СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по теме "Гидросфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок заключительный в разделе Гидросфера. Урок обобщения знаний, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков практических исследований. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Гидросфера"»

Технологическая карта урока

Предмет: География

Тема урока: Обобщение по теме «Гидросфера»

Тип урока: урок-игра

Цели урока: обобщить и систематизировать знания и уменияобучающихся по теме «Гидросфера».

Предметные: делать выводы; сравнивать объекты по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; уметь использовать приобретённые знания по теме «Гидросфера» на практике.

Метапредметные:  

- регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; интересоваться чужим мнением, высказывать свое; 

- коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи;

- познавательные: находить достоверную информацию.

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование, средства обучения: физическая карта полушарий; раздаточный материал, атласы для 6 класса.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап.

Цель этапа: эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют учебные принадлежности.

Дежурный называет отсутствующих в классе.

Личностные (самоопределение, мотивация к учебной деятельности, положительный настрой)

2

Обозначение  темы и целей урока.

Обозначает тему и цели урока, задавая наводящие вопросы: Мы с вами закончили изучение большой темы. Как она называлась?

Когда мы заканчиваем тему, что мы с вами делаем?

Какая же  у нас цель урока?

Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие.

Отвечают: Гидросфера.

Повторяем и проверяем.

Учащиеся формулируют цели урока:«Повторить и закрепить то, что мы прошли».

Регулятивные (целеполагание). 

Коммуникативные (коллективное обсуждение).

Познавательные (извлечение необходимой информации)

3

Инструктаж, мотивация, планирование

Проводит инструктаж: У нас с вами три корабля (каждый корабль имеет свой цвет и свое название- «Пинта», «Нинья», «Санта-Мария»). Я старший капитан. И сейчас нам нужно разделиться на команды, определить боцманов, которые будут следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений.


Слушают инструкцию учителя.

Вытягивают цветные листочки, делятся на команды.


Регулятивные (работа по плану)

Личностные (саморегуляция)

4

Практическая деятельность (работа с картой)

Объясняет первое задание: Мы отправляемся в путь. Будем плыть по океану знаний. Вот первое испытание. Оно для наших боцманов.

Вопросы задаются поочерёдно каждой команде – боцманы отвечают на вопросы и показывают объекты на карте. (Правильный ответ – 1 балл.)

  1. 1. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия)

  2. 2. Какой океан целиком лежит в северном полушарии? (Сев.Ледовитый)

  3. 3. Самый узкий и самый загрязненный океан. (Атлантический)

  4. 4. Какой океан самый теплый? (Индийский)

  5. 5. Самый крупный остров планеты. (Гренландия)

  6. 6. На территории этого океана могут уместиться все материки и еще место останется. (Тихий)

  7. 7. В какой стране находится самое глубокое озеро мира? (Россия, Байкал)

  8. 8. Какой водопад на земном шаре самый высокий и где он находится? (Анхель, Южная Америка)

  9. 9. Где находится самое глубокое место в Мировом океане? (Марианский желоб, Тихий океан)


Боцманы показывают объекты, остальные следят за выполнением задания.

Личностные: познавательная мотивация

Познавательные: извлечение необходимой информации,

4

Практическая деятельность (работа с карточками)

Объясняет второе задание: Друзья мореплаватели, вот мы и добрались до следующего задания.  Возьмите Приложение №1. Эта викторина необычная, так как в ней вопросы разного уровня (вопросы разделены на 3 группы: легкие - на 1 балл, сложные - на 2 балла, повышенной сложности - на 3 балла).

Время на работу – 7-10 минут.

Достают Приложение №1.

Отвечают на вопросы, ответы передают жюри.

Регулятивные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и самооценки

Коммуникативные – умение  работать в группах

5

Практическая деятельность (решение кроссворда)

Объясняет третье задание: Молодцы, отличная работа. Отправляемся дальше. Вот и следующее наше задание. Вы так же продолжаете работать в командах. Возьмите Приложение №2.  

