СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Имя существительное .Закрепление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для учащихся 6 класса. Позволяет проверить уровень усвоения темы "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Имя существительное .Закрепление"»


Тема урока: Имя существительное. Обобщение.


Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.

Технология: технологии личностно-ориентированного обучения,

компьютерные технологии,

технология креативного мышления,

технология вопросно-ответного единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 45 минут

Возрастная категория: 6 класс

УУД:

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);

  • регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);

  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

  • коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).


Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными текстами.



Ход урока.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята и все присутствующие! Меня зовут Елена Васильевна.

Ребята, сегодня я проведу у вас урок. Я надеюсь на взаимопонимание и на то , что урок будет для вас полезным.

Начать его я хочу со стихотворения.

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.


Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

Мы будем работать и свои результаты заносить в оценочные листы. По итогам этих результатов вы получите оценку.

2.Постановка проблемы и задач урока

Послушайте стихотворение- загадку, ответ на которую позволит вам определить тему урока:

Всему название дано

и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Оно живет ведь в мире этом,

Даёт название предметам.

-Какова будет тема нашего урока?

-Давайте определим цели нашего урока.

Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.

А сейчас откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока. Слайд 1

3. Актуализация опорных знаний

Учитель: Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра» В.Ветвицкий (. Слайд 3)

-Кто такой дирижер?

- Что лингвист хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)

Учитель: Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

«Грамматика владеет даже королями». Мольер- французский комедиограф,актер.

Немного истории.

Сообщение ученика

Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – «буква».

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.

Роль существительных в тексте.

Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. (Читаю стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных). Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее). - Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

- Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?

Вечер, поле,

Огоньки.

Дальняя дорога.

(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий, серый свод небес.

(С. Аксаков)

Итог.

- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).

С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними.

Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.

Работа 2 учащихся у доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:

Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.

4. Практическая работа № 1

Учитель: Так что же такое имя существительное? Итак, начнем. Работать мы будем с тренажером. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет – туча мрачнеет. (Приложение 2. Презентация – тренажер)


Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:

Слайд № 3 (постоянные признаки - род)

- Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

- Какие существительные называются именами существительными общего рода?

Слайд № 4 (постоянные признаки - склонение)

- Сколько склонений у существительных в русском языке?

- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

- Какие существительные относятся к несклоняемым?

Слайд № 5 (непостоянные признаки – падеж, число)

- Назовите падежи с вопросами.

- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.

Слайд № 6 (вопросы существительного)

- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)

Задание – слайд 5


Назовите предметы, изображенные на рисунке. Что вы о них можете сказать?

Учитель: Теперь видно, какими морфологическими признаками обладает эта часть речи.

Преобразуйте неодушевленные имена существительные в одушевленные.

Презентация – слайд 4,

Проверка- слайд.5

Оцените свои результаты


- Посмотрите внимательно на слайд. О каком морфологическом признаке мы забыли поговорить? (собст. – нариц.) Приложение 1. Слайд 6)



5. Работа со схемой. Слайд 7

Учитель: Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно

могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема)


Учитель: Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.

Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.



Практическая работа № 2

Учитель: А с остальными мы поработаем с некоторыми составляющими нашей схемы. Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:

синева, катание, снегопад, озноб, прыжок, метель, туман, мороз, темнота, белизна, отдых, зима, радость.


Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

1 ряд

2 ряд

3 ряд


(Приложение 1. Слайд № 8)

Взаимопроверка (по слайду 9. Приложение 1)

Ставим себе оценку в оценочный лист

6. Практическая работа № 3


Учитель: А сейчас мы поработаем самостоятельно. У каждого на столе лежит карточка. (Приложение 3) Каждый из вас, идя на урок, хочет получить хорошую оценку, поэтому я приготовила вам такие задания, чтобы ваше желание исполнилось, и вы легко справились с предложенной работой. В карточку впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.

