СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме: "Путешествие зайца Коськи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока игры может быть полезен педагогам-библиотекарям, воспитателям,учителям начальных классов. Мероприятие в игровой форме знакомит со сказкой  А. Грибачева "Заяц Коська и Родничек", дает представление детям о свойствах воды.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме: "Путешествие зайца Коськи"»

Исследования последних лет показывают, что обучающиеся с нарушенным интеллектом поступают в школу с проблемами в эмоционально-волевой сфере. Не исключением явились учащиеся нашей школы-интерната. А ведь, эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и за ее пределами.

Таким образом, формирование и развитие эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях школы-интерната нам представляется важным и актуальным при применении коррекционно - развивающих занятий, проводимых совместно библиотекарем и психологом школы-интерната.

Коррекционно – развивающее занятие « Путешествие зайца Коськи»

(по тексту А. Грибачёва) для 1 класса составлено на основе сказкотерапевтической программы Н.М. Погосовой «Погружение в сказку».

На занятии используются много разнообразных приёмов, игр, упражнений, которые направлены на решение цели и задач занятия.




Коррекционно – развивающее занятие « Путешествие зайца Коськи»

(по тексту А. Грибачёва) для 1 класса составлено на основе сказкотерапевтической программы Н.М. Погосовой «Погружение в сказку».

На занятии используются много разнообразных приёмов, игр, упражнений, которые направлены на решение цели и задач занятия.































Тема. « Путешествие зайца Коськи»

(по тексту А. Грибачёва)

Цель : формирование эмоционально-волевой сферы детей.

Задачи:

  1. Знакомить обучающихся со свойствами воды, через «путешествие» по сказке А. Грибачёва «Заяц Коська и Родничок».

  2. Развивать моторику и координации движений.

  3. Развивать произвольное внимание через упражнения на наблюдения, умения максимально концентрироваться над происходящим.

  4. Развивать связную речь при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.

  5. Корректировать эмоциональное и телесное напряжение.

  6. Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.



Оборудование: орехи, ленты, шарф, дорожка, аппликатор Кузнецова, презентация «Заяц – Коська и родничок».






























Ход занятия


  1. Оргмомент.

Сегодня у нас необычное занятие - мы отправимся в сказку, где речь пойдёт о воде.




Слайд 1


  1. Вступление.

У. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде.

Какая бывает вода?

Д. Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная..

У. А бывает твердая вода? Когда такое случается?

Д.Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град.

У. Бывает ли вода легче воздуха? Когда?

Д.Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака.

У.Где вода встречается в природе?

Д.В реке, озере...

У. В нашем зале есть ручей. Но чтобы к нему попасть необходимо пройти по одной из трех дорог.

Каждая из трех дорог приведет вас к ручью. Все дороги вол­шебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимаете от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше. волшебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать, чтобы попасть в сказку и подойдите к ней. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступ­ней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

Итак, мы подошли к началу ручейка.

У.Как называется то место, где начинается ручей?

Д.Родник, ключ, источник.

У.Откуда в роднике вода?

Д.Она вытекает из-под земли.


Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек.

Ведущий включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».

Пройдя по «ручейку», каждый садится на стул в позу расслабления.

У. Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?





Развитие связной речи














Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения









Слайд 2

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Надеемся, что вы будите внимательные и наблюдательные, «путешествуя» по сказке, у вас всё получится.

Итак, сказка начинается.


Ситуация успеха


  1. Основная часть.

Сказка

Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.


Упражнение 1. Гимнастика для глаз

Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.

Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.


Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.

Ты кто такая?

Я белка.

А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.

Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь.


Упражнение 2. Орешки

У. Как белка готовится к зиме?

Д.Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи.

У. Белка прислала для вас орешки.

Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.

• Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки.

• Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.

• Дети врашают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.

— Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.

Упражнение 3. Прохлада

Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.

— А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.


Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.

Ты кто? — спрашивает Коська.

Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.


Упражнение 4. Филин

Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху...

Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.


Упражнение 5. Страх

Педагог исполняет роль филина, дети — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха.

После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.


Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.

Ты кто? — спрашивает Коська.

Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.

Вот здорово, -- обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки.

Побежали, — согласился Родничок.

Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.

Упражнение 6. Ручеек

Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.

После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего.

— Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом).

Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.

Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.

Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?

А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!


Упражнение 7. Роднички и река

Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»).

Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички».

При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»

— Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?

Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.

Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.

Эй, Родничок, где ты?

А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается.

Да как же ты туда попал? — удивился Коська.


Упражнение 8. Удивление

Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?»


Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился.


Упражнение 9. Облачко

— Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?

Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.

Дети плавно передвигаются: приседают, тянутся пальчиками вверх.


Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — шумит что-то.

Эй, кто там? — закричал Коська.

Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.

Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.


Упражнение 10. Сугробы и солнышко

Педагог — «солнышко», дети - «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять.

«Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.



Слайд 3












Слайд 4










Развитие мелкой моторики рук














Развитие моторики речевого аппарата















Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения

Слайд 5













Закрепление умения ориентироваться в пространстве







Слайд 6










Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать










.

Слайд 7











Развитие произвольного внимания




Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.


Слайд 8























  1. Заключение.

Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их.

Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка. (Сначала Родничок превратился в ручей. Потом он стал рекой. Затем Родничок поднялся вверх и превратился в облачко. Из облачка Родничок выпал на землю дождем. Зимой Родничок стал снегом.)


Слайд 9

  1. Рефлексия.


А теперь оцените свою деятельность на занятии.

— Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось?


Воспитание добрых чувств



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!