Урок – исследование.
Занятие факультатива «Эрудит»
Цель:
развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, знакомить с техникой исследовательского поиска, способствовать общему развитию личности учащихся.
Оборудование: доска, проектор, словари, местные газета, книги, емкости для проведения эксперимента.
Ход урока:
Организационная часть.
Учитель:
Я даю вам зерно и хочу, чтоб оно проросло.
Я ваш каждый росток поливаю сердечным теплом.
Вашу каждую ветвь я хочу ближе к солнцу поднять.
Чтобы каждый свой плод вы могли в радость людям отдать.
Актуализация знаний.
Учитель. - Давайте вспомним, чем мы занимались на занятиях по исследовательской деятельности.
Ответы детей. - Мы пытались быть исследователями
Учитель. - Верно, попытались стать исследователями. Что необходимо исследователям?
Ученик. - Быть наблюдательными.
Видеть проблему.
Уметь задавать вопросы, уметь рассуждать, выделять главное.
Отбирать нужный материал.
Работать с литературой.
Учитель. - Что такое проблема, гипотеза?
Ученик. – Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая решения путем исследования.
Гипотеза – это предположение, которое следует доказать и подтвердить опытным путем. Во время исслежования к каким наукам можно обращаться?
Учитель. Какие науки вам известны?
Какие области исследования вам известны? (Космос, животные, люди, птицы, водное пространство.) – Предмет исследования.
Учитель. О каких научных открытиях вам известно? (Телефон, компьютер, кино, транспорт, медицина.)
Вывод. Сегодня мы продолжим учиться наблюдать, анализировать, видеть проблемы. Это необходимо для того, чтобы написать коллективную исследовательскую работу.
Основная часть.
Учитель. Какое исследование проводили недавно? Какая проблема вас взволновала?
Ученик. Участвуя в исследованиях по теме «Влияние бытовых отходов на экологию города» услышали сообщение о том, что бытовые отходы, разлагаясь, отравляют почву и воду. У нас возникли вопросы: А какое качество у нашей воды, как его проверить?
Учитель. Так возникла тема исследования. Как мы ее назовем?
Ученик – «Все о воде», «Вода – это жизнь».
Учитель. Исходя из этого, давайте поговорим о цели нашего исследования?
Ученик. Цель - узнать о качестве воды и о роли ее в жизни растений, человека.
Учитель. Какие задачи нам нужно решить для выполнения цели?
Задачи
Узнать мнения о чистоте воды наших медиков;
Изучить роль воды в жизни растений и человека;
Выявить основные загрязнители воды.
Проанализировать влияние качества воды на здоровье человека
Узнать, как очищают воду;
Провести опрос населения;
Построить диаграммы по результатам опроса;
Учитель. Итак проблема: какое качество у нашей воды, от чего оно зависит? Исходя из этого попробуем выдвинуть гипотезу.
Ученик. Гипотеза исследования. Предположили, что качество воды целиком зависит от санитарного состояния города.
Учитель. Объект исследования: экология - наука.
Ученик. Предмет исследования: какое направление в экологии мы будем рассматривать: качество воды и ее свойства.
Учитель. Назовите методы исследования.
Ученик. Методы исследования: изучение теоретических источников: энциклопедий, сведения из сети Интернет, интервью, анкетирование; наблюдение; сравнение; обобщение; эксперимент.
Учитель. Давайте поговорим об актуальности работы, темы. Важна ли для нас вода?
Ученик. Актуальность темы: Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Поэтому, необходимо ее изучение. Экологическое состояние воды очень важно.
Учитель. Сначала подумайте, что вы знаете о воде?
Ученик. Вода растворитель, На долю воды приходиться примерно 70% поверхности земного шара, а мир страдает от жажды, потому что основная масса воды солёная. В ней столько соли, что можно покрыть всю сушу слоем 200м. Пресной же воды совсем немного.
Из общего количества всей воды на Земле примерно 94%, составляет соленая вода морей и океанов. Пресную воду можно взять в малодоступных местах в виде ледников и подземных хранилищ. Но она потребуют предварительной очистки.
Давайте посмотрим, как мы используем воду? Так какое значение воды в жизни человека?
Ученик. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения.
Учитель. Где еще можно почерпнуть сведения по интересующему нас вопросу. Начнем с обзора теоретического материала. Сначала выясним, что говорят о воде словари.
Ученик. Вода Словарь Ожегова
ВОДА', ы, вин. воду. Прозрачная, бесцветная жидкость, которая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода.
Ученик. ВОДА Словарь Даля
ВОДА ж. стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, реки и озера, а в смеси с солями, - моря. Кипящая вода обращается в пар, мерзлая образует лед; испарения водные.
Учитель. Вода в природе никогда не бывает чистой в прямом смысле этого понятия. Она содержит растворенные минеральные соли, газы, частицы микроорганизмов.
