СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Знаем русский"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра "Знаем русский". Повторение курса "Русский язык и культура речи" (нормы современного русского литературного языка) для учащихся 10-11 классов. Совершенстование отбора и анализа языкового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Знаем русский"»

«Знаем русский»

Тип урока: урок-игра

Цели урока:

  1. повторение курса «Русский язык и культура речи» (нормы современного русского литературного языка);

  2. совершенствование умений отбора и анализа языкового материала;

  3. привлечение интереса к языковым явлениям.

Оборудование: проектор, презентационные материалы.

Эпиграф: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» И.С.Тургенев

Ход урока:

I Организационный

II Слово учителя:

Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Состояние современного русского языка вызывает беспокойство: расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения. Назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

III Выполнение заданий

Разминка

Ответьте на вопросы. Свой ответ мотивируйте.


Как называют человека, не знающего что - либо: невежа или невежда?

Как вы скажете, ведя собрание: предоставляю или представляю вам слово?

Как вы охарактеризуете шутку: удачная или удачливая?

Как называется отправитель письма: адресат или адресант?

Как вы отзоветесь об уклончивом ответе: дипломатический или дипломатичный?

На какой срок принимается человек на работу: испытательный или испытательский?

Как называется хозяйство, где занимаются разведением рыб: рыбное или рыбье?

Как характеризуется профессионал высокого класса: искусный мастер
или искусственный мастер?

Как вы назовете проявление бережливости: экономика или экономия?

Как характеризуется человек, скрывающий что-либо: скрытый или
скрытный?

I тур

«Трудно ли быть грамотным»?

Класс делится на две группы. От каждой группы один участник выходит к доске.

Каждый участник отвечает на один вопрос ведущего. Каждый правильный ответ – один балл.

Задание 1

В каком случае множественное число имени существительного образовано неверно?

  • Веера;

  • инженеры;

  • жребии;

  • катеры.

Задание 2

В каком случае форма родительного падежа имени существительного образована неверно?

  • Пара чулок;

  • среди грузин;

  • несколько кочерег;

  • после заморозок.

Задание 3

В каком случае допущена ошибка в образова­нии формы прилагательного?

  • Слаще сахара;

  • ответ бессмысленен;

  • он был болен ангиной;

  • боец мужествен.

Задание 4

В каком случае допущена ошибка в образова­нии формы числительного?

  • Свыше шестисот пятидесяти пяти тонн;

  • не менее двух пятых посевной площади;

  • около девяноста девяти целых девяноста вось­ми сотых процента;

  • четырехстами тоннами.

Задание 5

В каком случае допущена ошибка в образова­нии формы глагола?

  • Крыша каплет;

  • искры брызжут;

  • не порть мебель;

  • он махает руками.

Задание 6

В каком случае допущена ошибка в образова­нии формы местоимения 3-го лица?

  • Вокруг них;

  • он работает лучше ее.

  • навстречу ему;

  • сестра старше его.

Задание 7

Укажите пример с ошибкой в образовании фор­мы слова.

  • По обеим сторонам улицы;

  • мыть шампунью;

  • надеть шубу;

  • окончить университет.

Задание 8

Укажите пример с ошибкой в образовании грам­матической формы слова.

  • Он невежествен;

  • барсучьи норы;

  • он не имеет право;

  • он полон впечатлений.

Задание 9

Укажите пример с ошибкой в образовании фор­мы слова.

  • Опытные шофера;

  • пара носков;

  • с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пя­тью рублями;

  • благодаря ему.

Задание 10

Укажите пример с ошибкой в образовании фор­мы слова.

  • Географические пояса;

  • он способный к музыке;

  • за исключением их;

  • она полощет белье.

II тур

«Учение с увлечением»

Командам задается один вопрос, дается на размышление 10 секунд. Правильный ответ – один балл.

  1. Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее. (памятник букве Е был поставлен на родине ее автора Н.М.Карамзина)

  2. Можно ли сказать: Я поднял тост? (можно, если тост – кусочек жареного хлеба)

  3. Сапфировый, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее? (маренго – оттенок черного цвета, все остальные – оттенки синего)

  4. В русском языке есть фразеологизм начать с азов. Что такое аз? (первая буква кириллицы)

  5. Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту – хорошую крысу. (большому кораблю – большое плавание)

  6. Какая змея может быть наречием? (уж)

7. Многие из нас носят греческие имена, даже подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей — «мужественный», Макар — «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его — это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо.

Ответ: макароны (подсказка дана в вопросе).

8. Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение.

Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользовались при обмене пленными.

9. В какой день недели человек идет на шабаш­ку?

Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить — поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша — еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «суббота». На древнееврейс­ком это слово звучит похоже — шаббат).

10. Название этого любимого нами фрукта в пе­реводе с голландского означает «китайское ябло­ко». Что это?

Ответ: апельсин.

11.Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными?

Ответ: дерево (винительный падеж множествен­ного числа у одушевленных существительных сов­падает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).

12. Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?

Ответ: мозоль.

13. Как в древнерусском языке называлась правая рука?

Ответ: десница.

14. Как называют брата жены? Брата мужа? Сестру жены?

Ответ: шурин, деверь, свояченица.

III тур

«Все мы ошибаемся» (конкурс капитанов)

1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот вот кричит:

«Не трожь тех, кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош —

Загляденье просто!

В каком слове нарушена литературная норма?

Ответ: для придания детскости речи героя ав­тор вместо литературной формы повелительного на­клонения глагола (не тронь) употребляет просто­речную (не трожь).

2. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

В каком слове нарушена литературная норма?

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую фор­му князями вместо современной литературной князья­ми, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.

3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Как давно, как давно звучала музыка там...

