СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок-исследование Марина Цветаева: Я живу печалью(Литература+География)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет девятиклассникам понять внутренний мир Марины Цветаевой, почувствовать трагедию поэта.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок-исследование Марина Цветаева: Я живу печалью(Литература+География)»



Интегрированный урок

литература + география

в 9 классе



Марина Цветаева:

«Я живу печалью»









Подготовили: учитель русского языка и литературы М «1-ДКК» Гамзаева И.М.



и учитель географии МКОУКШИ «1 ДКК» Идрисова Н.А.





2017





ПРОБЛЕМА УРОКА: Создание благоприятных условий для формирования УУД.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. знакомство с творчеством и трагичностью судьбы; приобщение школьников к поэзии Марины Ивановны Цветаевой;

2. воспитание художественного вкуса на примере поэзии Цветаевой;

3. воспитание музыкального вкуса;

4. вовлечение детей в творческий процесс, приобщение их к поэзии и сценической культуре;

5. стимулирование творческой активности детей.

6.Дать учащимся представление о географии Тарусы, Коктебеля, Елабуги, Чехии, Праги, Франции, Парижа.

Виды самостоятельной работы на уроке: выразительное чтение стихотворений, индивидуальные сообщения, практическая работа

ВИД УРОКА: закрепление материала

ТИП УРОКА: Тип урока: Урок-исследование

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

- связь обучения с жизнью;

- доступность;

- наглядность, активность;

-самостоятельность;

МЕТОДЫ:

- словесный, наглядный, частично-поисковый

- объяснительно-иллюстративный;

- метод контроля и оценки;

ЗАДАЧИ:

-образовательные (формирование познавательных УУД): Расширить представления о творчестве Марины Цветаевой; о географическом положении Москвы, Тарусы, Коктебеля, Франции, Парижа, Чехии, Праги.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать в себе умения вести диалог, слушать других, культуру общения, навыки самостоятельной работы, воспитывать любовь к поэзии и литературе, высокие нравственные и эстетические ценности.



- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умения наблюдать, видеть проблему, ставить цель, соотносить свою точку зрения с мнением других, умение выражать свои мысли.





-воспитание любви к поэзии и литературе

-развивать желание быть эрудированным;

Здоровьесберегающие:

-создание на уроке благоприятной обстановки;

-чередование различных видов деятельности;

-релаксация (романс)

-контроль за осанкой.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Мультимедийная презентация; плакат с эпиграфом и высказываниями Цветаевой и Ариадны Эфрон, сборники стихотворений М. Цветаевой.

Ход урока

1.Вступительное слово. Учитель литературы: Здравствуйте!

Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Все учебные предметы, несмотря на то, что они изучают разные области знаний, имеют между собой много общего. Сегодня мы решили объединить литературу и географию. Наш урок посвящён поэту с трагической судьбой, которая сама говорит: «Я живу печалью». Эти слова и станут темой нашего урока. Эпиграфом к уроку подходят тоже слова самой Цветаевой:

«Возьмите стихи – это и есть моя жизнь»

(слайд 1)

Учитель географии: Мы поговорим о местах, где родилась и жила Марина Цветаева.

Учитель литературы: Узнаем много нового о жизни поэта, о трагедии, послушаем стихи, романс. Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.

Учитель литературы: В мае 1913 года Цветаева (ей 21 год) пишет провидческое стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» (видеофрагмент) (слайд 2)

Последние строки этого стихотворения особенно запоминаются нашего урока. (слайд 3)
Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

М. Цветаева

И вот черёд настал. И сегодня мы поговорим о судьбе Марины Ивановны Цветаевой; попробуем разобраться, почему поэт, уверенный в будущей жизни своих стихов, в 48 лет просит взять себя на должность посудомойки, а через 5 дней заканчивает жизнь самоубийством; попытаемся понять её сложнейший поэтический мир. Сама Цветаева однажды с горечью сказала:

«МАРИНА» прибавьте: мученица»

- Скажите, пожалуйста, кого называют мучеником?

