Тема урока «Закон Архимеда»
Цель урока | Содержательная: первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в понятии выталкивающая сила Деятельностная: формирование у учащихся навыков работы с информацией, постановка и решение проблемы - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем. |
Планируемый результат | Личностные УУД: • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно составлять алгоритм своей поисковой деятельности; адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять сотрудничество при взаимодействии; брать на себя инициативу в организации совместного действия; согласовывать свои действия с мнением другого; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Учащиеся получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать её актуальность; искать наиболее эффективные средства достижения решения поставленной проблемы. |
Оборудование: видео -ролик мультфильма «Оля, коля и Архимед», мензурка с водой, сосуд с водой,
динамометр, алюминиевый и медный(латунный) цилиндры, тела разного и равного объема, пластилина, сосуд с р-ом соли, нить, картофель, виноградинка и газ вода.
План проведения урока.
Мотивация (видео). 4 мин.
Актуализация знаний (фронтальный опрос). 5 мин.
Затруднения (эвристическая беседа). 2 мин.
Проект выхода из затруднения (эвристическая беседа). 3 мин.
Реализация проекта (исследовательская работа в группах). 10мин
- инструктаж по технике безопасности; 1 мин.
- экспериментальные задания в группах; 3-4 мин.
- анализ результатов эксперимента; 1 мин.
- формулировка закона Архимеда. 2-3 мин.
Первичное закрепление (фронтальное решение типовых задач по теме). 5 мин
Включение в систему (фронтальное решение расчетных задачи, эвристическая беседа). 8 мин
Рефлексия (самоанализ, целеполагание). 3 мин
Ход урока.
«Кто овладел творениями Архимеда, будет меньше удивляться открытиям самых великих людей нашего времени». Лейбниц
Этап 1. Мотивация (4 мин).
На прошлом уроке мы с вами говорили что такое выталкивающая сила и как ее вычислять для тела правильной формы (зачитываем эпиграф).
Для тел неправильной формы это сделать гораздо сложнее. Но достаточно простой способ был предложен Архимедом. Внимание на экран. ( видео «Легенда об Архимеде» фрагмент мультфильма «Оля, Коля и Архимед»)
Поставить перед учащимися вопрос:
Что же "Нашел Архимед"?
Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на этот вопрос.
Этап 2. Актуализация (5 мин).
Актуализация знаний и повторение пройденного материала путем фронтального опроса.
Какие силы действуют на тела, находящиеся в жидкости?
Каково их направление? Покажите на рисунке.
Как можно рассчитать выталкивающую силу?
Как масса связана с объёмом?
Что такое вес?
Как вес связан с массой?
Что такое давление?
Как вычислить силу давления, если известно давление?
Как вычисляется давление на дно сосуда?
Навести учащихся на вывод : для того, чтобы решить проблему Архимеда нужно знать от каких факторов зависит выталкивающая сила.
Этап 3. Затруднения (мин).
Учащиеся выдвигают предположения (от массы тела, от плотности тела, от объема тела и т.д). Далее проводим анализ вариантов и приходим к затруднению: мы не знаем точно от каких величин и как зависит выталкивающая сила.
Этап 4. Проект выхода из затруднения (3 мин).
Обсуждение цели и плана действий:
Цель: выявить от каких факторов и как зависит выталкивающая сила.
Тема урока: Сила Архимеда.
У каждого на столе лежит задание-исследование, после выполнения которого мы должны сделать вывод от чего зависит сила Архимеда.
Этап 5. Реализация проекта (10 мин).
ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности
1.Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания учителя. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
2.Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
3. Твердые тела опускать в мензурку осторожно, чтобы не разбить ее. Не сливать оставшуюся воду в один сосуд.
4. Не подвешивать к пружине слишком тяжелые предметы во избежание порчи прибора.
Работа в парах. Каждой паре дается экспериментальное задание (5 мин).
Задание группе 1: «Определение Архимедовой силы, действующей на тела разного объема».
Оборудование: мензурка с водой, динамометр, два тела разного объема, но одинаковой массы.
Цель: Исследовать зависит ли Архимедова сила от объема тела.
Ход работы: Возьмите гирьки и, начав с наименьшей, измерьте вес каждой из них с помощью динамометра сначала в воздухе, а затем в воде. Сравните выталкивающие силы, действующие на эти гирьки. Зависят ли их значения от объема? Как зависят? На какую гирю действует максимальная выталкивающая сила?
Заполните таблицу:
| Объем тела, V, мл | Вес тела в воздухе Р1, Н | Вес тела в воде Р2, Н | Выталкивающая сила Fа = P1 – P2, Н |
1 | | | | |
2 | | | | |
Вывод (Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела):________________________________________
Задание группе 2. «Определение Архимедовой силы, действующей на тело в жидкости разной плотности».
Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с водой и раствором соли
Цель: Исследовать зависит ли Архимедова сила от плотности жидкости
Ход работы: Подвесьте к крючку динамометра цилиндр и, заметив, чему равен его вес в воздухе, опустите это тело сначала в сосуд с водой, затем в сосуд с раствором соли, отмечая каждый раз вес. Определите на сколько уменьшится вес тела в каждой жидкости. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как? В какой жидкости на тело действует минимальная выталкивающая сила?
