СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование - Разделительный мягкий знак (Ь)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование - Разделительный мягкий знак (Ь)»

Дорожная карта урока-исследования 


ФИО участника: Серикова Анастасия Александровна.

Тема урока: «Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)?».

Цель урока: формирование базовых исследовательских умений младших школьников посредством знакомства с правилами написания слов с разделительным мягким знаком (Ь)».

Тема исследования: «Правила написания разделительного мягкого знака (Ь)».

Объект исследования: разделительный мягкий знак (Ь).

Цель исследования: исследовать правила написания слов с разделительным мягким знаком (Ь).

Гипотеза исследования: что, если разделительный Ь пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и, которые в этом случае обозначают два звука.

Методы исследования: 

  • «Провести практическую работу»

  • «Посмотреть в книге»

  • «Подумать самостоятельно»

Дидактические средства и оборудование: учебник по русскому языку 2 класс, 2 часть В. П. Канакина; интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, планшеты, презентация к уроку; карточки с заданиями и «Методы исследования».

Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование знаний и умений правильного написания разделительного мягкого знака при выполнении практических заданий.

  • Метапредметные (П, Р, К):

- Регулятивные: формирование умений самоорганизации (выстраивать последовательность выбранных действий); формирование умений самоконтроля (корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок);

- Коммуникативные: развитие умений общения (воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции; корректно и аргументировано выражать своё мнение); формирование умений совместной деятельности (выполнять совместные исследовательские задания с опорой на предложенные образцы).

- Познавательные: формирование базовых исследовательских действий (способности определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта исследования; формулировать цель, планировать изменение объекта исследования; проводить по предложенному плану несложное исследование; формулировать выводы и подкреплять их доказательства на основе результатов проведенного исследования; прогнозировать результаты исследования); умений работы с информацией (анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).

  • Личностные: развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ

Этапы

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты исследования

1 этап. Этап мотивации к исследовательской деятельности.

Самоопределение к деятельности.

Обеспечить мотивацию к исследовательской деятельности.

- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна. Мы начинаем наш урок русского языка.

- Как вы уже заметили у нас необычный урок. И сегодня на уроке мы отправимся в гости к мудрой тетушке Сове. Давайте поможет ей правильно расселить слова в домики, в которых живут братья-близнецы Ь: синий домик, зеленый домик.

На экране появляются слова: львы, полью, семь, семья, деньки, пьеса, путь, питьё

- А какую работу выполняет Ь в словах, которые вы поселили в синий домик?

На экране появляются слова с условными обозначениями, соответствующими ответу детей: львы, семь, деньки, путь

- В какой части слова пишется Ь, обозначающий мягкость предыдущего согласного?

-Открою вам секрет, что братец зеленый Ь, как в словах полью, семья, пьеса, питьё называется разделительным знаком. Вы правильно поселили слова в его домик. А вы можете сказать, когда разделительный Ь пишется в словах?


Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.






Выполняют задание.


- Он обозначает мягкость предыдущего согласного.




- В середине и конце слова.






- Нет.

Учениками обеспечена мотивация к исследовательской деятельности.

2 этап. Этап формулирования проблемы, темы и цели исследования, выдвижения гипотезы.

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза.

Определить тему и цель исследования.

- Так, значит, на какой вопрос мы будем с вами сегодня искать ответ на уроке?

- Вы правы! Проблема нашего исследования – «Когда пишется разделительный мягкий знак (Ь)?». Для ответа на этот сложный вопрос нам нужно будет провести целое исследование. А вы знаете кто занимается исследованиями? Да, исследованиями занимаются настоящие исследователи. Сегодня и мы с вами превратимся в настоящих исследователей и изучим, когда пишется разделительный мягкий знак (Ь). А какая же тогда тема нашего исследования?

- Вы правы! Тема нашего исследования – «Правила написания разделительного мягкого знака (Ь)». Теперь, когда мы знаем, чему будет посвящено наше с вами исследование, давайте определим цель исследования.

- Вы правы! Цель исследования – исследовать правила написания слов с разделительным мягким знаком (Ь).

