СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Кто лучше знает русский язык?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра в 7 классе "Кто лучше знает русский язык?"

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Кто лучше знает русский язык?"»

Конспект урока русского языка в 7 классе

Урок-игра

Тема: Кто лучше знает русский язык?


Цели урока: 1) в игровой форме проверить и обобщить знания учащихся по темам «Фонетика и орфоэпия», «Словообразование», «История языка», «Морфология»;

2) развивать логическое мышление учащихся;

3) воспитывать любовь к родному языку.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

  1. Организация урока.

Класс разбивается на 4 команды, которые придумывают названия, выбирают капитанов.

  1. Разминка.

Вопрос 1 команде: «Как называется последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение?» (текст).

Вопрос 2 команде: «Как называется часть словоформы, остающаяся после отсечения окончания?» (основа).

Вопрос 3 команде: «Как называется изменение глагола по лицам и числам?» (спряжение).

Вопрос 4 команде: «Что изучает орфоэпия?» (правильное произношение слов).

  1. Конкурс «Кто быстрее?»

Задание: «Продолжите ряд».

Паук, таракан, мышь… (птица, человек – уменьшается количество ног).

Медведи, сёстры, поросята… (Мушкетёры и т.п. – 3)

  1. Конкурс «Четвёртый лишний»

Задание: «Убрать лишнее слово».

Крик, кричать, квакать, кукарекать (крик – сущ.)

Уши, головы, ноги, плечи (головы – остальные называют парные предметы)

Печка, свечка, утка, овечка (утка – остальные рифмуются)

Ворота, чернила, столы, ножницы (столы – другие не имеют формы ед.ч.)

  1. Конкурс «Нужно подумать!»

1) в одном мультфильме-загадке есть такие строчки:

Далеко-далеко на лугу

Пасутся ко…

Ко… - нет, не кони!

Ко… - нет, не козы!

Ко… Правильно, коровы!

Задание: «Найдите фонетическую ошибку» (произносится «каровы»).

2) мы говорим о матери, о бабушке, о лете, о зиме; об отце, об улице, об уроке, об армии, об имени (перед согласным – о, перед гласным – об); но о юноше, о яблоне, о ёлке, о егере, о якоре. Почему? Ведь эти формы начинаются с гласных букв? («невидимый» согласный «й»).

6. Конкурс «Отправимся в далёкое прошлое»

Вопрос 1 команде: «Назовите 2 древнейшие славянские азбуки» (глаголица и кириллица)

Вопрос 2 команде: «Когда и кем была создана славянская письменность?» (во 2-й половине 9-го столетия Кириллом и Мефодием)

Вопрос 3 команде: «Как известно, сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей. Но она, конечно, изменилась со временем: было 43 буквы, стало 33. Какие-то буквы убирали, некоторые вводили («э», «й», «ё»). Так вот одна из названных букв получила интересную прерогативу: употребление её признавалось желательным, но необязательным. Ввёл её в русский алфавит Н.М.Карамзин. И ещё – эта гласная никогда не бывает безударной. Что это за буква?» (ё)

Вопрос 4 команде: «Кто создал первый русский печатный букварь?» (Иван Фёдоров)

Вопросы всем командам:

  1. в Новгороде найдено много памятников письменности Древней Руси («Новгородская Псалтирь», «Остромирово Евангелие»). Почему в Новгороде, а не в других городах? (древние города строились из дерева – пожары, а в Новгороде плотные глинистые почвы хорошо сохраняли дерево, берёсту)

  2. кто организовал первую на Руси большую библиотеку? (Ярослав Мудрый)

  3. морской офицер, врач, важный чиновник в Петербурге, Оренбурге, Нижнем Новгороде, писатель, «охотник за словами», автор самого знаменитого русского словаря. Кто это? (В.И.Даль)

  1. Конкурс «Повторим словообразование!»

  1. Чем различаются слова 1-го столбика и 2-го?

