СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра по финансовой грамотности "Финансовый мир глазами детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вовлечение детей в мир финансов, расширение базовых знаний в сфере финансовой грамотности, формирование основ знаний о личных финансах и семейном бюджете  у учащихся  5 – 7  классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по финансовой грамотности "Финансовый мир глазами детей"»

Урок-Игра по финансовой грамотности

«Финансовый мир глазами детей»

Актуальность:

В России слабо развито обучение азам финансовой грамотности, как взрослого населения, так и детей. Но, если взрослых обучить можно, только объяснив и показывая на конкретных фактах, что дает знание о деньгах, то детям большая часть информации непонятна в принципе. Они еще не знают большинства элементарных понятий и правил построения логических цепочек типа: создание/получение денег/удовлетворение потребностей, поскольку всё им дают родители и родственники.

Как же учить детей, которым учёба не так интересна, как игры со сверстниками и компьютеры? Элементы игрового формата помогают воспринимать серьёзную информацию на доступном им уровне и дают визуальное воплощение для усвоения.

Цель: вовлечение детей в мир финансов, расширение базовых знаний в сфере финансовой грамотности, формирование основ знаний о личных финансах и семейном бюджете у учащихся 5 – 7 классов.

Задачи:

- популяризация финансовой грамотности через игру

- активизация творческого и интеллектуального потенциала

- выявление и поддержка одаренных детей

- закрепить у детей навыки работы в группах, обучить принятию коллективных

решений в процессе обсуждения проблемы

- научить применять ранее полученные знания

Личностные:

• осознание себя как члена семьи и общества: понимание экономических вопросов,

возникающих у семьи

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:

сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Метапредметные:

• развитие способности использовать математические вычисления для поиска

наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета

• развитие смыслового чтения текстов финансового содержания

• развитие способности критически осмысливать информацию, в том числе рекламную

Предметные:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о

роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и

расходов семьи

• формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в

материальных благах







План проведения мероприятия

Название этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

организационный

Знакомятся с правилами, делятся на команды.

Сообщает цель и правила игры, проводит жеребьёвку.


2

ход игры

Команды последовательно выполняют предложенные задания.

Следит за соблюдением правил, выполнением заданий и временным регламентом.


3

подведение итогов, рефлексия

Слушают, анализируют ошибки.

Проверяет правильность выполнения заданий, подводит итоги, награждает победителей.


Краткое описание игры:

Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь командным соревнованием.

Примерная продолжительность игры – 35 - 40 минут.

Для проведения игры необходимо:

- создать 2 команды по 5 – 6 человек.

- подготовить конкурсы

- разработать раздаточный материал, подготовить « МОНЕТКИ» и листы с заданиями

для каждого конкурса

- подготовить наградной материал по итогам игры


Названия конкурсов:

«Финансовый эрудит»

«Копейка рубль бережёт»

«Лови выгоду!»

«Знаменитые финансисты»

«Стратегия»


Важно подчеркнуть, что названия позволяют участникам догадаться, какие задания они будут выполнять, самостоятельно поставить цели и выбрать ученика, который будет руководить командой на каждом этапе.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы продумать практические задачи, в решение которых включаются ученики, и создать условия для самостоятельного решения учебных задач участниками.





Уважаемые участники и гости! Приветствую Вас на игре. В ходе мероприятия вы должны правильно и как можно быстрее выполнять задания каждого тура. Правильные ответы дают возможность получить монетки "ШКОЛЯРИКИ". Желаю Всем успеха!

1 тур " Финансовый эрудит"

Цель: участники должны собрать пословицы из двух половинок, применив знания фольклора. Каждая команда работает быстро, выполняет задание на карточках и относит жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 13 «Школяриков».

Ведущий раздаёт каждой команде бланки с пословицами и один бланк для ответов.



начало


конец

1

Нелегко деньги нажить,

А

дороже денег.

2

Тот без нужды живет,

Б

не купишь.

3

Уговор

В

трудно деньги проверять.

4

Деньги счет

Г

все в стаю сбиваются.

5

На деньги ума

Д

а легко прожить.

6

Монета карман

Е

но плохой хозяин.

7

Здоров буду —

Ё

любят.

8

В чужом кармане

Ж

на душе тяжело.

9

Деньги не грибы –

З

кто деньги бережет.

10

Деньги – что галки,

И

не тянет.

11

Деньги – хороший слуга,

К

можно и зимой найти.

12

Из чужого кошелька

Л

и денег добуду.

13

Когда кошелек легок –

М

легко платить.


КОМАНДА__________________________________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13















2 тур " Копейка рубль бережёт"

Цель: команда должна решить задачи, направленные на подсчёт доходов, на

планирование финансовой деятельности, разумные расходы.

Участники решают задачи, заносят в бланк все математические расчёты и ответ и относят жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 9 «Школяриков».

Ведущий раздаёт каждой команде 3-4 бланка с задачами и один бланк для ответов.