(слайд 4 Мученик – это человек, который подвергается физическим или нравственным мучениям, испытывает много страданий).

- Проблемный вопрос: Почему Марина Ивановна назвала себя мученицей?

Вам предстоит проделать исследовательскую работу, в ходе которой вы заполните кластеры, лежащие на столах. И главное – нам нужно найти ответ на вопрос:

- Когда родилась Марина Цветаева? - Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. В 24 года Цветаева пишет стихотворение о дне своего рождения:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

- С этих пор рябина навсегда вошла в её стихи. Пылающая и горькая на излёте осени, она стала символом её судьбы, тоже, будто переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

Учитель литературы: Каким же человеком была Марина Цветаева?

Индивидуальное сообщение кадета: Серьезно писать М.И. Цветаева начала в 16 лет. Тогда же были впервые опубликованы ее стихотворения. Первая книга — «Вечерний альбом» — вышла в 1910 году. Читателя поразила не только естественность всего, о чем рассказывала М.И. Цветаева, но и ее доверительное и доверчивое отношение ко всем, кто будет читать эти стихи. Эту книжку выделили М.А. Волошин, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев. Последний писал: «...нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например, детская влюбленность; ново непосредственное, безумное любование пустяками жизни».

(слайд 5)

Было ясно, что на горизонте русской поэзии появился поэт, непохожий на других и никому не подражающий. С самого начала М.И. Цветаева была сама по себе, «одна из всех». Часто ей говорили: «Кто так делает?» А она с вызовом отвечала: «Я – Кто!»

Воспоминания о Марине Ивановне противоречивы, как и она сама. Послушайте стихотворение «Душа и имя».

(слайд 6)

Стихотворение «Душа и имя» читает наизусть кадет (Текст на столах)

- Подумайте, каковы истоки этих противоречий.

- Учитель литературы: Уже в этом стихотворении проявляется противоречие. В чём оно выражается? (противоречие внутреннее, спор с миром, несогласие с мирскими радостями, не успокоенность) Стремление к другим далям – вот основа характера поэта.

Итак, Марина Цветаева – натура противоречивая и сложная. Каковы истоки характера поэта? Восстановим события её жизни 

(слайд 7)

I. Детство Марины Цветаевой

Учитель географии: Детство Марины Цветаевой связано с небольшим городком Тарусой. Послушайте сообщение об этом городе и занесите в ваш кластер краткие географические сведения о Тарусе.

(слайд 8,9)

Тару́са– старинный русский город, административный центр Тарусского района Калужской области. Город расположен у впадения реки Таруса в реку Ока, в 36 км от Серпухова, в 70 км от Калуги. 



Учитель литературы: Заполняем первую ветвь кластера и думаем над вопросом: «Каким был мир детства Марины Цветаевой?» А чтобы лучше понять этот мир послушайте стихотворение «Книги в красном переплёте»

(Слайд «Книги в красном переплёте»)

Стихотворение «Книги в красном переплёте» наизусть читает кадет (Текст на столах)

- Какими эпитетами можно охарактеризовать мир детства Марины Цветаевой? (росла вне реальности; её мир – книг, романтический, фантастический, нереальный). Заполните первую ветвь кластера о детстве. В 17 лет Марина Цветаева пишет стихотворение «Молитва».

(слайд 10 «Молитва»)

Стихотворение «Молитва» наизусть читает кадет (Текст на столах)

- Какими желаниями полна лирическая героиня?

- Что есть детство для неё?

- Почему же, любя свой мир, она просит смерти в 17 лет? (неизвестность взрослой жизни пугает её, невозможность достичь сразу всех высот)

- Так что же ждёт Марину Цветаеву во взрослой жизни?

II. Встреча с Сергеем Эфроном.



- Посмотрите инсценировку «Встреча с Сергеем Эфроном», подготовленную нашими кадетами и заполните вторую ветвь кластера.

(Слайд 11 инсценировка встречи Сергея Эфрона и Марины Цветаевой в Коктебеле на фоне живого моря – слайд).

