Урок-Игра по финансовой грамотности
«Финансовый мир глазами детей»
Актуальность:
В России слабо развито обучение азам финансовой грамотности, как взрослого населения, так и детей. Но, если взрослых обучить можно, только объяснив и показывая на конкретных фактах, что дает знание о деньгах, то детям большая часть информации непонятна в принципе. Они еще не знают большинства элементарных понятий и правил построения логических цепочек типа: создание/получение денег/удовлетворение потребностей, поскольку всё им дают родители и родственники.
Как же учить детей, которым учёба не так интересна, как игры со сверстниками и компьютеры? Элементы игрового формата помогают воспринимать серьёзную информацию на доступном им уровне и дают визуальное воплощение для усвоения.
Цель: вовлечение детей в мир финансов, расширение базовых знаний в сфере финансовой грамотности, формирование основ знаний о личных финансах и семейном бюджете у учащихся 5 – 7 классов.
Задачи:
- популяризация финансовой грамотности через игру
- активизация творческого и интеллектуального потенциала
- выявление и поддержка одаренных детей
- закрепить у детей навыки работы в группах, обучить принятию коллективных
решений в процессе обсуждения проблемы
- научить применять ранее полученные знания
Личностные:
• осознание себя как члена семьи и общества: понимание экономических вопросов,
возникающих у семьи
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Метапредметные:
• развитие способности использовать математические вычисления для поиска
наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета
• развитие смыслового чтения текстов финансового содержания
• развитие способности критически осмысливать информацию, в том числе рекламную
Предметные:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи
• формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в
материальных благах
План проведения мероприятия
№ | Название этапа | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | организационный | Знакомятся с правилами, делятся на команды. | Сообщает цель и правила игры, проводит жеребьёвку. |
2 | ход игры | Команды последовательно выполняют предложенные задания. | Следит за соблюдением правил, выполнением заданий и временным регламентом. |
3 | подведение итогов, рефлексия | Слушают, анализируют ошибки. | Проверяет правильность выполнения заданий, подводит итоги, награждает победителей. |
Краткое описание игры:
Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь командным соревнованием.
Примерная продолжительность игры – 35 - 40 минут.
Для проведения игры необходимо:
- создать 2 команды по 5 – 6 человек.
- подготовить конкурсы
- разработать раздаточный материал, подготовить « МОНЕТКИ» и листы с заданиями
для каждого конкурса
- подготовить наградной материал по итогам игры
Названия конкурсов:
«Финансовый эрудит»
«Копейка рубль бережёт»
«Лови выгоду!»
«Знаменитые финансисты»
«Стратегия»
Важно подчеркнуть, что названия позволяют участникам догадаться, какие задания они будут выполнять, самостоятельно поставить цели и выбрать ученика, который будет руководить командой на каждом этапе.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы продумать практические задачи, в решение которых включаются ученики, и создать условия для самостоятельного решения учебных задач участниками.
Уважаемые участники и гости! Приветствую Вас на игре. В ходе мероприятия вы должны правильно и как можно быстрее выполнять задания каждого тура. Правильные ответы дают возможность получить монетки "ШКОЛЯРИКИ". Желаю Всем успеха!
1 тур " Финансовый эрудит"
Цель: участники должны собрать пословицы из двух половинок, применив знания фольклора. Каждая команда работает быстро, выполняет задание на карточках и относит жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 13 «Школяриков».
Ведущий раздаёт каждой команде бланки с пословицами и один бланк для ответов.
| начало | | конец |
1 | Нелегко деньги нажить, | А | дороже денег. |
2 | Тот без нужды живет, | Б | не купишь. |
3 | Уговор | В | трудно деньги проверять. |
4 | Деньги счет | Г | все в стаю сбиваются. |
5 | На деньги ума | Д | а легко прожить. |
6 | Монета карман | Е | но плохой хозяин. |
7 | Здоров буду — | Ё | любят. |
8 | В чужом кармане | Ж | на душе тяжело. |
9 | Деньги не грибы – | З | кто деньги бережет. |
10 | Деньги – что галки, | И | не тянет. |
11 | Деньги – хороший слуга, | К | можно и зимой найти. |
12 | Из чужого кошелька | Л | и денег добуду. |
13 | Когда кошелек легок – | М | легко платить. |
КОМАНДА__________________________________________________ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | |
2 тур " Копейка рубль бережёт"
Цель: команда должна решить задачи, направленные на подсчёт доходов, на
планирование финансовой деятельности, разумные расходы.
Участники решают задачи, заносят в бланк все математические расчёты и ответ и относят жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 9 «Школяриков».
Ведущий раздаёт каждой команде 3-4 бланка с задачами и один бланк для ответов.