задача № 1 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика»)


Удой коровы кота Матроскина составляет 3 500 литров в год. Теленку Гаврюше израсходовали 600 литров молока. На личные потребности семьи израсходовали 2000 литров. Какой доход получил Матроскин, если оставшееся молоко продал по 15 рублей за 1 литр?


задача № 2 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика»)


Матроскин открыл фирму “Мурматрос” и снабжает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если в день расходует 9 литров, а каждая кошка выпивает четверть литра молока?


задача № 3 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 5 «Школяриков»)


Шестиклассница Катя решила устроить вечеринку для друзей и спросила разрешения у мамы. Мама ответила: «Хорошо, я согласна, но все расходы за счет твоих карманных денег. Перед тем, как приглашать друзей, ты должна посчитать, какую примерно сумму ты потратишь на угощение, и только тогда можно будет запланировать дату вечеринки».

Катя решила, что купит кока-колу и сделает фруктовый салат. Помогите Кате посчитать, какую примерно сумму ей придется потратить на продукты для салата и на покупку кока-колы, если у Кати пять подружек, рецепт салата на 3 порции, кока-колу надо купить из расчета пол-литра на 1 человека. Сколько денег придется потратить? Через сколько недель состоится вечеринка, если Кате на карманные расходы дают 300 рублей на неделю?


Продукт

Мера в салате на 3 порции

Вес, гр.

за 1 шт.

Средняя цена в магазине, за 1 кг

яблоко

1 шт

200

80 рублей

банан

1 шт

200

50 рублей

мандарин

2 шт

100

90 рублей

киви

3 шт

150

160 рублей

груша

1 шт

150

120 рублей

слива

1 шт

50

100 рублей

сливки

100-150 гр


200 рублей

Средняя цена на кока-колу 1 л – 60 рублей.



КОМАНДА ______________________________

Решение задачи № 1 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика»)





Решение задачи № 2 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика»)






Решение задачи № 3 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 5 «Школяриков»)





3 тур " Лови выгоду"

Цель: Разгадать ребусы и правильно вписать слова к определениям в бланк, заработать как можно больше денег за 5 минут.

Команды заносят ответы в бланк и относят жюри. Время на работу 4-5минут. Максимальный бал – 9 «Школяриков».

Ведущий раздаёт каждой команде ребусы и бланк.

1

2

3

4

5

6


7

8

9




1. деньги

всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся

2. кредит

это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам

3. вексель

ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы

4. акция

эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов

5. финансы

совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

6. вклад

сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок

7. монеты

денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

8. купюры

бумажный денежный знак

9. бартер

сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров




4 тур " Стратегия "

Цель: составить слово, посчитав фишки.

Участники выполняют задание, производя все математические расчёты, заполняют таблицу и относят жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 7 «Школяриков».

Ведущий раздаёт каждой команде 3-4 бланка с заданием и один бланк для ответов.

КОМАНДА ______________________________

309

321

247

46

222

315

153

ШИФР:

100

10

5

1


БУКВА

ЗАШИФРОВАННОЕ ЧИСЛО

ИТОГ

О

∆ ∆ ∆

□□


Т

∆ ∆

⃝⃝⃝

□□□

◊ ◊


Е

∆ ∆ ∆


□□□



Я

⃝⃝⃝⃝⃝


◊ ◊ ◊


Е


⃝⃝⃝⃝


Л

∆ ∆ ∆


◊ ◊ ◊◊


Р

∆ ∆

⃝⃝


◊ ◊






















5 тур "Знаменитые финансисты"

Цель: нужно отгадать, из каких мультфильмов представлены крылатые фразы героев.

Участники выполняют задание, заносят в бланк названия мультфильмов и относят жюри. Время на работу 2-5минут. Максимальный бал – 7 «Школяриков».

Ведущий раздаёт каждой команде бланк.


КОМАНДА ______________________________

«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят».

«Возвращение блудного попугая»

- Ой, бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая?

- Это жизня такая


«Приключения

домовенка

Кузи»

«Безвозмездно — то есть даром».


«Винни-Пух и все-все-все»

«Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…».

«Каникулы в Простоквашино»

«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…».

« Трое из Простоквашино»

«Средства у нас есть. У нас ума не хватает».


« Зима в Простоквашино»

«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!»


«Чиполлино»

мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари



Рефлексия

  1. Понравилась ли вам игра?

  2. Какие конкурсы были самыми интересными?

  3. Что нового узнали?


Теперь послушаем жюри. Какая команда выполняла задания лучше и стала победителем.


Слово жюри и награждение команд















Раздаточный материал для команд



Начало пословицы


конец

1

Нелегко деньги нажить,

А

дороже денег.

2

Тот без нужды живет,

Б

не купишь.

3

Уговор

В

трудно деньги проверять.

4

Деньги счет

Г

все в стаю сбиваются.

5

На деньги ума

Д

а легко прожить.

6

Монета карман

Е

но плохой хозяин.

