Конспект урока информатики
Тема: «Системы счисления»
Класс : 8 класс
Учитель: Кувандыкова Зульфия Баймурзаевна.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с видами систем счисления, с историей непозиционных систем счисления. Научить учащихся переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. Развивать у школьников теоретическое мышление
Задачи урока:
1. Воспитательная
развитие познавательного интереса,
развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
прививать интерес к предмету.
2. Учебная
обсудить разнообразие систем счисления;
показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную;
объяснить алгоритм перевода чисел из десятеричной системы в двоичную;
3. Развивающая
развитие алгоритмического мышления, памяти внимательности;
развитие познавательного интереса, логического мышления;
умение выслушивать ответы товарищей.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический – индивидуальная работа, работа с классом.
Общее время: 45 минут
Оборудование: Презентация к уроку «Системы счисления», раздаточный материал, карточки с заданиями для индивидуальной работы, проектор, компьютер.
План урока:
орг.момент
Новый материал
Закрепление
Самостоятельная работа
Подведение итогов
Домашнее задание
Ход урока
Орг. Момент
Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего урока: «Системы счисления». Сегодня мы с вами узнаем о позиционных, непозиционных системах счисления. Наша с вами задача познать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.
Новый материал
Хочу начать урок со слов известного математика Пьера Симона Лапласа (1749 – 1827гг) «Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им не только значение по форме, но еще и значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна…».
Откройте пожалуйста тетради, напишите сегодняшнее число и тему урока: «Системы счисления».
Начнем наш урок с определения систем счисления .
Система счисления - это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов (некоторый способ кодирования числовой информации).
Все системы счисления, которые существовали раньше и используются в наше время, можно разделить на непозиционные и позиционные. Знаки которые используются при записи чисел, называются цифрами. (Приложение 1)
Давайте с вами разберем, что же такое непозиционные системы счисления.
Об истории непозиционных систем счисления нам расскажут: Караянова Солтанат.
Итак, вы познакомились с историей непозиционных систем счисления. А с какой непозиционнной системой счисления вы встречаетесь чаще всего?
Молодцы! Правильно. Это римская система счисления. Давайте-ка мы поближе познакомимся с этой Римской непозиционной СС.
В Римской системе в качестве цифр используются латинские буквы: Таблица 1
В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания.
В таком случае их значения складываются.
Если же слева записана меньшая цифра, а справа - большая, то их значения вычитаются.
Пример:
CCXXXII=100+100+10+10+10+1+1=232
VI=5+1=6
IV=5-1=4
MCMXCVIII=
=1000+(-100+1000)+(-10+100)+5+1+1+1=1998 (Приложение 2)
В конце урока вам будет предложено несколько примеров для самостоятельного решения.
Непозиционная СС открыла перед нами завесу тайн о себе, теперь поговорим о позиционных системах счисления.
Создание позиционных систем счисления позволили записывать сколь угодно большие числа с помощью небольшого количества цифр, а также возникла возможность упростить выполнение арифметических операций над числами.
Основные достоинства любой позиционной системы счисления — простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов (цифр), необходимых для записи любых чисел.
В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Позиция цифры в числе называется разрядом.
Каждая позиционная СС имеет свой алфавит цифр и основание.
Основание – это количество используемых цифр. (Приложение 3)
СС, с которой вы ежедневно встречаетесь на уроке математики, является позиционной десятичной системой. Основание этой системы счисления равно десяти, т.к. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Характер этой системы легко понять на примере любого многозначного числа. Например в числе 777 первая семерка означает семь сотен, вторая – семь десятков, третья – семь единиц.
Для записи чисел в позиционной системе с основанием п нужно иметь алфавит из п цифр. Обычно для этого при п10 к десяти арабским добавляют буквы. Вот примеры алфавитов нескольких систем. (Таблица2)
Система счисления | основание | Алфавит |
Десятичная | п=10 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Двоичная | п=2 | 0,1 |
Восьмеричная | п=8 | 0,1,2,3,4,5,6,7 |
Шестнадцатеричная | п=16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, А(10), В(11), C(12), D(13),E(14),F(15) |
Если возникает необходимость указать основание системы счисления, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к этому числу.
Например: 100010102, 575810, 6В8А16 (Показать пример на доске)
В системе счисления с основанием q единицами разрядов служат последовательные степени числа q. q единиц какого либо разряда образуют единицу следующего разряда. Для записи числа в q-ричной системе счисления требуется q различных цифр, изображающих числа 0,1,…, q-1.
Развернутой формулой числа называется запись в виде:
Аq=an*qn+an-1*qn-1+…+a0*q0+a-1*q-1+ …+a-m*q-m
где
Аq =само число
q-основание системы счисления
а – цифры данной системы счисления
п – число разрядов
Развернутая форма числа в двоичной сс:
А2=an*2n+an-1*2n-1+…+a0*20+a-1*2-1+ …+a-m*2-m
Пример: Получить развернутую форму десятичных чисел:
8246810=8*104+2*103+4*102+6*101+8*100
Пример: На доске написать развернутую форму десятичного числа на доске (1 человек) 1236810
Для перевода целого числа из СС с основанием 10 в СС с основанием 2 необходимо:
Это число разделить на 2, полученное частное вновь делят на2 и так до тех пор пока последнее частное не окажется меньше 2.
В результате записать в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего.
5310= 1101012
Проверка: 1101012=1*25+1*24+0*23+1*22+0*21+1*20+ =32+16+4+1=53
Решение примеров на доске 2 человека: Перевести из десятичной СС в двоичную числа 54 и 32 и выполнить проверку.
А теперь с помощью таблицы(3), решим занимательные задачи. Таблица№3 лежит у вас на партах
Пример: Для удобства запишем начало натурального ряда чисел в десятичной и двоичной системах счисления: (Таблица3)
А10 | А2 | А10 | А2 |
0 1 2 3 4 5 6 7 | 0 1 10 11 100 101 110 111 | 8 9 10 11 12 13 14 15 | 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 |
Закрепление
А теперь попробуем с вами решить несколько занимательных задач используя таблицу.
ДИАЛОГ
Вопрос: Какая из систем счисления используется нами чаще всего? Ответ: Десятичная.
Вопрос: Сколько цифр в десятичной системе и в двоичной системе счисления? Ответ: Десять и две
Вопрос: Какие это цифры? Ответ: Цифры от 0 до 9, и 0,1
В римской системе счисления что используется в качестве цифр. Ответ: Латинские буквы.
Вопрос: Меняется ли десятичное числа, если переставить в нем цифры? Ответ: Да, меняется
А в римской системе счисления меняется ли число, если мы поменяем позиции? Ответ: Нет
Самостоятельная работа обучающего характера.
Индивидуальная работа по карточкам.
Рефлексия
Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить предложение по итогам своей деятельности во время урока:
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Больше всего мне понравилось…»
«Сегодня на уроке я научился…»
Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося.
Подведение итогов. Домашнее задание
Итак, сегодня вы познакомились с понятием СС, с историей непозиционных систем счисления. Научились переводить числа из десятичной СС в двоичную и обратно. Пользоваться развернутой формулой числа.
Домашнее задание: Параграф 4, задание №7,9 письменно в тетради.
Желающие: подготовить небольшое сообщение об унарных и бинарных СС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нариманская СОШ им.Асанова А.Б.»
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Учитель информатики: Кувандыкова Зульфия Баймурзаевна
2019