(слайд 12)

Учитель географии: Коктебе́ль — посёлок городского типа на востоке Крыма. Расположен на побережье Чёрного моря, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Карадаг. Горный массив Карадаг является заповедником и доступ туда открыт только с экскурсиями.

- Своему мужу Сергею Эфрону Марина посвящает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…». Вслушайтесь в слова стихотворения, подумайте, какие качества ценит в людях Марина Цветаева?

Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…» наизусть читает кадет

(Слайд 13)

- Это стихотворение перекликается с другим, вошедшим в нашу жизнь как гимн настоящим мужчинам. Цветаева посвятила его мужу, послушайте его. «Генералам двенадцатого года» (романс).

(Слайд 14 «Генералам двенадцатого года»)

- Итак, понятия ЧЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, СМЕЛОСТЬ, РЫЦАРСТВО – ключевые слова в мировоззрении Цветаевой, и она не расстаётся с ними даже в страшные годы своей жизни, о которых мы сейчас услышим. Слушая сообщение, дополняем вторую ветвь кластера.

III. Отъезд Сергея Эфрона за границу и смерть младшей дочери.

Индивидуальное сообщение кадета:

С приходом 1917 года душа М.И. Цветаевой раскололась надвое: одна половина оставалась в Москве с детьми (к этому времени у нее были дочери Ариадна и Ирина), повседневными заботами, с новыми интересами... Другая — плутала за мужем по полям Гражданской войны, любила, страдала, тосковала, истекала кровью...

До революции М.И. Цветаева жила в весьма замкнутом кругу университетской, литературной и театральной элиты. Теперь нужда заставила ее стоять в очередях и ходить по базарам — вступать в непосредственные отношения с народом. Особенно тяжелой была зима 1919/20 года, когда М.И. Цветаева была не и состоянии прокормить и обогреть детей и отдала их в приют, где им пообещали полное обеспечение.

М. Цветаева вынуждена была жить, как и миллионы других, среди голода и нищеты, холода и смерти. В декабре 1920 года в переполненном зале Политехнического музея М. Цветаева читала свои стихи:

(Слайд 15 «Пригвождена к позорному столбу…»)

Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу…» читает наизусть кадет

Индивидуальное сообщение кадета:

Но уже через несколько недель приходится забрать домой тяжело заболевшую Алю; два месяца она находится между жизнью и смертью. А вскоре в приюте умерла Ирина. В это время М.И. Цветаева ничего не знала о судьбе мужа. Уезжавшего в 1921 году за границу Илью Эренбурга она просит разузнать о нем, разыскать его, если уцелел. Безмерным сосредоточением на мысли о муже М.И. Цветаева словно «вымолила» у судьбы его жизнь. Она получила от него письмо и поняла, что может вернуться к жизни. Но это событие предопределило долгую, 17-летнюю, ее разлуку с Россией.

Никаких колебаний не было. Белый офицер не мог вернуться в красную Москву. Выбора не оставалось...

Учитель литературы: С этим периодом жизни Цветаевой связано стихотворение «Две руки, легко опущенные…»

(Слайд 16 фото с мужем и детьми)

Стихотворение «Две руки, легко опущенные…» наизусть читает кадет

Учитель литературы: - Какие чувства переполняют душу лирической героини?

- Какими качествами она должна обладать, чтобы справиться с этими чувствами?

Итак, Марина Цветаева – офицерская жена, ничего не знавшая о муже с 1917 по 1921 годы, потерявшая дочь, безусловно, обладала мужеством, силой духа и … необыкновенным благородством, способностью к всепрощению. Смысл её жизни – жить ради других. Сама Цветаева писала: «Нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась».

- В ноябре 1921 года Марина Цветаева пишет стихотворение «Молодость» - своеобразное прощание со своей юностью. Поэту 29 лет.

(Слайд 17 «Молодость»)

Стихотворение «Молодость» наизусть читает кадет

Индивидуальное сообщение кадета: 

Стихотворение написано двадцатидевятилетней Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. Порой ее настигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я - без Ирины - вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! - Мне стыдно, что жива. - Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах».