- Деятельность любого исследователя начинается с предположений. Давайте и вы выскажите свои предположения, которые будут начинаться словами:

  • Предположим…

  • Допустим…

  • Возможно…

  • Что, если…

Такие высказывания в науке называются гипотезами.

- Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)?





- Исследователи.





- Правила написания разделительного мягкого знака (Ь)».



- Исследовать правила написания слов с разделительным мягким знаком (Ь).


  • Предположим, что разделительный Ь пишется после согласных букв.

  • Возможно, разделительный Ь пишется перед гласными буквами.

  • Предположим, что буквы, перед которыми пишется разделительный Ь обозначают один/два/три звук(а).

  • Предположим, что буквы, перед которыми пишется разделительный Ь обозначают один/два/три звук(а).

Учениками строятся предположения (гипотезы), определяется тема и цель урока-исследования.


3 этап. Этап планирования и отбора методов исследования.

Вовлечение учащихся к составлению плана.

Характеристика отдельных методов исследования.

Создание ситуации выбора методов для проведения намеченного исследования.

- Отлично. У нас с вами получилось составить даже не одну гипотезу. Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые нами гипотезы, нам необходимо продумать последовательность всех действий или как говорят настоящие исследователи «составить план исследования»!

- Давайте подумает - с чего начинает исследование учёный, чтобы детально изучить какой-то объект или явление, выявить его особенности, узнать о нём что-то новое?

- Да, наше исследование тоже начнётся с практической работы. Как вы думаете, какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? Это очень сложный вопрос, для ответа на который я предлагаю Вам поработать с карточками, который лежат у Вас на партах. Перед Вами 4 карточки с названиями методов («Провести практическую работу», «Посмотреть в книге», «Подумать самостоятельно» и «Спросить у специалиста»), которые Вы можете использовать в своем исследовании. Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны нам с вами.

- Как вы думаете, а что исследователи делают после того, как провели практическую работу? Ведь знаний для составления полной картины им всё равно не хватает. Что им в этом поможет? Где он может найти нужную ему информацию?

- Верно! Это и будет второй пункт нашего плана. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана?

- Я согласна с вами! И что же теперь будет делать настоящий исследователь, если он уже сформулировал тему и цель, сформулировал, но не доказал гипотезы, провёл практическую работу и изучил всю необходимую информацию?

- Верно! Это и будет наш заключительный этап – проверка гипотез. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана?

- Супер! Вы большие молодцы! Вот мы и составили план нашего исследования, как у настоящих исследователей. Мы даже выбрали все необходимы нам методы работы.







- Он проводит эксперименты, лабораторные работы, практические работы.



- Для того, чтобы провести практическую работу, больше всего подходит метод «Провести практическую работу».

Учащиеся внимательно рассматривают карточки с названиями методом, выбирают наиболее подходящие для них и показывают учителю. После чего, учащимся необходимо обосновать свой выбор.







- В книге, учебнике.





- «Посмотреть в книгах»




- Проверит гипотезы: докажет или опровергнет их.





- «Порассуждать»

Учениками составляется план исследования, отбираются методы исследования.

4 этап. Этап организации исследования по плану с использованием выбранных методов.

Поиск способов решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотез.

- Мои маленькие исследователи, давайте наконец начнём наше исследование. Первый этап нашего исследования согласно плану – это «Практическое исследование». Так давайте скорее отправляться в лабораторию.

- Представьте, что вы маленькие лаборанты. А я, как старший лаборант нашей лаборатории, разработала для каждой группы карточки, которые лежат на краю ваших парт.

Ученики разбиваются на пары. Парам даются задания и отводится строго определенное время на выполнение исследований. Дети предупреждаются, что им надо будет представить свои исследования у доски с использованием документ-камеры, поэтому надо заранее договориться, кто что будет говорить у доски.

1-я пара наблюдает за предложенными словами и ищет ответ на вопрос: в какой части слова пишется разделительный Ь?

Выполните следующие задания и сделайте вывод:

  1. Выделите корень в словах вьюга, семья и пьеса.

  2. Закончите вывод: разделительный мягкий знак пишется в ____________ слова.

2-я пара наблюдает за предложенными словами и ищет ответ на вопрос: перед какими буквами пишется разделительный ь?

