СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -исследование по произведению В.М. Гаршина " Сказка о жабе и розе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование по произведению В.М. Гаршина " Сказка о жабе и розе".

Просмотр содержимого документа
«Урок -исследование по произведению В.М. Гаршина " Сказка о жабе и розе"»

Ф.И.О. учителя Мирончева Светлана Ивановна

Урок литературного чтения Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Класс: 4 А

Технологическая карта проведения урока



Тема

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цели



Задачи

Повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»;



1. Способствовать формированию умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

2. Способствовать формированию умения доказывать свое мнение, правильно строить речь.

3. Способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

4. Развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

5. Воспитывать доброе, позитивное, уважительное отношение к живой природе: людям, животным, растениям;

6. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Формировать УУД:

- Личностные:

Развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление.

- Регулятивные:

Принимать и сохранять задачу, поставленную на занятии;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия во фронтальной, групповой работе;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Оценивать правильность выполнения действия;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

- Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Учить формулировать собственное мнение и позицию;

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Планируемый результат

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформировать понятия «мир доброта», «мир зла»; способствовать формированию умения раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Личностные:

Воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать единое понятие добра и зла, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Метапредметные:

Умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Основные понятия

Мир добра, мир зла.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы

ИКТ

Организация пространства

Фронтальная, групповая работа

Методы и приемы

словесно-наглядный, словесно-эмоционального воздействия, практический, проблемно-поисковый, фронтальная работа.

Форма проведения

Урок-исследование

Оборудование

Мультимедийная презентация, иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, , план описания, , музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия»; раздаточный материал ( таблицы)

























Этапы занятия



Деятельность

учителя



Деятельность

обучающихся



УУД

Планируемые результаты

I. Организационный момент.

-Ребята, наш урок хотела бы начать с высказывания известного французского писателя Жан Жака Руссо, а вы мне поможете.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению»

                                                 Ж.Ж. Руссо

-Желаю вам плодотворной работы

И вначале – речевая разминка

На осинке росинки
Засверкали утром 
перламутром. Слайд 1

Дети получают положительный настрой.


Личностные:

проявлять интерес к занятию,

самоопределение;







Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II.Актуализация знаний

- Ребята, с каким произведением вы познакомились в процессе домашнего чтения?

- А кто автор этого произведения?

-Поделитесь впечатлениями о прочитанном!

-Давайте проверим, насколько внимательно вы читали сказку.

Молодцы.

- «Сказка о жабе и розе»

- В.М. Гаршин.

Ответы детей.



Дети задают друг другу вопросы, называют того, кто должен на него ответить.


1. Мотивация к деятельности




Поближе познакомиться с писателем нам поможет … (……) Слайд 2



Учитель:

Произведение, с которым мы сегодня будем работать, является, пожалуй, самым трогательным в его творчестве. Впоследствии Гаршин говорил, что эта сказка является лучшим, среди того, что он написал.

Дети:

- Почему в сказке мальчик умирает? Ведь в сказках все должно хорошо заканчиваться?

- Почему сказка называется «Сказка о жабе и розе»? Ведь там нам рассказали и о больном мальчике и его сестре?

Учитель:

У меня тоже вопрос: Как вообще возникла идея написания этой сказки?

-В произведении Гаршина кроется много загадок.

Давайте проведем исследование, поставим цель и попробуем выдвинуть гипотезу.








Включаются в учебную деятельность.

Подготовленный ученик рассказывает биографию писателя .







Задают вопросы, пытаются дать на них ответы.

Дети получают эмоциональный настрой.




Личностные:

проявлять интерес к занятию,

самоопределение;

Регулятивные:

выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Создание положительной мотивации.



Умеют слушать, наблюдать и делать простые выводы, высказывать своё мнение.

Определение темы, цели, задач и гипотезы исследования

Формулирование цели исследования.







Выдвижение гипотезы.



Выбор метода решения проблемной ситуации.

Составление плана исследования.


Тема исследования: «Произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе

-

Цель исследования: разгадать загадки произведения, т.е. дать ответы на поставленные нами вопросы.



- У вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба?



Предположим, что образы розы и жабы - символы добра и зла (на доску)



Давайте будем исследовать произведение по плану: Слайд 3



План исследования:

1. Раскрыть образ героев произведения.

2. Сравнить образы этих героев

3. Сделать вывод

Подтверждение темы















- Роза-добро, жаба-зло





Выдвижение гипотезы













Сравнить героев произведения

Познавательные:

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

выполнять задание в соответствии с целью.

Определяют черты характера

доброго и злого человека.

3.7. Открытие новых знаний

















































Групповая работа

Ребята, ответ на вопрос об идее возникновения сказки у нас есть. Нам об этом расскажет…… (Подготовленный ученик)

Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)

- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова будущей сказки.

Значит действительно, мы на верном пути.

Дальнейшую работу предлагаю организовать по группам ( 5)

Роза, жаба, мальчик, Маша.

А пятая группа попробует изобразить образы героев с помощью красок. Они поработают над обложкой к книге.



- Попробуйте выразить свои представления о героях произведения

- Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (Картинка на доску)



- Какой вы представляете себе обычную жабу? Какая она? (Картинка на доску)



- Маша, какая?

- Мальчик…?



– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании главных героев



Чтобы описать их по произведению. Нам поможет план Слайд 4

Дать характеристику героев по плану. (Даю 1 минуту)

План:

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Действия.

4. Отношение к жизни.





- А теперь каждый прочитает свою характеристику, по пунктам плана (1 мин) и

прочтет самый подходящий к данному образу отрывок из текста.

-











































Обобщив, все сказанное, подберите по три эпитета к каждому образу.