задача № 1 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика») Удой коровы кота Матроскина составляет 3 500 литров в год. Теленку Гаврюше израсходовали 600 литров молока. На личные потребности семьи израсходовали 2000 литров. Какой доход получил Матроскин, если оставшееся молоко продал по 15 рублей за 1 литр? | задача № 2 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика») Матроскин открыл фирму “Мурматрос” и снабжает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если в день расходует 9 литров, а каждая кошка выпивает четверть литра молока? |
задача № 3 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 5 «Школяриков») Шестиклассница Катя решила устроить вечеринку для друзей и спросила разрешения у мамы. Мама ответила: «Хорошо, я согласна, но все расходы за счет твоих карманных денег. Перед тем, как приглашать друзей, ты должна посчитать, какую примерно сумму ты потратишь на угощение, и только тогда можно будет запланировать дату вечеринки». Катя решила, что купит кока-колу и сделает фруктовый салат. Помогите Кате посчитать, какую примерно сумму ей придется потратить на продукты для салата и на покупку кока-колы, если у Кати пять подружек, рецепт салата на 3 порции, кока-колу надо купить из расчета пол-литра на 1 человека. Сколько денег придется потратить? Через сколько недель состоится вечеринка, если Кате на карманные расходы дают 300 рублей на неделю? Продукт | Мера в салате на 3 порции | Вес, гр. за 1 шт. | Средняя цена в магазине, за 1 кг | яблоко | 1 шт | 200 | 80 рублей | банан | 1 шт | 200 | 50 рублей | мандарин | 2 шт | 100 | 90 рублей | киви | 3 шт | 150 | 160 рублей | груша | 1 шт | 150 | 120 рублей | слива | 1 шт | 50 | 100 рублей | сливки | 100-150 гр | | 200 рублей | Средняя цена на кока-колу 1 л – 60 рублей. | |
КОМАНДА ______________________________ |
Решение задачи № 1 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика») |
Решение задачи № 2 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика») |
Решение задачи № 3 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 5 «Школяриков») |
3 тур " Лови выгоду"
Цель: Разгадать ребусы и правильно вписать слова к определениям в бланк, заработать как можно больше денег за 5 минут.
Команды заносят ответы в бланк и относят жюри. Время на работу 4-5минут. Максимальный бал – 9 «Школяриков».
Ведущий раздаёт каждой команде ребусы и бланк.
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
|
1. деньги | всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся |
2. кредит | это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам |
3. вексель | ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы |
4. акция | эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов |
5. финансы | совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств |
6. вклад | сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок |
7. монеты | денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. |
8. купюры | бумажный денежный знак |
9. бартер | сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров |
4 тур " Стратегия "
Цель: составить слово, посчитав фишки.
Участники выполняют задание, производя все математические расчёты, заполняют таблицу и относят жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 7 «Школяриков».
Ведущий раздаёт каждой команде 3-4 бланка с заданием и один бланк для ответов.
КОМАНДА ______________________________ |
309 | 321 | 247 | 46 | 222 | 315 | 153 |
| | | | | | |
ШИФР: БУКВА | ЗАШИФРОВАННОЕ ЧИСЛО | ИТОГ | О | ∆ ∆ ∆ | ⃝ | □□ | ◊ | | Т | ∆ ∆ | ⃝⃝⃝ | □□□ | ◊ ◊ | | Е | ∆ ∆ ∆ | | □□□ | | | Я | ∆ | ⃝⃝⃝⃝⃝ | | ◊ ◊ ◊ | | Е | | ⃝⃝⃝⃝ | □ | ◊ | | Л | ∆ ∆ ∆ | | □ | ◊ ◊ ◊◊ | | Р | ∆ ∆ | ⃝⃝ | | ◊ ◊ | | |
5 тур "Знаменитые финансисты"
Цель: нужно отгадать, из каких мультфильмов представлены крылатые фразы героев.
Участники выполняют задание, заносят в бланк названия мультфильмов и относят жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 7 «Школяриков».
Ведущий раздаёт каждой команде бланк.
КОМАНДА ______________________________ |
«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят». | «Возвращение блудного попугая» |
- Ой, бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем. - Это что, сказка такая? - Это жизня такая | «Приключения домовенка Кузи» |
«Безвозмездно — то есть даром». | «Винни-Пух и все-все-все» |
«Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…». | «Каникулы в Простоквашино» |
«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…». | « Трое из Простоквашино» |
«Средства у нас есть. У нас ума не хватает». | « Зима в Простоквашино» |
«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!» | «Чиполлино» мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари |
Рефлексия
Понравилась ли вам игра?
Какие конкурсы были самыми интересными?
Что нового узнали?
Теперь послушаем жюри. Какая команда выполняла задания лучше и стала победителем.
