Урок № 2.
Тема: Интерьер кухни-столовой
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений планирования кухни.
Задачи обучения
Раскрыть понятия интерьер, планировка, функциональные зоны, рабочий треугольник.
Ознакомить с требованиями к интерьеру (эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими).
Ознакомить с оборудованием кухни, её функциональными зонами, типами планировки кухни.
Дать представление о цветовом решении кухни, использовании современных материалов в её отделке, о декоративном оформлении кухни (в разных стилях).
Обучить выполнению замеров кухни.
Ознакомить с возможностью проектирования интерьеров с помощью компьютера и соответствующего программного обеспечения.
Обучить приёмам планировки кухни в масштабе 1 : 20 с учётом принципа «рабочего треугольника».
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 3), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; иллюстративный материал.
Формируемые УУД: познавательные- умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ.
(см. Приложение 1).
Ход урока
Запуск творческого проекта по теме «Оформление интерьера»
В конце изучения темы обучающимся предстоит выполнить творческий проект по оформлению интерьера. Это может быть планирование кухни (пример такого проекта приводится в учебнике). Возможно, пятиклассники предложат декоративное оформление кухни или выберут современные материалы для её отделки. Творческим проектом может быть подбор электрических приборов для кухни с учётом потребностей семьи. В любом случае учителю необходимо создать положительную мотивацию для изучения новой темы. Пояснить обучающимся, что для выполнения проекта они должны ознакомиться с новыми понятиями, изучить варианты планировки кухни, стили оформления, узнать, какие электрические приборы необходимы на кухне, и многое другое. Продемонстрировать творческие проекты пятиклассников прошлых лет.
Изложение нового материала («Интерьер и планировка кухни-столовой»)
Объяснить обучающимся, что означает слово «интерьер» и его отличие от понятия «экстерьер». Интерьер (от франц. interieur — внутренний) в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещения в здании (вестибюль, комната, зал). Экстерьер (от франц. exterieur— внешний) — это внешний вид постройки.
Побеседовать с обучающимися о том, как они понимают слово «дом». Некоторые ответят, что это здание, квартира. Другие вложат в это понятие более глубокий смысл. Дом — это семья, место для отдыха и общения. Рассказать, что, для того чтобы дом был уютным и комфортным для каждого члена семьи, специалисты-дизайнеры предъявляют к его планировке и оформлению эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования. Используя текст учебника, разъясните, зачем нужно соблюдать эти требования, предложите привести свои примеры.
Объяснить детям значение понятия «планировка».
Рассказать о планировке кухни, о том, как выглядит кухня в зависимости от её размеров, формы и назначения.
Сказать, что кухня предполагает наличие двух разных по своему назначению зон: зону приготовления пищи (рабочая) и столовую (обеденную) зону. Обсудить, какое оборудование и мебель характерны для каждой зоны. Спросить у обучающихся, какое расстояние, по их мнению, приходится проходить по кухне хозяйке за день. Рассказать о принципе «рабочего треугольника», который нужно учитывать при планировании кухни.
Изучить вместе с обучающимися рис. 3 из учебника. Сообщить ученикам, что на этом уроке они будут учиться планировать кухню в масштабе 1 : 20. Для этого в рабочей тетради (задание 3) имеется масштабная сетка (1 клетка — 20 см), на которой можно пробовать планировать различные варианты кухни, а в Приложении — шаблоны мебели и оборудования, которые можно вырезать. Однако прежде чем приступить к планированию, нужно знать размеры помещения, местоположение батареи центрального отопления, электророзеток и т. д. Объяснить обучающимся, как производят замеры кухни с помощью рулетки. Продемонстрировать приёмы замера, пригласив кого-либо из школьников себе в помощники.
