Просмотр содержимого документа
«Урок - игра " Математические модели". 11 класс»
«Технологии информационного моделирования»
Урок № 21
по информатике и ИКТ
11 класс
Автор: Самарин Александр Александрович,
учитель информатики, МБОУ Савинская СОШ
Домашнее задание
- § 36, вопросы 1,3 подготовить устно, вопрос №2 письменно в тетради
Давайте вспомним
- Компьютерное моделирование
Примеры
- Время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты.
- Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмы зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе.
Тема:
«Моделирование зависимостей
между величинами»
Величина
- Величина – количественная характеристика, исследуемого объекта.
- Свойства величины:
- Имя
- Значение
- Тип
Имя
Символическое
Смысловое
«время»
«t»
Значение величины
Постоянная
(константа)
Переменная
Скорость света
в вакууме
с = 2,998∙10 8 м/с
высота H и
время падения t
Тип
Тип определяет множество значений, которые может принимать величина. Основные типы величин:
- числовой,
- символьный,
- логический.
Пример 1
Время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты.
t (с) – время падения
Н (м) – высота падения
g (м/с 2 ) - ускорение свободного падения, будем считать константой
Зависимость между величинами является полностью определенной: значение Н однозначно определяет значение t
Пример 2
Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмы зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе.
С (мг/м 2 ) - загрязнённость воздуха будем характеризовать концентрацией примесей,
Р (бол./тыс.) - уровень заболеваемости – число хронически больных астмой, приходящихся на 1000 жителей данного города
Вывод
- в первом примере зависимость является функциональной, а во втором нет.
- если зависимость между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель.
- Математическая модель – это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики.
Пример 1
Первый пример отражает физический закон
Данная зависимость является корневой.
Проведём эксперимент: будем бросать стальной шарик с шести метровой высоты, 9 метровой и так далее (через 3 метра), замеряя начальную высоту положения шарика и время падения.
Пример 1
Таблица
График
Н, м
T,с
6
1,1
9
1,4
12
1,6
15
1,7
18
1,9
21
2,1
24
2,2
27
2,3
30
2,5
Способы моделирования
- функциональный (формула)
- табличный
- графический
Вопрос?
- Какой способ моделирования наиболее универсальный и почему?
функциональный
Практическая работа
Постройте табличную и графическую зависимости скорости от времени , если известно, что при
t = 2 с, v = 8 м/с.
Первоначальная скорость v 0 равняется 2 м/с.
Проверка задания
Рефлексия
1 . На уроке я работал (активно - пассивно).
2. Своей работой на уроке я
(доволен - не доволен).
3. Урок для меня показался
(коротким - длинным).
4 . За урок я (не устал – устал).
5. Материал урока мне был
(понятен - не понятен, полезен –бесполезен).