В этот раз вам предстоит решить тематический кроссворд. За каждое отгаданное слово- 1 балл. Время на решение кроссворда 3-5 минут.

Достают Приложение №2.

Решают кроссворд, передают жюри.

Регулятивные – умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения.

Коммуникативные – умение  работать индивидуально и в группе: находить общее решение  на основе согласования позиций и учета интересов.

6

Практическая работа (установление соответствия)

Объясняет четвёртое задание: Вот мы уже видим берег материка, еще совсем чуть-чуть и мы будем на суше. Возьмите приложение №3. Вам надо установить соответствия: на каком материке находится какая река и какое озеро.

Ниже вы вписываете к материку, цифру и букву. Не забывайте пользоваться атласом.

Берут Приложение №3. Выполняют задания, передают жюри.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление причинно-следственных связей

7

Рефлексия, подведение итогов

Подводит итоги: Вот  и подошло к концу наше путешествие. А теперь давайте подведем наши итоги. Жюри подсчитывают баллы, оглашают победителей. Та команда, кто набрал больше всего баллов, вы молодцы! Вы работали активно и получаете пятерки!

Остальные тоже очень старались и хорошо поработали. Вы получаете четвёрки! (На перемене  не забудьте подойти с дневниками для выставления оценок)


Слушают жюри и учителя.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – владение основами самоконтроля и самооценки.

8

Домашнее задание

Проводит инструктаж к домашнему заданию: Дома в тетради составить памятку по охране гидросферы.

Спасибо за работу. Вы отлично поработали. Вы молодцы.

Записывают домашнее задание в дневники.

Личностный – саморегуляция и самоконтроль
































Приложение 1. «Пинта»

Вопросы на 1 балл

Вопросы на 2 балла

Вопросы на 3 балла

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Что такое река? 







Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду?


 В чем отличие сточного озера от бессточного?







Место впадения реки в другую реку, озеро или море.



В чем отличие грунтовых и межпластовых вод?


Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д.

2) 52°с.ш. 47°в.д.







 Как называется река, впадающая в главную реку?


Как называется место выхода подземных вод на поверхность?


Перечислите части гидросферы



















Приложение 1. «Нинья»

Вопросы на 1 балл

Вопросы на 2 балла

Вопросы на 3 балла

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Что такое река? 







Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду?


 В чем отличие сточного озера от бессточного?







Место впадения реки в другую реку, озеро или море.


В чем отличие грунтовых и межпластовых вод?


Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д.

2) 52°с.ш. 47°в.д.






 Как называется река, впадающая в главную реку?


Как называется место выхода подземных вод на поверхность?


Перечислите части гидросферы




















Приложение 1. «Санта-Мария»

Вопросы на 1 балл

Вопросы на 2 балла

Вопросы на 3 балла

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Что такое река? 







Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду?


 В чем отличие сточного озера от бессточного?






Место впадения реки в другую реку, озеро или море.


В чем отличие грунтовых и межпластовых вод?


Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д.

2) 52°с.ш. 47°в.д.







 Как называется река, впадающая в главную реку?


Как называется место выхода подземных вод на поверхность?


Перечислите части гидросферы




















Приложение 1. (Для жюри)

Вопросы на 1 балл

Вопросы на 2 балла

Вопросы на 3 балла

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Вопросы

Ваши ответы

Что такое река? 


Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом





Как называется местность, с которой река со своими притоками собирает воду?

Речной бассейн

 В чем отличие сточного озера от бессточного?

В сточные озера реки могут впадать, а также вытекать из них; а в бессточные озера - реки могут только впадать

Место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Устье

В чем отличие грунтовых и межпластовых вод?

Грунтовые воды находятся на первом от поверхности водоупорном слое, а межпластовые воды - между двумя водоупорными слоями

Определите по физической карте России реку по данным координатам: 1) 60°с.ш 79°в.д.

2) 52°с.ш. 47°в.д.