Рассказать обучающимся, что гармоничный интерьер в кухне-столовой можно создать различными способами:
с помощью цветового решения. Спросить детей, знают ли они из уроков изобразительного искусства о тёплых и холодных цветах; как можно тёмную кухню сделать светлее и «теплее»; какие они знают законы гармоничных сочетаний и как их можно применить на кухне при подборе занавесей, обоев, скатерти, мебели и аксессуаров;
используя для всех поверхностей кухни современные легкомоющиеся материалы, которые должны быть не только гигиеничными, но и красивыми;
оформляя кухню в каком-либо стиле. Рассмотреть вместе с обучающимися рис. 4-7 из учебника, обсудите, какие характерные особенности указывают на тот или иной стиль, можно ли смешивать элементы различных стилей на одной кухне.
Ознакомить школьников с возможностью выполнять планирование кухни с помощью компьютера, используя специальное программное обеспечение. Рассмотреть с ними рис. 8 «Экран компьютера во время планирования кухни» в учебнике. Рассказать, что, задав размеры помещения, мебели, цветовое решение, можно увидеть на экране готовый проект кухни, рассмотреть её с разных сторон, вовремя заменить какие-либо элементы.
Самостоятельная работа
Предложить обучающимся выполнить п. 1, 2, 4 задания 2 в рабочей тетради.
Практическая работа № 1. Планировка кухни
В ходе практической работы обучающимся требуется выполнить п. 3 задания 2 в рабочей тетради.
Текущий инструктаж.
Направить и контролирует действия учеников, по ходу работы отдавая необходимые распоряжения.
Вырезать изображённые в рабочей тетради (Приложении) шаблоны мебели и оборудования.
С помощью линейки начертить карандашом на масштабной сетке в рабочей тетради заданные размеры кухни. Например, длина кухни 300 см, ширина 220 см. Поскольку выбран масштаб 1 : 20, эти параметры нужно разделить на 20.
Получится, что на сетке надо отложить:
300 : 20 = 15 см — длина кухни;
220 : 20 = 11 см — ширина кухни.
На плане (в полученном прямоугольнике) нужно обозначить, где будут располагаться дверь и окно. Например, дверь шириной 80 см (на плане 80 : 20 = 4 см) находится в углу кухни, а окно шириной 160 см (на плане 160 : 20 = 8 см) — напротив двери на противоположной стороне комнаты. Обратите внимание обучающихся на то, что на план нужно также нанести расположение инженерных коммуникаций (газ, вода, канализация, вентиляционные каналы, электропроводка и др.).
Следует попытаться передвигать шаблоны по плану, расставляя мебель и оборудование в соответствии с различными типами планировки кухни. Надо учесть, что батарея центрального отопления находится под окном, поэтому там нельзя устанавливать стационарное оборудование, можно обеденный стол; мойку лучше расположить ближе к месту подвода воды и канализации и т. д.
После нахождения удачного варианта расположения мебели и оборудования приклеить шаблоны и начертить получившийся «рабочий треугольник».
Заключительный инструктаж. Сообщить обучающимся, что пришло время завершить работу. Напомните, что они
Самостоятельная работа
Предложите обучающимся выполнить п. 1, 2, 4 задания 2 в рабочей тетради.
должны записать в рабочей тетради, какой тип размещения оборудования получился на спланированной кухне.
Контроль формирования знаний
Проверяется правильность и аккуратность выполнения заданий в рабочей тетради.
Подведение итогов урока
В конце каждого урока совместно с обучающимися подвести итог выполненной на занятии работы: обобщить сведения по пройденной теме, обсудить результаты самостоятельной и практической работы, отмечаются лучшие результаты, наметить планы на следующий урок.
Домашнее задание
Прочитать § 3. Ответить на вопросы параграфа.
Выполнить задание «Используй компьютер» в рабочей тетради.
Выполнить замеры домашней кухни.
Ответы на задание «Проверь себя» по теме «Интерьер
и планировка кухни-столовой»
ИНТЕРЬЕР. 2. РАБОЧАЯ. 3. СТОЛОВАЯ. 4. ПЛАН. 5. РАБОЧИЙ ТРЕУГОЛЬНИК.