- Заполняем третью ветвь кластера

В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни - беспощадность. Никому ни до кого нет дела»)

- Итак, Марина Ивановна, окончательно простившаяся с молодостью, принявшая новое своё мироощущение, в мае 1922 года едет к мужу за границу. Там происходит долгожданная встреча Цветаевой и Эфрона. Но чем встретит поэта русская эмиграция? Какую позицию поэта и человека придётся занять Цветаевой? - Чем занимается Цветаева за границей?

IV. За границей

(Слайд 18 «Цветаева в эмиграции»)

- Слушая сообщение, заполняем четвёртую ветвь кластера.

Индивидуальное сообщение кадета:

В мае 1922 года М. Цветаева с дочерью покинула родину. 7 июня они встретились с С. Эфроном на берлинском вокзале, куда он приехал из Праги.

«Долго, долго, долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали медленно вытирать друг другу щеки, мокрые от слез...» — такой запомнила эту встречу дочь М.И. Цветаевой.

(Слайды 19-22)

Учитель географии: Чехия состоит из 13 краёв = областей и столицы. Согласно Конституции, Чехия является парламентской республикой. Главой государства является президент. Граничит с Польшей (длина границы 658 км.) на севере, Германией на северо-западе и западе (длина границы 646 км), Австрией на юге (длина границы 362 км) Словакией на востоке (длина границы 214 км). Столица Прага — величайшая туристическая достопримечательность и самый большой из городов страны. Общая протяженность границы — 1 880 км С 1 мая 2004 является членом Европейского Союза. Территория Чехии составляет 78,9 тыс. квадратных километров. Высочайшая точка страны — гора Снежка высотой 1 602 м. Реки из не имеющей выхода к морю Чехии текут в три моря: в Северное, Балтийское и Чёрное. Климат умеренный с теплым летом и холодной, пасмурной, влажной зимой. Летом средняя температура воздуха +20 °C, зимой −5 °C. Чехия — индустриальная страна. Основные отрасли — топливно-энергетическая, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая и пищевая. По размеру внешней торговли на душу населения страна является одним из лидеров, опережая такие страны как Япония, Великобритания, Франция или Италия. — одна из основных отраслей экономики Чехии. Наиболее привлекательна для туристов Прага, также часто посещаются замок Карлштейн, Кутна-Гора, Чески-Крумлов и Леднице. В 2010 году Чехию посетили 6,3 миллиона туристов, на пять процентов больше, чем за год до того, а доход от туризма составил 127,4 миллиарда крон.

(слайды 23-26)

Индивидуальное сообщение кадета: «Прекрасная Франция» – так называют свою страну ее граждане. И это не преувеличение – исторические памятники Франции, которые естественно вписываются в большое разнообразие пейзажей, привлекают самый большой в мире поток туристов. Франция – государство в Западной Европе. Название страны происходит от названия германского племени франков. В Европе Франция занимает важное географическое положение и является «перекрестком», через которое еще в глубокой древности проходили важные торговые пути, поэтому ее история так богата событиями: войны за земли и революция. Франция напоминает сказочную страну с разнообразным рельефом, климатом, растительным и животным миром. По мнению многих французов, настоящая Франция находится сбоку от главных туристических маршрутов. Мы можем увидеть ее, путешествуя по альпийским лугам и провансальским лавандовым полям. Францию ​​нужно открывать медленно, без суеты. Запах провансальских трав и прохлада старых стен – вот суть этого края. Франция – крупнейший производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции среди стран Европы. Главной отраслью сельского хозяйства Франции является животноводство. Франция – житница Европейского Союза. Она - одна из самых посещаемых стран в мире. Ежегодно сюда приезжают более 2 млн. иностранных туристов.

(Слайды 27-31)

Индивидуальное сообщение кадета: Париж расположен на берегах реки Сены, в центре Парижского бассейна, в 145 км от пролива Ла-Манш. Протяжённость города с востока на запад достигает 18 км, с севера на юг — 9,5 км. Париж делится на 20 муниципальных округов, пронумерованных от центра к периферии по спирали по часовой стрелке. Каждый округ в свою очередь разделён на четыре квартала, в каждом из которых есть своё отделение полиции. Эйфелева башня – символ Парижа задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху.

