Урок-исследование в 7 д классе.
Употребление частиц в речи
Учитель русского языка и литературы
Мамедова Разила Ярахмедовна
Тема урока: Употребление частиц в речи
Цель урока: повторить и систематизировать пройденный материал по теме «Частица», показать роль частиц в речи.
Задачи урока:
Образовательные (обучающее: научить находить в тексте частицы, определять вид частиц);
Развивающие:
развивать память, пунктуационную и орфографическую зоркость;
умение выявлять частицы в тексте, составлять предложения, используя частицы.
Воспитательные:
Тип урока: урок систематизации знаний, умений, навыков.
Методы обучения. Практические методы (иллюстративно-словесный, исследовательский, иные).
Формы работы: групповая (фронтальная, индивидуальная, работа с использованием ЭОР)
Ход урока.
Организационная часть - 1-2 мин.
Сообщение темы и цели урока. 1-2 мин.
Учитель. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Урок телемост в режиме онлайн. Проведём мы его совместно с учащимися 7 класса школы №7 города Гудермес. А также у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем всех! Ребята, на предыдущих уроках мы с Вами изучили частицу как часть речи, разряды частиц, их правописание. Цель урока- показать роль частиц в речи. (Слайд 2). Нас ждёт очень интересная и объёмная исследовательская работа. Итак, запишем число урока. (озвучить содержание слайда 2).
Актуализация опорных знаний. 5-10 мин.
Ребята, прежде чем приступим к анализу текстов, вспомним изученное о частицах.
- 7 школа, вам слово. Что такое частица? (слушаем ответ).
- 10 школа. А теперь послушаем учащихся, которые подготовили нам свои творческие работы. (Слайд 3 – «Мы помним служебные слова»).
Письмо по памяти.
Разбор предложения. «Люди, я молю вас: ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей. (шк 10 ).
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей. (шк 7)
Р.Гамзатов .
2. Доклад. (Слайд 4) «Значение частиц».
(Во время презентации раздаются по 4 карточки с заданием для индивидуальной работы за компьютерами).
Задание. Проследить за ходом урока, сформулировать тему лингвистического сочинения к концу урока.
3. Слово 7 школе. (выборочный диктант по сказке).
Лингвистическую сказку, написанную учёным Феликсом Кривинным читают ученики 7 школы.
Частицы бы, ли, же…
Хотя все они служебные слова,
Но у каждой свой характер,
Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.
Бы- мечтает
Ли- сомневается
Же- утверждает
И попробуйте прожить хоть без
Одной из этих частиц!
Не проживёте!
Попробуйте ничего не утверждать
Попробуйте ни о чём не мечтать
Сможете прожить?
Не сможете!
-Какие частицы вы успели написать?
-К каким разрядам они относятся?
-Докажите правильность утверждения лингвиста, составьте предложения, которые подтвердили бы, что
Бы- мечтает
Ли- сомневается
Же- утверждает. (зачитывается три примера учащимся 7 школы).
Слово 10 школе.
Ситуативная игра.
Учитель: Ребята, внимание на экран. (Слайд 5). (Ученики зачитывают текст на экране).
Ученик. Ну, я бы тоже мог выиграть олимпиаду по геометрии.
Ученица зачитывает следующий текст.
Ученик. Что такое стихи? Я бы за их чтение получил бы первое место.
Ученица. Знаешь ли, в чём разница между тобой и обладателями этих наград?
Ученик. В чём же?
Ученица. В частице бы?
Комментарий учителя о возможностях современной технологий.
Мотивация учебной деятельности. – 2 – 3 мин. Сообщение о частотности частиц. (выбор за 7 школой).
Задание 1. А теперь поработаем «исследователями» текста. 10 – 20 мин. Начнём поиск частиц в тексте И.С.Тургенева из «Записок охотника» («Бежин луг») Слайд – 6.
Проанализируйте текст, определите, вставьте пропущенные буквы. Текст записывается в тетради.
- К какому стилю относиться данный текст? Почему?
- Какие частицы вы отыскали?
- Какой оттенок значения вносит каждая из них в текст.
Задание 2. Прочитать выразительно текст (Слайд 7). Определите стили речи. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.(Всё же). Мы верим – настанет час, когда страны будут гордиться своими свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами туманов и освежающих болот. Мы (да, точно) верим, что школьники будут писать по слогам: воздух – наш отец. Вода – наша мать. Земля – дом. Роса – национальное сокровище.(Ещё бы! Разве нет) нам предстоит заботиться о Земле!
(Из «экологического манифеста»)
Задание 3. (Слайд 8) Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди
Не убивайте зря!.
Ведь небо, без птиц
Не небо!
А море без рыб –
Не море
И земля без зверей –
Не земля!
Р.Рождественский.
Запишите текст, выделите частицу, укажите разряд. Определите стиль речи.
Учитель. Итак, мы разобрали тексты разных стилей речи и убедились в том, что без частиц наша речь бедна. Благодаря частицам наши тексты звучали ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее.
Обобщение и систематизация. 5 – 6 мин.(7 школа)
Работа по учебнику, выполнение по учебнику.
Работа по тестам.
Составление и решение лингвистической задачи по тексту упр. 49.
Условие задачи. Вычислите, как вы исследовали текст. Посчитайте свои балл ( в % ). Запишите в тетради процент исследования и дату.
Назовите басни Крылова, отрывки из которых приведены в упр. 372. (5%)
Сколько частиц в каждом отрывке (5%)
Каких частиц больше в приведённых отрывках. (5%)
С какой целью автор использует эти частицы. (25%)
К какому стилю речи можно отнести приведённые отрывки. (10%)
Итог урока. Озвучивается индивидуальная работа учащихся с карточками.
Темы лингвистических сочинений придуманных учащимися предлагаются как варианты для домашней работы.
Возможные варианты.
Частица или частичка.
Такие разные формы побуждения.
О том, как частицы ходили на работу.
Под песню В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг» звучат слова благодарности всем ученикам. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки (С обоснованием).