Учитель. Существует много пословиц, фразеологизмов о воде, их тоже найдем в словаре и объясним их значение:
Ученик. Вода камень точит. – надо быть настойчивым.
Воду в ступе толочь — вода и будет. проводить время попусту,
Не зная броду, не суйся в воду. Сначала спроси, потом делай
Это вилами на воде писано. Нет точного ответа, не известно, не точно.
Носить воду решетом. Заниматься бесполезной работой..
Учитель. А теперь прочитайте высказывания о воде.
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Сент-Экзюпери
Для мудрого человека наилучший напиток - вода. Генри Торо
Учитель. Нас интересует экология воды. Рассмотрим историю вопроса.
В летописях Витрувия, архитектора Древнего Рима, занимавшегося проектированием водопроводов для снабжения населения питьевой водой, говорится, что если в каком-то селении были здоровые, цветущие физически и духовно жители, то это означало, что люди в данной местности пили доброкачественную воду повседневно, всю жизнь, используя ее для питания детей и взрослых сограждан.
То, что вода может способствовать распространению болезней, знали еще древние греки. Реформатор античной медицины врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) советовал кипятить или фԸльтровать загрязненную воду, прежде чем пить. Цем не менее, даже 150 лет назад мѽоسие люди еще не вер萸ли в то, что болҵзниठмогут распросӂраняться с водой и поэтому, н萵 зажумываясь, сбрисывали все отходы в ту же ᑀеку, из которой они или их соседи брали воду для питья.
ОЧИСТКА ВОДЫ. В 1872 было обнаружено, что фильтрование воды через слой песка является хорошим способом ее очистки и делает ее относительно безопасной для питья.
Какие способы очистки воды знаете? Опишите собственный опыт очистки воды. Фильтрование, отстаивание, выпаривание.
В начале 20 в. в практику было введено химическое обеззараживание воды с помощью хлора или его соединений.
Учитель. Вывод. Давно вставал вопрос о том, что бытовые отходы загрязняют воду, но многие не верили, что болезни могут распространятся с водой.
Учитель. Назовите основные загрязнители воды.
Ученик. В окружающую среду выбрасывается до 400 тыс. различных химических веществ природы. Из них наибольшую опасность для водоемов представляют примерно 800. Наиболее вредными химическими загрязнителями является нефть и нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы. Содержание в воде нефтепродуктов свыше вызывает гибель рыбы, нарушает развитие икры. Нефть опасна для крупных морских животных, китов, тюленей, дельфинов.
Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей
Учитель. Какую справку о качестве воды мы получили у медиков?
Ученик. В санэпидемстанции на наш вопрос о качестве воды в Майском ответили, что вода соответствует нормам, и город может пить гарантированно качественную воду, которую берут с глубины 150 метров.
Учитель. Но существует рост количества больных, особенно в районе спирт завода, который медики связывают с качеством воды в этом районе.
Ученик. Причины в том, что население вместо водопровода использует для питья воду из неглубоко забитых труб, не имеющих допуска санэпидстанции и содержащих вредные для организма человека примеси.
Учитель: Такая вода жесткая, в чайнике остается большое количество накипи.
Практическая работа. Определение жесткости воды
1 емкость - вода из водопровода
2 емкость – вода из неглубоко забитых труб
В емкости добавляем мыльный раствор.
Учитель Образование хлопьев свидетельствует о том, что в воде повышенное содержание солей, что делает воду приятной на вкус, но опасной для человеческого организма
Вывод. Проведенные наблюдения позволяют подтвердить гипотезу:
Ученик. Санитарное состояние города и окружающих мест влияет на качество поверхностных вод, неглубоких колодцев.
Учитель. Для того, чтобы наглядно подтвердить это проведем эксперимент.
Ученик. Возьмем три отростка комнатного цветка. Рассадим эти отростки в разные горшки и будем поливать 1 отросток - отстоянной водопр萾воднԹ водой, а другой отростҾк водой, загрязнవнной хозяйᑁтвенной деятельностью человнка, треӂий рᐾсток –Ġталой водой. 2 росток погиб.
Учитель. Назовите способы очистки во䐴ы.
Учитель. КҰкую же воду лучше пйть? Два мнения:
Ученик. Вода для питья доػжна быть кипяченой.
Лучше использовать отстоянную воду. Выберем золотую серединку.
Учитель. Следует продумать систему мер по предупреждению загрязнения вод.
Ученик.
Предлагаем ряд охранных мероприятий:
Не сбрасывать в реку и не складировать в городе и на берегу бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;
Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;
Не мыть автотранспортные средства у реки;
Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц города от бытового мусора;
Пригодной для питья, на основании заключения СЭС, считается вода из глубинного колодца.
Следить за использование воды из источников, проверенных и допущенных санэпидстанцией.
Использовать бытовые фильтры для очистки воды от примесей, или отстаивать.
Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать
Рефлексия. Давайте поговорим о том, что удалось, а что ещё вызывает затруднение.
На следующем уроке подготовим защиту исследовательской работы.
6