Мост, который имеет название «Новый», на самом является самым старым мостом в Париже. Сам король Генрих III присутствовал при его закладке.

Часовая башня Бывшая дозорная башня, которая давно уже носит название Часовой. Здесь в 1370 году были установлены первые публичные уличные часы. 

Консьержери с 1914 года является музеем. Сюда идут, чтобы посмотреть на камеру, в которой провела свои последние дни королева Мария-Антуанетта, и на крошечный затененный дворик, куда ее выпускали погулять.

В римские времена на месте Собора Нотр-Дам был расположен алтарь, посвященный Юпитеру. Археологи установили это в ходе раскопок. А первый камень в основание того собора, который мы видим сегодня, был положен в 1163 году. И только к 1250 году возведение храма было завершено, хотя и не закончены работы по внутренней отделке. 

Сокровищница собора Парижской Богоматери всегда притягивает паломников, так как именно в ней теперь хранится терновый венец Иисуса Христа, ради которого была построена Часовня Сент-Шапель. При выходе из скверика, где расположена сокровищница, слева окажется Мост Двойной Платы. За проход по этому мосту в Средние века взимали плату. Теперь же тут стоят лавочки, на которых приятно посидеть, посмотреть на Нотр-Дам, проплывающие по Сене речные кораблики. Известные достопримечательности Парижа – это Триумфальная арка и Елисейские поля.

(слайд 32)

Учитель литературы: Жизнь за границей (в Чехии, затем во Франции) была трудной. В эмигрантском Париже поэтесса явно пришлась не ко двору. В лучшем случае ее терпели в газетах и журналах, где она могла печататься, и сотрудничество ее часто происходило в условиях, казавшихся ей оскорбительными. Она не заняла никакого места в эмигрантском «обществе» с его салонами, политическими и литературными, где все знали друг друга... «Она была дичком, чужой, вне группы, вне личных и семейственных связей и резко выделялась и своим обликом, и речами, и поношенным платьем, и неизгладимой печатью бедности — таково свидетельство критика М. Слонима. Послушайте, как Цветаева переносит все удары судьбы.

(слайд 33)

Индивидуальное сообщение кадета: Материальное положение резко ухудшилось с начала 1928 года. Из семейного меню исчезло мясо; сливочное масло полагалось только маленькому сыну; сладкое уже не полагалось никому. Счастьем было то, что за год до того удалось издать книгу стихотворений, написанных после отъезда из Москвы — «После России». Увы, книга оказалась последней: за 17 лет эмиграции при неустанной работе и необычайной плодовитости М.И. Цветаевой других у нее так и не появилось. Ни поэтических, ни прозаических. Не принесла ни франка и эта; впрочем, другого и не ждали.

Иногда М.И. Цветаева выступала на литературных вечерах. Такой ее запомнила одна из знакомых в 1931 году: «...Передо мной была немолодая, небрежно и неумело одетая женщина. От неё веяло неуютом и полной неприспособленностью к жизни. Неровно подстриженные волосы спереди челкой доходили до бровей. От этого лицо теряло свои естественные пропорции, становилось тяжелым и некрасивым. Только глаза были умные, задумчивые и смотрели далеко. Меня чрезвычайно мучил... разрыв между реальной М. Цветаевой и той, чудесной, из стихов...»

Индивидуальное сообщение кадета: Конечно, выручка от этих вечеров была подспорьем в бюджете семьи и позволяла летом уехать к морю или оплатить квартирный взнос. Но билеты расходились в основном дешевые, о чем М.И. Цветаева говорила так: «...любящие — не имеют, имеющие — не любят». Все, знавшие М.И. Цветаеву в Париже, вспоминали о ее вопиющей нищете. С 1933—1934 годов по инициативе одной из ее знакомых был лаже организован Комитет помощи М.И. Цветаевой. Она буквально билась с бытом: переезжала с квартиры на квартиру, ища подешевле, сама стирала, готовила, штопала, перешивала одежду, экономила на продуктах, на топливе, на транспорте, но при этом учила детей в хороших школах, заботилась о здоровье, воспитании. Дети составляли такую же огромную часть ее жизни, как и поэзия, в тяжелые минуты отодвигая поэзию на второй план.