Заполните таблицу.
| Жидкость | Вес тела в воздухе Р1, Н | Вес тела в воде Р2, Н | Выталкивающая сила Fа = P1 – P2, Н |
1 | | | | |
2 | | | | |
(плотность 1000 кг/м3) соленая вода (плотность 1030 кг/м3)
Вывод (Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости): _____________________________________________________________________________
Задание группе 3. «Определение архимедовой силы, действующей на тела разной массы, но одинакового объема» (т.е. тела разной плотности)
Цель: Исследовать зависит ли Архимедова сила от плотности тела
Оборудование: мензурка с водой, динамометр, два тела разной массы, но одинакового объема.
Ход работы: Измерьте динамометром вес каждого цилиндра сначала в воздухе, затем опустите поочередно в воду. Вычислите действующие на них выталкивающие силы. Выясните, зависят ли выталкивающие силы от плотности тела.
Заполните таблицу.
| Цилиндр | Вес тела в воздухе Р1, Н | Вес тела в воде Р2, Н | Выталкивающая сила Fа = P1 – P2, Н |
1 | | | | |
2 | | | | |
Вывод (Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела): _____________________________________________________________________________
Задание группе 4: «Определение архимедовой силы, действующей на тело на разной глубине погружения в жидкости».
Цель: Исследовать зависит ли Архимедова сила от глубины погружения тела в жидкости.
Оборудование: мензурка, стакан с водой, цилиндр на нити, динамометр, линейка.
Ход работы: Налейте в мензурку воды до уровня 3 см, опустите в неё цилиндр и определите выталкивающую силу. Затем, подливая воду в мензурку, следите за изменениями показаний динамометра. Сравните выталкивающие силы и выясните, зависят ли они от глубины погружения.
Заполните таблицу.
| Высота столба жидкости | Вес тела в воздухе Р1, Н | Вес тела в воде Р2, Н | Выталкивающая сила Fа = P1 – P2, Н |
1 | 3 см | | | |
2 | 7 см | | | |
Вывод (Сделайте вывод о зависимости Архимедовой сила от глубины погружения): _____________________________________________________________________________
Задание группе 5: «Определение архимедовой силы, действующей на тело разной формы при погружения в жидкость».
Цель: Исследовать зависит ли Архимедова сила от формы тела в жидкости.
Оборудование: мензурка, стакан с водой, пластилин, динамометр, линейка.
кусочку пластилина придайте форму шара, куба;
Ход работы:
Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на неё;
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
_____________________________________________________________________________
| Форма тела | Вес тела в воздухе Р1, Н | Вес тела в воде Р2, Н | Выталкивающая сила Fа = P1 – P2, Н |
1 | Шар | | | |
2 | Куб | | | |
Вывод (Сделайте вывод о зависимости Архимедовой сила от формы тела): __________________________________________________________________________
Анализ результатов эксперимента (1 мин).
Результаты эксперимента заносятся в таблицу
Физическая величина | Зависит | Не зависит |
Плотность тела | | Не зависит |
Объем тела | Зависит | |
Плотность жидкости | Зависит | |
Форма тела | | Не зависит |
Глубины погружения | | Не зависит |
FA = ρжgVт
Архимед взвесил корону сначала в воздухе, затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объёме короны. Определив затем объём короны, он смог вычислить её плотность, а, зная плотность, ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешёвых металлов в золотой короне? Плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличён в обмане.
Закон Архимеда: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
Этап 6. Первичное закрепление (5 мин)
Фронтальное решение типовых задач (экспериментальное задание)
1.Налейте в прозрачный стакан касторовое масло на достаточную высоту. Не торопясь, капните в масло каплю подкрашенной обыкновенными акварельными красками воды. Если использовать растворы нескольких цветов, то в стакане с маслом возникнет картина, напоминающая висящие разноцветные шары. Что произойдет с подкрашенными каплями и почему?» (проверяем экспериментально опыт Плато) Вывод: плотность касторового масла приблизительно равна плотности воды.
2. Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?
3. Виноградная карусель (эксперимент)
4. Плавающий картофель в воде (эксперимент)
5. Одинаковые шары подвешены к коромыслу весов. В каком случае равновесие нарушится?
Включение в систему (8 мин).
Фронтальное решение задачи на закон Архимеда повышенной сложности
Задание1 | Найти массу золота в короне, изготовленной из сплава золота и серебра. Вес короны в воздухе 25,4 Н, в воде — 23,4 Н. Задание2. Металлический шарик объемом 5см3 в воздухе весит 0,4 Н. При помещении его в некоторую жидкость шарик стал весить 0,36Н. Какая это жидкость? |
Этап 8. Рефлексия (3 мин).
Теперь, когда мы знаем что такое сила Архимеда и как ее рассчитать, нам будет полезно и интересно узнать, как человек научился ее использовать.
На этом наш урок подошел к концу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование, мы еще не раз прокричим подобно Архимеду: «Эврика!». Большое спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу.
И в заключении я хочу предложить вам провести еще один эксперимент и определить с каким настроением вы уходите с урока? На демонстрационном столе стоят два сливных сосуда с жидкостями разного цвета (розовый и голубой) в которые надо погрузить шарики. Если вы довольны своей работой на уроке, то опустите шарик в сосуд с розовой водой. Если же считаете, что что-то не получилось - то с голубой. О результате будем судить по количеству вылившейся воды.
Цель следующего урока: узнать о применении и использовании силы Архимеда (1 мин)
Домашнее задание: § 51, задача (1 мин).