МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района Алтайского кра
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
«Икона»
(модуль: Основы православной культуры)
2017-2018
Ф.И.О. учителя: Мецгер Наталья Миннигалиевна
Предмет : Основы православной культуры
Класс: 4
№ урока: 15
Тема урока: Икона
Цель:
формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».
Задачи:
-формировать у школьников основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;
-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;
- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Оборудование:
учебник; рабочие альбомы; компьютер; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.
-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.
2.Повторение изученного.
В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.
-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?
/ учебник, альбом, …./
- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/
-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!
-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь при необходимости альбомами, учебниками.
Вопросы блиц - опроса:
1.Что такое Божья благодать?
2. Кто такие святые?
3. Что значит молиться?
4. Какие бывают молитвы?
Отчёт групп:
1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека.
2гр. Святые - люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.
3гр. Молиться - обращаться к Богу.
4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие.
Отчёт групп.
3. Сообщение темы.
-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы.
/ Ребятам предлагаются репродукции картин и икон/
- А теперь дайте название каждой группе. / 2.картины, 2. иконы/
Учитель открывает записи на доске:
картины
иконы
- По 2 человека от каждой группы выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями.
картины
иконы
- Вы правильно распределили репродукции.
- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.
- Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах? /конечно об иконах/
- Проверим, откройте учебник на странице 54. Прочтите тему. / «Икона» /
-Откройте альбомы, запишите тему занятия.
- Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./
- Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/
4. Работа со словарями.
- На столах у каждой группы разные словари:
1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.
2.Толковый словарь Ушакова
3.Большая советская энциклопедия
4. Этимологический словарь русского языка Семенова.
- Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:
1 группа.
Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения.
2 группа.
Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/
- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/
3 группа.
Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия/
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер – святыня/
4 группа.
Икона - изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимологический словарь русского языка Семенова/
- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/
Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона». Это определение мы поместим в альбом.
Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
Данная распечатка вклеивается ребятами в альбомы.
5. Актуализация знаний по теме.
- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?
-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого в альбомах у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.
Вопросы | + - | Ответы |
Где можно встретить иконы? | | |
Когда появились первые иконы? | | |
Может ли икона излучать свет? | | |
Что такое нимб? | | |
Что самое поразительное есть в иконах? | | |
Зачем нужны иконы? | | |
Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом +, записываем ответ в 3-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора и записывать в 3–ю колонку.
- Дети наверняка дадут точный ответ на вопрос : «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/
1.Где можно встретить икону? | + | В храме, дома, в автомобилях |
/ По остальным вопросам мнения расходятся, дети не уверены в своих ответах. Следовательно, на них ответим по ходу работы./
- Вы верно сказали, что иконы можно встретить дома, в храмах, иногда даже в автомобилях.
- Основным местом нахождения икон является храм, церковь. Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»
/ предположительный ответ : чтобы молиться./
-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.
Отчёт групп о проделанной работе.
/Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./
6.Зачем нужны иконы? | | Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых. |
-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна. Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.
6. Дидактическая игра.
-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:
чёрный
красный
золотой
синий
/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./
-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? / Можно/
-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/
-Какой ответ запишем?
3. Может ли икона излучать свет? | | Свет исходит от образа, а не падает на него. |
- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. /
- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? / на солнце/.
- А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/
- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.
4. Что такое нимб? Каково его значение? | | Знак Божией благодати |
- Один из вопросов сегодняшнего занятия - что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?
-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха – святогорца. (приложение 2)
Смотрю в глаза Христа,
как в Океан Вселенной,
Смотрю и погружаюсь вся
в Гармонии покой.
Елена Резник «Глаза Христа»
1 группа
В пустыньку он помолиться бредет;…
Шапочкой ветхой прикрыв волоса,
Вглубь себя он устремляет лучистые,
Полные ласки душевной глаза…
Леонид Денисов «Моление о чаше»
/ о Сергии Радонежском/
2 группа
На иконе глаза Божией Матери.
Я смотрю в них и таю, как льдина.
Это боль о земле, что погрязла в грехах.
И святая любовь в этих чудных глазах.
монах –святогорец.
3 группа
За окном моим – беспроходица,
В небесах – непроглядная даль,
А в глазах больших Богородицы
Светлой радости вижу печаль.
Людмила Щербакова «Светлой печали радость»,
4 группа
(слайд 22),
-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?
/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?
-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/
- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./
5.Что самое поразительное есть в иконах? | | Глаза выражают радостопечалие |
7. Просмотр фильма «Перед святыми иконами»
8. Рефлексия урока.
- Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?
-Почему икона для православного христианина –это святыня?
-Что вы расскажете своим близким об иконе?
- Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы?
9. Домашнее задание
- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)