ИГРА «Путешествие в мир химии»
Цель мероприятия, его воспитательные и развивающие задачи:
Повысить интерес учащихся к изучению предмета.
Обобщить и закрепить знания по теме «Изменения, происходящие с веществами
Обогатить интеллект и кругозор дополнительными знаниями по химии.
Вызвать положительные эмоции.
В игре используются следующие педагогические технологии: продуктивные технологии (мэнэдж мэт, тайм, конэрс), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Игра проводится в виде путешествия по станциям. Класс делится на три команды по 4-5 человек. Командам дается задание подготовить название. Игра начинается с представления участников и членов жюри.
Ход урока
I. Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга, и улыбнитесь, посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и поприветствуйте их.
Сегодня у нас необычный урок, а самый настоящее химическое путешествие, которое поможет нам повторить изученный материал и подготовиться к контрольной работе. Во время игры вы посетите 5 станции и за верное выполнения заданий будете получать мили, побеждает команда набравшая большее количество милей.
В качестве домашнего задания вам предлагалось придумать названия своим командам. Пожалуйста, представьтесь!
(представление команд) (3 мин)
Учитель: Друзья, скажите, а какие знаменательные даты в химии в этом году мы чествуем? (150 лет периодическому закону и 185 лет Д.И. Менделееву)
II. Менделеевская пятиминутка.(5 мин)
Выступление Улитиной Карины.
- Одним из заблуждений является факт о том, что Д.И. Менделеев увидел свою периодическую систему во сне. Известно, что ученый даже обижался, когда у него спрашивали об этом. Он заявлял, что периодическая таблица химических элементов – это плод тяжелого двадцатилетнего труда, а не иллюзия, увиденная во сне. Официальной датой открытия Периодического закона является 1 марта 1869 года.
- Научная работа отнимала много сил у Д.И.Менделеева, но он все же находил время и для своего досуга - игра в шахматы, литература, музыка, балет. Особенно ему нравился балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро", опера М.И.Глинки "Иван Сусанин" и стихотворение Тютчева "Молчание!"
- Дмитрий Иванович трепетно относился к своей работе педагога. Он стоял у истоков высшего женского образования в России. Был в числе первых лекторов на Высших женских курсах.
III.Учитель: Друзья, мы отправляемся в путь и первая станция, которую мы посетим «Разминка»
Задание № 1. Из предложенного списка, найдите соответствие (за верное выполнение 3 мили): (3 мин)
а) физические явления
б) химические явления
1 группа: засахаривание варенья, горение дров, гниение листьев, выпаривание воды, запах духов, окисление железа.
2 группа: прокисание молока, кристаллизация воды, обугливание крахмала, таянье снега, плавление парафина, почернение лучины.
3 группа: горение серы в кислороде, вытягивание медной проволоки, горение газа на кухне, измельчение мела, прогоркание масла, появление росы.
Станция № 2 «Терминологическая тропа»
Задание № 2. Дать определение понятиям:
Учитель: а сейчас узнаем, как хорошо вы знаете термины по данной теме? (максимальное кол-во милей для каждой команды – 4) (5 мин)
1 команда:
игрок под № 1 физические явления
игрок под № 2 основания
игрок под № 3 соли
игрок под № 4 экзотермические реакции
2 команда:
игрок под № 1 химические явления
игрок под № 2 оксиды
игрок под № 3катализаторы (ферменты)
игрок под № 4 обратимые реакции
3 команда:
игрок под № 1 реакции горения
игрок под № 2 кислоты
игрок под № 3 химические уравнения
игрок под № 4 закон сохранения массы веществ
Станция № 3 «Ожившие схемы»
Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции (записывают по очереди на магнитной доске, обмениваются своими МЛ записывают уравнения друг у друга). За верное выполнение задания команда получает 4 мили.7 мин
1 группа: N2 NO NO2 HNO3 NaNO3
1) N2 + O2 = 2NO (II)
2) 2NO + O2 = 2NO2
3) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
4) Na2CO3 + 2H2NO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
2 группа: S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4
1) S + O2 = SO2
2) 2 SO2 + O2 = 2SO3
3) SO3 + H2O = H2SO4
4) 2NaCl + H2SO4 (конц.) = Na2SO4 + 2HCl
3 группа: P P2O3 P2O5 H3PO4 Сa3(PO4)2
1) 4P + 3O2 = 2P2O3
2) P2O3 + O2 = P2O5
3) P2O5 + 3 H2O = 2H3PO4
4) 3CaO + 2H3PO4 (разб) = Сa3(PO4)2 + 3H2O
Химическая пауза:
Игра со зрителями (во время выполнения задания с цепочками превращений, ассистент учителя проводит игру со зрителями, мили, полученные зрителями, отдаются командам):
Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).