В каком слове нарушена литературная норма?

Ответ: для сохранения размера стихотворения ав­тор ставит ударение в слове танцовщица на предпос­ледний слог (литературная норма — танцовщица)

IV «Поломаем голову»

Задание 1

Укажите предложение без смысловых и стилис­тических ошибок (соответствующее нормам лите­ратурного языка).

  • Докладчик умышленно упустил некоторые факты.

  • В тот день произошла первая демонстрация.

  • Утром он обычно пил кофе, а затем работал в библиотеке.

  • Ряд столов стояли посередине аудитории.

Задание 2

Укажите предложение без грамматических и стилистических ошибок (соответствующее нормам литературного языка).

  • Появление комедии «Ревизор» явилось ог­ромным событием в истории нашего театра.

  • Лиза — девушка тихая, но с характером.

  • Даже чернило у Плюшкина превратилось в какую-то заплесневелую жидкость.

  • «Слово о полку Игореве» призывало рус­ских людей объединяться воедино.

Задание 3

Укажите предложение без смысловых и стилис­тических ошибок (соответствующее нормам лите­ратурного языка).

  • Прочитав комедию, мне наглядно предста­вились ее персонажи.

  • На сегодняшний день в нашем классе име­ются два неуспевающих по математике.

  • Молодой человек, проходя мимо сада, увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала.

  • Чичиков говорил Ноздреву, что я давнень­ко не брал в руки шашек.

Задание 4

Укажите предложение без грамматических и логических ошибок.

  • Я не только читаю газеты, но и журналы.

  • Любимой забавой было взятие снежной кре­пости или кататься на санях с ледяной горы.

  • Украсились весенними цветами скверы и бульвары, парки и сады.

  • Пьеса ставилась не только в столичных те­атрах, а также и в провинциальных.

Задание 5

Укажите предложение без грамматических и логических ошибок.

  • В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке.

  • В статье говорится об античной культуре и современном искусстве.

  • Подходя к лесу, мне стало холодно.

  • Состоялась беседа с представительницей де­легации, которая недавно приехала в Москву.

Задание 6

Какое предложение не соответствует нормам литературного языка?

  • Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.

  • На изготовление лодок ушло четверо суток.

  • У Губарева была привычка постоянно расха­живать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду.

  • Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.

Задание 7

Какое предложение не соответствует нормам литературного языка?

  • Горы и долины, леса и поля влекут к себе туристов.

  • Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке.

  • Подходя к лесу, мне стало холодно.

  • После того как ученики закончили провер­ку диктанта, преподаватель взял у них тетради.

Задание 8

Выберите грамматически правильное продол­жение предложения:

Возвращаясь в город, ...

  • уже стемнело.

  • у меня возник ряд неприятностей.

  • по дороге меня настиг дождь.

  • я надеялся на встречу с отцом.

Задание 9

Выберите грамматически правильное продол­жение предложения:

Изменив название пьесы, ...

  • ее суть не изменилась.

  • удалось добиться разрешения поставить ее на сцене.

  • у автора появился новый взгляд на ее поста­новку.

  • было получено разрешение поставить ее на сцене.

Задание 10

Выберите грамматически правильное продол­жение предложения:

Работая над романом, ...

  • писателем были изучены исторические до­кументы.

  • писателю было разрешено пользоваться ар­хивными документами.

  • пришлось долгие часы просиживать в архи­ве.

  • у писателя не было четкого замысла.

V тур

«Самый умный»

Задание № 1. Расставьте ударение в словах.

Алфавит, бармен, баловать, буржуазия, бутик, газированный, генезис, договор, досуг, жалюзи, завсегдатай, избалованный, каталог, квартал, красивее, колледж, некролог, обеспечение, приобретение, рефери, торты, туфля, феномен, флюорография, эксперт.

Задание №2. Подберите русские синонимы к данным словам иноязычного происхождения.

Аннулировать (отменить), антагонизм (противоречие), бартер (обмен), имидж (облик), кредо (убеждение), миллениум (тысячелетие), секьюрити (охранник), финал (конец), фиксировать (отмечать), форсировать (усилить), функционировать (действовать), эксклюзивный (исключительный), эволюция (изменение).

Задание № 3. Определите родовую принадлежность имен существительных: выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка

  • Черное кофе - черный кофе

  • красная георгина - красный георгин

  • густая тушь - густой тушь

  • великолепный зал - великолепная зал

  • покрыть крышу толью - покрыть крышу толем

  • правая туфля - правый туфель

  • розовый фламинго - розовое фламинго

  • вкусный киви - вкусное киви

  • крепкий виски - крепкое виски

  • белый лебедь - белая лебедь

  • маринованная иваси - маринованный иваси

  • зеленый Сочи - зеленое Сочи

  • мой протеже - моя протеже - мое протеже

Задание №4. Какие из существительных женского рода не имеют соответствующих пар существительных мужского рода?

Доярка (дояр), санитарка (санитар), сиделка, ткачиха (ткач), баскетболистка (баскетболист), массажистка (массажист), свинарка (свинарь), солистка (солист), фельдшерица (фельдшер), гонщица (гонщик), маникюрша, секретарша (секретарь), телефонистка (телефонист).

Задание №5. Образуйте форму родительного падежа единственного числа от данных слов.

Ампер – ампер, чулок – чулок, торт – тортов, серьга – серег, апельсин – апельсинов, носок – носков, погон – погон, ясли – яслей, солдат – солдат, туфля – туфель, грабли – грабель и граблей, рельс – рельсов, бревно бревен, яблоко – яблок, полотенце – полотенец, абрикос – абрикосов, простыня – простынь.

IV Подведение итогов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!