СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики по теме: "Генеалогический метод изучения генетики человека". 11 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации учащиеся узнают , что существуют разные методы изучения генетики человека.Мы подробнее ихучим генеалогический метод и будем составлять генеалогическое древо известных людей 

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики по теме: "Генеалогический метод изучения генетики человека". 11 класс»

Генеалогический метод изучения генетики человека.   Практическая работа: Составление схем родословных. Интегрированный урок биология – информатика

Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.

Интегрированный урок

биология – информатика

Задачи урока Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека Дополнить знания о генеалогическом методе Сформировать умения составлять схемы родословных Продолжить обучение применению исследовательских знаний в практической деятельности Развивать умение грамотно использовать компьютер и Интернет, как инструмент для поиска и обработки информации Воспитывать заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности

Задачи урока

  • Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека
  • Дополнить знания о генеалогическом методе
  • Сформировать умения составлять схемы родословных
  • Продолжить обучение применению исследовательских знаний в практической деятельности
  • Развивать умение грамотно использовать компьютер и Интернет, как инструмент для поиска и обработки информации
  • Воспитывать заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности
Методы изучения наследственности человека Близнецовый метод Биохимический метод Онтогенетический метод Цитогенетический метод Генеалогический метод

Методы изучения наследственности человека

  • Близнецовый метод
  • Биохимический метод
  • Онтогенетический метод
  • Цитогенетический метод
  • Генеалогический метод
Близнецовый метод Изучение развития признаков у близнецов Определение роли генотипа в наследовании признаков Оценка влияния воспитания и обучения на развитие человека

Близнецовый метод

  • Изучение развития признаков у близнецов
  • Определение роли генотипа в наследовании признаков
  • Оценка влияния воспитания и обучения на развитие человека
Биохимический метод Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость) Изучение причин изменения активности определенных ферментов

Биохимический метод

  • Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость)
  • Изучение причин изменения активности определенных ферментов
Онтогенетический метод Изучение развития нормальных и патоло-гических признаков в ходе онтогенеза

Онтогенетический метод

  • Изучение развития нормальных и патоло-гических признаков в ходе онтогенеза
Цитогенетический метод Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей Диагностика ряда наследственных заболеваний, связанных с хромосомными изменениями

Цитогенетический метод

  • Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей
  • Диагностика ряда наследственных заболеваний, связанных с хромосомными изменениями
Генеалогический метод Выяснение родственных связей Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных

Генеалогический метод

  • Выяснение родственных связей
  • Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных
Генеалогический метод изучения генетики человека.   Практическая работа: Составление схем родословных. Интегрированный урок, 10 класс Биология – информатика 2010 год

Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.

Интегрированный урок, 10 класс

Биология – информатика

2010 год

Тип наследования признаков Генеалогический метод Сцепленный с полом Доминантный Рецессивный Аутосомный Моногенность (полигенность) признака

Тип

наследования

признаков

Генеалогический

метод

Сцепленный с полом

Доминантный

Рецессивный

Аутосомный

Моногенность (полигенность) признака

Генеалогическим методом доказано наследование сахарного диабета, шизофрении, гемофилии. Диагностика → консультирование → профилактика

Генеалогическим методом доказано наследование сахарного диабета, шизофрении, гемофилии.

Диагностика консультирование профилактика

Виктория Альберт 1901 Алиса Гессенская Николай II Александра Алексей

Виктория

Альберт

1901

Алиса Гессенская

Николай II

Александра

Алексей

Основные обозначения при составлении родословных  Мужчина  Брак Женщина  Родственный брак Пол  не выяснен Родители Носитель признака Дети Умер рано

Основные обозначения при составлении родословных

Мужчина

Брак

Женщина

Родственный брак

Пол не выяснен

Родители

Носитель признака

Дети

Умер рано

Аутосомно- рецессивный (фенилкетонурия) и аутосомно- доминантный (короткопалость) типы наследования признаков

Аутосомно- рецессивный (фенилкетонурия) и аутосомно- доминантный (короткопалость) типы наследования признаков

Практическая работа:  Составление схем родословных

Практическая работа: Составление схем родословных

 Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno  Pro (Живая Родословная). Запустить программу Geno  Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная]. В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина). С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей. 4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек. 5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке.  В появившемся  диалоговом окне ввести сведения о родственниках.

Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno Pro (Живая Родословная).

  • Запустить программу Geno Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная].
  • В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина).
  • С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей.

4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек.

5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке. В появившемся диалоговом окне ввести сведения о родственниках.

Памятка 1. Правила составления родословных. Каждое поколение находится на своей горизонтали. Составление родословной начинают с пробанда. Рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения. Выше линии пробанда укажите родителей. На линии родителей изобразите символы родственников и их супругов. На линии пробанда укажите его братьев и сестер. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек. Символы детей расположите на линии ниже пробанда. Покажите носителей признака. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. !!! Если в семье несколько наследственных признаков, не связанных между собой, составляйте родословную отдельно.

Памятка 1. Правила составления родословных.

  • Каждое поколение находится на своей горизонтали.
  • Составление родословной начинают с пробанда.
  • Рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения.
  • Выше линии пробанда укажите родителей.
  • На линии родителей изобразите символы родственников и их супругов.
  • На линии пробанда укажите его братьев и сестер.
  • Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
  • Символы детей расположите на линии ниже пробанда.
  • Покажите носителей признака.
  • Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
  • !!! Если в семье несколько наследственных признаков, не связанных между собой, составляйте родословную отдельно.
 Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno  Pro (Живая Родословная). Запустить программу Geno  Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная]. В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина). С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей. 4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек. 5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке.  В появившемся  диалоговом окне ввести сведения о родственниках.

Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno Pro (Живая Родословная).

  • Запустить программу Geno Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная].
  • В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина).
  • С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей.

4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек.

5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке. В появившемся диалоговом окне ввести сведения о родственниках.

В браке женщины с нормальным зрением, братья которой были дальтоники, и мужчины с нормальным зрением, отец которого страдал дальтонизмом, родились три дочери с нормальным зрением и два сына дальтоника. Установите генотипы родителей и их детей.
  • В браке женщины с нормальным зрением, братья которой были дальтоники, и мужчины с нормальным зрением, отец которого страдал дальтонизмом, родились три дочери с нормальным зрением и два сына дальтоника. Установите генотипы родителей и их детей.
Домашнее задание: Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников:  В. Зайцев А. Пугачева Н. Миклухо – Маклай Петр Первый Д.И. Менделеев С. Ковалевская К. А. Тимирязев С. Есенин Д. А. Медведев

Домашнее задание: Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников:

  • В. Зайцев
  • А. Пугачева
  • Н. Миклухо – Маклай
  • Петр Первый
  • Д.И. Менделеев
  • С. Ковалевская
  • К. А. Тимирязев
  • С. Есенин
  • Д. А. Медведев
Дополнительное домашнее задание по информатике и биологии:  Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной Повторить тему «Методы изучения генетики человека»

Дополнительное домашнее задание по информатике и биологии:

  • Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
  • Повторить тему «Методы изучения генетики человека»
В медико-генетическую консультацию обратилась женщина с просьбой, определить вероятность рождения детей, страдающих альбинизмом. Она здорова, но в ее семье встречались случаи альбинизма, муж альбинос. Болезнь наследуется как аутосомный рецессивный признак.

В медико-генетическую консультацию обратилась женщина с просьбой, определить вероятность рождения детей, страдающих альбинизмом. Она здорова, но в ее семье встречались случаи альбинизма, муж альбинос. Болезнь наследуется как аутосомный рецессивный признак.

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем буду-щих детей. Их тревога объясняется тем, что в их семьях имеются случаи рождения детей с шестью пальцами. У жены – шестипа-лость, муж - здоров. Полидактилия (шестипалость) у человека определяется доминантными аллелями аутосомных генов.

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем буду-щих детей. Их тревога объясняется тем, что в их семьях имеются случаи рождения детей с шестью пальцами. У жены – шестипа-лость, муж - здоров. Полидактилия (шестипалость) у человека определяется доминантными аллелями аутосомных генов.

Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой.

Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!