Слово жюри и награждение команд
Раздаточный материал для команд
| Начало пословицы | | конец |
1 | Нелегко деньги нажить, | А | дороже денег. |
2 | Тот без нужды живет, | Б | не купишь. |
3 | Уговор | В | трудно деньги проверять. |
4 | Деньги счет | Г | все в стаю сбиваются. |
5 | На деньги ума | Д | а легко прожить. |
6 | Монета карман | Е | но плохой хозяин. |
7 | Здоров буду — | Ё | любят. |
8 | В чужом кармане | Ж | на душе тяжело. |
9 | Деньги не грибы – | З | кто деньги бережет. |
10 | Деньги – что галки, | И | не тянет. |
11 | Деньги – хороший слуга, | К | можно и зимой найти. |
12 | Из чужого кошелька | Л | и денег добуду. |
13 | Когда кошелек легок – | М | легко платить. |
1 тур " Финансовый эрудит"
КОМАНДА__________________________________________________ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | |
5 тур "Знаменитые финансисты"
КОМАНДА ______________________________ |
«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят». | |
- Ой, бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем. - Это что, сказка такая? - Это жизня такая. | |
«Безвозмездно — то есть даром». | |
«Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…». | |
«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…». | |
«Средства у нас есть. У нас ума не хватает». | |
«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!» | |
3 тур " Лови выгоду"
Команда _______________________ |
| всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся |
| сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров |
| эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов |
| это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам |
| ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы |
| сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок |
| совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств |
| бумажный денежный знак |
| денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. |
3 тур " Лови выгоду"
Команда _______________________ |
| всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся |
| сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров |
| эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов |
| это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам |
| ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы |
| сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок |
| совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств |
| бумажный денежный знак |
| денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. |
4 тур " Стратегия "
КОМАНДА ______________________________ |
309 | 321 | 247 | 46 | 222 | 315 | 153 |
| | | | | | |
ШИФР: БУКВА | ЗАШИФРОВАННОЕ ЧИСЛО | ИТОГ | О | ∆ ∆ ∆ | ⃝ | □□ | ◊ | | Т | ∆ ∆ | ⃝⃝⃝ | □□□ | ◊ ◊ | | Е | ∆ ∆ ∆ | | □□□ | | | Я | ∆ | ⃝⃝⃝⃝⃝ | | ◊ ◊ ◊ | | Е | | ⃝⃝⃝⃝ | □ | ◊ | | Л | ∆ ∆ ∆ | | □ | ◊ ◊ ◊◊ | | Р | ∆ ∆ | ⃝⃝ | | ◊ ◊ | | |
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
ДЛЯ РАБОТЫ ЖЮРИ
КОМАНДЫ | 1 тур Финансовый эрудит | 2 тур Копейка рубль бережёт | 3 тур Лови выгоду | 4 тур Стратегия | 5 тур Знаменитые финансисты | ИТОГ |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
1 тур – Финансовый эрудит
ДЛЯ ЖЮРИ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Д | З | А | Ё | Б | И | Л | В | К | Г | Е | М | Ж |
3 тур – Лови выгоду
для ЖЮРИ |
1. деньги | всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся |
2. кредит | это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам |
3. вексель | ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы |
4. акция | эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов |
5. финансы | совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств |
6. вклад | сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок |
7. монеты | денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. |
8. купюры | бумажный денежный знак |
9. бартер | сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров |
2 тур – Копейка рубль бережёт
для ЖЮРИ |
задача № 1 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика») (3500 – 600 – 2000) х 15 = 13 500 рублей | задача № 2 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика») 4 кошки – 1 литр, 9 х 4 = 36 кошек |
задача № 3 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 5 «Школяриков») 5 подружек + Катя = 6 человек. Это 2 меры салата и 3 литра кока- колы. Значит, кока – кола будет стоить: 60 х 3 = 180 рублей Фруктовый салат: Яблоко 80 : 10 = 8 рублей за 100г; 8 х (2 + 2) = 32 рубля Банан 50 : 10 = 5 рублей за 100г; 5 х (2 + 2) = 20 рублей Мандарин (2 +2) х 100 = 400 г; 90 : 10 = 9 рублей за 100г; 9 х 4 = 36 рублей Киви (3+3) х 150 = 900г; 160 : 10 = 16 рублей за 100г; 16 х 9 = 144 рубля Груша 150 х 2 = 300г; 120 : 10 = 12 рублей за 100г; 12 х 3 = 36 рублей Слива 2 х 50 = 100 г – это 10 рублей Сливки 150 + 150 = 300 г; 200 : 10 =20 рублей за 100г; 20 х 3 = 60 рублей ИТОГО: 338 рублей 338 рублей салат + 180 рублей кока – кола = 518рублей ОТВЕТ: Если Катя не будет тратить свои карманные деньги, вечеринка состоится через две недели. |
4 тур – Стратегия
для ЖЮРИ |
309 | 321 | 247 | 46 | 222 | 315 | 153 |
л | о | т | е | р | е | я |
5 тур – Знаменитые финансисты
для ЖЮРИ |
«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят». | «Возвращение блудного попугая» |
- Ой, бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем. - Это что, сказка такая? - Это жизня такая. | «Приключения домовенка Кузи» |
«Безвозмездно — то есть даром». | «Винни-Пух и все-все-все» |
«Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…». | «Каникулы в Простоквашино» |
«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…». | « Трое из Простоквашино» |
«Средства у нас есть. У нас ума не хватает». | « Зима в Простоквашино» |
«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!» | «Чиполлино» мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари |