СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование в 7 д классе. Употребление частиц в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Употребление частиц в речи

Цель урока: повторить и систематизировать пройденный материал по теме «Частица», показать роль частиц в речи.

Задачи урока:

Образовательные (обучающее: научить находить в тексте частицы, определять вид частиц);

  • (формировать умение объяснять смысловую роль частицы в анализируемом тексте).

Развивающие:

  • развивать память, пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • умение выявлять частицы в тексте, составлять предложения, используя частицы. 

Воспитательные:

  • развить бережное отношение к русскому языку;
  • привить любовь к поэтической речи.

              Тип урока: урок систематизации знаний, умений, навыков.

Методы обучения. Практические методы (иллюстративно-словесный, исследовательский, иные).

Формы работы: групповая (фронтальная, индивидуальная, работа с использованием ЭОР)

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование в 7 д классе. Употребление частиц в речи»







Урок-исследование в 7 д классе.

Употребление частиц в речи



Учитель русского языка и литературы

Мамедова Разила Ярахмедовна

























Тема урока: Употребление частиц в речи

Цель урока: повторить и систематизировать пройденный материал по теме «Частица», показать роль частиц в речи.

Задачи урока:

Образовательные (обучающее: научить находить в тексте частицы, определять вид частиц);

  • (формировать умение объяснять смысловую роль частицы в анализируемом тексте).

Развивающие:

  • развивать память, пунктуационную и орфографическую зоркость;

  • умение выявлять частицы в тексте, составлять предложения, используя частицы.

Воспитательные:

  • развить бережное отношение к русскому языку;

  • привить любовь к поэтической речи.

Тип урока: урок систематизации знаний, умений, навыков.

Методы обучения. Практические методы (иллюстративно-словесный, исследовательский, иные).

Формы работы: групповая (фронтальная, индивидуальная, работа с использованием ЭОР)

Ход урока.

  1. Организационная часть - 1-2 мин.

  2. Сообщение темы и цели урока. 1-2 мин.

Учитель. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Урок телемост в режиме онлайн. Проведём мы его совместно с учащимися 7 класса школы №7 города Гудермес. А также у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем всех! Ребята, на предыдущих уроках мы с Вами изучили частицу как часть речи, разряды частиц, их правописание. Цель урока- показать роль частиц в речи. (Слайд 2). Нас ждёт очень интересная и объёмная исследовательская работа. Итак, запишем число урока. (озвучить содержание слайда 2).

  1. Актуализация опорных знаний. 5-10 мин.

Ребята, прежде чем приступим к анализу текстов, вспомним изученное о частицах.

- 7 школа, вам слово. Что такое частица? (слушаем ответ).

- 10 школа. А теперь послушаем учащихся, которые подготовили нам свои творческие работы. (Слайд 3 – «Мы помним служебные слова»).







Письмо по памяти.

Разбор предложения. «Люди, я молю вас: ради Бога

Не стесняйтесь доброты своей. (шк 10 ).

На земле друзей не так уж много

Опасайтесь потерять друзей. (шк 7)

Р.Гамзатов .

2. Доклад. (Слайд 4) «Значение частиц».

(Во время презентации раздаются по 4 карточки с заданием для индивидуальной работы за компьютерами).

Задание. Проследить за ходом урока, сформулировать тему лингвистического сочинения к концу урока.

3. Слово 7 школе. (выборочный диктант по сказке).

Лингвистическую сказку, написанную учёным Феликсом Кривинным читают ученики 7 школы.

Частицы бы, ли, же…

Хотя все они служебные слова,

Но у каждой свой характер,

Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.

Бы- мечтает

Ли- сомневается

Же- утверждает

И попробуйте прожить хоть без

Одной из этих частиц!

Не проживёте!

Попробуйте ничего не утверждать

Попробуйте ни о чём не мечтать

Сможете прожить?

Не сможете!

-Какие частицы вы успели написать?

-К каким разрядам они относятся?

-Докажите правильность утверждения лингвиста, составьте предложения, которые подтвердили бы, что

Бы- мечтает

Ли- сомневается

Же- утверждает. (зачитывается три примера учащимся 7 школы).

Слово 10 школе.

Ситуативная игра.

Учитель: Ребята, внимание на экран. (Слайд 5). (Ученики зачитывают текст на экране).

Ученик. Ну, я бы тоже мог выиграть олимпиаду по геометрии.

Ученица зачитывает следующий текст.

Ученик. Что такое стихи? Я бы за их чтение получил бы первое место.

Ученица. Знаешь ли, в чём разница между тобой и обладателями этих наград?

Ученик. В чём же?

Ученица. В частице бы?

Комментарий учителя о возможностях современной технологий.

  1. Мотивация учебной деятельности. – 2 – 3 мин. Сообщение о частотности частиц. (выбор за 7 школой).

  2. Задание 1. А теперь поработаем «исследователями» текста. 10 – 20 мин. Начнём поиск частиц в тексте И.С.Тургенева из «Записок охотника» («Бежин луг») Слайд – 6.

  1. Проанализируйте текст, определите, вставьте пропущенные буквы. Текст записывается в тетради.

- К какому стилю относиться данный текст? Почему?

- Какие частицы вы отыскали?

- Какой оттенок значения вносит каждая из них в текст.

Задание 2. Прочитать выразительно текст (Слайд 7). Определите стили речи. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.(Всё же). Мы верим – настанет час, когда страны будут гордиться своими свежими листьями, росой и ночной прохладой, запахами туманов и освежающих болот. Мы (да, точно) верим, что школьники будут писать по слогам: воздух – наш отец. Вода – наша мать. Земля – дом. Роса – национальное сокровище.(Ещё бы! Разве нет) нам предстоит заботиться о Земле!

(Из «экологического манифеста»)

Задание 3. (Слайд 8) Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди

Не убивайте зря!.

Ведь небо, без птиц

Не небо!

А море без рыб –

Не море

И земля без зверей –

Не земля!

Р.Рождественский.

Запишите текст, выделите частицу, укажите разряд. Определите стиль речи.

Учитель. Итак, мы разобрали тексты разных стилей речи и убедились в том, что без частиц наша речь бедна. Благодаря частицам наши тексты звучали ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее.

  1. Обобщение и систематизация. 5 – 6 мин.(7 школа)

  1. Работа по учебнику, выполнение по учебнику.

  2. Работа по тестам.

  3. Составление и решение лингвистической задачи по тексту упр. 49.

Условие задачи. Вычислите, как вы исследовали текст. Посчитайте свои балл ( в % ). Запишите в тетради процент исследования и дату.

  1. Назовите басни Крылова, отрывки из которых приведены в упр. 372. (5%)

  2. Сколько частиц в каждом отрывке (5%)

  3. Каких частиц больше в приведённых отрывках. (5%)

  4. С какой целью автор использует эти частицы. (25%)

  5. К какому стилю речи можно отнести приведённые отрывки. (10%)

  1. Итог урока. Озвучивается индивидуальная работа учащихся с карточками.

Темы лингвистических сочинений придуманных учащимися предлагаются как варианты для домашней работы.

Возможные варианты.

  1. Частица или частичка.

  2. Такие разные формы побуждения.

  3. О том, как частицы ходили на работу.

Под песню В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг» звучат слова благодарности всем ученикам. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки (С обоснованием).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!