Основная часть. Сказка Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Упражнение 1. Гимнастика для глаз Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза. Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку. — Ты кто такая? — Я белка. — А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь. — Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь. Упражнение 2. Орешки У. Как белка готовится к зиме? Д.Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи. У. Белка прислала для вас орешки. Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху. • Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки. • Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой. • Дети врашают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения. — Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них. Упражнение 3. Прохлада Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха. — А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с. Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то. — Ты кто? — спрашивает Коська. — Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю. Упражнение 4. Филин Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху... Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха. Упражнение 5. Страх Педагог исполняет роль филина, дети — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение. Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет. — Ты кто? — спрашивает Коська. — Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края. — Вот здорово, -- обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки. — Побежали, — согласился Родничок. Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца. Упражнение 6. Ручеек Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы. После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего. — Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом). Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия. Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино. — Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты? — А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее! Упражнение 7. Роднички и река Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»). Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички». При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?» — Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые? Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет. — Эй, Родничок, где ты? — А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается. — Да как же ты туда попал? — удивился Коська. Упражнение 8. Удивление Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?» — Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился. Упражнение 9. Облачко — Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко. Дети плавно передвигаются: приседают, тянутся пальчиками вверх. Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — шумит что-то. — Эй, кто там? — закричал Коська. — Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся. Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился. Упражнение 10. Сугробы и солнышко Педагог — «солнышко», дети - «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять. «Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле. |