СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование «Эврика» по теме "Действие жидкости на погруженное тело".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является изучение действия жидкости на погруженное тело и экспериментальное исследование зависимости выталкивающей силы от других физических величин.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование «Эврика» по теме "Действие жидкости на погруженное тело".»

7 КЛАСС


Действие жидкости на погруженное тело

Урок-исследование «Эврика»



Цель урока: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин.


Задачи урока:


Обучающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания, совершенствовать умения планировать свои действия, оформлять результаты; развивать навыки самостоятельной работы.



Развивающие: развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем и объяснения интересных фактов.



Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных способностей по предмету.





Эпиграф: Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.

Кант Иммануил

(Немецкий философ, 1724-1804гг.)










Ход урока


1.Вступительное слово учителя.


-Уважаемые коллеги!

Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги-физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа.

Процесс научного творчества состоит из звеньев (написано на доске):


Исходные факты→Гипотеза→Эксперимент→Исходные факты


Все это звенья процесса научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.


Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287г. до нашей эры. Нам предстоит сегодня «переоткрыть» его закон. Итак, в путь!

«Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью», - советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету.


2. Работа с учащимися по теме.


По плану, записанному на доске, каждый ученик приступает к выполнению эксперимента:

  1. Определить вес данного вам тела в воздухе: Р.

  2. Определить вес этого тела в воде: Рж.

  3. Сравните результаты и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р


Учитель. Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Ученики. Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.

Учитель. Да, действительно существует такая сила. Она называется выталкивающей, или АРХИМЕДОВОЙ силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Учитель. Приведите примеры, показывающие существование выталкивающей силы?

Ученики. Примеры.

Учитель. А как можно найти величину этой силы?

Ученики. Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

Итак, способ измерения Архимедовой силы.

Ученики. Надо проделать два взвешивания, разница в весе тела и есть архимедова сила.

Первая цель урока достигнута. На доске и в тетрадях учащихся появляется рисунок и записи:

1. Р в воде

2. FA

3. FA = Р - Рж

Учитель. В ходе исследования должны узнать, от каких факторов зависит выталкивающая сила (на доске записывается цель).




3. Выдвижение гипотез.


Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от:


Объема погруженного тела;

Его веса (или) массы;

Плотности жидкости;

Глубины погружения тела;

Формы тела.




4. Экспериментальная работа.



Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: « Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.


Начинается работа в группах по 4 человека.












После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадь, учителем- на доске:


АРХИМЕДОВА СИЛА


Не зависит от: Зависит от:


1). формы тела; 1). объема тела;

2). плотности тела; 2). плотности жидкости.

3). глубины погружения.

Учитель. Обобщим результаты нашего исследования.

Ученики. Формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела.


5. Закрепление.

Работа с учебником: упр. №32 №1,2.


6.Итог урока.

Какова наша проблема? Что мы делали? Какие выводы получили?

Учитель. Делает выводы.

Все цели нашего исследования достигнуты. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить исследование, делать выводы. А теперь проверим, как вы усвоили тему.

Тест.

Работа индивидуальная, время 5 мин. Проверка: взаимоконтроль.

Ответы: 1в.1) Б. 2) В. 3) Б. 4) А. 5) Б.

2в.1) Б. 2) Б. 3) А. 4) А. 5) А.


7.Выставление оценок.


8.Домашнее задание.

А вот чем мы будем заниматься на следующем уроке, вы мне сейчас подскажите?

Жидкости на тело давят,

Вверх его все поднимают,

При этом силу создают,

Что Архимедовой зовут!

Ее считать научимся мы:

Надо знать лишь вес воды,

Что на тело вытесняет-

Все закон нам объясняет.

Открыл его великий грек,

Ему имя-Архимед!


Следующий урок – урок математических расчетов.

Рассказывают, что Архимед лежал в ванне и размышлял о том, как узнать, есть ли примесь серебра в золотой короне. Выталкивающую силу человек отчетливо ощущает, принимая ванну. Закон неожиданно открылся Архимеду, представился в своей замечательной простоте. С возгласом «Эврика» (что значит «нашел») Архимед выскочил из ванны и побежал в комнату за драгоценной короной, чтобы немедленно определить потерю ее веса в воде.


На дом. ∫ 48, вопросы. Легенда об Архимеде.

Творческое задание: подготовить сообщение по теме « Архимедова сила в живой природе».



Рефлексия

1). Как вам понравилось сегодня работать в группе?

2). Все ли чувствовали себя комфортно?

3). Самооценка и суждение учащихся о работе группы и своей деятельности на уроке.

4). Что я знаю, над чем надо поработать.



Большое спасибо за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование, мы еще не раз прокричим подобно Архимеду «Эврика!»













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!