СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - исследование "Что содержится в ложке мёда?"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с химическим составом мёда, его лечебными свойствами, получением мёда; изучить основные продукты пчеловодства, ознакомиться с историей пчеловодства, узнать о хранении мёда; с помощью химических опытов научиться отличать натуральный мёд от фальсифицированного; узнать об использовании пчелиного мёда в рецептах для фиточаёв; воспитывать в себе и окружающих бережное отношение к пчёлам.

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование "Что содержится в ложке мёда?"»

9


Урок - исследование

Тема: Что содержится в ложке мёда?

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Учитель химии

МБОУ «Дачновская средняя

общеобразовательная школа»

городского округа Судак

Рейнова Виктория Михайловна

Цель: познакомить учащихся с химическим составом мёда, его лечебными свойствами, получением мёда; изучить основные продукты пчеловодства, ознакомиться с историей пчеловодства, узнать о хранении мёда; с помощью химических опытов научиться отличать натуральный мёд от фальсифицированного; узнать об использовании пчелиного мёда в рецептах для фиточаёв; воспитывать в себе и окружающих бережное отношение к пчёлам.

Тип мероприятия: интегрированный.

Основные понятия: мёд, продукты пчеловодства.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Планируемые личностные результаты: создать условия для проявления активности, организованности и самостоятельности; формировать умение достигать поставленных целей, работать в команде; формировать любовь к природе, осознать роль человека в сохранении окружающего мира, соблюдать принципы и правила бережного отношения к природе.

Планируемые метапредметные результаты: развивать у обучающихся познавательные и коммуникативные аспекты УУД; умение работать по заданному алгоритму; анализировать полученную информацию и применять её при высказывании суждений; формулировать аргументированные выводы и строить логическое рассуждение.

Планируемые предметные результаты: закрепить знания о мёде и продуктах пчеловодства, о правилах хранения мёда, научиться отличать натуральный мёд от фальсифицированного, сформировать эстетические чувства; уметь устанавливать причинно – следственные связи; уметь применять естественнонаучные знания для объяснения сущности природных явлений.

Оборудование: выставка литературы о мёде и продуктах пчеловодства, презентация о мёде, таблица «Химический состав мёда», химические стаканы, мерные цилиндры, пипетки, фитиль, фарфоровые чашки, чайник, стеклянные банки с плотно закрывающейся крышкой, формочки для свечей, стеклянная миска, плитка электрическая.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что человек пагубно влияет на природу. Перед нами стоит задача: научиться с любовью относиться к окружающей среде, прививать бережное отношение к пчёлам медоносам.

План мероприятия

  1. Организационный момент. Учащиеся разделяются на группы (химики, биологи, географы, кулинары, врачи).

  2. Оглашение темы, цели, эпиграфа

«Если хочешь сохранить молодость, ешь мед».

Врач Авиценна

  1. Основная часть

  1. Из истории пчеловодства.

  2. Продукты пчеловодства.

  3. Основные физические свойства мёда.

  4. Хранение мёда.

  5. Химический состав мёда.

  6. Лечебные свойства мёда.

  7. Конкурс стихов, загадок, пословиц.

  8. Диагностика натурального мёда.

  9. Приготовление фиточаёв.

  10. Изготовление восковых свечей.

  11. Полезные советы.

  1. Из истории пчеловодства

Ведущий: Пчеловод – профессия древняя. В далекие времена люди отыскивали в лесу дупла с пчелами, разоряли их, выламывали соты и уносили домой. Это занятие требовало наблюдательности, осторожности, опытности и храбрости. Найти гнездо пчел в дремучем лесу совсем не просто. Нелегко и взять у них мед. Разъяренные дикие насекомые обращали в бегство не одного сборщика. Почти всегда разоренная семья погибала. Довершали дело дятлы – любители насекомых, или сластены – куницы, а не редко и медведи. Позже, чтобы не губить пчел, в дуплистых деревьях начали вырубать или выпиливать куски. Мед забирали не весь, часть оставляли пчелам и вновь закрывали дупло. Такие дупла с пчелами стали называть бортями.

На стволах деревьев особыми знаками указывали, кому они принадлежат. И никто, кроме хозяина, не имел права к ним прикасаться. Бортники в древней Руси составляли целое сословие и были вольными людьми даже при крепостном праве. Любителей – бортников можно встретить и сегодня в дремучих уральских и белорусских лесах, где до сих пор водятся пчелы. Со временем пчел начали держать на пасеках, возле дома, сначала в дуплянках – кусках дуплистого дерева, колодах – толстых долбленых кряжах или плетеных из соломы и хвороста кошелках, а потом в разборных ульях. Пчеловодство из промысла постепенно стало домашним занятием, как скотоводство и земледелие. Прогресс в пчеловодстве начался с появлением ульевой рамки, разборного рамочного улья. Такой улей изобрел в 1814 г. русский пчеловод П. И. Прокопович. Появилась возможность изучать жизнь пчел в гнезде.

