выступлений.

  2. Соляной бунт.

  3. Восстания в Пскове и Новгороде.

  4. Медный бунт.

  5. Восстание Степана Разина.

Проблемный вопрос

Почему XVII в. России вошел в историю как «бунташный век»?

IV. Введение в новый материал

Алексей Михайлович был прозван Тишайшим. Это прозвище добро душным нравом, умением слушать своих приближенных. Однако время царствования Алексея Михайловича называют «бунташным веком». Нет ли здесь очевидного противоречия? Попробуем разо браться в этом на нашем уроке.

V. Работа по теме урока

1. Причины народных выступлений

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.

(Ученики называют ассоциации и синонимы, учитель фиксирует их на доске. Выделяются ключевые слова — восстание выступление, мятеж и формулируется определение.)

Запись в тетради

Бунт стихийное восстание, мятеж.

  • Предположите, какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы изучить народные движения.

(Ученики высказывают свои предположения, учитель фик­сирует их на доске. Затем при консультативной помощи учителя ученики выстраивают алгоритм изучения восстания.)

Алгоритм изучения народного восстания:

  1. причины восстания;

  2. состав участников восстания;

  3. цели и требования восставших;

  4. время и ход восстания;

  5. результат;

  6. анализ итогов восстания (вывод).

  • Работая с п. 1 § 20 учебника, определите общие причины народных выступлений в XVII в.

(Проверка выполнения задания.)

Причины народных выступлений

Современники называли XVII в. бунташным. Главными причинами на­родных выступлений были: закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн (что сказывалось на благосостоянии населения); усиление приказной волокиты; попытки огра­ничения казачьей вольности.

Всё это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов.

Участие в выступлениях казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт военных действий, придавало народным движениям XVII в. харак­тер ожесточённой вооружённой борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы.

  • Разделитесь на три группы. Работая с п. 2—4 § 20 учебника, исследуйте и проанализируйте народные выступления по предложенному алгоритму.

Первая группа — Соляной бунт.

Вторая группа - восстания в Пскове и Новгороде.

Третья группа — Медный бунт.

2. Соляной бунт

(Презентация работы первой группы. Заполнение первой строки сравнительной таблицы (см. с. 213).)

Соляной бунт

В ответ на попытку правительства пополнить казну за счёт введения дополнительной пошлины на соль в столице вспыхнуло крупное восстание. 1 июня 1648 г. царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице- Сергиева монастыря в Кремль. Толпа москвичей попыталась подать ему жалобу на столичного градоначальника, главу Земского приказа Л. С. Плещеева. Его обвиняли в казнокрадстве, приказной волоките, потворстве богатым горожанам и населению белых слобод, во введении высоких цен на хлеб и соль.

Выступление оказалось настолько мощным, что царь был вынужден отдать на расправу народу не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Был отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б. И. Морозов — вос­питатель Алексея Михайловича, фактически управлявший государством. Вслед за Москвой восстания вспыхнули и в других городах — Курске, Соли- Вычегодской, Великом Устюге.

Воспользовавшись восстанием, дворяне и посадские верхи вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое Со­борное уложение.

  1. Восстания в Пскове и Новгороде

(Презентация работы второй группы. Заполнение второй и третьей строк сравнительной таблицы.)

В среде посадских людей усиливалось имущественное и со циальное расслоение. Небольшая верхушка «лучших» посадский людей закабаляла посадских людей и захватывала господствуюшее положение на городском рынке. Этот произвол вызывай возмущение основных масс посадского населения, а также ратных людей, служивших «по прибору». Стрельцы, казаки и другие ратные люди были тесно связаны с городским и ремесленным рынком. Между тем правительство царя Алексея Михайловича во главе с его дядькой боярином Борисом Ивановичем Морозовым явно поддерживало гостей и купцов в ущерб посаду и стрельцам. Большое недовольство стрельцов и других ратных людей «по прибору» вызывало создание полков нового строя с иноземными командирами, наделенными высокими окладами. «Идет твое государево жалование иноземцам, а вы де природные живите с травы и с воды и с кнута», — жаловались в 1650 г псковские стрельцы.

Восстание в Пскове началось в феврале из-за повышения цен на хлеб. Посадские люди и стрельцы взяли под стражу воеводу и сфор­мировали собственное правительство. Его возглавил торговец хлебом Гаврила Демидов. Через две недели бунт вспыхнул и в Новгороде. Как и восставшие псковичи, новгородцы прогнали местного воеводу и отказались подчиняться центральной власти. К ним примкнули жители небольших городов, сёл и де­ревень, находящихся поблизости от Пскова и Новгорода.

Алексей Михайлович двинул на непокорный Новгород войска во главе с князем И. А. Хованским. Через месяц войскам удалось захватить город. Псков держался полгода. За это время Демидову и его сторонникам удалось наладить снабжение населения хлебом. Для этого были изъяты запасы зерна у дворян и бояр. Псковичи создали воинские формирования, успешно оборо­нявшие город от царских войск.

О сочувствии восставшим псковичам шли разговоры среди посадского на­селения Москвы. Ситуация становилась опасной.

В этих условиях царь созвал Земский собор, принявший решение напра­вить в Псков своих представителей для «умирения». Псковичи поверили обе­щаниям и сдались. Однако руководители восстания вскоре были арестованы и сосланы. Крестьянские выступления в Псковской земле продолжались ещё несколько лет.

  1. Медный бунт

(Презентация работы третьей группы. Заполнение четвертой строки сравнительной таблицы.)

