Урок - игра
«Музыкальные забавы Мажора и Минора»
(мероприятие для младшего школьного возраста)
Тема: «Музыкальные забавы Мажора и Минора»
Цель: Выявить уровень музыкальных знаний, привить интерес к музыке, развить интеллект, находчивость, развивать чувство ритма, воспитание эстетических чувств.
Оборудование: Бутафорские ноты, разноцветные шары, нотный стан. Кисточка, краски, ватман. Фонограмма песни, музыкальные инструменты, карточки со слогами.
Действующие лица: Клоун Мажор, клоун Минор.
В зале звучит мелодичная музыка. Слышатся звуки фанфар. Сцена оформлена бутафорскими нотами, разноцветными шарами, на заднем плане сцены нотный стан, но без нот и скрипичного ключа. Появляется клоун Мажор.
Мажор: Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдоль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
Здравствуйте, мои юные друзья! Я вас приглашаю заглянуть в страну музыкальных звуков и мелодий. Ах, да, я забыл представиться – меня зовут клоун Мажор, а все весёлые мелодии называются мажорными, и поэтому я весёлый клоун.
А вот мелодии спокойные и немножко грустные – называются минорными. Да, кстати, а где же клоун Минорчик? Мой дружок, и как вы догадались, он грустный немножко, частенько по пустякам расстраивается.
(слышится плач, появляется клоун Минор, в руках у него ноты)
Вот и он! Ну, что я говорил, у Минора опять неприятности… Милый Минорчик, что опять случилось?
Минор: Я так спешил сюда на встречу с ребятами, нёс вот эти разноцветные ноты, споткнулся об камень. Упал и уронил все ноты, и вдруг поднялся ветер и раскидал все ноты по кустам и дорожкам. Я их собрал, но в каком порядке они были, я забыл… (начинает реветь)
Мажор: Какие пустяки! Я думаю, не стоит расстраиваться, ребята нам помогут. Ребята, вы знаете ноты? (ответ) Давайте все вместе поможем Минору расставить их в нужном порядке. А ты, Минор, вставай у нотного стана…
Минор: Нотный стан?! Это те 5 линеек, на которых музыканты пишут ноты?!
Мажор: Правильно! Мы с ребятами сейчас будем вспоминать ноты, а ты, Минор… (Минор начинает рыдать)
Мажор: Ну, что опять случилось?
Минор: Я ключ потерял…
Мажор: Да какой ещё ключ?!
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной.
Ну, и какой ты ключ потерял?
Минор: Конечно, скрипичный, музыкальный ключ…
Мажор: Точно, а я не заметил, что на нашем стане нет скрипичного ключа, а ведь без него у нот нет названия…
Минор: Что же делать будем?
Мажор: Я придумал. Ты, Минорчик, сходи и принеси краску и лист бумаги. (Минор уходит) Ребята вы знаете, как выглядит скрипичный ключ? (ответ детей) Замечательно, значит, вы нам сейчас и поможете.
(Мажор выбирает из зала девочку, просит подняться её на сцену. Минор приносит: краски, кисточку, бумагу)
Минор: Мажор, я никак не могу понять, зачем нам краски и бумага?
Мажор: А затем, что вот эта девочка сейчас нам поможет, она нарисует скрипичный ключ, и мы его укрепим на своё место.
Минор: Здорово!
Мажор: Вы только не волнуйтесь, сейчас всё будет готово. Итак, внимание! Считайте все вместе до… сколько нот в музыке?
Минор: Семь!
Мажор: Вот до семи и считайте, а мы будем творить волшебство…
Вместе с музыкой хорошей к нам
приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его!
(Все считают до семи, а Мажор с девочкой выводит по контуру кисточкой скрипичный ключ)
Минор: Ну что, получилось?
Мажор: Смотрите!