Выполните следующие задания и сделайте вывод:

вьюга, семья, пьеса, питьё, соловьи

1. Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь. Подумайте, какие это буквы: гласные или согласные?

2. Закончите вывод: разделительный мягкий знак пишется перед _________________буквами.


3-я пара наблюдает за предложенными словами и ищет ответ на вопрос: в чем особенность букв, перед которыми пишется разделительный ь.

Выполните следующие задания и сделайте вывод:

вьюга - сюда, семья - семя, пьеса - песня, питьё - лён, соловьи - двери

1. Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется разделительный ь. Произнесите слова с этими буквами, внимательно послушайте себя и ответьте на вопрос: какие звуки обозначают эти буквы?

2. Закончите вывод: разделительный мягкий знак пишется перед гласными буквами, которые обозначают согласный___________ и _____________ звуки.

- Для того, чтобы проверить результаты исследования групп давайте все вместе обратимся к страницам нашего учебника. Откройте учебник на стр. 32. Используйте для этого планшет. Прочитайте выделенное правило. Так мы выполним и второй пункт нашего плана.

- Я вижу, что многие из вас уже закончили читать правило. Скажите, пожалуйста, результаты ваших исследований оказались верными?

- Давайте теперь проверим наши гипотезы.

Выполняют задание в группах.

























- Вьюг, семь, пьес.


- Корне.










- е, ё, ю, я, и. Гласные.





- Гласными.










- е, ё, ю, я, и. Два звука – согласный звук [й`] и последующий гласный звук.




- звук [й`]; гласные.




Члены исследовательских групп представляют результаты своего исследования на документ камере.



Читают правило в учебнике.





- Да, всё верно!


Проверяют гипотезы.

Учениками проведена практическая работа, найдены способы решения проблемы, проведён поиск необходимой информации в учебнике, проверены гипотезы, в соответствии с составленным планом.

5 этап. Этап применения найденных способов решения проблемы.

Применение найденных учениками способов решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа.

- Теперь, когда я вижу, что вы как настоящие исследователи сделали настоящее открытие, я предлагаю вам выполнить задание в приложении Learning Apps, используйте для этого компьютеры.

  • Упражнение в Learning Apps, на основе упр 57.1 в учебнике «Замените слова в скобках, изменяя форму слова по образцу».

- Ура! Давайте поблагодарим друг друга за помощь. Вы большие молодцы!

Выполняют задание.










Учениками применены найденные способы решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа.

6 этап. Этап познавательной и эмоциональной рефлексии.

Организация самооценки и самоконтроля результатов деятельности учащихся.

Актуализация учениками проблемы и цели исследования.

Оценивание учениками собственного эмоционального состояния на уроке.

- После того, как вы выполните задание, проверьте его, оцените свою работу в соответствии с критериями, которые представлены на слайде и поднимите её классу.

- Ребята, вот и подходит к концу наше занятие. Мы с вами хорошо потрудились, ответили на многие ваши вопросы и помогли новому другу. Вы большие молодцы!

- В кого мы с Вами сегодня превратились?

- Чему было посвящено наше исследование?

- А какая была проблема нашего исследования?

- А какая была цель? Мы её достигли?

- Я так рада, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали и хорошо усвоили новый материал. У вас на столах лежат силуэты человечков. Нарисуйте им эмоции, которые были у вас на сегодняшнем уроке и расположите их на пьедестал к той отметке, которую вы считаете, что сегодня заработали.

- Урок окончен! Не забудьте попрощаться с нашей помощницей – мудрой тетушкой совой. Большое спасибо вам. До свидания!

Осуществляют самооценку и самоконтроль, выставляют отметки и поднимают карточку со своей отметкой.






- В исследователей.

- Разделительному мягкому знаку (Ь).

- Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)?

- Исследовать правила написания слов с разделительным мягким знаком (Ь). Да!



Дорисовывают человечкам эмоции. Используя магнит, крепят их на доску.




- До свидания.

Учениками организована самооценка и самоконтроль результатов своей деятельности, проведена актуализация проблемы и цели исследования, проведена оценка собственного эмоционального состояния на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!