Белый побелка

Белого белизна

Белые отбелить

(формы слова и однокоренные слова)

  1. Я спросил у папы: «Что находится между пятницей и субботой?» Папа сказал: «Ночь». «А как называется ночь – пятница или суббота?» Папа ответил: «Ночь с пятницы на субботу». Мне показалось, что это длинно и некрасиво. И мы с папой решили придумать ночам название. Вместо «ночь с пятницы на субботу» мы придумали пятнота, т. е. пятница и суббота вместе. Дальше мы стали придумывать наперегонки, и вот что у нас получилось: воскредельник, понедорник, втореда, четвятница, пятнота, субресенье. Маме наши слова очень понравились. Она их прочитала быстро про себя и сказала, что это просто замечательные слова.

Какой способ словообразования использовали папа и ребёнок при образовании этих слов? В чём его особенность? (сложение – сложносокращённые слова, обычно образуются от начальных частей основ. Авторы удивительных слов брали от 1-го слова начало, от 2-го конец)

  1. Найдите в тексте сложносокращённые слова, расшифруйте их, определите их род:

В том НИИ был народ увлечённый,

Но с обильем расчётов и тем

Стало трудно справляться учёным,

И поставили ЭВМ.

(научно-исследовательский институт – м.р., электронно-вычислительная машина – ж.р.)

  1. Конкурс капитанов

Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые:

Сено овод

Банк рот

Стол глас

Яр ода

Воз вал

Газ очки

Гриб марка

Хор он

Бор яр

(сеновал, банкрот, столяр, ярмарка, возглас, газон, грибочки, хоровод, борода)

  1. Конкурс «Добавь баллы в командную копилку!»

Выбрать одного человека от команды, задание: составить словообразовательную цепочку.

  1. бесшумно – бесшумный – шум

  2. громадность – громадный – громада

  3. теннисистка – теннисист – теннис

  4. ценность – ценный – цена


  1. в это время команды распределяют слова на 3 группы, объясняют закономерность распределения:


Горевать, горюшко, горы, пригорюниться, пригорок, пригореть, горнолыжник, горелый, угореть

  1. горевать, горюшко, пригорюниться

  2. горы, пригорок, горнолыжник

  3. пригореть, горелый, угореть (слова 3 групп имеют разное значение, не являются однокоренными)


  1. Блиц (за минуту ответить на вопросы, угадать слово по толкованию его лексического значения)

1 команда: 1) раздел науки о языке, изучающий способы образования слов (словообразование);

2) значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка);

3) сколько букв в русском алфавите? (33);

4) сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

5) стиль речи, в котором используются термины (научный);

6) начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт);

7) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

8) средство выразительности, при котором неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых (олицетворение);

9)первое представление спектакля, цирковой программы, фильма (премьера)


2 команда: 1)способ образования, при котором новое слово образуется при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса (прист.-суфф.);

2) раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи (фонетика);

3) значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс);

4) сколько гласных звуков в русском языке? (6);

5) красная строка, отступ в начале строки (абзац);

6) устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг);

7) дословная выдержка из какого-либо текста (цитата);

8) слова с близким лексическим значением (синонимы);

9) разговор двух или нескольких людей (диалог)


3 команда: 1) скрытое сравнение (метафора);

2) речь одного человека (монолог);

3) раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);

4) тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине (патриот);

5) цветок, выросший под снегом (подснежник);

6) великан с одним глазом посредине лба (циклоп);

7) человек одного возраста с кем-то (ровесник, сверстник);

8) средство выразительности, использованное в словосочетании «лужи, как тонкие блюдца» (сравнение);

9) устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)


4 команда: 1) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (морфология);

2) буквы, расположенные в определённом порядке (алфавит);

3) главная значимая часть слова (корень);

4) часть речи, которая обозначает предмет (существительное);

5) способ образования, при котором новое слово образуется при помощи приставки (приставочный);

6) мы пишем буквы, а слышим… (звуки);

7) образное прилагательное (эпитет);

8) слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения (омонимы);

9) отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения (однородные члены).


8. Определение победителя, подведение итогов игры.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!