(Мажор поднимает ватман с нарисованным скрипичным ключом, благодарит девочку за помощь)
Познакомьтесь – ключ Скрипичный,
Развесёлый, симпатичный,
На второй всегда линейке
Он сидит как на скамейке.
Мажор: Ну, а теперь Минор, укрепи ключ на своё место - на нотном стане. Мы с ребятами будем вспоминать ноты, а ты будешь ноты на своё место ставить.
Звукоряд от «ДО» до «ДО»
Впереди всех нота «ДО»,
А за нею на горе
Машет ручкой нота «РЕ».
Третья нота из семи,
Безусловно, нота «МИ».
Нарисована графа,
А под нею нота «ФА».
В огороде есть фасоль-
Здесь же в нотах
Только «СОЛЬ».
Быстро пальцем шевеля,
Проиграла ноту «ЛЯ»
У ребят у всех спроси,
Как закончить гамму? «СИ»!
Гамма вся, от «ДО» до «ДО»…
Минор: Ноты выстроились в ряд,
Получился Звукоряд!
Мажор: Пять линеек нотной строчки
Мы назвали – нотный стан
И на нём все ноты – точки
Разместили по местам.
А сейчас мы разучим песню «До, ре, ми…», а помогут нам девочки из вокальной группы. Они будут петь куплет, а вы все припев, чтобы лучше запомнить название нот и их последовательность в звукоряде.
Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение
И чтоб урок у нас не зря прошёл.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны.
И выучить все ноты хорошо!
ПРИПЕВ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
2.Возьмём свои тетрадки мы
И ноты по порядку,
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!
ПРИПЕВ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
(Минор уходит за ширму, там лежат музыкальные инструменты)
Мажор: Ребята, с помощью нот музыканты могут играть на разных инструментах…
(Мажор оглядывается ищет Минора )
Минор: Ой! Ой - ой!
Мажор: Кто это там кричит?
Минор: Это я, Минор!
Мажор: Где же ты?!
Минор: Здесь я, здесь! Никак вылезти не могу. На меня инструменты упали, меня завалило.
Мажор: Вот, беда! А какие инструменты?
Минор: Музыкальные. Я не знаю, как они называются. Здесь много инструментов. Давайте я на них поиграю, а вы по звукам догадаетесь, что за инструменты тут.
Мажор: Давайте ребята поможем Минору, слушайте внимательно и угадывайте инструменты.
(Минор играет на бубне, барабане, балалайке, гитаре… Дети отгадывают)
Минор: Спасибо, ребята! Выручили меня.
Мажор: Давайте ребята поиграем ещё в одну игру.
Мы с Минором будем показывать карточки с первым слогом из известной детской песенки, а вы должны сказать, что это за песня, и спеть отрывок этой песни. Понятно?
Начали!
ОТ….(«Улыбка»)
ГО…..(«Голубой вагон»)
ПУ……(«Пусть бегут неуклюже»)
ЧУ……(«Чунга-Чанга»)
АН……(«Антошка»)
В ЛЕ…..(«В лесу родилась ёлочка»)
Минор: Вот это да, по первым буквам смогли догадаться, молодцы!
Мажор: Ребята, хотите узнать, как появляются хорошие песни.?
Открою вам три секрета композиции. Секрет первый: Хорошую песню может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека ничего не получится. Секрет второй: весёлую песню нужно сразу же подарить всем друзьям. Секрет третий: хорошую песню нужно записывать, чтобы не забыть!
Минор: А, кстати, вы не забыли, как записывается музыка? Правильно НОТАМИ.
Мажор: И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки:
Песни, пляски, шутки, смех…
Минор: Давайте споём все вместе песню Михаила Протасова «Песенка - чудесенка»
Здорово у нас получилось! Какой интересный и забавный этот музыкальный мир.
Мажор: Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется, она и сейчас звучит. И ещё долго будет звучать для каждого из нас.
Минор: И каждый день с волненьем будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнём опять!
Вместе: До новых встреч, друзья!