СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Красивым быть – не значит им родиться,

Ведь красоте мы можем научиться.

 Когда красив душою Человек –

Какая внешность может с ней сравниться?»

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ясеновская средняя общеобразовательная школа»









Конспект урока литературы в 7 классе.


Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк».


Тема: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»

(В.Г. Белинский).
















Учитель русского языка и литературы,

Миллер Наталья Александровна








ЯСЕНКИ. 2018



ТИП УРОКА: урок применения знаний, умений, навыков

ВИД УРОКА: исследование

Цели:

Ι. образовательные:

1) формировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста;

2) формировать навыки исследовательской работы с текстом;

3) повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

ΙI. развивающие:

1) развивать и обогащать устную речь учащихся;

2) развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

3) развивать умения обобщать изученное;

4) развивать навыки анализа текста художественного произведения;

ΙII. воспитательные:

1) воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2) воспитывать гуманное отношение к человеку;

3) патриотическое воспитание.


ЗАДАЧА: Помочь учащимся «увидеть» героя художественного произведения; сформировать свою собственную точку зрения на основе прочитанного.


МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).


Оборудование:

  • толковый словарь;

  • презентация;

  • фотографии фрагментов произведения

  • карточки с заданиями для групп

  • учебник «Литература. 7 класс», автор Коровина В.Я.

Используемые технологии:

  • личностно-ориентированная;

  • проблемно-поисковая



Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал критическую статью в учебнике.

- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева.

-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.

-Молодцы, спасибо.

Слайд № 1

  1. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника»)


Слайд № 2

  1. Актуализация знаний

-Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы?

(«Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском - Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел)

- Кто является главным героем этих «Записок…»?

(крестьяне)

Слайд № 3

  1. Мотивация

- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы прочитали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевое слово (в крестьянах он видел таинственность)


  1. Создание проблемной ситуации

- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну)

-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева)


Проверка домашнего задания. Работа со словарями.

Лексическая работа

  • Бирюк – «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России (по словарю В.И. Даля);

1. Волк-одиночка (обл.)

2. перен.  Нелюдимый и угрюмый человек (разг.) (по словарю С.И. Ожегова)

  • Интерьер – (от фр.) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.

  • Исследование – научное изучение, выяснение.

  • Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека.

  • Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

  • Проблема – сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.



  1. Постановка проблемы и темы исследования

- Кто обычно раскрывает тайны? (следователь)

- Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок

(УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)


Слайд № 4

  1. Определение структуры урока-исследования.

-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования.

Задание: расположить их в правильном порядке:

  1. Выдвижение версий

  2. Поиск деталей, поясняющих ход дела

  3. Сопоставление и оценивание деталей

  4. Нахождение причины явления

  5. Раскрытие тайны


- В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка.


запись на доске


  1. Выдвижение гипотез

- У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ.

- Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом.

(образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)


  1. Постановка цели исследования

- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

  • Имя

  • Портрет

  • Отношение Бирюка к работе

  • Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

  • Отношение самого Бирюка к мужику-вору

  • Быт Бирюка, его семейное положение

- Итак, сейчас нам предстоит (по группам) заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка.


Но перед тем как вы начнете работу с таблицами для вас краткая информация и вопрос для размышлений:



Слайд № 5

Виссарион Григорьевич Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»

На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Слайд № 6

  1. Работа в группах.

-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками.

Группа 1.

Деталь

Анализ детали

Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Имя

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики.

Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы – подсказки:

  • Каково настоящее имя Бирюка?

  • Что обозначает прозвище - Бирюк?

  • Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

  • Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?





















Группа 2.

Портрет


Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Вопросы – подсказки:

  • Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?







Группа 3.

Отношение Бирюка к работе


Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Вопросы – подсказки:

  • Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

  • Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?




Группа 4.

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)


Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы – подсказки:

  • Почему мужики ненавидят Бирюка?

  • Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?



Группа 5.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет, понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Вопросы – подсказки:

  • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

  • Жалеет ли вора Бирюк или нет?

  • Кого накажут за срубленное дерево?

  • Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?




Группа 6.

Быт Бирюка, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей очень беден, несчастен, автор его жалеет

Вопросы – подсказки:

  • Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

  • Счастлив ли Бирюк?

  • Почему от него сбежала жена?




11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

Слайд № 7

12. Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли?

(да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы?

(барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ

(какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)



13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».

- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)

- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят


Слайд № 8


14. Авторская позиция

- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).

- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

Слайд № 9


15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.

Слайд № 10

16. Рефлексия.

1. Какие знания вы сегодня получили на уроке?

2. На уроке я работал (активно/пассивно)

3. Своей работой на уроке я (доволен/недоволен)

4. Урок мне показался (коротким/длинным)

5. Какое у вас настроение от урока?

6. Материал урока мне был(понятен/непонятен)

7.Домашнее задание мне кажется (легким/трудным)

Оценка знаний, умений и навыков.



17. Домашнее задание.

Продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе», выучить одно наизусть.


Мы увидели, что впечатление о бирюке создаётся по внешнему виду. На самом же деле это хороший человек, только нелюдимый, скрытный, никому не показывает своего истинного лица. И чтобы подтвердить это, я хочу закончить наш урок восточной притчей.

(Звучит музыка Л.В. Бетховена. На фоне музыки учитель читает притчу)

Притча о красоте души.

В одной из восточных стран молодой состоятельный человек пошёл на базарную площадь подыскать себе хорошую домохозяйку. Он увидел двух женщин, стоящих в сторонке. Одна из них была молода и очень хороша собой в шёлковых одеждах. Другая была пожилой женщиной простого вида и, вероятно, бедной, так как перекладывала монетку из руки в руку, раздумывая, что можно на неё купить поесть. Молодая красавица заметила господина, который присматривался к ним. И ей очень захотелось, чтобы его выбор пал на неё. Она глянула на свою соседку с презрением и с радостью поняла, что та ей не соперница.

В это время исхудалый котёнок подошёл к ноге красавицы и мяукнул, прося пищи. Молодая женщина, не отрывая глаз от молодого господина, ногой отшвырнула котёнка. Тогда пожилая женщина нагнулась и подобрала котёнка, не обращая внимания на господина, который был почти рядом. На единственную монетку она купила пиалу с молоком. Присела и дала котёнку попить молока. Тот с жадностью стал лакать и фырчать от удовольствия. Пожилая женщина допила оставшееся молоко и отдала пиалу лавочнику. Котёнок был у неё на руках и мурлыкал от удовольствия.

Господин подошёл к этой женщине и предложил ей работу у себя: «Я нанимаю вас с котёнком», дал денег ей в задаток и объяснил, как найти его дом. Молодая красавица, глядя на это, вся раскраснелась от негодования. Догнав господина, она спросила его, зачем он выбрал бедную старуху, когда она так молода и красива.

Господин на это ответил так: «Ты красива от рождения, но этого мало. Надо ещё научиться быть красивой. Я выбрал ту из вас, в которой заключена настоящая красота души».

Красавица не поняла мудрости этих слов. А господин, придя домой, записал следующее:

«Красивым быть – не значит им родиться,

Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?»

Этим учёным господином был Омар Хайям




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!