Технологическая карта урока
Предмет: География
Тема урока: Обобщение по теме «Гидросфера»
Тип урока: урок-игра
Цели урока: обобщить и систематизировать знания и уменияобучающихся по теме «Гидросфера».
Предметные: делать выводы; сравнивать объекты по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь использовать приобретённые знания по теме «Гидросфера» на практике.
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи;
- познавательные: находить достоверную информацию.
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование, средства обучения: физическая карта полушарий; раздаточный материал, атласы для 6 класса.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап. Цель этапа: эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя, проверяют учебные принадлежности. Дежурный называет отсутствующих в классе. | Личностные (самоопределение, мотивация к учебной деятельности, положительный настрой) |
2 | Обозначение темы и целей урока. | Обозначает тему и цели урока, задавая наводящие вопросы: Мы с вами закончили изучение большой темы. Как она называлась? Когда мы заканчиваем тему, что мы с вами делаем? Какая же у нас цель урока? Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие. | Отвечают: Гидросфера. Повторяем и проверяем. Учащиеся формулируют цели урока:«Повторить и закрепить то, что мы прошли». | Регулятивные (целеполагание). Коммуникативные (коллективное обсуждение). Познавательные (извлечение необходимой информации) |
3 | Инструктаж, мотивация, планирование | Проводит инструктаж: У нас с вами три корабля (каждый корабль имеет свой цвет и свое название- «Пинта», «Нинья», «Санта-Мария»). Я старший капитан. И сейчас нам нужно разделиться на команды, определить боцманов, которые будут следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений. | Слушают инструкцию учителя. Вытягивают цветные листочки, делятся на команды. | Регулятивные (работа по плану) Личностные (саморегуляция) |
4 | Практическая деятельность (работа с картой) | Объясняет первое задание: Мы отправляемся в путь. Будем плыть по океану знаний. Вот первое испытание. Оно для наших боцманов. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде – боцманы отвечают на вопросы и показывают объекты на карте. (Правильный ответ – 1 балл.) 1. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия) 2. Какой океан целиком лежит в северном полушарии? (Сев.Ледовитый) 3. Самый узкий и самый загрязненный океан. (Атлантический) 4. Какой океан самый теплый? (Индийский) 5. Самый крупный остров планеты. (Гренландия) 6. На территории этого океана могут уместиться все материки и еще место останется. (Тихий) 7. В какой стране находится самое глубокое озеро мира? (Россия, Байкал) 8. Какой водопад на земном шаре самый высокий и где он находится? (Анхель, Южная Америка) 9. Где находится самое глубокое место в Мировом океане? (Марианский желоб, Тихий океан) | Боцманы показывают объекты, остальные следят за выполнением задания. | Личностные: познавательная мотивация Познавательные: извлечение необходимой информации, |
4 | Практическая деятельность (работа с карточками) | Объясняет второе задание: Друзья мореплаватели, вот мы и добрались до следующего задания. Возьмите Приложение №1. Эта викторина необычная, так как в ней вопросы разного уровня (вопросы разделены на 3 группы: легкие - на 1 балл, сложные - на 2 балла, повышенной сложности - на 3 балла). Время на работу – 7-10 минут. | Достают Приложение №1. Отвечают на вопросы, ответы передают жюри. | Регулятивные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и самооценки Коммуникативные – умение работать в группах |
5 | Практическая деятельность (решение кроссворда) | Объясняет третье задание: Молодцы, отличная работа. Отправляемся дальше. Вот и следующее наше задание. Вы так же продолжаете работать в командах. Возьмите Приложение №2. В этот раз вам предстоит решить тематический кроссворд. За каждое отгаданное слово- 1 балл. Время на решение кроссворда 3-5 минут. | Достают Приложение №2. Решают кроссворд, передают жюри. | Регулятивные – умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения. Коммуникативные – умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов. |
6 | Практическая работа (установление соответствия) | Объясняет четвёртое задание: Вот мы уже видим берег материка, еще совсем чуть-чуть и мы будем на суше. Возьмите приложение №3. Вам надо установить соответствия: на каком материке находится какая река и какое озеро. Ниже вы вписываете к материку, цифру и букву. Не забывайте пользоваться атласом. | Берут Приложение №3. Выполняют задания, передают жюри. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление причинно-следственных связей |
7 | Рефлексия, подведение итогов | Подводит итоги: Вот и подошло к концу наше путешествие. А теперь давайте подведем наши итоги. Жюри подсчитывают баллы, оглашают победителей. Та команда, кто набрал больше всего баллов, вы молодцы! Вы работали активно и получаете пятерки! Остальные тоже очень старались и хорошо поработали. Вы получаете четвёрки! (На перемене не забудьте подойти с дневниками для выставления оценок) | Слушают жюри и учителя. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные – владение основами самоконтроля и самооценки. |
8 | Домашнее задание | Проводит инструктаж к домашнему заданию: Дома в тетради составить памятку по охране гидросферы. Спасибо за работу. Вы отлично поработали. Вы молодцы. | Записывают домашнее задание в дневники. | Личностный – саморегуляция и самоконтроль |
| | | | |
Приложение 1. «Пинта»
Вопросы на 1 балл | Вопросы на 2 балла | Вопросы на 3 балла |
Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы |
Что такое река? | | Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? | | В чем отличие сточного озера от бессточного? | |
Место впадения реки в другую реку, озеро или море. | | В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? | | Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д. 2) 52°с.ш. 47°в.д. | |
Как называется река, впадающая в главную реку? | | Как называется место выхода подземных вод на поверхность? | | Перечислите части гидросферы | |
Приложение 1. «Нинья»
Вопросы на 1 балл | Вопросы на 2 балла | Вопросы на 3 балла |
Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы |
Что такое река? | | Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? | | В чем отличие сточного озера от бессточного? | |
Место впадения реки в другую реку, озеро или море. | | В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? | | Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д. 2) 52°с.ш. 47°в.д. | |
Как называется река, впадающая в главную реку? | | Как называется место выхода подземных вод на поверхность? | | Перечислите части гидросферы | |
Приложение 1. «Санта-Мария»
Вопросы на 1 балл | Вопросы на 2 балла | Вопросы на 3 балла |
Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы |
Что такое река? | | Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? | | В чем отличие сточного озера от бессточного? | |
Место впадения реки в другую реку, озеро или море. | | В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? | | Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д. 2) 52°с.ш. 47°в.д. | |
Как называется река, впадающая в главную реку? | | Как называется место выхода подземных вод на поверхность? | | Перечислите части гидросферы | |
Приложение 1. (Для жюри)
Вопросы на 1 балл | Вопросы на 2 балла | Вопросы на 3 балла |
Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы | Вопросы | Ваши ответы |
Что такое река? | Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом | Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду? | Речной бассейн | В чем отличие сточного озера от бессточного? | В сточные озера реки могут впадать, а также вытекать из них; а в бессточные озера - реки могут только впадать |
Место впадения реки в другую реку, озеро или море. | Устье | В чем отличие грунтовых и межпластовых вод? | Грунтовые воды находятся на первом от поверхности водоупорном слое, а межпластовые воды - между двумя водоупорными слоями | Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д. 2) 52°с.ш. 47°в.д. | 1) Обь 2) Волга |
Как называется река, впадающая в главную реку? | Приток | Как называется место выхода подземных вод на поверхность? | Источник | Перечислите части гидросферы | Воды Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы) Воды суши (реки, озера, подземные воды, природные льды) Вода в атмосфере – водяной пар |
Приложение 2 «Пинта»
Непрерывное движение воды в природе
Группа островов
Выход на поверхность подземных вод
Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами
Падение реки с уступа
Плавающая ледяная гора
Скопление воды в природном углублении на суше
Единица измерения солёности
Волны, распространяющиеся со скоростью 700-800км\ч.
Приложение 2 «Нинья»
Непрерывное движение воды в природе
Группа островов
Выход на поверхность подземных вод
Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами
Падение реки с уступа
Плавающая ледяная гора
Скопление воды в природном углублении на суше
Приложение 2 «Санта-Мария»
Непрерывное движение воды в природе
Группа островов
Выход на поверхность подземных вод
Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами
Падение реки с уступа
Плавающая ледяная гора
Скопление воды в природном углублении на суше
Приложение 2 (для жюри)
1к | р | у | г | о | в | о | р | о | т |
2а | р | х | и | п | е | л | а | г | |
| 3р | о | д | н | и | к | | | |
| 4м | о | р | е | | | | | |
5в | о | д | о | п | а | д | | | |
| 6а | й | с | б | е | р | г | | |
| 7о | з | е | р | о | | | | |
Непрерывное движение воды в природе
Группа островов
Выход на поверхность подземных вод
Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами
Падение реки с уступа
Плавающая ледяная гора
Скопление воды в природном углублении на суше
Приложение № 3 «Пинта»
Составьте соответствие
Материки:
I Евразия
II Африка
III Северная Америка
IV Южная Америка
V Австралия
Реки: 1- Конго 2- Амур 3- Ориноко 4- Колорадо 5- Дарлинг
Озера: А) Титикака Б) Мичиган В) Танганьика Г) Байкал Д) Эйр- Нор
Приложение № 3 «Нинья»
Составьте соответствие
Материки:
I Евразия
II Африка
III Северная Америка
IV Южная Америка
V Австралия
Реки: 1- Конго 2- Амур 3- Ориноко 4- Колорадо 5- Дарлинг
Озера: А) Титикака Б) Мичиган В) Танганьика Г) Байкал Д) Эйр- Нор
Приложение № 3 «Санта-Мария»
Составьте соответствие
Материки:
I Евразия
II Африка
III Северная Америка
IV Южная Америка
V Австралия
Реки: 1- Конго 2- Амур 3- Ориноко 4- Колорадо 5- Дарлинг
Озера: А) Титикака Б) Мичиган В) Танганьика Г) Байкал Д) Эйр- Нор
Приложение № 3 (для жюри)
Составьте соответствие
Материки:
I Евразия - 2, г
II Африка – 1, в
III Северная Америка – 4, б
IV Южная Америка – 3, а
V Австралия – 5, д
Реки: 1- Конго 2- Амур 3- Ориноко 4- Колорадо 5- Дарлинг
Озера: А) Титикака Б) Мичиган В) Танганьика Г) Байкал Д) Эйр- Нор
Оценочный лист
Задания | «Пинта» | «Нинья» | «Санта-Мария» |
Конкурс боцманов (за каждый правильный ответ 1 балл) | | | |
Викторина (работа с карточками- приложение 1) Разноуровневые задания (максимально 18б) | | | |
решение кроссворда (приложение2) максимально 7 баллов | | | |
Задание на соответствие (приложение 3) Максимально 5 баллов | | | |
Итого | | | |