СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Икона" . Основы православной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Икона" . Основы православной культуры.»

МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района Алтайского кра











Конспект урока по курсу ОРКСЭ

«Икона»

(модуль: Основы православной культуры)














2017-2018



Ф.И.О. учителя: Мецгер Наталья Миннигалиевна


Предмет : Основы православной культуры

Класс: 4


№ урока: 15


Тема урока: Икона

Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».

Задачи:

-формировать у школьников основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

-овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях иконы;

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.


Оборудование:


учебник; рабочие альбомы; компьютер; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.









Ход занятия.



1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.

-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.

2.Повторение изученного.

В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?

/ учебник, альбом, …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!

-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь при необходимости альбомами, учебниками.

Вопросы блиц - опроса:

1.Что такое Божья благодать?

2. Кто такие святые?

3. Что значит молиться?

4. Какие бывают молитвы?

Отчёт групп:

1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека.

2гр. Святые - люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.


3гр. Молиться - обращаться к Богу.

4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие.



Отчёт групп.

3. Сообщение темы.

-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы.

/ Ребятам предлагаются репродукции картин и икон/


- А теперь дайте название каждой группе. / 2.картины, 2. иконы/

Учитель открывает записи на доске:

картины

иконы



- По 2 человека от каждой группы выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями.

картины

иконы










- Вы правильно распределили репродукции.

- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.

- Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах? /конечно об иконах/

- Проверим, откройте учебник на странице 54. Прочтите тему. / «Икона» /

-Откройте альбомы, запишите тему занятия.

- Кто из вас попытается объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./

- Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/

4. Работа со словарями.

- На столах у каждой группы разные словари:

1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4. Этимологический словарь русского языка Семенова.

- Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:


1 группа.

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./


- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения.


2 группа.

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/


- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/


3 группа.

Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; /Большая советская энциклопедия/


- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер – святыня/


4 группа.

Икона - изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимологический словарь русского языка Семенова/


- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/

Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона». Это определение мы поместим в альбом.




Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.






Данная распечатка вклеивается ребятами в альбомы.



5. Актуализация знаний по теме.

- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?

-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого в альбомах у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.



Вопросы

+ -

Ответы

  1. Где можно встретить иконы?



  1. Когда появились первые иконы?



  1. Может ли икона излучать свет?



  1. Что такое нимб?



  1. Что самое поразительное есть в иконах?



  1. Зачем нужны иконы?




Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом +, записываем ответ в 3-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора и записывать в 3–ю колонку.

- Дети наверняка дадут точный ответ на вопрос : «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/

1.Где можно встретить икону?

+

В храме, дома, в автомобилях



/ По остальным вопросам мнения расходятся, дети не уверены в своих ответах. Следовательно, на них ответим по ходу работы./

- Вы верно сказали, что иконы можно встретить дома, в храмах, иногда даже в автомобилях.


- Основным местом нахождения икон является храм, церковь. Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на шестой вопрос : «Зачем нужны иконы?»

/ предположительный ответ : чтобы молиться./

-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.

Отчёт групп о проделанной работе.

/Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./




6.Зачем нужны иконы?


Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.




-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна. Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.

6. Дидактическая игра.

-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет используется на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:

чёрный

красный

золотой

синий


/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./

-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет? / Можно/

-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. На какой вопрос мы нашли ответ?/ Может ли икона излучать свет?/

-Какой ответ запишем?


3. Может ли икона излучать свет?


Свет исходит от образа, а не падает на него.


- Кто из вас знает, как называется золотой круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. /

- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? / на солнце/.

- А что даёт солнце всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом? /благодать/

- Попробуйте сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.


4. Что такое нимб? Каково его значение?


Знак Божией благодати


- Один из вопросов сегодняшнего занятия - что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха – святогорца. (приложение 2)



Смотрю в глаза Христа,

как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

в Гармонии покой.

Елена Резник «Глаза Христа»






1 группа







В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

Вглубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза

Леонид Денисов «Моление о чаше»

/ о Сергии Радонежском/








2 группа






На иконе глаза Божией Матери.

Я смотрю в них и таю, как льдина.

Это боль о земле, что погрязла в грехах.

И святая любовь в этих чудных глазах.


монах –святогорец.






3 группа










За окном моим – беспроходица,

В небесах – непроглядная даль,

А в глазах больших Богородицы

Светлой радости вижу печаль.


Людмила Щербакова «Светлой печали радость»,




4 группа

(слайд 22),







-Прочтите, определите, что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов?

/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?


-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./



5.Что самое поразительное есть в иконах?


Глаза выражают радостопечалие



7. Просмотр фильма «Перед святыми иконами»


8. Рефлексия урока.

- Понравилось ли вам путешествие в Мир православной культуры?

-Почему икона для православного христианина –это святыня?

-Что вы расскажете своим близким об иконе?

- Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы?

9. Домашнее задание

- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!