СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – исследование. Занятие факультатива «Эрудит»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – исследование. Занятие факультатива «Эрудит»

Просмотр содержимого документа
«Урок – исследование. Занятие факультатива «Эрудит»»

Урок – исследование.

Занятие факультатива «Эрудит»

Цель:

  • развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, знакомить с техникой исследовательского поиска, способствовать общему развитию личности учащихся.

Оборудование: доска, проектор, словари, местные газета, книги, емкости для проведения эксперимента.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

Учитель:

Я даю вам зерно и хочу, чтоб оно проросло.

Я ваш каждый росток поливаю сердечным теплом.

Вашу каждую ветвь я хочу ближе к солнцу поднять.

Чтобы каждый свой плод вы могли в радость людям отдать.

  1. Актуализация знаний.

Учитель. - Давайте вспомним, чем мы занимались на занятиях по исследовательской деятельности.

Ответы детей. - Мы пытались быть исследователями

Учитель. - Верно, попытались стать исследователями. Что необходимо исследователям?

Ученик. - Быть наблюдательными.

Видеть проблему.

Уметь задавать вопросы, уметь рассуждать, вы­делять главное.

Отбирать нужный материал.

Работать с литературой.

Учитель. - Что такое проблема, гипотеза?

Ученик. – Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая решения путем исследования.

Гипотеза – это предположение, которое следует доказать и подтвердить опытным путем. Во время исслежования к каким наукам можно обращаться?

Учитель. Какие науки вам известны?

Какие области исследования вам известны? (Космос, животные, люди, птицы, водное пространство.) – Предмет исследования.

Учитель. О каких научных открытиях вам известно? (Телефон, ком­пьютер, кино, транспорт, медицина.)

Вывод. Сегодня мы продолжим учиться наблюдать, анализировать, видеть проблемы. Это необ­ходимо для того, чтобы написать коллективную ис­следовательскую работу.

Основная часть.

Учитель. Какое исследование проводили недавно? Какая проблема вас взволновала?

Ученик. Участвуя в исследованиях по теме «Влияние бытовых отходов на экологию города» услышали сообщение о том, что бытовые отходы, разлагаясь, отравляют почву и воду. У нас возникли вопросы: А какое качество у нашей воды, как его проверить?

Учитель. Так возникла тема исследования. Как мы ее назовем?

Ученик – «Все о воде», «Вода – это жизнь».

Учитель. Исходя из этого, давайте поговорим о цели нашего исследования?

Ученик. Цель - узнать о качестве воды и о роли ее в жизни растений, человека.

Учитель. Какие задачи нам нужно решить для выполнения цели?

Задачи

  • Узнать мнения о чистоте воды наших медиков;

  • Изучить роль воды в жизни растений и человека;

  • Выявить основные загрязнители воды.

  • Проанализировать влияние качества воды на здоровье человека

  • Узнать, как очищают воду;

  • Провести опрос населения;

  • Построить диаграммы по результатам опроса;

Учитель. Итак проблема: какое качество у нашей воды, от чего оно зависит? Исходя из этого попробуем выдвинуть гипотезу.

Ученик. Гипотеза исследования. Предположили, что качество воды целиком зависит от санитарного состояния города.

Учитель. Объект исследования: экология - наука.

Ученик. Предмет исследования: какое направление в экологии мы будем рассматривать: качество воды и ее свойства.

Учитель. Назовите методы исследования.

Ученик. Методы ис­следования: изучение теоретических источников: энциклопедий, сведения из сети Интернет, интервью, анкетирование; наблюдение; сравнение; обобщение; эксперимент.

Учитель. Давайте поговорим об актуальности работы, темы. Важна ли для нас вода?

Ученик. Актуальность темы: Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Поэтому, необходимо ее изучение. Экологическое состояние воды очень важно.

Учитель. Сначала подумайте, что вы знаете о воде?

Ученик. Вода растворитель, На долю воды приходиться примерно 70% поверхности земного шара, а мир страдает от жажды, потому что основная масса воды солёная. В ней столько соли, что можно покрыть всю сушу слоем 200м. Пресной же воды совсем немного.

Из общего количества всей воды на Земле примерно 94%, составляет соленая вода морей и океанов. Пресную воду можно взять в малодоступных местах в виде ледников и подземных хранилищ. Но она потребуют предварительной очистки.

Давайте посмотрим, как мы используем воду? Так какое значение воды в жизни человека?

Ученик. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения.

Учитель. Где еще можно почерпнуть сведения по интересующему нас вопросу. Начнем с обзора теоретического материала. Сначала выясним, что говорят о воде словари.

Ученик. Вода   Словарь Ожегова

ВОДА', ы, вин. воду. Прозрачная, бесцветная жидкость, которая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода.

Ученик. ВОДА   Словарь Даля

ВОДА ж. стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, реки и озера, а в смеси с солями, - моря. Кипящая вода обращается в пар, мерзлая образует лед; испарения водные.

Учитель. Вода в природе никогда не бывает чистой в прямом смысле этого понятия. Она содержит растворенные минеральные соли, газы, частицы микроорганизмов.
Учитель. Существует много пословиц, фразеологизмов о воде, их тоже найдем в словаре и объясним их значение:

  • Ученик. Вода камень точит. – надо быть настойчивым.

