СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра "Организм и окружающая среда"+ презентация

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "Организм и окружающая среда"+ презентация»

Обобщающий урок-игра по биологии

Своя игра- «Организм и окружающая среда»


Цель: создать условия для развития ключевых компетенций на уроках биологии посредством приёмов и методов игровых технологий; обобщить и систематизировать знания по теме экология

Задачи:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках используя методы контроля и самоконтроля при игровой форме деятельности;

- развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать посредством выполнения различных заданий, развитие способностей выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, развития коммуникативных навыков при работе в группе в нестандартной ситуации через игровую форму деятельности посредством групповой коммуникации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма организации учебного занятия: урок-игра.

Форма работы учащихся: групповая.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, проектор.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другим точкам зрения.

Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.

Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом в курсе биологии, умение представлять многогранность проблем познания окружающего мира, соотносить умения и навыки, полученные на уроках естественнонаучного цикла для решения нестандартных биологических задач и проблем.


Технологическая карта урока Структура и ход учебного занятия

Этап урока и его продолжительность

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Оргмомент

Продолжительность: 2 мин.

Определение готовности учащихся к работе, помощь в формировании групп, подборе партнёров. Определение состава команд, команды занимают свои места

Подбирают партнёров для совместной деятельности, готовят и занимают рабочие места

Коммуникативные: установление партнёрских взаимоотношений.

Личностные: самоопределение своего места в микрогруппе

2

Целеполагание и мотивация

Продолжительность: 3 мин


Знакомство с правилами игры, особенностями заданий

Анализируют предложенную ситуацию, определяют стратегию поведения игроков, ставят цели перед собой, определят круг задач и возможные пути их решения в новой нестандартной ситуации

Коммуникативные: умение коллективно обсудить проблему и принять адекватное решение

Познавательные: умение вычленить проблему и обозначить стратегию поиска путей решения предстоящих задач.

3

Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку

Продолжительность: 35 мин.

Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний. Организует взаимопомощь между группами в случае затруднения при выполнении задания

В соответствии с заданной целью выполняют задания разного уровня сложности, осуществляя самостоятельную деятельность по применению предметных ЗУН, умению вычленять главное, определять проблему, анализировать полученные результаты, выдвигать гипотезы, определять и находить пути решения

Познавательные УУД: умение выстраивать логические межпредметные взаимосвязи. Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сравнивать и анализировать полученные результаты, умение формулировать выводы.

Коммуникативные: умение ясно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

4

Информация о домашнем задании

Продолжительность: 3 мин

Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объёма домашней работы, предлагает определить темы, которые вызвали затруднения при выполнении заданий, установить по учебнику параграфы, в которых они рассматриваются и записать в дневник те из них, которые необходимо повторить к уроку контроля.

Самостоятельно определяют объём и содержание домашней работы.

Регулятивные: умение оценить уровень своих предметных познаний, умение определить пути коррекции знаний, умение осуществлять самоконтроль.

4

Рефлексия (подведение итогов урока)

Продолжительность: 2 мин.


Предлагает алгоритм рефлексии, просит ответить на вопросы. Что нам даёт такая форма деятельности? Урок «своя игра» - «мы за или против?». В каждой группе предлагает выдвинуть кандидата на дополнительную оценку с учётом работы группы.

Проводят самооценку результатов, высказывают мнение по поводу новой формы деятельности.

Личностные: Умение реализации я – концепции,

Коммуникативные: умение вести диалог в группе и принимать совместное решение.













Вопросы для проведения игры


Экологическая пирамида

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин.

Элементы ответа:

1) согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается приблизительно в 10 раз;

2) следовательно, для питания филина надо 35 кг биомассы хорька (если масса одного хорька около 0,5 кг, то это —70 хорьков , для питания хорьков необходимо 350 кг биомассы мышей полевок (если мышь полевка весит около 100 г, то это 35 000 полевок), которым для питания нужно 3 500 кг зерна.

2.Что является обязательным звеном пищевой цепи агроценоза?

Обязательным звеном пищевой цепи агроценоза является человек.

3.В пищевые цепи природных биогеоценозов включены разные функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Объясните, какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии.

