КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»
Урок-игра по математике для 3-го класса.
«Повторение. Числовой ряд 1-5. Число и цифра 5.»
«Поможем Буратино»
2022/2023 уч. год
Учитель Дитюк Елена Павловна
Класс 3 А
Дата: 18.10.2022
Тема: Повторение. Числовой ряд 1-5. Число и цифра 5.
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров, 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка, рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Ход урока:
Организация начала урока.
1.а) С добрым утром!
- Начинаем урок математики.
Сообщение учащимся целей предстоящей работы:
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой цифрой 5.
-Будем учиться писать цифру 5.
Актуализация опорных знаний.
1.Устный счёт. 1 2 3 4
Посчитайте хором до 4 вперед и обратно (ритмический счет).
Назовите предыдущее число для 2, 4.
Какое число стоит между числами 1 и 3?
Какое число стоит справа от 3, слева 2?
Назовите соседей числа 2.
Изучение нового материала:
Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино» (слайд № 4-8)
На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»
Дети помогают Буратино выполнить задания.
«Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)
Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.
Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
Игровое упражнение «Сосчитай фигуры». (слайд № 9)
Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.
Физкультминутка (слайд №10)
Учитель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, отдыхать умеем тоже — Руки за спину положим, Голову поднимем выше. И легко-легко подышим. Потянулись на носочках Столько раз, ровно столько, сколько пальцев На руке у нас! Раз, два, три, четыре, пять. Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами. Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем руками.
Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
(Слайд № 11-12)
Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.
После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3).
Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».
(Слайд №13-14)
НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 5:
Цифра 5 состоит из 3 элементов, наклонной палочки, полуовала и третий элемент похож на хвостик. Начинаем писать наклонную палочку немного правее верхней стороны клетки, ведем её вниз, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал и сверху пишем верхний элемент – немного вниз и до вершины правого угла.
- Пропишем цифру на ладони .
-Обведите цифру в воздухе.
-Вспомним правильное написание цифры.
-Запишите в тетрадь.
- Подчеркните самую красивую.
Первичное закрепление изученного материала:
1) Математическое лото. (Сосчитать изображённые предметы, накрыть нужной цифрой).
2) Раскрасить только те фигуры, в которых написана цифра 5.
3)Работа с геометрическим материалом: Игра «Что изменилось?»
Итог урока:
- Понравились вам задания?
- С каким числом познакомились, какую цифру учились писать?
- Молодцы, ребята!
Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»
Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение №3
Приложение №4
Раскрасить фигуры
Приложение №5
Дорисуй недостающие фигуры
. .
.
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
4