  • Воду в ступе толочь — вода и будет. проводить время попусту,

  • Не зная броду, не суйся в воду. Сначала спроси, потом делай

  • Это вилами на воде писано. Нет точного ответа, не известно, не точно.

  • Носить воду решетом. Заниматься бесполезной работой..

Учитель. А теперь прочитайте высказывания о воде.

  • Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Сент-Экзюпери

  • Для мудрого человека наилучший напиток - вода. Генри Торо

Учитель. Нас интересует экология воды. Рассмотрим историю вопроса.

В летописях Витрувия, архитектора Древнего Рима, занимавшегося проектированием водопроводов для снабжения населения питьевой водой, говорится, что если в каком-то селении были здоровые, цветущие физически и духовно жители, то это означало, что люди в данной местности пили доброкачественную воду повседневно, всю жизнь, используя ее для питания детей и взрослых сограждан.

То, что вода может способствовать распространению болезней, знали еще древние греки. Реформатор античной медицины врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) советовал кипятить или фԸльтровать загрязненную воду, прежде чем пить. Цем не менее, даже 150 лет назад мѽоسие люди еще не вер萸ли в то, что болҵзниठмогут распросӂраняться с водой и поэтому, н萵 зажумываясь, сбрисывали все отходы в ту же ᑀеку, из которой они или их соседи брали воду для питья.

ОЧИСТКА ВОДЫ. В 1872 было обнаружено, что фильтрование воды через слой песка является хорошим способом ее очистки и делает ее относительно безопасной для питья. 

Какие способы очистки воды знаете? Опишите собственный опыт очистки воды. Фильтрование, отстаивание, выпаривание.

В начале 20 в. в практику было введено химическое обеззараживание воды с помощью хлора или его соединений.

Учитель. Вывод. Давно вставал вопрос о том, что бытовые отходы загрязняют воду, но многие не верили, что болезни могут распространятся с водой.

Учитель. Назовите основные загрязнители воды.

Ученик. В окружающую среду выбрасывается до 400 тыс. различных химических веществ природы. Из них наибольшую опасность для водоемов представляют примерно 800. Наиболее вредными химическими загрязнителями является нефть и нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы. Содержание в воде нефтепродуктов свыше вызывает гибель рыбы, нарушает развитие икры. Нефть опасна для крупных морских животных, китов, тюленей, дельфинов.

Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей

Учитель. Какую справку о качестве воды мы получили у медиков?

Ученик. В санэпидемстанции на наш вопрос о качестве воды в Майском ответили, что вода соответствует нормам, и город может пить гарантированно качественную воду, которую берут с глубины 150 метров.

Учитель. Но существует рост количества больных, особенно в районе спирт завода, который медики связывают с качеством воды в этом районе.

Ученик. Причины в том, что население вместо водопровода использует для питья воду из неглубоко забитых труб, не имеющих допуска санэпидстанции и содержащих вредные для организма человека примеси.

Учитель: Такая вода жесткая, в чайнике остается большое количество накипи.

Практическая работа. Определение жесткости воды

  • 1 емкость - вода из водопровода

  • 2 емкость – вода из неглубоко забитых труб

В емкости добавляем мыльный раствор.

Учитель Образование хлопьев свидетельствует о том, что в воде повышенное содержание солей, что делает воду приятной на вкус, но опасной для человеческого организма

Вывод. Проведенные наблюдения позволяют подтвердить гипотезу:

Ученик. Санитарное состояние города и окружающих мест влияет на качество поверхностных вод, неглубоких колодцев.

Учитель. Для того, чтобы наглядно подтвердить это проведем эксперимент.

Ученик. Возьмем три отростка комнатного цветка. Рассадим эти отростки в разные горшки и будем поли­вать 1 отросток - отстоянной водопр萾водн␾Թ водой, а другой отростҾк водой, загрязннной хозяйᑁтвенной деятельностью человнка, треӂий рᐾсток –Ġталой водой. 2 росток погиб.

Учитель. Назовите способы очистки во䐴ы.

Учитель. КҰкую же воду лучше пйть? Два мнения:

Ученик. Вода для питья доػжна быть кипяченой.

Лучше использовать отстоянную воду. Выберем золотую серединку.

Учитель. Следует продумать систему мер по предупреждению загрязнения вод.

Ученик.

Предлагаем ряд охранных мероприятий:

  • Не сбрасывать в реку и не складировать в городе и на берегу бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;

  • Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;

  • Не мыть автотранспортные средства у реки;

  • Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц города от бытового мусора;

  • Пригодной для питья, на основании заключения СЭС, считается вода из глубинного колодца.

  • Следить за использование воды из источников, проверенных и допущенных санэпидстанцией.

  • Использовать бытовые фильтры для очистки воды от примесей, или отстаивать.

  • Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их ис­пользовать

Рефлексия. Давайте поговорим о том, что удалось, а что ещё вызывает затруднение.

На следующем уроке подготовим защиту исследовательской работы.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!