Этапы | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты исследования |
1 этап. Этап мотивации к исследовательской деятельности. | Самоопределение к деятельности. Обеспечить мотивацию к исследовательской деятельности. | - Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна. Мы начинаем наш урок русского языка. - Как вы уже заметили у нас необычный урок. И сегодня на уроке мы отправимся в гости к мудрой тетушке Сове. Давайте поможет ей правильно расселить слова в домики, в которых живут братья-близнецы Ь: синий домик, зеленый домик. На экране появляются слова: львы, полью, семь, семья, деньки, пьеса, путь, питьё - А какую работу выполняет Ь в словах, которые вы поселили в синий домик? На экране появляются слова с условными обозначениями, соответствующими ответу детей: львы, семь, деньки, путь - В какой части слова пишется Ь, обозначающий мягкость предыдущего согласного? -Открою вам секрет, что братец зеленый Ь, как в словах полью, семья, пьеса, питьё называется разделительным знаком. Вы правильно поселили слова в его домик. А вы можете сказать, когда разделительный Ь пишется в словах? | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Выполняют задание. - Он обозначает мягкость предыдущего согласного. - В середине и конце слова. - Нет. | Учениками обеспечена мотивация к исследовательской деятельности. |
2 этап. Этап формулирования проблемы, темы и цели исследования, выдвижения гипотезы. | Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза. Определить тему и цель исследования. | - Так, значит, на какой вопрос мы будем с вами сегодня искать ответ на уроке? - Вы правы! Проблема нашего исследования – «Когда пишется разделительный мягкий знак (Ь)?». Для ответа на этот сложный вопрос нам нужно будет провести целое исследование. А вы знаете кто занимается исследованиями? Да, исследованиями занимаются настоящие исследователи. Сегодня и мы с вами превратимся в настоящих исследователей и изучим, когда пишется разделительный мягкий знак (Ь). А какая же тогда тема нашего исследования? - Вы правы! Тема нашего исследования – «Правила написания разделительного мягкого знака (Ь)». Теперь, когда мы знаем, чему будет посвящено наше с вами исследование, давайте определим цель исследования. - Вы правы! Цель исследования – исследовать правила написания слов с разделительным мягким знаком (Ь). - Деятельность любого исследователя начинается с предположений. Давайте и вы выскажите свои предположения, которые будут начинаться словами: Предположим… Допустим… Возможно… Что, если… Такие высказывания в науке называются гипотезами. | - Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)? - Исследователи. - Правила написания разделительного мягкого знака (Ь)». - Исследовать правила написания слов с разделительным мягким знаком (Ь). Предположим, что разделительный Ь пишется после согласных букв. Возможно, разделительный Ь пишется перед гласными буквами. Предположим, что буквы, перед которыми пишется разделительный Ь обозначают один/два/три звук(а). Предположим, что буквы, перед которыми пишется разделительный Ь обозначают один/два/три звук(а). | Учениками строятся предположения (гипотезы), определяется тема и цель урока-исследования. |
3 этап. Этап планирования и отбора методов исследования. | Вовлечение учащихся к составлению плана. Характеристика отдельных методов исследования. Создание ситуации выбора методов для проведения намеченного исследования. | - Отлично. У нас с вами получилось составить даже не одну гипотезу. Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые нами гипотезы, нам необходимо продумать последовательность всех действий или как говорят настоящие исследователи «составить план исследования»! - Давайте подумает - с чего начинает исследование учёный, чтобы детально изучить какой-то объект или явление, выявить его особенности, узнать о нём что-то новое? - Да, наше исследование тоже начнётся с практической работы. Как вы думаете, какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? Это очень сложный вопрос, для ответа на который я предлагаю Вам поработать с карточками, который лежат у Вас на партах. Перед Вами 4 карточки с названиями методов («Провести практическую работу», «Посмотреть в книге», «Подумать самостоятельно» и «Спросить у специалиста»), которые Вы можете использовать в своем исследовании. Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны нам с вами. - Как вы думаете, а что исследователи делают после того, как провели практическую работу? Ведь знаний для составления полной картины им всё равно не хватает. Что им в этом поможет? Где он может найти нужную ему информацию? - Верно! Это и будет второй пункт нашего плана. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? - Я согласна с вами! И что же теперь будет делать настоящий исследователь, если он уже сформулировал тему и цель, сформулировал, но не доказал гипотезы, провёл практическую работу и изучил всю необходимую информацию? - Верно! Это и будет наш заключительный этап – проверка гипотез. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? - Супер! Вы большие молодцы! Вот мы и составили план нашего исследования, как у настоящих исследователей. Мы даже выбрали все необходимы нам методы работы. | - Он проводит эксперименты, лабораторные работы, практические работы. - Для того, чтобы провести практическую работу, больше всего подходит метод «Провести практическую работу». Учащиеся внимательно рассматривают карточки с названиями методом, выбирают наиболее подходящие для них и показывают учителю. После чего, учащимся необходимо обосновать свой выбор. - В книге, учебнике. - «Посмотреть в книгах» - Проверит гипотезы: докажет или опровергнет их. - «Порассуждать» | Учениками составляется план исследования, отбираются методы исследования. |
