Конспект урока русского языка в 7 классе
Урок-игра
Тема: Кто лучше знает русский язык?
Цели урока: 1) в игровой форме проверить и обобщить знания учащихся по темам «Фонетика и орфоэпия», «Словообразование», «История языка», «Морфология»;
2) развивать логическое мышление учащихся;
3) воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
Организация урока.
Класс разбивается на 4 команды, которые придумывают названия, выбирают капитанов.
Разминка.
Вопрос 1 команде: «Как называется последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение?» (текст).
Вопрос 2 команде: «Как называется часть словоформы, остающаяся после отсечения окончания?» (основа).
Вопрос 3 команде: «Как называется изменение глагола по лицам и числам?» (спряжение).
Вопрос 4 команде: «Что изучает орфоэпия?» (правильное произношение слов).
Конкурс «Кто быстрее?»
Задание: «Продолжите ряд».
Паук, таракан, мышь… (птица, человек – уменьшается количество ног).
Медведи, сёстры, поросята… (Мушкетёры и т.п. – 3)
Конкурс «Четвёртый лишний»
Задание: «Убрать лишнее слово».
Крик, кричать, квакать, кукарекать (крик – сущ.)
Уши, головы, ноги, плечи (головы – остальные называют парные предметы)
Печка, свечка, утка, овечка (утка – остальные рифмуются)
Ворота, чернила, столы, ножницы (столы – другие не имеют формы ед.ч.)
Конкурс «Нужно подумать!»
1) в одном мультфильме-загадке есть такие строчки:
Далеко-далеко на лугу
Пасутся ко…
Ко… - нет, не кони!
Ко… - нет, не козы!
Ко… Правильно, коровы!
Задание: «Найдите фонетическую ошибку» (произносится «каровы»).
2) мы говорим о матери, о бабушке, о лете, о зиме; об отце, об улице, об уроке, об армии, об имени (перед согласным – о, перед гласным – об); но о юноше, о яблоне, о ёлке, о егере, о якоре. Почему? Ведь эти формы начинаются с гласных букв? («невидимый» согласный «й»).
6. Конкурс «Отправимся в далёкое прошлое»
Вопрос 1 команде: «Назовите 2 древнейшие славянские азбуки» (глаголица и кириллица)
Вопрос 2 команде: «Когда и кем была создана славянская письменность?» (во 2-й половине 9-го столетия Кириллом и Мефодием)
Вопрос 3 команде: «Как известно, сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей. Но она, конечно, изменилась со временем: было 43 буквы, стало 33. Какие-то буквы убирали, некоторые вводили («э», «й», «ё»). Так вот одна из названных букв получила интересную прерогативу: употребление её признавалось желательным, но необязательным. Ввёл её в русский алфавит Н.М.Карамзин. И ещё – эта гласная никогда не бывает безударной. Что это за буква?» (ё)
Вопрос 4 команде: «Кто создал первый русский печатный букварь?» (Иван Фёдоров)
Вопросы всем командам:
в Новгороде найдено много памятников письменности Древней Руси («Новгородская Псалтирь», «Остромирово Евангелие»). Почему в Новгороде, а не в других городах? (древние города строились из дерева – пожары, а в Новгороде плотные глинистые почвы хорошо сохраняли дерево, берёсту)
кто организовал первую на Руси большую библиотеку? (Ярослав Мудрый)
морской офицер, врач, важный чиновник в Петербурге, Оренбурге, Нижнем Новгороде, писатель, «охотник за словами», автор самого знаменитого русского словаря. Кто это? (В.И.Даль)
Конкурс «Повторим словообразование!»
Чем различаются слова 1-го столбика и 2-го?
Белый побелка
Белого белизна
Белые отбелить
(формы слова и однокоренные слова)
Я спросил у папы: «Что находится между пятницей и субботой?» Папа сказал: «Ночь». «А как называется ночь – пятница или суббота?» Папа ответил: «Ночь с пятницы на субботу». Мне показалось, что это длинно и некрасиво. И мы с папой решили придумать ночам название. Вместо «ночь с пятницы на субботу» мы придумали пятнота, т. е. пятница и суббота вместе. Дальше мы стали придумывать наперегонки, и вот что у нас получилось: воскредельник, понедорник, втореда, четвятница, пятнота, субресенье. Маме наши слова очень понравились. Она их прочитала быстро про себя и сказала, что это просто замечательные слова.
Какой способ словообразования использовали папа и ребёнок при образовании этих слов? В чём его особенность? (сложение – сложносокращённые слова, обычно образуются от начальных частей основ. Авторы удивительных слов брали от 1-го слова начало, от 2-го конец)
Найдите в тексте сложносокращённые слова, расшифруйте их, определите их род:
В том НИИ был народ увлечённый,
Но с обильем расчётов и тем
Стало трудно справляться учёным,
И поставили ЭВМ.
(научно-исследовательский институт – м.р., электронно-вычислительная машина – ж.р.)
Конкурс капитанов
Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые:
Сено овод
Банк рот
Стол глас
Яр ода
Воз вал
Газ очки
Гриб марка
Хор он
Бор яр
(сеновал, банкрот, столяр, ярмарка, возглас, газон, грибочки, хоровод, борода)
Конкурс «Добавь баллы в командную копилку!»
Выбрать одного человека от команды, задание: составить словообразовательную цепочку.
бесшумно – бесшумный – шум
громадность – громадный – громада
теннисистка – теннисист – теннис
ценность – ценный – цена
в это время команды распределяют слова на 3 группы, объясняют закономерность распределения:
Горевать, горюшко, горы, пригорюниться, пригорок, пригореть, горнолыжник, горелый, угореть
горевать, горюшко, пригорюниться
горы, пригорок, горнолыжник
пригореть, горелый, угореть (слова 3 групп имеют разное значение, не являются однокоренными)
Блиц (за минуту ответить на вопросы, угадать слово по толкованию его лексического значения)
1 команда: 1) раздел науки о языке, изучающий способы образования слов (словообразование);
2) значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка);
3) сколько букв в русском алфавите? (33);
4) сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);
5) стиль речи, в котором используются термины (научный);
6) начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт);
7) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
8) средство выразительности, при котором неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых (олицетворение);
9)первое представление спектакля, цирковой программы, фильма (премьера)
2 команда: 1)способ образования, при котором новое слово образуется при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса (прист.-суфф.);
2) раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи (фонетика);
3) значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс);
4) сколько гласных звуков в русском языке? (6);
5) красная строка, отступ в начале строки (абзац);
6) устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг);
7) дословная выдержка из какого-либо текста (цитата);
8) слова с близким лексическим значением (синонимы);
9) разговор двух или нескольких людей (диалог)
3 команда: 1) скрытое сравнение (метафора);
2) речь одного человека (монолог);
3) раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);
4) тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине (патриот);
5) цветок, выросший под снегом (подснежник);
6) великан с одним глазом посредине лба (циклоп);
7) человек одного возраста с кем-то (ровесник, сверстник);
8) средство выразительности, использованное в словосочетании «лужи, как тонкие блюдца» (сравнение);
9) устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)
4 команда: 1) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (морфология);
2) буквы, расположенные в определённом порядке (алфавит);
3) главная значимая часть слова (корень);
4) часть речи, которая обозначает предмет (существительное);
5) способ образования, при котором новое слово образуется при помощи приставки (приставочный);
6) мы пишем буквы, а слышим… (звуки);
7) образное прилагательное (эпитет);
8) слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения (омонимы);
9) отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения (однородные члены).
8. Определение победителя, подведение итогов игры.