СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Химическое путешествие"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Изменения происходящие с веществами". Урок построен в виде игры, разработаны маршрутные листы. Применялась групповая форма работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Химическое путешествие"»

ИГРА «Путешествие в мир химии» 


Цель мероприятия, его воспитательные и развивающие задачи:

  1. Повысить интерес учащихся к изучению предмета.

  2. Обобщить и закрепить знания по теме «Изменения, происходящие с веществами

  3. Обогатить интеллект и кругозор дополнительными знаниями по химии.

  4. Вызвать положительные эмоции.

В игре используются следующие педагогические технологии: продуктивные технологии (мэнэдж мэт, тайм, конэрс), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Игра проводится в виде путешествия по станциям. Класс делится на три команды по 4-5 человек. Командам дается задание подготовить название. Игра начинается с представления участников и членов жюри. 

Ход урока

I. Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга, и улыбнитесь, посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и поприветствуйте их.

Сегодня у нас необычный урок, а самый настоящее химическое путешествие, которое поможет нам повторить изученный материал и подготовиться к контрольной работе. Во время игры вы посетите 5 станции и за верное выполнения заданий будете получать мили, побеждает команда набравшая большее количество милей.

В качестве домашнего задания вам предлагалось придумать названия своим командам. Пожалуйста, представьтесь!

(представление команд) (3 мин)

Учитель: Друзья, скажите, а какие знаменательные даты в химии в этом году мы чествуем? (150 лет периодическому закону и 185 лет Д.И. Менделееву)

II. Менделеевская пятиминутка.(5 мин)

Выступление Улитиной Карины.

- Одним из заблуждений является факт о том, что Д.И. Менделеев увидел свою периодическую систему во сне. Известно, что ученый даже обижался, когда у него спрашивали об этом. Он заявлял, что периодическая таблица химических элементов – это плод тяжелого двадцатилетнего труда, а не иллюзия, увиденная во сне. Официальной датой открытия Периодического закона является 1 марта 1869 года.

- Научная работа отнимала много сил у Д.И.Менделеева, но он все же находил время и для своего досуга - игра в шахматы, литература, музыка, балет. Особенно ему нравился балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро", опера М.И.Глинки "Иван Сусанин" и стихотворение Тютчева "Молчание!"

- Дмитрий Иванович трепетно относился к своей работе педагога. Он стоял у истоков высшего женского образования в России. Был в числе первых лекторов на Высших женских курсах.

III.Учитель: Друзья, мы отправляемся в путь и первая станция, которую мы посетим «Разминка»

Задание № 1. Из предложенного списка, найдите соответствие (за верное выполнение 3 мили): (3 мин)

а) физические явления

б) химические явления


1 группа: засахаривание варенья, горение дров, гниение листьев, выпаривание воды, запах духов, окисление железа.

2 группа: прокисание молока, кристаллизация воды, обугливание крахмала, таянье снега, плавление парафина, почернение лучины.

3 группа: горение серы в кислороде, вытягивание медной проволоки, горение газа на кухне, измельчение мела, прогоркание масла, появление росы.

Станция № 2 «Терминологическая тропа»

Задание № 2. Дать определение понятиям:

Учитель: а сейчас узнаем, как хорошо вы знаете термины по данной теме? (максимальное кол-во милей для каждой команды – 4) (5 мин)

1 команда:

  1. игрок под № 1 физические явления

  2. игрок под № 2 основания

  3. игрок под № 3 соли

  4. игрок под № 4 экзотермические реакции

2 команда:

  1. игрок под № 1 химические явления

  2. игрок под № 2 оксиды

  3. игрок под № 3катализаторы (ферменты)

  4. игрок под № 4 обратимые реакции

3 команда:

  1. игрок под № 1 реакции горения

  2. игрок под № 2 кислоты

  3. игрок под № 3 химические уравнения

  4. игрок под № 4 закон сохранения массы веществ

Станция № 3 «Ожившие схемы»

Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции (записывают по очереди на магнитной доске, обмениваются своими МЛ записывают уравнения друг у друга). За верное выполнение задания команда получает 4 мили.7 мин

1 группа: N2 NO NO2 HNO3 NaNO3

1) N2 + O2 = 2NO (II)

