СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра на уроке биологии «ПЛОДЫ И СОЦВЕТИЯ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра на уроке биологии «ПЛОДЫ И СОЦВЕТИЯ»»

Урок-игра на уроке биологии «ПЛОДЫ И СОЦВЕТИЯ» В 6 КЛАССЕ

Урок разработан учителем биологии Шемчук И.В.


1.Гейм.Разгадай кроссворд

1.Вопросы кроссворда:

1.Совокупность чашечки и венчика цветка (Околоцветник) 

2.  Часть венчика цветка (лепесток) 

3.  Генеративный орган покрытосеменного растения (цветок) 

4.  Часть тычинки, в которой развивается пыльца (пыльник) 

5.  Органы цветка, образующие пыльцу (тычинка) 

6.  Внутренняя часть околоцветника. Цвет его лепестков обусловлен наличием хромопластов (венчик) 

7.  Часть цветка, образующая плод. Она расчленена на завязь, столбик и рыльце (пестик)

8. Соцветие, у которого главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно (зонтик) 

 9.Она образует наружный круг околоцветника. Её листочки обычно небольших размеров, зелёного цвета. Выполняет функцию защиты внутренних частей цветка до распускания бутона (чашечка) 

10. Схематичное изображение цветка на плоскости, перпендикулярную к оси цветка. (диаграмма) 

11. Растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном и том же растении (однодомные) 

12. Мужское соцветие кукурузы (метелка) 

13. Пестичные цветки кукурузы образуют соцветие (початок) 

14. Цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики (обоеполые) 

15. Группы цветков, расположенные близко один к другому в определенном порядке (соцветия) Как называется соцветие подсолнечника, астры, одуванчика (корзинка)


2. Гейм «Узнай меня». Разгадайте ребусы и объясните значение разгаданного слова.(2 балла за ответ)





















3.Гейм «А я это знаю!»

 (оценивание:   за один правильный ответ – 1 балл)

Командам по очереди задаются вопросы

1. Что такое опыление? (Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика)

2. Какие цветки называются правильными?  (Если через цветки можно провести несколько плоскостей симметрии)

3. Что такое зоофилия? (опыление с помощью животных). Назовите, кем могут опыляться такие растения? (колибри, летучие мыши)

4. Какие приспособления для такого опыления появились у растений? (Для этих растений характерны крупные размеры цветка, обильное выделение нектара, содержащего слизи, массовая продукция пыльцы, при опылении летучими мышами – цветение ночью)

5. Что такое энтомофилия (перенесение пыльцы насекомыми).

6.Какие приспособления для такого опыления появились у растений? (Приспособлением растений к энтомофилии являются запах, цвет и размер цветков, липкая пыльца с выростами. Большинство цветков двуполые, но созревание пыльцы и пестиков происходит не одновременно либо высота рылец больше или меньше высоты пыльников, что служит защитой от самоопыления)

7.Что такое Формула цветка? (условное обозначение строения цветка с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр)

8. Охарактеризуйте по формулам цветки растений: лютика — Ч5Л5Т∞П∞, сурепки — Ч2+2Л4Т2+4П1; гороха — Ч(5)Л3(2)Т(5+4)1П1.

9. Что такое анемофилия (ветроопыление). Назовите ветроопыляемые растения (почти все злаки, осоки).

10. Какие приспособления для опыления ветром появились у растений? (У анемофильных растений цветки мелкие, часто собраны в соцветия, пыльцы образуется очень много, она сухая, мелкая, при раскрывании пыльника с силой выбрасывается наружу. Лёгкая пыльца этих растений может переноситься ветром на расстояния до нескольких сотен километров)

11. Почему некоторые цветы пахнут разлагающимся мясом или навозной жижей? (Их посещают мухи или жуки, которые и разносят пыльцу. Это такие растения, как рябина, боярышник, калина, кизил, барбарис.)

12. Почему орешник цветет весной, а липа — летом? (Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами).

5.Прочтите зашифрованные слова и исключите «лишнее».

1. Рьцлеы, льпныик, зьвазь, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик.) «Лишнее» - пыльник, не является частью пестика.)

2. Льтгоо, льоха, влкере, рикеошн. (Тополь, ольха, клевер, орешник. «Лишнее» - клевер, единственное травянистое растение.)

3. Ржкоуа, кршеоко, клестебе, чапчеок, чатликсише. (Кожура, корешок, стебелек, почечка, чашелистик. «Лишнее» - чашелистик, не является частью семени.)

6. Гейм «В некотором царстве, Плодовом государстве»

Звучит музыка. В класс вносят два подноса с разнообразными плодами.

Учитель:

- Определите, какие перед вами плоды, используя для этого классификацию плодов (Сочные, сухие, односемянные, многосемянные).

1 команда определяет: желуди, семянки подсолнечника, яблоко, грецкий орех, апельсин, крылатки клена

2 команде: груша, лимон, кукуруза (зерно), орешки липы, лещина, банан.

Второе задание на этом этапе:    Назовите плод растения.

1. Что значит настоящий плод, а что – ложный? (ЛОЖНЫЙ ПЛОД, плод, образующийся не только в стенке ЗАВЯЗИ, но одновременно и из других частей ЦВЕТКА.) НАСТОЯЩИЙ ПЛОД — плод, образующийся лишь из завязи. Остальные части цветка в его образовании участия не принимают.

2. Эта огромная ягода родом из Азии. Ее родственники - дыня, тыква и огурец. В некоторых районах пустыни Калахари она является практически единственным источником влаги. (Арбуз.)

3. Что-то в плоде ложно,

Но, есть, ребята, можно. (Яблоко, груша, земляника – ложные плоды)


4. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину – 

Увидишь сердцевину,

Из плодов он тверже всех,

Называется… (Орех)


5.Цветок трубочкой,

С белой юбочкой,

А плод – лукавый:

С шипами, с отравой. (Дурман, плод – коробочка)


6. У тропы стоит неряха –

На ней липкая рубаха.

На плече кувшин узорный

До краев отравы черной. (Белена, плод – коробочка)


7. Любит он расти на воле,

Не в саду, а в чистом поле.

Он усатый и ползучий,

Спрятал ядрышки в стручке –

Саблевидном кулачке.

Не раскусишь, коль засох.

Называется … (Горох) Какую биологическую ошибку допустил автор загадки? (У гороха плод не стручок, а боб)

8. Плод картофеля – это его клубень. (Нет, в нем нет семян. Плод картофеля – ягода)

9. Плод огурца - это тыквина. (Да, такой ягодообразный плод характерен для тыквенных растений, к которым относится огурец).

10.Скажи, с какого дерева

Зеленый еж упал?

В сторонку откатился,

Но в лес не побежал. (С каштана, плод – шаровидная коробочка, усыпанная шипами)

11. Плоды, какого деревца по научному называются «Ловящая птиц»? (Рябина, плод - яблоко)

12.Как называется плод граната? (Гранатина)

13.Как ботаники называют по-научному плод груши, айвы, рябины? (Яблоко)

14.Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, плод – коробочка)

4.Гейм «Соцветия»

Соотнеси соцветия и растения http://LearningApps.org/display?v=p5emw9ohc16

Командам необходимо определить (соотнести) растение и его соцветие,оценивается правильность выполнения задания и время. По 1 баллу за ответ,плюс 1 балл за скорость.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!