Постоянные войны истощили царскую казну. Для её пополнения решено было чеканить монету не из серебра, как прежде, а из меди. Стоимость новых денег оказалась в 12—15 раз меньше, чем старых. В результате торговцы отка­зывались продавать товары за новые деньги. Это вызвало недовольство населе­ния и части армии, с которой также расплачивались обесцененной монетой.

В июле 1662 г., разгромив усадьбы некоторых близких к царю бояр, тол­пы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. В ожидании прибытия войск Алексей Михайлович был вынужден вступить в переговоры с восставшими. Он пообещал отменить медные деньги. Поверив царю, горожане направились обратно в Москву. Однако по дороге им встре­тилась многотысячная толпа, и шествие в Коломенское возобновилось. Тем временем царю удалось собрать войска. Безоружная толпа была обращена в бегство правительственными войсками.

Начались расправы над участниками выступления. Зачинщиков бунта повесили в центре Москвы. Многим его участникам по приговорам суда отсекли руки, ноги, языки. Другие были биты кнутом и отправлены в ссылку. Тем не менее хождение медных денег было отменено.

Вопросы к классу

  • Что объединяет все эти восстания? (Основная движущая сила — посадские люди и стрельцы. Причины — ухудшение и. положения.)

  • Чем они отличаются друг от друга? (Различие в поводах, и итогах (например, частичное выполнение требований в случае с Соляным м Медным бунтами).)

  1. Восстание Степана Разина

В этот же период на юге нашей страны вспыхнуло восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина. В отличие от изученных нами восстаний, его основными участниками были не посадские люди и стрельцы, а крестьяне и казаки.

  • Кто такие казаки?

  • Какое правило действовало на Дону?

(Ответы учеников.)

  • Работая с п. 5 § 20 учебника, заполните таблицу (см. с. 215) и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

  • Кто такие «домовитые» казаки?

  • Кого называли «голытьбой»?

Каковы причины восстания на Дону?

Самым крупным народным выступлением XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводи­тельством донского атамана Степана Тимофеевича Разина.

Введение Соборного уложения, розыск беглых крестьян и расправа над ними, разорение многих се­лян и горожан явились причинами их переселения на окраины страны, прежде всего на Дон. К середи­не 1660-х гг. здесь скопилось большое число бежен­цев из центральных районов страны. Бедствен­ным было положение и многих донских казаков.

В 1666 г. нищенское существование вынудило 700 донских казаков во главе с атаманом Василием Усом направиться в Москву с просьбой принять их на царскую службу. После получения отказа мирный поход казаков перерос в восстание, в котором так­же приняли участие тысячи крестьян. Вскоре восставшие отошли на Дон, где присоединились к отрядам С. Разина.

Первый этап выступления отрядов Разина (1667—1669) обычно называют походом «за зипунами». Это был поход восставших «за добычей». Отряд Разина, блокировав главный водный путь юга России — Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над флотом персидского шаха. Получив бо­гатую добычу, летом 1669 г. Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке, куда стали стекаться казаки, беглые кре­стьяне и холопы. Почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву, обе­щая «всех князей и бояр и всё шляхетство (дворянство) российское побить».

Назовите крупнейшие народные восстания, имевшие место в средневековой Европе.

Весной 1670 г. начался второй этап восстания под предводительством С. Разина. Восставшие захватили Царицын, а затем подошли к хорошо укреп­лённой Астрахани. Город сдался без боя. Расправив­шись с воеводой и дворянами, повстанцы сформи­ровали на казачьем кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Фёдором Шелудяком..

Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и др. В числе участников выступления были не только казаки и русские кре­стьяне, но и представители других народов Повол­жья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Каждого участника восстания Разин объявлял казаком, т. е. свободным человеком. Общая численность на­селения восставших земель составляла около 200 тыс человек.

В сентябре 1670 г. восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда он был четвертован в Мо­скве.

Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 г., цар­ским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разницами были огромны. В одном Арзамасе было казнено до 11 тыс. человек. Всего было убито и замучено до 100 тыс. вос­ставших. Таких расправ страна ещё не знала.

Вопросы к классу:

  • Почему в восстании Степана Разина принимали участие различные народы России?

  • Можно ли назвать это восстание крестьянской войной?

  • Каковы его итоги?

  • Почему восстание под предводительством Степана Разина закончилось поражением?

Вопросы для дискуссии

  • Что произошло бы, если бы восстание Степана Разина за­кончилось победой?

  • Изменился ли бы состав российского общества?

  • Изменилась бы форма правления?

  • Изменилась бы форма собственности на землю?

VI. Подведение итогов урока

XVII век вошёл в историю России как бунташный. Усиление феодального гнёта, закрепощение крестьянства, попытки ликвидировать остатки каза­чьего самоуправления вели к массовым народным выступлениям. Самым мощным из них стало восстание Степана Разина. Несмотря на то что все народные волнения были подавлены, властям приходилось учитывать причины недовольства народа: снижать налоги и т. п.


Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  • Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 55 учебника.

  • Ответьте на вопросы рубрики «Изучаем документ» (с. 56,57)

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

  1. Прочитать § 20.

1.Почему 17 век вошёл в историю России под названием бунташного?

2. Кто стал участником народных движений? Как вы думаете, почему столь активно стали подниматься на борьбу горожане?

3. Подготовьте рассказ о Со­ляном и Медном бунтах в Москве. Почему они получили такие названия?

4.Расскажите об основных этапах восстания Степана Разина. Почему это вос­стание некоторые историки называют крестьянской войной? Свой ответ аргу­ментируйте.

5. Можно ли назвать восстание Степана Разина многонациональ­ным? Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста параграфа.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!