- Чтобы подвести итог вашей работе и сделать вывод, предлагаю написать СИНКВЭЙН ( памятка у вас на столах)


































Жаба – это что-то отталкивающее, роза -красота





Занимают места в группах по желанию











- Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени



- Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, внешне - безобразная









На листочке каждый дает характеристику своего пункта

1.Окружающая обстановка

- Роза: хорошее солнечное майское утро, голубое небо, кругом мирно и спокойно, пение соловья, птички, бабочки и пчелки летали вокруг.

- Жаба: сырая земля, среди корней кустов, тень, розовый куст.

2.Внешний вид

- Роза: душистое прекрасное создание в цветнике, нежный, роскошный, бледный цветок, лепестки ее были тонкие...)

- Жаба: жирная, старая, грязно-серые, липкие, бородавчатые безобразные лапы, плоское брюхо, жабьи глаза, жабье сердце.

3.Действия

- Роза: росла, красовалась, могла бы плакать не от горя, а от счастья жить, не могла говорить, а разливать ароматный запах, не может летать как бабочка, слушала пение соловья, срезали недаром

- Жаба: ленилась, обжиралась, карабкалась, шлепнулась, поползла, захрипела, отлетела, что-то зашевелилось в жабьем сердце.

4.Отношение к жизни

- Роза: испытывает душевные переживания, любит жизнь, все ее радует, ее тонкий аромат-это и слова, и слезы и молитва, была счастлива

- Жаба: не умеет радоваться солнцу, не умеет проявлять свои чувства, мечтает погубить прекрасное, ненависть, злость



Роза -прекрасная, нежная, ранимая (дают объяснение слову ранимая, с использованием толкового словаря)

Жаба- безобразная, злая, ленивая

Маша- заботливая, любящая, грустная

Мальчик –любознательный, больной, добрый

(слова выбирают из предложенных, объясняют, чем различаются слова любопытный и любознательный)



1 группа –

1.Роза

2.Красива, добрая

3.Радуется, плачет, пахнет

4.Роза – прекрасный цветок

«добро»

2 группа –

1.Жаба

2.Уродливая, злая

3.Ленится, слопать, хрипела

4.Жаба - мерзкое животное

«зло»



3.группа-

Маша

Заботливая, любящая

Грустит, переживает, помогает

Ухаживает за больным братом

добро



4. группа

Мальчик

Слабый, больной

Читает, лежит, мечтает

Умирает от долгой болезни.

Жалко.


Личностные:

проявлять интерес к выполнению групповой работы;



Познавательные:

определять, в чем незаконченность выполнения групповой работы, обосновывать своё мнение.





Регулятивные умения:

выполнять задание в соответствии с целью.



Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.



3.7. Открытие новых знаний (продолжение) Групповая работа

- Почему автор не позволил жабе погубить розу?






Добро невозможно уничтожить злом



Когда мальчик умирает



Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуту.

нет

Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы

Личностные:

проявлять интерес к выполнению групповой работы;



Познавательные:

определять, в чем незаконченность выполнения групповой работы, обосновывать своё мнение.





Регулятивные умения:

выполнять задание в соответствии с целью.



Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Делают выводы

IV.Оценочно-рефлексивный этап

4.1 Вывод по результатам исследовательской работы.




-Что же спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба»? Что за прием использовал автор?



И чему учат символы?









- Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: Слайд 5

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

К кому из героев подходят эти замечательные слова?



- Вот мы подобрались к смыслу произведения и можем ответить на вопрос (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.



- Почему у автора возникла идея написания сказки с таким названием.

( первый вопрос по теме исследования)













- Какая у нас была гипотеза?

- Мы подтвердили гипотезу?



Учитель:

Вот вам ответ и на второй вопрос





- Когда в сказке наступает кульминационный момент?

-Можно ли сказать, что мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни


Добро и зло. Наделил их человеческими качествами.

Олицетворение

- Люди, которые делают добро, - прекрасны,

жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит.

Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.









Розе, мальчику











- Слушая красивое музыкальное произведение Гаршин наблюдал за безобразным стариком. Он представил, что это жаба наблюдает за розой. Он понимал, что эти два образа несовместимы и хотел рассказать нам об этом в своей сказке. Он хотел показать, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое.



- Образы розы и жабы - символы добра и зла.

- Да














Личностные:

проявлять интерес к выполнению исследовательской работы;



Познавательные:

определять, в чем незаконченность выполнения исследовательской работы, обосновывать своё мнение.





Регулятивные умения:

выполнять задание в соответствии с целью.



Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.






















Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения, выполнения исследовательской работы.



Соотносят полученный результат с поставленной целью;


4.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.


-Мы исследовали сказку и ответили на вопрос.

- А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: Я узнал, что….

Меня поразило, что…

Было особенно интересно…







Но все же у меня остался один вопрос: мы много говорили сегодня о жабе . Значит , я могу сделать вывод, что все жабы плохие. Согласны?

- Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – это только символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Всегда ли красота является олицетворением самого прекрасного (В произведении А.П. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» царица была прекрасна, но вспомнили ли вы об этом в конце сказки? А ужасное чудовище из сказки «Аленький цветочек» казалось ли вам таким уж безобразным?

-Заканчивая урок, мне хочется вам пожелать - пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот

удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему

- Благодарю за работу.

Оценивают свою работу

















Ответы детей.

Надо смотреть по делам. Человека судят по его поступкам. По одежке встречают по уму и делам провожают.

Личностные:

проявлять интерес к самооценке;



Познавательные:

Определять, каким образом полученные знания пригодятся в жизни, обосновывать своё мнение.



Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.


Самооценка работы


.



-








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!