В Древней Греции и Риме мед считали даром неба, пищей богов. По поверью греков, человеку должен принести мудрость, а поэтов и художников одаривал вдохновением. Пчел как священных животных изображали на стенах пещер, скалах, сосудах, монетах, высекали на гробницах знатных людей, пирамидах. В Египте медоносна пчела – символ верности, храбрости и призрения к смерти. Ведь пчелы, защищая свой дом, не когда не отступают перед опасностью и не обращаются в бегство, каким бы грозным ни был их противник.

Почти все народы Земли с давних времен знают целебные свойства меда. В русских рукописных лечебных книгах приводится много рецептов, в состав которых входит пчелиный мед. Великий врач древности Гиппократ, широко применявший в своей лечебной практике мед, советовал ежедневно употреблять его для продления жизни. И сегодня статистика подтверждает: пчеловоды живут дольше людей других профессий, меньше страдают от болезней, редко теряют работоспособность. В век технологического прогресса, когда много пищевых веществ производится искусственным путем, особую ценность представляют натуральные продукты, созданные самой Природой.

  1. Продукты пчеловодства

Ученик - биолог: Помимо основного своего назначения – опыление растений пчела ещё даёт человеку натуральные продукты пчеловодства. Основными из них являются мёд, воск, прополис, яд пчелиный, маточное молочко и пыльца цветочная (обножка), перга.

Натуральным пчелиным мёдом является цветочный мёд, приготовленный пчёлами из цветочного нектара.

Цветочный мёд не только вкусный и чрезвычайно полезный для человека продукт, но и сложнейшее «живое» натуральное вещество. В мёде обнаружено около трёхсот различных компонентов. Пчелиный мёд имеет двоякое происхождение: животное (пчела) и растительное (нектар). Этим, в частности, можно объяснить исключительно благотворное влияние мёда на человека.

  1. Основные физические свойства мёда

  • Ученик - биолог: влажность, вязкость, плотность, кристаллизация.

Влажность мёда – процентное содержание в мёде воды. Обычно влажность мёда зависит от степени его зрелости. Зрелый мёд содержит от 18 до 20% воды. Незрелый мёд с влажностью 21% непригоден к длительному хранению, так как в нём начинает развиваться естественная микрофлора и мёд начинает портиться (бродить). Вязкость мёда – характеристика консистенции (густоты) мёда. Различным видам мёда свойственна определённая степень вязкости по которой их делят на пять групп: 1)очень жидкий – акациевый, клеверный и др.; 2)жидкий – липовый, гречишный др.; 3)густой – эспарцетовый, одуванчиковый и др.; 4)клейкий – падевый; 5)студнеобразный - вересковый

Плотность мёда – масса одного кубического сантиметра мёда в граммах. Напомним, что плотность воды составляет 1,0. плотность зрелого мёда равна приблизительно 1,42, то есть мёд тяжелее воды. По этой причине один литр мёда весит не один килограмм а 1,42 кг.

Кристаллизация (садка) мёда – естественное превращение мёда в процессе его хранения из жидкого сиропообразного состояния в кристаллическое твёрдое.

  1. Хранение мёда

Ведущий: Мёд в отличие от всех остальных продуктов питания, при соблюдении определённых условий и правил хранения может не менять своего качества на протяжении многих лет.

В домашних условиях самым подходящим местом для хранения мёда является тёмная кладовка или холодильник.

Сохранность мёда зависит от его состояния. Закристаллизовавшиеся мёды с повышенной влажностью бродят быстрее, чем жидкие. Это обстоятельство объясняется тем, что при кристаллизации глюкозы в мёде образуется межкристальная жидкость с повышенной концентрацией воды. Происходит это потому, что при образовании кристаллов глюкозы связывается меньше воды, чем её присутствие в жидком мёде. Поэтому наряду в кристаллической фазой образуется жидкая фаза с «избыточной» водой, в которой растворена главным образом фруктоза. Эта межкристальная жидкость представляет собой очень благоприятную среду для размножения дрожжей. Такие условия создаются чаще всего при длительном хранении мёда при высокой температуре или если мёд был откачан незрелым. В этом случае над закристаллизовавшейся массой образуется жидкий слой («отстой»). При этом мёд теряет товарный вид и может забродить. При относительной влажности воздуха ниже 58 – 60% мёд отдаёт свою влагу воздуху, при влажности выше этой величины мёд поглощает влагу из воздуха.