Элементы ответа:

1) Продуценты — организмы, производящие органические вещества из неорганических, являются первым звеном пищевой цепи и экологической пирамиды. В органических веществах, возникших в результате процессов фото- или хемосинтеза, происходит накопление энергии.

2) Консументы — организмы, потребляющие готовые органические вещества, созданные продуцентами, но не доводящие разложение органических веществ до минеральных составляющих. Они используют энергию органических веществ для своих процессов жизнедеятельности.

3) Редуценты — организмы, в ходе жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества, которые включаются в круговорот веществ в природе. Выделяющуюся при этом энергию редуценты используют для своих процессов жизнедеятельности.

4. Составьте пищевую цепь и определите консумента второго порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.

Элементы ответа:

1) цветки яблони —жук яблонный цветоед —большая синица —ястреб

2) консумент второго порядка - большая синица

5. Почему в агроэкосистеме круговорот веществ незамкнутый?

Элементы ответа:

Значительную часть продукции человек изымает из агроэкосистемы.

Биосфера

1.Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

1) видовым разнообразием

2) числом звеньев в цепи питания

3) саморегуляцией и самовозобновлением

4) замкнутым круговоротом веществ

2. Почему В. И. Вернадский считал живое вещество наиболее могущественной силой в преобразовании биосферы?

Элементы ответа:

1) Живые организмы - главные участники круговорота веществ в биосфере.

2) Роль растений в круговороте веществ - поглощение из окружающей среды неорганических веществ с использованием энергии Солнца.

3) Обмен веществ в организмах - причина вовлечения в круговорот веществ многих химических элементов, создания из них органических веществ, разрушения их и возвращения элементов в окружающую среду.

3. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

Ответ формулируется на основе закономерности: численность популяций возрастает в том случае, если увеличивается численность потребляемых ею в пищу организмов и одновременно уменьшается численность ее врагов и возбудителей болезней

Ответ:

1) увеличение численности растений;

2) сокращение численности хищников - жаб, ежей;

3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.



4. Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом?

Симбиоз - совместное существование, взаимовыгодное, не¬редко обязательное сожительство особей двух или более видов.

Элементы ответа :

1) шмели питаются нектаром цветков клевера;

2) шмелями опыляется клевер;

3) оба организма приносят друг другу пользу.

5. Какую роль играет круговорот веществ в природе?

Ответ формулируется на основе определения понятия «круговорот веществ».

Элементы ответа

1) обеспечивает многократное использование организмами одних и тех же элементов;

2) растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества и образуют из них органические в процессе фото синтеза. Животные, растения, грибы и многие бактерии используют органические вещества в качестве источника пищи и энергии;

3) органические вещества разрушаются редуцентами, а также всеми организмами в процессе дыхания до неорганических и возвращаются в окружающую среду.

Кот в мешке

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

1. Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей.

2. Сбалансированным круговоротом веществ.

3. Источник энергии, только солнце (без удобрений, вспашек, поливов человеком) и продолжительными сроками существования.



Экологические проблемы

1.Чем опасны кислотные дожди?

Элементы ответа:

Прежде всего, оксиды тяжелых металлов, которые попадают в почву вместе с дождями, токсичны. Подземные воды проникают в водоемы и отравляют их. В свою очередь, это грозит гибелью населению водоемов. Отравляющие вещества также влияют на состав почвы, на корневые системы растений, а это приводит к угнетению их жизнедеятельности и гибели.

2.Каковы механизмы действия антропогенного фактора на биоценозы?

Элементы ответа:

1) воздействие на биоценозы в результате развития городов, ведения сельского хозяйства, вырубки лесов и т.п., что приводит к изменению ареалов видов и нарушению их популяционной структуры;

2) загрязнение окружающей среды, что может угнетать жизнедеятельность отдельных видов и их сообществ, вызы¬вать гибель организмов и стимулировать мутационный процесс;

3) истребление отдельных видов (например, ценных с промысловой или охотничьей точки зрения).

3. Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

Элементы ответа:

1) Антропогенные.

2) Биотические.

3) Абиотические.

4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему произойдут эти изменения.

Элементы ответа:

1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;

3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!