2) 2NO + O2 = 2NO2

3) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

4) Na2CO3 + 2H2NO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O

2 группа: S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4

1) S + O2 = SO2

2) 2 SO2 + O2 = 2SO3

3) SO3 + H2O = H2SO4

4) 2NaCl + H2SO4 (конц.) = Na2SO4 + 2HCl

3 группа: P P2O3 P2O5 H3PO4 Сa3(PO4)2

1) 4P + 3O2 = 2P2O3

2) P2O3 + O2 = P2O5

3) P2O5 + 3 H2O = 2H3PO4

4) 3CaO + 2H3PO4 (разб) = Сa3(PO4)2 + 3H2O


Химическая пауза:

Игра со зрителями (во время выполнения задания с цепочками превращений, ассистент учителя проводит игру со зрителями, мили, полученные зрителями, отдаются командам):

  1. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).

  2. Какой элемент всегда рад? (Радон).

  3. Какой неметалл является лесом? (Бор).

  4. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).

  5. В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).

  6. От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).

  7. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).

  8. Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).

  9. Как получить воду из огня? (При горении водорода).

  10. Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).

Станция № 4 «Агент 007» 10 мин

4 типа реакций

Учитель: Перед вами конверт с заданием, ваша задача по предложенным данным, определить какой тип реакции преобладает в вашем конверте, записать уравнения, дать название соединениям, провести опыт.

Экзо-, эндотермические реакции

1 группа:

Реакции обмена (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт щелочь (фенолфталеин) + кислота)

1. 2NaOH+CuSO4= Cu(OH)2 +Na2SO4 (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)

2. Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2 (реакция протекает до конца, т.к. образуется газ)

3.BaCl2 + 2AgNO3 = Ba(NO3)2 + 2AgCl (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)

4. MgCl2 + K2SO4 = MgSO4 + KCl (реакция не протекает до конца, т.к. все соединения растворимы и не образуется осадка, газа или воды)


2 группа:

Реакции замещения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт цинк + соляная кислота)

1. Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

2. Cu + 2AgNO3(р-р) = Cu(NO3)2(р-р) + 2Ag

3. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

4. PbO2 + C = Pb + CO2


3 группа

Реакции соединения и разложения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт разложение пероксида водорода с использованием оксида марганца(IV))

  1. 2H2O2 = 2H2O + O2

  2. Cu(OH)2= CuO + H2O

  3. Li2O + H2O = 2LiOH

  4. 2Ca + O2 = 2CaO

Предварительное подведение итогов


Станция № 5 «Точных расчетов» 10 мин

Решить задачу (за верно решенную задачу 2 мили).

1 группа: Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.


2 группа: Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди.

3 группа: Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой.

Если останется время, провести тест (3 мин):

IV.Тест для учащихся

1. Перечислите признаки химических реакций

(Выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, изменение окраски, появление запаха)

2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na2O + H2O = 2NaOH;

2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

3) Na + H2O = Na2O+H2


Подведение итогов, награждение победителей(2 мин).

V. Д/з: повторить параграфы 26-34, выполнить задания на карточках.

































Лист ответов 1 группа

Игроки:

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Станция № 1 «Разминка». Заполните таблицу, разделив физические и химические явления: засахаривание варенья, горение дров, гниение листьев, выпаривание воды, запах духов, окисление железа.

Физические явления

Химические явления










Станция № 3 «Ожившие схемы»

Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции:

1 группа: N2 NO NO2 HNO3 NaNO3

1)

2)

3)

4)

Станция № 4 «Агент 007»

1 группа «Реакции обмена»

1)


2)


3)


4)


Станция № 5 «Точных расчетов». Решить задачу.

1 группа: Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.







Лист ответов 2 группа

Игроки:

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Станция № 1 «Разминка». Заполните таблицу, разделив физические и химические явления: прокисание молока, кристаллизация воды, обугливание крахмала, таянье снега, плавление парафина, почернение лучины.

Физические явления

Химические явления










Станция № 3 «Ожившие схемы»

Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции:

2 группа: S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4

1)

2)

3)

4)

Станция № 4 «Агент 007»

2 группа: Реакции замещения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт цинк + соляная кислота)

1)


2)


3)


4)


Станция № 5 «Точных расчетов». Решить задачу.