При хранении мёда в зимнее время надо обращать внимание на то, чтобы температура не опускалась ниже -5 градусов. Это связанно с тем, что ферменты мёда при таких температурах начинают разрушаться.

  1. Химический состав мёда

Ученик - химик:

Название вещества

Содержание, %

Углеводы (глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза)

70%

Вода

20%

Протеины (белки)

от 0,2% –до 2%

Аминокислоты

0,1 %





Ведущий: А знаете ли вы? Что 100 гр мёда на 10% удовлетворяет суточную потребность взрослого человека в энергии.

  1. Лечебные свойства мёда

Ученик - врач: лечебные свойства мёда:

  • антибиотическое;

  • антитоксическое;

  • ранозаживляющее;

  • успокаивающее;

  • иммуномодулирующее;

  • противовирусное;

  • антиоксидантное;

  • слабое раздражающее.

Наиболее заметными лечебными свойствами меда можно считать антимикробную активность (антибиотические свойства) и раздражающее действие. Кроме того, сочетание антимикробных свойств и наличие легкодоступных субстратов для клеточного питания, вероятно, лежат в основе ранозаживляющего меда. Мёд также обладает ярко выраженными диетическими свойствами.

Ученик - географ: А знаете ли вы?

В России и за ее пределами известен башкирский мед. В Рес­­публике Башкортостан сохранилась нетронутая природа с липовыми ле­­сами, разнообразной луговой растительностью. И пасечники здесь имеют возможность собирать мед действительно высокого качества.

Алтайский мед - один из самых знаменитых продуктов Алтая. Алтайский мед известен далеко за пределами России. Мед Алтая славен огромным разнообразием медоносов, произрастающих в различных местностях - от равнинного предгорья до высокогорья. Продукты пчеловодства  - пыльца, прополис, воск - помогают хранить бодрость и долголетие, несут в себе частичку алтайского здоровья.



Летом в Крыму вы можете приобрести следующие товары: мед с белой акации, мед с горного разнотравья, мед с липы, мед с гречихи, мед со степного разнотравья, цветочную пыльцу, прополис, маточное молочко.



  1. Конкурс стихов, загадок, пословиц о мёде. В нём берут участие все присутствующие на мероприятии.

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая...
(Пчела)



Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод, 
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!
(Улей)

Пчела -  трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий
( мед).



Сладкий, а не сахар,

Липкий, а не клей,

Вкусный, а не конфета.

(мед)

  1. Диагностика натурального мёда.

Группа учёных – химиков

Ведущий: Очень часто покупатели встречаются с некачественным мёдом. Для того, чтобы избежать фальсификации при покупке надо:

  • требовать сертификат на данный продукт;

  • не покупать мёд, закрытый металлической крышкой;

  • проверить мёд на растворимость: цветочный мёд не растворяется быстро во рту как сахар, а постепенно тает; у него тонкий, нежный аромат;

  • мёд тёмных сортов «дерёт» горло, т.к. настоящий вкус ощущается корнем языка;

  • если сразу чувствуется сладкий вкус, то это сахар, добавленный в мёд;

  • если зимой мёд жидкий – это либо фальсификат, либо сильное нагревание;

  • мёд должен наматываться на ложку, а не стекать с неё, последняя капля настоящего мёда подтянется и спружинит назад.

Рассмотрим несколько экспресс-методов диагностики натурального мёда.



1)Окунуть в мёд кусочек хлеба (8-10 мин). В качественном мёде хлеб затвердеет. Если станет мягким – это сахарный сироп.

2) Обнаружение примесей мела: в пробу мёда, который разбавлен дистиллированной водой добавляют несколько капель уксусной кислоты. Если есть мел, то выделяются пузырьки углекислого газа.

3) Обнаружение примесей муки, крахмала (его добавляют для видимой кристаллизации). Мёд прокипятить, охладить, добавить несколько капель раствора йода. Если есть синее окрашивание, то примеси крахмала присутствуют.

4) Обнаружение примесей крахмальной патоки: мёд растворить в дистиллированной воде, по каплям добавить нашатырный спирт. Если есть примеси патоки, то раствор белеет и выпадает бурый осадок. Этот мёд не подлежит кристаллизации.

9. Приготовление фиточаёв.

Ученик – врач: 1) Ингредиенты:
2 ст. ложки чая, 1 ч. ложка мяты перечной, 1 ч. ложка ромашки аптечной, 1 ч. ложка листьев малины, 6 стаканов воды.

Приготовление:

Чай смешать с хорошо измельченными травами, залить кипятком и дать настояться 5—6 мин.

2) Ингредиенты:
4 ст. ложки плодов шиповника, 1 ст. ложка зверобоя, 2 ст. ложки пустырника, 3 ст. ложки меда, вода.