4 этап. Этап организации исследования по плану с использованием выбранных методов. | Поиск способов решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотез. | - Мои маленькие исследователи, давайте наконец начнём наше исследование. Первый этап нашего исследования согласно плану – это «Практическое исследование». Так давайте скорее отправляться в лабораторию. - Представьте, что вы маленькие лаборанты. А я, как старший лаборант нашей лаборатории, разработала для каждой группы карточки, которые лежат на краю ваших парт. Ученики разбиваются на пары. Парам даются задания и отводится строго определенное время на выполнение исследований. Дети предупреждаются, что им надо будет представить свои исследования у доски с использованием документ-камеры, поэтому надо заранее договориться, кто что будет говорить у доски. 1-я пара наблюдает за предложенными словами и ищет ответ на вопрос: в какой части слова пишется разделительный Ь? Выполните следующие задания и сделайте вывод: Выделите корень в словах вьюга, семья и пьеса. Закончите вывод: разделительный мягкий знак пишется в ____________ слова. | 2-я пара наблюдает за предложенными словами и ищет ответ на вопрос: перед какими буквами пишется разделительный ь? Выполните следующие задания и сделайте вывод: вьюга, семья, пьеса, питьё, соловьи 1. Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь. Подумайте, какие это буквы: гласные или согласные? 2. Закончите вывод: разделительный мягкий знак пишется перед _________________буквами. | 3-я пара наблюдает за предложенными словами и ищет ответ на вопрос: в чем особенность букв, перед которыми пишется разделительный ь. Выполните следующие задания и сделайте вывод: вьюга - сюда, семья - семя, пьеса - песня, питьё - лён, соловьи - двери 1. Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется разделительный ь. Произнесите слова с этими буквами, внимательно послушайте себя и ответьте на вопрос: какие звуки обозначают эти буквы? 2. Закончите вывод: разделительный мягкий знак пишется перед гласными буквами, которые обозначают согласный___________ и _____________ звуки. | - Для того, чтобы проверить результаты исследования групп давайте все вместе обратимся к страницам нашего учебника. Откройте учебник на стр. 32. Используйте для этого планшет. Прочитайте выделенное правило. Так мы выполним и второй пункт нашего плана. - Я вижу, что многие из вас уже закончили читать правило. Скажите, пожалуйста, результаты ваших исследований оказались верными? - Давайте теперь проверим наши гипотезы. | Выполняют задание в группах. - Вьюг, семь, пьес. - Корне. - е, ё, ю, я, и. Гласные. - Гласными. - е, ё, ю, я, и. Два звука – согласный звук [й`] и последующий гласный звук. - звук [й`]; гласные. Члены исследовательских групп представляют результаты своего исследования на документ камере. Читают правило в учебнике. - Да, всё верно! Проверяют гипотезы. | Учениками проведена практическая работа, найдены способы решения проблемы, проведён поиск необходимой информации в учебнике, проверены гипотезы, в соответствии с составленным планом. |
5 этап. Этап применения найденных способов решения проблемы. | Применение найденных учениками способов решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа. | - Теперь, когда я вижу, что вы как настоящие исследователи сделали настоящее открытие, я предлагаю вам выполнить задание в приложении Learning Apps, используйте для этого компьютеры. Упражнение в Learning Apps, на основе упр 57.1 в учебнике «Замените слова в скобках, изменяя форму слова по образцу». - Ура! Давайте поблагодарим друг друга за помощь. Вы большие молодцы! | Выполняют задание. | Учениками применены найденные способы решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа. |
6 этап. Этап познавательной и эмоциональной рефлексии. | Организация самооценки и самоконтроля результатов деятельности учащихся. Актуализация учениками проблемы и цели исследования. Оценивание учениками собственного эмоционального состояния на уроке. | - После того, как вы выполните задание, проверьте его, оцените свою работу в соответствии с критериями, которые представлены на слайде и поднимите её классу. - Ребята, вот и подходит к концу наше занятие. Мы с вами хорошо потрудились, ответили на многие ваши вопросы и помогли новому другу. Вы большие молодцы! - В кого мы с Вами сегодня превратились? - Чему было посвящено наше исследование? - А какая была проблема нашего исследования? - А какая была цель? Мы её достигли? - Я так рада, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали и хорошо усвоили новый материал. У вас на столах лежат силуэты человечков. Нарисуйте им эмоции, которые были у вас на сегодняшнем уроке и расположите их на пьедестал к той отметке, которую вы считаете, что сегодня заработали. - Урок окончен! Не забудьте попрощаться с нашей помощницей – мудрой тетушкой совой. Большое спасибо вам. До свидания! | Осуществляют самооценку и самоконтроль, выставляют отметки и поднимают карточку со своей отметкой. - В исследователей. - Разделительному мягкому знаку (Ь). - Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)? - Исследовать правила написания слов с разделительным мягким знаком (Ь). Да! Дорисовывают человечкам эмоции. Используя магнит, крепят их на доску. - До свидания. | Учениками организована самооценка и самоконтроль результатов своей деятельности, проведена актуализация проблемы и цели исследования, проведена оценка собственного эмоционального состояния на уроке. |