Какой элемент всегда рад? (Радон).
Какой неметалл является лесом? (Бор).
Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).
В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).
От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).
Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).
Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).
Как получить воду из огня? (При горении водорода).
Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).
Станция № 4 «Агент 007» 10 мин
4 типа реакций
Учитель: Перед вами конверт с заданием, ваша задача по предложенным данным, определить какой тип реакции преобладает в вашем конверте, записать уравнения, дать название соединениям, провести опыт.
Экзо-, эндотермические реакции
1 группа:
Реакции обмена (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт щелочь (фенолфталеин) + кислота)
1. 2NaOH+CuSO4= Cu(OH)2 +Na2SO4 (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)
2. Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2 (реакция протекает до конца, т.к. образуется газ)
3.BaCl2 + 2AgNO3 = Ba(NO3)2 + 2AgCl (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)
4. MgCl2 + K2SO4 = MgSO4 + KCl (реакция не протекает до конца, т.к. все соединения растворимы и не образуется осадка, газа или воды)
2 группа:
Реакции замещения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт цинк + соляная кислота)
1. Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
2. Cu + 2AgNO3(р-р) = Cu(NO3)2(р-р) + 2Ag
3. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
4. PbO2 + C = Pb + CO2
3 группа
Реакции соединения и разложения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт разложение пероксида водорода с использованием оксида марганца(IV))
2H2O2 = 2H2O + O2
Cu(OH)2= CuO + H2O
Li2O + H2O = 2LiOH
2Ca + O2 = 2CaO
Предварительное подведение итогов
Станция № 5 «Точных расчетов» 10 мин
Решить задачу (за верно решенную задачу 2 мили).
1 группа: Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.
2 группа: Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди.
3 группа: Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой.
Если останется время, провести тест (3 мин):
IV.Тест для учащихся
1. Перечислите признаки химических реакций
(Выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, изменение окраски, появление запаха)
2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.
3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.
1) Na2O + H2O = 2NaOH;
2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;
3) Na + H2O = Na2O+H2
Подведение итогов, награждение победителей(2 мин).
V. Д/з: повторить параграфы 26-34, выполнить задания на карточках.
Лист ответов 1 группа
Игроки:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Станция № 1 «Разминка». Заполните таблицу, разделив физические и химические явления: засахаривание варенья, горение дров, гниение листьев, выпаривание воды, запах духов, окисление железа.
Физические явления | Химические явления |
| |
Станция № 3 «Ожившие схемы»
Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции:
1 группа: N2 NO NO2 HNO3 NaNO3
1)
2)
3)
4)
Станция № 4 «Агент 007»
1 группа «Реакции обмена»
1)
2)
3)
4)
Станция № 5 «Точных расчетов». Решить задачу.
1 группа: Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.
Лист ответов 2 группа
Игроки:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Станция № 1 «Разминка». Заполните таблицу, разделив физические и химические явления: прокисание молока, кристаллизация воды, обугливание крахмала, таянье снега, плавление парафина, почернение лучины.
Физические явления | Химические явления |
| |
Станция № 3 «Ожившие схемы»
Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции:
2 группа: S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4
1)
2)
3)
4)
Станция № 4 «Агент 007»
2 группа: Реакции замещения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт цинк + соляная кислота)
1)
2)
3)
4)
Станция № 5 «Точных расчетов». Решить задачу.
2 группа: Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди.
Лист ответов 3 группа
Игроки:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Станция № 1 «Разминка». Заполните таблицу, разделив физические и химические явления: горение серы в кислороде, вытягивание медной проволоки, горение газа на кухне, измельчение мела, прогоркание масла, появление росы.
Физические явления | Химические явления |
| |
Станция № 3 «Ожившие схемы»
Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции:
3 группа: P P2O3 P2O5 H3PO4 Сa3(PO4)2
1)
2)
3)
4)
Станция № 4 «Агент 007»
3 группа: Реакции соединения и разложения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт разложение пероксида водорода с использованием оксида марганца(IV))
1)
2)
3)
4)
Станция № 5 «Точных расчетов». Решить задачу.
3 группа: Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой.
Тест для учащихся
1. Перечислите признаки химических реакций
2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.
3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.
1) Na2O + H2O = 2NaOH;
2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;
3) Na + H2O = Na2O+H2
Тест для учащихся
1. Перечислите признаки химических реакций
2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.
3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.
1) Na2O + H2O = 2NaOH;
2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;
3) Na + H2O = Na2O+H2
Тест для учащихся
1. Перечислите признаки химических реакций
2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.
3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.
1) Na2O + H2O = 2NaOH;
2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;
3) Na + H2O = Na2O+H2
Тест для учащихся
1. Перечислите признаки химических реакций
2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.
3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.
1) Na2O + H2O = 2NaOH;
2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;
3) Na + H2O = Na2O+H2
Протокол игры
Конкурсы: | Команды | Примечания: |
1 | 2 | 3 | |
| | | |
Станция № 1 «Разминка» | | | | |
Станция № 2 «Терминологическая тропа» | | | | |
Станция № 3 «Ожившие схемы» | | | | |
Станция № 4 «Агент 007» | | | | |
Станция № 5 «Точных расчетов» | | | | |
Химическая пауза | | | | |
Предварительные итоги | | | | |
Итоги | | | | |
Станция № 1 «Разминка»
Из предложенного списка, найдите соответствие (за верное выполнение 6 миль):
а) физические явления
б) химические явления
1 группа:
Физические явления | Химические явления |
засахаривание варенья, выпаривание воды, запах духов. | горение дров, гниение листьев, окисление железа. |
2 группа:
Физические явления | Химические явления |
кристаллизация воды, таянье снега, плавление парафина. | прокисание молока, обугливание крахмала, почернение лучины. |
3 группа:
Физические явления | Химические явления |
вытягивание медной проволоки, измельчение мела, появление росы. | горение серы в кислороде, горение газа на кухне, прогоркание масла. |
Станция № 2 «Терминологическая тропа»
Дать определение понятиям:
(максимальное кол-во миль для каждой команды – 4)
физические явления
основания
соли
экзотермические реакции
химические явления
оксиды
катализаторы (ферменты)
обратимые реакции
реакции горения
кислоты
химические уравнения
закон сохранения массы веществ
Станция № 3 «Ожившие схемы»
Перед вами цепочки превращений, ваша задача записать уравнения реакций (расставить коэффициенты), определить тип реакции. За верное выполнение задания команда получает 4 мили.