7

Здоров буду —

Ё

любят.

8

В чужом кармане

Ж

на душе тяжело.

9

Деньги не грибы –

З

кто деньги бережет.

10

Деньги – что галки,

И

не тянет.

11

Деньги – хороший слуга,

К

можно и зимой найти.

12

Из чужого кошелька

Л

и денег добуду.

13

Когда кошелек легок –

М

легко платить.



1 тур " Финансовый эрудит"

КОМАНДА__________________________________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13































5 тур "Знаменитые финансисты"

КОМАНДА ______________________________


«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят».



- Ой, бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая?

- Это жизня такая.



«Безвозмездно — то есть даром».



«Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…».



«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…».



«Средства у нас есть. У нас ума не хватает».



«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!»
























3 тур " Лови выгоду"

Команда _______________________


всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся


сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров


эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов


это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам


ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы


сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок


совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств


бумажный денежный знак


денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

3 тур " Лови выгоду"

Команда _______________________


всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся


сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров


эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов


это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам


ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы


сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок


совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств


бумажный денежный знак


денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

















4 тур " Стратегия "

КОМАНДА ______________________________


309

321

247

46

222

315

153




ШИФР:

100

10

5

1


БУКВА

ЗАШИФРОВАННОЕ ЧИСЛО

ИТОГ

О

∆ ∆ ∆

□□


Т

∆ ∆

⃝⃝⃝

□□□

◊ ◊


Е

∆ ∆ ∆


□□□



Я

⃝⃝⃝⃝⃝


◊ ◊ ◊


Е


⃝⃝⃝⃝


Л

∆ ∆ ∆


◊ ◊ ◊◊


Р

∆ ∆

⃝⃝


◊ ◊


























№1

№2



№3



№4

№5

№6

№7



№8

№9








ДЛЯ РАБОТЫ ЖЮРИ

КОМАНДЫ

1 тур Финансовый эрудит

2 тур Копейка рубль бережёт

3 тур

Лови выгоду

4 тур Стратегия

5 тур

Знаменитые финансисты

ИТОГ





























1 тур – Финансовый эрудит

ДЛЯ ЖЮРИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Д

З

А

Ё

Б

И

Л

В

К

Г

Е

М

Ж



3 тур Лови выгоду

для ЖЮРИ

1. деньги

всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг, легко на них обменивающийся

2. кредит

это ссуда, предоставленная кредитором (в данном случае банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами. Выдаются физическим и юридическим лицам

3. вексель

ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому он передан, на получение от должника оговорённой суммы

4. акция

эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов

5. финансы

совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

6. вклад

сумма средств, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок

7. монеты

денежный знак, изготовленный из металла, либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

8. купюры

бумажный денежный знак

9. бартер

сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров




2 тур – Копейка рубль бережёт

для ЖЮРИ

задача № 1 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика»)


(3500 – 600 – 2000) х 15 = 13 500 рублей


задача № 2 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 2 «Школярика»)


4 кошки – 1 литр, 9 х 4 = 36 кошек

задача № 3 (за правильно решённую задачу с математическими расчётами – 5 «Школяриков»)


5 подружек + Катя = 6 человек. Это 2 меры салата и 3 литра кока- колы.

Значит, кока – кола будет стоить: 60 х 3 = 180 рублей


Фруктовый салат:

Яблоко 80 : 10 = 8 рублей за 100г; 8 х (2 + 2) = 32 рубля

Банан 50 : 10 = 5 рублей за 100г; 5 х (2 + 2) = 20 рублей

Мандарин (2 +2) х 100 = 400 г; 90 : 10 = 9 рублей за 100г; 9 х 4 = 36 рублей

Киви (3+3) х 150 = 900г; 160 : 10 = 16 рублей за 100г; 16 х 9 = 144 рубля

Груша 150 х 2 = 300г; 120 : 10 = 12 рублей за 100г; 12 х 3 = 36 рублей

Слива 2 х 50 = 100 г – это 10 рублей

Сливки 150 + 150 = 300 г; 200 : 10 =20 рублей за 100г; 20 х 3 = 60 рублей

ИТОГО: 338 рублей

338 рублей салат + 180 рублей кока – кола = 518рублей

ОТВЕТ: Если Катя не будет тратить свои карманные деньги, вечеринка состоится через две недели.




4 тур Стратегия

для ЖЮРИ

309

321

247

46

222

315

153

л

о

т

е

р

е

я


















5 тур Знаменитые финансисты

для ЖЮРИ

«Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят».


«Возвращение блудного попугая»

- Ой, бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая?

- Это жизня такая.



«Приключения

домовенка

Кузи»


«Безвозмездно — то есть даром».


«Винни-Пух и все-все-все»

«Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…».


«Каникулы в Простоквашино»


«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…».



« Трое из Простоквашино»

«Средства у нас есть. У нас ума не хватает».


« Зима в Простоквашино»


«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!»


«Чиполлино»

мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!