Выполнять задания мы будем постепенно. Сначала сделайте под номером 1.

Оно связано со знанием тем, изученных в 6 классе.


7.Задание: найдите четвертое «лишнее» и объясните, почему оно лишнее. Слайды 10-11


Учитель: Чтобы хорошо справиться со следующим заданием карточки, выполним задание. Мы помним, что имена существительные по родам не изменяются.

Род есть и у несклоняемых существительных.

1) Кафе, какаду, кашне, кино
2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль
3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь


8. Физкультминутка.

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно!


9. Что нового еще вы узнали о роде существительных в 6 классе? Карточки

• Запишите правильно окончания глаголов в предложениях.

Доктор Иванова выписал… рецепт больному. Архитектор Петрова защитил… новый проект. Профессор Смирнова приступил… к занятиям в университете. Тренер Горелова подготовил… спортсменов к соревнованию. Бухгалтер Сомова подписал… ведомость. Проверка и оценивание

10.Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву. Слайд12

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»

Евстигнеева спросили:

- Как Вы думаете, он сможет стать артистом?

- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Он берет ручку и пишет всего одно слово:

- НИКАДА!

 Почему так ответил Евстигнеев?


11. Синтаксическая пятиминутка. карточка

Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:

1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)

2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)

3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)

4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)

5. Салат оливье - главное блюдо Нового года.(дополнение)

Приложение №1. СЛАЙД № 13

Дети давно ждут наступления Нового года.

Задание 2: запишите 2-3 предложения о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения. (зачитать 1-2 работы)

Не забудьте оценить себя


12. Работа по карточкам. Задание №2 (Приложение №3)

Учитель: Теперь выполним самостоятельно задания под номером 2,3 с вашей карточки.



13.Синквейн. Слайд 14


14. Подведение итогов урока. Карточки

Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.

2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.


Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1 5 - 1

2 – 1 6 - 1

3 – 0 7 - 0

4 – 0 8 – 1

Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.


15. Домашнее задание: выполнить задания учебника 2или 3; задание карточки.

16. Оценки за урок.

Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски.


18. Заключительное слово


17.Рефлексия. слайд 15

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!



18. Заключительное слово

Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок! Приложение 1. СЛАЙД №16







































Анализ результативности урока.


Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.

Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными).

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, интерактивной доски с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки, данный вид работы также позволил проверить, насколько хорошо дети усвоили изученные орфограммы.


Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.

2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)

3. Актуализация изученного материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий.

5. Подведение итогов урока .

6. Оценки учащимся будут выставлены после проверки индивидуальных карточек и творческого задания (индивидуально)


Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.


Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Задачи урока реализовывались:

1. образовательные - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;

2. развивающие - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные - уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.

Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.







Приложение 3.


Карточка № 1 (сильные ученики, на «5»)

1. Подчеркните несклоняемые имена существительные:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, кофе, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.

2. Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:

школьн.. кафе, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.

3. Вставьте пропущенные буквы
Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.




Карточка № 2 ( средние ученики, на «4»)

1. Подчеркните разносклоняемые имена существительные:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, пальто, темя..


2. Определите род несклоняемых имен существительных:

1) густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
4) солнечн… Тбилиси,
5) глубок... Онтарио


3. Вставьте пропущенные буквы
Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,
пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.



Карточка № 3 ( слабые ученики, на «3»)

1. Подчеркните имена существительные общего рода:

время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, забияка, бремя, мадам, кофе, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.


2. Род существительного. Найдите четвертое «лишнее».

1) Какао, пальто, шоссе, кофе
2) Носок, мозоль, георгин, помидор
3) Глупость, мудрость, печаль, голубь


 3. Антидиктант
Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.
 СЛОЖЕНИЕ, НЕТ ВРЕМЯНИ, ПРЕКОСАЮСЬ, ГРУЗЩИК, НА СТАНЦИЕ, ГОРОШЕК, РАСТЕЛЕШЬ.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!