Между тем в семье назревал разлад, причиной которого была деятельность С. Эфрона в евразийской организации. В 1932 году М.И. Цветаева сетовала: «Сергей совсем ушел в Советскую Россию, ничего другого не видит, а в ней видит только то, что хочет». Хуже всего для М.И. Цветаевой было то, что идеи отца поддерживали дети, даже маленький сын. Она мало знала о практической работе мужа, но ясно видела, что он от нее уходит, уже ушел.

В 1931 году С. Эфрон подал просьбу о возвращении на родину, а в 1932-м был завербован советскими спецслужбами.

Итак, муж и дочь вернулись в Советский Союз, М.И. Цветаева же с сыном оставались за границей, хотя жила она уже в полном отречении от себя. Как и ранее, долг вел ее за мужем.

Учитель литературы: М. Цветаева не только не сдаётся, а трудится, формулируя свои позиции в поэзии, свою программу действий. Послушайте стихотворение «Вскрыла жилы…»

Слайд 34 «Вскрыла жилы»)

 Стихотворение «Вскрыла жилы» наизусть читает кадет (Текст на столах)

- Подумайте над вопросами (на столах у каждого):

(Слайд 35 с вопросами)

- С чем сравнивается процесс творчества в стихотворении?

- При помощи каких средств достигается эмоциональное напряжение?

- Какие три понятия, связанные с жизнью художника, соединены в этом стихотворении?

- Каким человеком предстаёт перед вами М. Цветаева в данном сочинении?

(Непримиримая, сильная, борющаяся Цветаева предстаёт в этом стихотворении).

- Но мы уже отмечали, что смысл её жизни не только в поэзии, а в стремлении жить ради близких людей. И М. Цветаева вновь жертвует собой. Если муж в России, что ей делать за границей?

- Послушайте стихотворения “Лучина”,1931 г. и “Родина”, 1932 г.

Стихотворения «Лучина» и «Родина» наизусть читают кадеты)

- Подумайте, каким чувством наполнены они?

- Какие новые качества человека М. Цветаевой раскрываются в них? (искренность, патриотизм, национальная гордость…) 

(Слайд 36 тоска по Родине)

- Но такая ли Россия ждёт по возвращении поэта?

IV. Возвращение на Родину.

(Слайд 37 «Возвращение»)

Индивидуальное сообщение «Жизнь Цветаевой по возвращении в Россию».

В 1939 году М.И. Цветаева с сыном вновь оказались в родной Москве. Они поселились на казенной даче НКВД в Болшеве под Москвой, где жили Сергей Яковлевич и Аля и где в ночь с 27 на 28 августа 1939 года была арестована Ариадна, а 10 октября и С. Эфрон. Его обвиняют в связях с иностранной разведкой, он снова и снова повторяет, что был секретным сотрудником НКВД и виновным себя не признает.

Долг перед близкими заставлял М.И. Цветаеву заботиться о заработке, налаживать литературные связи, строить рациональные планы на будущее. Силы были на исходе. «Я раньше умела писать стихи, но теперь разучилась», — говорила она за несколько дней до смерти.

Цветаева боролась за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в творчестве. Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было держаться ради сына. И она держалась, из последних сил, но держалась.

«Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет, ибо все возвращает тебя и стихию стихий: слово... Гибель поэта — отрешение от стихий. Проще сразу перерезать себе жилы» — так говорила поэтесса еще в 1930 году. Отказ от творчества и был для поэта отказом от жизни, ибо, по М.И. Цветаевой, никакой иной жизни у него быть не могло. 8 августа 1941 года Б. Пастернак и В. Боков отправили М. Цветаеву в эвакуацию в Елабугу. Органы НКВД не спускали с неё глаз, пытались шантажировать, склонять к сотрудничеству. Через несколько дней М. Цветаева в состоянии, близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. В августе 1941 года она пишет заявление: «Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

Но получила отказ. Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться.