Приготовление:

Сушеные плоды шиповника раздробить и растереть, смешать с измельченными травами, залить кипятком и дать настояться.
Подавать с медом.

3) Ингредиенты:
по 1 части листьев малины, смородины, мать-и-мачехи, соцветий аптечной ромашки.

 Приготовление:

Смешать 5 частей черного чая и 5 частей смеси измельченных трав.
Заваривать бальзам из расчета 1 ч. ложка на 1 стакан кипятка.





10.Изготовление восковых свечей.

Ученик – химик: Изготовление восковых свечей.

1)Растворить пчелиный воск на водяной бане, во избежание образования плохих запахов.

2)Вставить в заготовленную форму заранее приготовленный фитиль из хлопковой нити.

3)Добавить пищевой краситель или специи для придания нужной окраски:

21

  • корица, кофе молотый – коричневый цвет;

  • куркума, шафран – жёлтый цвет;

  • паприка – красный цвет;

  • активированный уголь – чёрный цвет;

  • масло облепихи, шиповника – оранжевый цвет;

  • медный купорос – синий цвет.



4)Добавить ароматизаторы (немного, иначе свечи коптят): несколько капель эфирного масла (лавандового, масло полыни, сок лайма и т.д.).





22

5)Контейнер для заливки свечей предварительно смазать жидкостью для мытья посуды (не рекомендуем смазывать подсолнечным маслом, так как во время горения свечи, оно будет коптить.

Для изготовления фитилей надо:

1)Фитиль (хлопковую нить) погрузить в раствор из 28 грамм селитры, 125 грамм извести и двух литров воды. Выдержать 15-20 мин, дать высохнуть. Свечи горят лучше.

2)Фитиль вымочить в растворе 4 грамм борной кислоты, 2,5 граммов серной кислоты и 0,370 литров воды. После этого высушить.

3)Хлопковую нить опустить на 15 мин в раствор: 2 столовые ложки хлорида натрия, 4 столовые ложки буры, 1,5 литра тёплой воды.

Чтобы окраска пламени при горении свечи была цветная, можно вымочить фитиль с добавлением:

- хлорида натрия или нитрата натрия – окраска жёлтая;

- хлорида бария, хлорида меди (II) – окраска зелёная.

11. Полезные советы:

Ведущий:

  1. Советуем приготовить лечебную ванну для красоты: 2 литра свежего молока, 200 граммов меда, несколько капель эфирного масла. Все смешать, добавить в теплую ванну с водой и наслаждаться в течение 15-20 минут.

  2. Такие заболевания как гастрит и язва желудка можно лечить с помощью мёда. Повышенную кислотность желудка можно снять употребляя теплый водный раствор меда, а холодный  водный раствор, наоборот, повышает кислотность.

  3. Гречишный мед содержит много белка и железа. За счет чего обладает по - истине чудесными свойствами: обновляет кровь, очищает сосуды, способствуют регенерации тканей. Его широко применяют при болезных печени и почек, крови, заболеваниях желудочно-кишечного тракта

  4. Если вы собираетесь заменить медом сахар, то имей в виду, что мед слаще сахара примерно в 2 раза. Поэтому лучше всего взять вполовину меньше меда.

  5. Мед в полтора раза тяжелее воды. То есть в 200 мл, в одном стакане, будет содержаться около 300-350 г меда.

Участники раздают гостям буклеты с полезными советами.







  1. Подведение итогов мероприятия.

Ведущий: в конце мероприятия предлагаю составить синквейн – это краткое стихотворение, которое сочиняется по правилу:

1 ряд – имя существительное

2 ряд – 2 прилагательных (описание темы)

3 ряд – 3 глагола

4 ряд – фраза, состоящая из 4 слов и раскрывающая тему

5 ряд – новое существительное (имеет отношение к теме).

Пример:

Мёд

Вкусный, полезный

Может кристаллизоваться, растворяться

Тёмные сорта «дерут» горло

Бальзам.

Ведущий: на сегодняшнем мероприятии мы поговорили о мёде, о продуктах пчеловодства и т.д. Чем вам запомнилось это мероприятие?

Рефлексия: предлагаем закончить фразу

- я сегодня узнал…

- я задумался…

- мне было интересно…

- я решил…

- я предлагаю…

- я доволен…

Позвольте закончить наше мероприятие словами: (В. Сибирцев )



Собирать с цветов нектар, Самый щедрый дар природы
В том пчелиный редкий дар. Янтарем искрятся соты,
«Придет зима. На окнах лед, Пахнет полем, пахнет лугом
А на столе душистый мед». Мёд – пчелиная заслуга!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!