СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории на тему: «Нашествие персидских войск на Элладу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории на тему: «Нашествие персидских войск на Элладу» 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок истории на тему: «Нашествие персидских войск на Элладу»»

Урок истории на тему: «Нашествие персидских войск на Элладу»

Цели урока: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом, с исторической картой на урокаханализировать исторический источник; формирование умений обобщатьиспользование отображенной информации в различных знаковых системах - таблица, карта, аудиовизуальный ряд
развитие познавательной активности;умение общаться в группах

      1. Планируемые результаты
        Предметные:Научатся определять причины побед греков, давать оценку итогам войн, характеризовать личности Ксеркса и Фемистокла;
        Получать возможность научиться анализировать мнения, события, делать собственные выводы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.
        Метапредметные:
        Познавательные: дополнят и расширят знания о греко-персидских войнах (Фермопильская и Саламинская битвы), осуществлят поиск необходимой информации;
        Коммуникативные: применят правило делового сотрудничества, примут участие в коллективном обсуждении;
        Личностные: сохранят мотивацию к учебной деятельности, проявят интерес к новому учебному материалу, оценят собственную учебную деятельность.
        Тип урока: открытие нового знания
        Решаемые учебные проблемы: почему греки смогли победить в греко-персидских войнах?
        Оборудование: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира» § 35 стр. 158-163, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»

        Ход урока:
        1.Организационный момент
        2.Проверка домашнего задания
        Какая угроза нависла над Грецией в начале V в. до н.э.? Докажите, что эта угроза была велика.(Нашествие персов. Огромное войско.)
        Сохранялась ли опасность вторжения после победы в Марафонской битве? Почему? (Персы хотели отомстить, наказать греков за победу при Марафоне и поработить.)
        В каком году была Марафонская битва?
        Оставалась ли Персия сильной державой? Была ли сильна Греция?
        ( Да. Персия – великая держава, объединяющая многие народы. Греция разобщена)
        Судя по силам воюющих сторон, каковы должны быть результаты греко-персидских войн? Но победили греки.
        Работа с картой.

Покажите на карте территорию Древней Греции и её части. Назовите их. (Северная, Средняя, Южная Греции).

Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес).

Где находится город Афины? (В Аттике).

Где находится Спарта? (В Южной Греции, область Лаконика).

В каком месте греки впервые одержали победу над персами? (В Марафоне).


3.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Проблема: почему греки смогли победить в греко-персидских войнах?
Есть версии, предположения? Запишите их краткими фразами.
- греки объединились;
-Новая военная тактика,
появление флота;
-искусство полководцев;
-мужество, героизм и т.д.

4
.Актуализация знаний. Планирование деятельности:
Беседа об особенностях греческой демократии.
Что означает слово полис? (Небольшое самостоятельное государство в Греции).
Кого называют илотами? (Рабов в Спарте).
Что такое демократия? (Власть народа).
Что обозначает слово ареопаг? (Совет знати в Афинах).
Кого называли гражданами? (Свободных афинян).
Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер).

-Что нам нужно узнать?(новые события в жизни греков, как готовились к войнам, итоги и значение)

4.Изучение нового материала
План:
1.Подготовка эллинов к новой войне.
2.Бой в Фермопильском ущелье.
3.Саламинское сражение.
1.Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл – вождь демоса.. Под его руководством греки начали готовиться к войне с персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.

Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а море высечь кнутами. Другие мастера построили новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. Учитель рассказывает о переправе персов через пролив Геллеспонт, (Учащиеся работают с картой).

(см. карту)Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. (Самостоятельное чтение учащимися раздела «Бой в Фермопильском ущелье» стр.166-167)

  • Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (Царь Леонид)

  • На чьей стороне - греков или персов - было военное превосходство?

  • В чем заключается подвиг 300 спартанцев?

  • Каковы итоги этого сражения?

Ответы детей: Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все.

Подвиг трехсот спартанцев спас греческое войско от разгрома, но не смог спасти страну от разорения.

Спартанцы приказали отвести войска к Коринфскому перешейку, отделяющему Среднюю Грецию от Пелопонесса. Здесь, от моря до моря они стали строить оборонительную стену.
Аттика была отдана персам без боя. Персидская конница вытаптывала ячменные и пшеничные поля, воины рубили оливковые деревья и виноградники, жгли деревни. Фемистокл в этот страшный для родины час говорил афинянам: «Все взрослое население должно взойти на военные корабли. А женщин, стариков и детей необходимо перевезти на остров Саламин под защиту военного флота. Исход войны будет решен в морском сражении».( См карту)

Афиняне поступили так, как советовал Фемистокл.
Когда персы вошли в Афины, город был пуст. По приказу Ксеркса Афины предали огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.
Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около 400 кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.
И вот, на палубе одной из триер происходил военный совет. Командующий объединенным войском был спартанец, он заявил, что приказывает плыть к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Фемистокл стал возражать командующему, убеждая дать бой в Саламинском проливе.

Прочитайте текст на стр. 167 внизу «Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы».

Так закончилась Саламинское сражение. Ксеркс, оставив часть своей армии, покинул Грецию. В 479 году до н.э. у города Платеи оставшаяся персидская армия была разбита. Саламинская битва стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага
Прав ли был Фемистокл? В чем проявился его талант стратега и оратора?
С каким легендарным героем мы можем сравнить Фемисток­ла за его хитроумие? (С 
Одиссеем).

5. Закрепление изученного на уроке.

Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали,
Ну, ещё один шажок,
Закрепим мы урок.
Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).

А сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили персов?
Заполнение таблицы «Греко-персидские войны»

Дата

Сражение

Результаты сражения

490г. до н.э.

Марафонская битва

Победа греков

480г. до н.э.

Бой в Фермопильском ущелье

Победа персов

480г. до н.э.

Саламинское сражение

Победа греков

Греки в тяжелой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

6. Проверка проблемного задания, рефлексия.

Почему Греция, такая маленькая страна, сумела одержать победу над такой огромной державой, как Персия?

7. Итог урока.

Выставление оценок.

8.Домашнее задание: П. 35 учебника, выучить термины.
Написать рассказ от имени грека о любой битве (по выбору).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!