2 группа: Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди.







Лист ответов 3 группа

Игроки:

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Станция № 1 «Разминка». Заполните таблицу, разделив физические и химические явления: горение серы в кислороде, вытягивание медной проволоки, горение газа на кухне, измельчение мела, прогоркание масла, появление росы.

Физические явления

Химические явления










Станция № 3 «Ожившие схемы»

Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции:

3 группа: P P2O3 P2O5 H3PO4 Сa3(PO4)2

1)

2)

3)

4)

Станция № 4 «Агент 007»

3 группа: Реакции соединения и разложения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт разложение пероксида водорода с использованием оксида марганца(IV))

1)


2)


3)


4)


Станция № 5 «Точных расчетов». Решить задачу.

3 группа: Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой.






Тест для учащихся

1. Перечислите признаки химических реакций



2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na2O + H2O = 2NaOH;

2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

3) Na + H2O = Na2O+H2


Тест для учащихся

1. Перечислите признаки химических реакций



2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na2O + H2O = 2NaOH;

2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

3) Na + H2O = Na2O+H2


Тест для учащихся

1. Перечислите признаки химических реакций



2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na2O + H2O = 2NaOH;

2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

3) Na + H2O = Na2O+H2


Тест для учащихся

1. Перечислите признаки химических реакций



2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na2O + H2O = 2NaOH;

2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

3) Na + H2O = Na2O+H2




Протокол игры

Конкурсы:

Команды

Примечания:

1

2

3






Станция № 1

«Разминка»






Станция № 2 «Терминологическая тропа»






Станция № 3 «Ожившие схемы»






Станция № 4 «Агент 007»





Станция № 5 «Точных расчетов»





Химическая пауза






Предварительные итоги





Итоги
























Станция № 1 «Разминка»

Из предложенного списка, найдите соответствие (за верное выполнение 6 миль):

а) физические явления

б) химические явления

1 группа:


Физические явления

Химические явления

засахаривание варенья,

выпаривание воды,

запах духов.

горение дров,

гниение листьев,

окисление железа.


2 группа:

Физические явления

Химические явления

кристаллизация воды,

таянье снега,

плавление парафина.

прокисание молока,

обугливание крахмала,

почернение лучины.


3 группа:

Физические явления

Химические явления

вытягивание медной проволоки,

измельчение мела,

появление росы.

горение серы в кислороде,

горение газа на кухне,

прогоркание масла.


Станция № 2 «Терминологическая тропа»

Дать определение понятиям:

(максимальное кол-во миль для каждой команды – 4)

физические явления

основания

соли

экзотермические реакции

химические явления

оксиды

катализаторы (ферменты)

обратимые реакции

реакции горения

кислоты

химические уравнения

закон сохранения массы веществ


Станция № 3 «Ожившие схемы»

Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции. За верное выполнение задания команда получает 4 мили.

1 группа: N2 NO NO2 HNO3 NaNO3

1) N2 + O2 = 2NO (II)

2) 2NO + O2 = 2NO2

3) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

4) Na2CO3 + 2H2NO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O

2 группа: S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4

1) S + O2 = SO2

2) 2 SO2 + O2 = 2SO3

3) SO3 + H2O = H2SO4

4) 2NaCl + H2SO4 (конц.) = Na2SO4 + 2HCl

3 группа: P P2O3 P2O5 H3PO4 Сa3(PO4)2

1) 4P + 3O2 = 2P2O3

2) P2O3 + O2 = P2O5

3) P2O5 + 3 H2O = 2H3PO4

4) 3CaO + 2H3PO4 (разб) = Сa3(PO4)2 + 3H2O

Станция № 4 «Агент 007» 10 мин

(за каждое верно записанное уравнение и название соединений 1 миля, за верное проведение (по ТБ) опыта 2 мили, итого 6 миль)

1 группа:

Реакции обмена (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт щелочь (фенолфталеин) + кислота)

1. 2NaOH+CuSO4= Cu(OH)2 +Na2SO4 (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)

2. Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2 (реакция протекает до конца, т.к. образуется газ)

3.BaCl2 + 2AgNO3 = Ba(NO3)2 + 2AgCl (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)

4. MgCl2 + K2SO4 = MgSO4 + KCl (реакция не протекает до конца, т.к. все соединения растворимы и не образуется осадка, газа или воды)


