СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме "Царство грибов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Царство грибов"»

Урок –игра по теме «Царство грибов»

  1. Конкурс Назови грибы. Выигрывает та команда, которая назовет больше грибов

  2. 2 конкурс Грибные загадки

  1. Не спорю, не белый – 
    Я, братцы, попроще… 
    Расту я обычно 
    В берёзовой роще. ( Подберёзовик )

  2. В белом парике да белом пиджаке, 
    В шляпке ярко-красной, красивой да опасной. 
    Кто его с собой возьмет – тот и горюшка хлебнет. (Мухомор) 

  3. Растут на опушке 
    Рыжие подружки.( Лисички) 

  4. Этот гриб совсем не красен, 
    Но, поверьте, он опасен - 
    В руки даже не бери, 
    Полон яда он внутри. 
    В светлой шапке, на дорожке 
    Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка) 

  5. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 
    Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик) 

  6. Этот гриб совсем не красен, 
    Но, поверьте, он опасен - 
    В руки даже не бери, 
    Полон яда он внутри. 
    В светлой шапке, на дорожке 
    Он стоит на тонкой ножке. (бледная поганка) 

  7. Этот гриб почти домашний, 
    Он растет в подвале нашем, 
    Вкусный из него бульон, 
    Это белый …(шампиньон) 

Я старушка вредная, на мне

Шляпка бледная,а нога в ботинке

На чулке – пестринки

Вокруг ворота - по распорото
Кто меня коснется

Тот уже не проснется!»

(Бл.поганка)

  1. Гриб волнуется, ясно почему

Как бы не испортили

Шляпки бахрому
(Волнушка)


10. Растем с весны до осени

Не прячемся в траве

Найти легко и просто нас

Ты встретишь нас везде

Грибы мы интересные - ты

Только посмотри!
Какие разноцветные мы носим колпаки.

В зеленые, и в красные, и в желтые цвета

Природа нас окрасила
Наверно неспроста. (Сыроежки).

Рядышком с иголками мы растем
Под елками.
Любим сосны мы и ели,
Шляпку плоскую надели
А по ней идут круги.
Срежь - ка нас и не беги.
Когда увидишь на руке сок оранжевый
На вид, не бойся, он не ядовит! (Рыжик)


  1. Пылинкой малой опущусь
    На нежный цветок ржи,
    А осенью взамен зерен взойдут
    Мои рожки
    И вместе с ржаной мукой
    Я в дом вам попаду
    Тогда спастись уже невмочь
    От злых и страшных корч! (Спорынья)

  2. На картофельных полях
    Есть чем поживиться!
    Даже если не пропасть клубни
    Вдруг сумеют, то до следующей
    Весны вряд ли уцелеют.
    В сырых подвалах тоже я...
    Ужасная... (Фитофтора) 


  1. Под деревцем, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик, на нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик.)


  1. Стоит на полянке в красном платье Татьянка: вся в белых крапинках. (Мухомор.)


  1.  Не спорю, не белый – 
    Я, братцы, попроще...
    Расту я обычно 
    в березовой роще. (Подберезовик.)


  1. Он пузатенький сидит,
    Из-под кустика глядит.
    С белой ножкою внизу,
    С темной шапкой наверху. (Белый гриб.)


  1.  И под старою сосною,
    Где склонился пень-старик,
    Окружен своей семьею,
    Первый найден... (Боровик.)


  1.  Я был в лесу,
    Поймал лису,
    Домой несу.
    Отварю, посолю,
    А зимой похвалю. (Лисички.)


  1. Рыженький Ванек,
    Крепкий паренек,
    Спрятался за пень,
    А шапка набекрень. (Рыжик.)


  1.  Стоит мальчонка –
    Замаслена шапчонка. (Масленок.)





Блиц-опрос

 1 Как называется наука, изучающая грибы? (микология)

  1. Почему грибы выделяют в самостоятельное царство? (совмещают признаки растений и животных)

  2. В чём сходство у грибов с растениями? (клеточная стенка, неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных в-в всей поверхностью тела)

  3. Что общего между креветкой и грибом? (у грибов в клеточной стенке обнаружен углевод хитин как и в наружных скелете креветки)

  4. Какие ещё признаки животных имеют грибы? (отсутствие хлоропластов – гетеротрофное питание, запасной углевод – гликоген, а у растений – крахмал, продукт обмена мочевина)

  5. Из чего состоит тело гриба? (из множества переплетённых нитей – ГИФ)

  6. Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое… (грибница, мицелий)

  7. Способ питания грибов? (гетеротрофы – сапротрофы, паразиты, симбионты)

  8. Как называется симбиоз гриба и корней растения? (микориза)

  9. Для чего предназначено плодовое тело гриба? (для размножения)

  10. Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование)

  11. Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи)

  12. Как размножаются дрожжи? (почкованием)

  13. Какие грибы приносят вред деревьям? (трутовики)

  14. Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергилл)

  15. Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл)

  16. Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора)

  17. Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья)

  18. Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки)

  19. Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель)













Анаграммы

  • 1) ГРНИАЦБИ

  • 2) ЙЛЕЦИМИ

  • 3) ПЛЯШКА

  • 4) МАЛЕЛЫ

  • 5) ЛЕСПЕНЬ



Итог игры. Систематизация знаний.

– Каково значение грибов в природе и жизни человека?

(санитары – разрушители органического вещества – их называют редуцентами в круговороте веществ;

патогенные – вызывают различные болезни;

звено в цепи питания;

источник белковой пищи;

получают лекарства, витамины, лимонную кислоту)

– Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему?

(сочетают признаки и растений и животных, разнообразны по внешнему облику. Помните «кто много читает, тот много знает», природа хранит много тайн, открывайте загадочные и удивительные тайны природы.



Грибные приметы

  • Полетел пух с осины (слетают зрелые семена) — иди за подосиновиками.

  • Зацвела сосна — зернистый маслёнок появился.

  • Овёс набрал восковую спелость и зажелтели первые листья берез — собирайся брать опёнки.

  • Зацветает ольха и берёза — появляются сморчки и строчки.

  • Сыплет снегом черёмуха — появляются первые подберёзовики.

  • Жнут рожь — начинается второй урожай подберёзовиков.

Слайд 22.

Пословицы и поговорки о грибах, объясните их значение.

  • Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.

  • Весна красна цветами, а осень — грибами.

  • Где дубы, там и грибы.

  • Тихий дождь без ветра — к грибам.

  • Вечером дожди — утром грибов жди.

  • Любят грибы за нос водить.

  • Когда сыро, тогда и грибов много.

  • Раньше лисичек грибы не растут.





















Тест по теме «Царство грибов»


1.Пеницилл относится к:

Г) плесеням; 
М) дрожжевым грибам; 
Н) ржавчинным грибам. 

2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет: 
А) оболочки 
Б) ядра 
Р) хлоропластов 


3. Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

Н) микориза


4. Для питания грибы – сапрофиты используют: 
Д) азот воздуха 
Л) углекислый газ и кислород 
И) готовые органические вещества 


5. По способу питания грибы похожи на растения, так как:

А) поглощают пищу путём всасывания

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) способны к фотосинтезу

6. Грибы-паразиты вызывают заболевания:

А) только растений

Ц) растений, животных и человека

У)растений и животных 


7. Дрожжи размножаются

А) спорами

Б) почкованием

В) мицелием


8. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

И) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!