1) Обь

2) Волга

 Как называется река, впадающая в главную реку?

Приток

Как называется место выхода подземных вод на поверхность?

Источник

Перечислите части гидросферы

  1. Воды Мирового океана (океаны, моря, заливы, проливы)

  2. Воды суши (реки, озера, подземные воды, природные льды)

  3. Вода в атмосфере – водяной пар









Приложение 2 «Пинта»

1










2











3










4









5











6










7











  1. Непрерывное движение воды в природе

  2. Группа островов

  3. Выход на поверхность подземных вод

  4. Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами

  5. Падение реки с уступа

  6. Плавающая ледяная гора

  7. Скопление воды в природном углублении на суше

  8. Единица измерения солёности

  9. Волны, распространяющиеся со скоростью 700-800км\ч.









Приложение 2 «Нинья»

1










2











3










4









5











6










7











  1. Непрерывное движение воды в природе

  2. Группа островов

  3. Выход на поверхность подземных вод

  4. Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами

  5. Падение реки с уступа

  6. Плавающая ледяная гора

  7. Скопление воды в природном углублении на суше











Приложение 2 «Санта-Мария»

1










2











3










4









5











6










7











  1. Непрерывное движение воды в природе

  2. Группа островов

  3. Выход на поверхность подземных вод

  4. Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами

  5. Падение реки с уступа

  6. Плавающая ледяная гора

  7. Скопление воды в природном углублении на суше









Приложение 2 (для жюри)

р

у

г

о

в

о

р

о

т

р

х

и

п

е

л

а

г



о

д

н

и

к





о

р

е






о

д

о

п

а

д





й

с

б

е

р

г




з

е

р

о







  1. Непрерывное движение воды в природе

  2. Группа островов

  3. Выход на поверхность подземных вод

  4. Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, организмами

  5. Падение реки с уступа

  6. Плавающая ледяная гора

  7. Скопление воды в природном углублении на суше











Приложение № 3 «Пинта»

Составьте соответствие

Материки:

I  Евразия
II Африка
III Северная Америка
IV Южная Америка
V Австралия


    Реки: 1- Конго    2- Амур     3- Ориноко      4- Колорадо      5- Дарлинг

    Озера: А) Титикака     Б)  Мичиган      В) Танганьика      Г) Байкал      Д) Эйр- Нор





Приложение № 3 «Нинья»

Составьте соответствие

Материки:

I  Евразия
II Африка
III Северная Америка
IV Южная Америка
V Австралия


    Реки: 1- Конго    2- Амур     3- Ориноко      4- Колорадо      5- Дарлинг

    Озера: А) Титикака     Б)  Мичиган      В) Танганьика      Г) Байкал      Д) Эйр- Нор







Приложение № 3 «Санта-Мария»

Составьте соответствие

Материки:

I  Евразия
II Африка
III Северная Америка
IV Южная Америка
V Австралия


    Реки: 1- Конго    2- Амур     3- Ориноко      4- Колорадо      5- Дарлинг

    Озера: А) Титикака     Б)  Мичиган      В) Танганьика      Г) Байкал      Д) Эйр- Нор









Приложение № 3 (для жюри)

Составьте соответствие

Материки:

I  Евразия - 2, г
II Африка – 1, в
III Северная Америка – 4, б
IV Южная Америка – 3, а
V Австралия – 5, д


    Реки: 1- Конго    2- Амур     3- Ориноко      4- Колорадо      5- Дарлинг

    Озера: А) Титикака     Б)  Мичиган      В) Танганьика      Г) Байкал      Д) Эйр- Нор





Оценочный лист

Задания

«Пинта»

«Нинья»

«Санта-Мария»

Конкурс боцманов

(за каждый правильный ответ 1 балл)




Викторина (работа с карточками- приложение 1)

Разноуровневые задания (максимально 18б)




решение кроссворда (приложение2)

максимально 7 баллов




Задание на соответствие (приложение 3)

Максимально 5 баллов




Итого








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!