(слайды 38-41)

Учитель географии: Москва – столица нашей Родины – Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области.

Московская область граничит с Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской и Смоленской областями.

Москва и Московская область находятся в центре Европейской части России. Река

Москва – порт пяти морей. Москва – крупнейший транспортный узел, откуда расходятся по радиусам 11 железных дорог, автомагистралей, авиалиний.

Этот город стал столицей государства благодаря достоинствам своего географического положения. Возраст Москвы точно не известен. Первые поселения возникли на территории Москвы в эпоху неолита, около 8 тыс. лет назад. Археологические раскопки, проведенные в районе Кремля, свидетельствуют, что в 11веке там уже существовало поселение, защищенное валом и рвом, что позволяет его отнести к городам. Московский Кремль – это крепость в центре Москвы и древнейшая ее часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города.

В Кремле находится Большой Кремлевский дворец – резиденция Президента России. Во дворце более 700 помещений. Самое большое – зал заседаний, рассчитанный на 3 тысячи человек.

Индивидуальное сообщение кадета: 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой.

(Слайд 42 Записка сыну: Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик).

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

(Слайд 43 могила, дом в Елабуге)

Учитель литературы: Сергей Эфрон пережил ее на 45 дней. Когда на суде слушалось дело С. Эфрона, шла война с Германией. Приговор был: «Подвергнуть высшей мере наказания...» Последними его словами было: «Я не был шпионом, я был честным агентом советской разведки». Тех, кто был осужден вместе с Сергеем Эфроном, расстреляли быстро, он же просидел в камере смертников еще 102 дня. 16 октября 1941 года, когда немецкие войска стояли в пригородах Москвы, НКВД продолжал свою работу. В этот день С. Эфрон был расстрелян. Но М.И. Цветаева уже не узнала об этом.

(Слайд 44 «Идешь на меня похожий»)

Стихотворение «Идёшь на меня похожий» читает наизусть кадет.

В годы массовых реабилитаций Сергей Яковлевич и Ариадна Сергеевна Эфрон были реабилитированы «за отсутствием состава преступлений».

Учитель литературы: Давайте закончим наше исследование. Посмотрим, как вы заполнили кластеры. 

(слайд 45 с кластером)

Ответьте на проблемный вопрос урока: Почему Цветаева назвала себя мученицей? Что же определило трагичность судьбы и творчества М.И. Цветаевой? (время, эпоха, характер поэта, её принципы)

(Слайд 24 «Уж сколько их упало в эту бездну» романс)

- Подберите эпитеты, характеризующие то время. (Жестокое, непонятное, трагическое…)

(Слайд 46 портрет)

Индивидуальное сообщение кадета:

Когда Б.Л. Пастернак узнал о возвращении М. Цветаевой в Россию, он сказал: “Зря она вернулась, не ко времени, - а потом подумал и добавил, - а когда же будет время в наше безвременье?”

Мария Иосифовна Белкина писала: “Она была наделена огромным талантом поэта, именно поэта. Но этот талант господь вложил в хрупкую оболочку, и эта оболочка не выдержала”.

- Но почему же не могла молчать М.И. Цветаева? (она – Поэт)

- Да, она – ПОЭТ, стихам которого уже «настал свой черёд»!

- Это — самая страшная из поэтических жизней, а она у них, у настоящих, всегда страшна, – сказала Ариадна Эфрон о своей матери.

(Слайд 47) 

Учитель литературы: Ребята, давайте подумаем, добились ли мы целей, поставленных в начале урока?

Рефлексия:

- Урок заставил меня задуматься...

- Меня удивило, что…

- Я всегда восхищаюсь людьми, которые…

- Сегодня я узнал, что…

(слайд 48)

Домашнее задание:

1. Наизусть понравившееся стихотворение.

2. Написать эссе «М.И. Цветаева: трагическая судьба».

3. Составить кроссворд «Цветаевские места»





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!