2 группа:

Реакции замещения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт цинк + соляная кислота)

1. Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

2. Cu + 2AgNO3(р-р) = Cu(NO3)2(р-р) + 2Ag

3. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

4. PbO2 + C = Pb + CO2


3 группа

Реакции соединения и разложения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт разложение пероксида водорода с использованием оксида марганца(IV))

  1. 2H2O2 = 2H2O + O2

  2. Cu(OH)2= CuO + H2O

  3. Li2O + H2O = 2LiOH

  4. 2Ca + O2 = 2CaO

Станция № 5 «Точных расчетов» 10 мин

Решить задачу (за верно решенную задачу 2 мили).

1 группа: Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.

2 группа: Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди.

3 группа: Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой.





3 группа





  1. H2O2 =











  1. Cu(OH)2=













  1. Li2O + H2O =












  1. Ca + O2 =

































1 группа





  1. NaOH+CuSO4=











  1. Na2CO3 + HNO3 =












  1. BaCl2 + AgNO3 =












  1. MgCl2 + K2SO4 =









2 группа





  1. Fe2O3 + Al =











  1. Cu + AgNO3(р-р) =












  1. Zn + HCl =












  1. PbO2 + C =












Карточка № 1

Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции:

  1. BaCl2 + Na2SO4 =

  2. Mg + AlCl3 =

  3. KClO3 =

Задание № 2.

Записать уравнения, расставить коэффициенты:

  1. Магний + кислород = оксид магния

  2. Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород

  3. Оксид кальция + серная кислота = сульфат кальция + вода

  4. Вода = водород + кислород

Задание № 3. Решить задачу:

Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II).

Карточка № 2

Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции:

  1. SO3 + H2O =

  2. Fe(OH)3 =

  3. Fe2O3 + Al =

Задание № 2.

Записать уравнения, расставить коэффициенты:

  1. Алюминий + сера = сульфид алюминия

  2. Железо + сульфат меди(II) = сульфат железа (II) + медь

  3. Оксид ртути (II) = ртуть + кислород

  4. Соляная кислота + гидроксид кальция = хлорид кальция + вода

Задание № 3. Решить задачу:

В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли.

Карточка № 1

Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции:

  1. BaCl2 + Na2SO4 =

  2. Mg + AlCl3 =

  3. KClO3 =

Задание № 2.

Записать уравнения, расставить коэффициенты:

  1. Магний + кислород = оксид магния

  2. Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород

  3. Оксид кальция + серная кислота = сульфат кальция + вода

  4. Вода = водород + кислород

Задание № 3. Решить задачу:

Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II).

Карточка № 2

Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции:

  1. SO3 + H2O =

  2. Fe(OH)3 =

  3. Fe2O3 + Al =

Задание № 2.

Записать уравнения, расставить коэффициенты:

  1. Алюминий + сера = сульфид алюминия

  2. Железо + сульфат меди(II) = сульфат железа (II) + медь

  3. Оксид ртути (II) = ртуть + кислород

  4. Соляная кислота + гидроксид кальция = хлорид кальция + вода

Задание № 3. Решить задачу:

В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли.

Карточка № 1

Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции:

  1. BaCl2 + Na2SO4 =

  2. Mg + AlCl3 =

  3. KClO3 =

Задание № 2.

Записать уравнения, расставить коэффициенты:

  1. Магний + кислород = оксид магния

  2. Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород

  3. Оксид кальция + серная кислота = сульфат кальция + вода

  4. Вода = водород + кислород

Задание № 3. Решить задачу:

Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II).

Карточка № 2

Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции:

  1. SO3 + H2O =

  2. Fe(OH)3 =

  3. Fe2O3 + Al =

Задание № 2.

Записать уравнения, расставить коэффициенты:

  1. Алюминий + сера = сульфид алюминия

  2. Железо + сульфат меди(II) = сульфат железа (II) + медь

  3. Оксид ртути (II) = ртуть + кислород

  4. Соляная кислота + гидроксид кальция = хлорид кальция + вода

Задание № 3. Решить задачу:

В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли.






Реакции замещения





Реакции обмена





Реакции разложения и соединения










1 группа


2 группа


3 группа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!