1 группа: N2 NO NO2 HNO3 NaNO3
1) N2 + O2 = 2NO (II)
2) 2NO + O2 = 2NO2
3) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
4) Na2CO3 + 2H2NO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
2 группа: S SO2 SO3 H2SO4 Na2SO4
1) S + O2 = SO2
2) 2 SO2 + O2 = 2SO3
3) SO3 + H2O = H2SO4
4) 2NaCl + H2SO4 (конц.) = Na2SO4 + 2HCl
3 группа: P P2O3 P2O5 H3PO4 Сa3(PO4)2
1) 4P + 3O2 = 2P2O3
2) P2O3 + O2 = P2O5
3) P2O5 + 3 H2O = 2H3PO4
4) 3CaO + 2H3PO4 (разб) = Сa3(PO4)2 + 3H2O
Станция № 4 «Агент 007» 10 мин
(за каждое верно записанное уравнение и название соединений 1 миля, за верное проведение (по ТБ) опыта 2 мили, итого 6 миль)
1 группа:
Реакции обмена (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт щелочь (фенолфталеин) + кислота)
1. 2NaOH+CuSO4= Cu(OH)2 +Na2SO4 (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)
2. Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2 (реакция протекает до конца, т.к. образуется газ)
3.BaCl2 + 2AgNO3 = Ba(NO3)2 + 2AgCl (реакция протекает до конца, т.к. выпадает осадок)
4. MgCl2 + K2SO4 = MgSO4 + KCl (реакция не протекает до конца, т.к. все соединения растворимы и не образуется осадка, газа или воды)
2 группа:
Реакции замещения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт цинк + соляная кислота)
1. Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
2. Cu + 2AgNO3(р-р) = Cu(NO3)2(р-р) + 2Ag
3. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
4. PbO2 + C = Pb + CO2
3 группа
Реакции соединения и разложения (записать уравнения реакции, дать название соединениям, провести опыт разложение пероксида водорода с использованием оксида марганца(IV))
2H2O2 = 2H2O + O2
Cu(OH)2= CuO + H2O
Li2O + H2O = 2LiOH
2Ca + O2 = 2CaO
Станция № 5 «Точных расчетов» 10 мин
Решить задачу (за верно решенную задачу 2 мили).
1 группа: Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.
2 группа: Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди.
3 группа: Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой.
3 группа
H2O2 = | Cu(OH)2= |
Li2O + H2O = | Ca + O2 = |
1 группа
NaOH+CuSO4= | Na2CO3 + HNO3 = |
BaCl2 + AgNO3 = | MgCl2 + K2SO4 = |
2 группа
Fe2O3 + Al = | Cu + AgNO3(р-р) = |
Zn + HCl = | PbO2 + C = |
Карточка № 1 Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции: BaCl2 + Na2SO4 = Mg + AlCl3 = KClO3 = Задание № 2. Записать уравнения, расставить коэффициенты: Магний + кислород = оксид магния Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород Оксид кальция + серная кислота = сульфат кальция + вода Вода = водород + кислород Задание № 3. Решить задачу: Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II). | Карточка № 2 Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции: SO3 + H2O = Fe(OH)3 = Fe2O3 + Al = Задание № 2. Записать уравнения, расставить коэффициенты: Алюминий + сера = сульфид алюминия Железо + сульфат меди(II) = сульфат железа (II) + медь Оксид ртути (II) = ртуть + кислород Соляная кислота + гидроксид кальция = хлорид кальция + вода Задание № 3. Решить задачу: В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли. |
Карточка № 1 Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции: BaCl2 + Na2SO4 = Mg + AlCl3 = KClO3 = Задание № 2. Записать уравнения, расставить коэффициенты: Магний + кислород = оксид магния Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород Оксид кальция + серная кислота = сульфат кальция + вода Вода = водород + кислород Задание № 3. Решить задачу: Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II). | Карточка № 2 Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции: SO3 + H2O = Fe(OH)3 = Fe2O3 + Al = Задание № 2. Записать уравнения, расставить коэффициенты: Алюминий + сера = сульфид алюминия Железо + сульфат меди(II) = сульфат железа (II) + медь Оксид ртути (II) = ртуть + кислород Соляная кислота + гидроксид кальция = хлорид кальция + вода Задание № 3. Решить задачу: В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли. |
Карточка № 1 Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции: BaCl2 + Na2SO4 = Mg + AlCl3 = KClO3 = Задание № 2. Записать уравнения, расставить коэффициенты: Магний + кислород = оксид магния Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород Оксид кальция + серная кислота = сульфат кальция + вода Вода = водород + кислород Задание № 3. Решить задачу: Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II). | Карточка № 2 Задание №1. Запиши реакции, определите тип реакции: SO3 + H2O = Fe(OH)3 = Fe2O3 + Al = Задание № 2. Записать уравнения, расставить коэффициенты: Алюминий + сера = сульфид алюминия Железо + сульфат меди(II) = сульфат железа (II) + медь Оксид ртути (II) = ртуть + кислород Соляная кислота + гидроксид кальция = хлорид кальция + вода Задание № 3. Решить задачу: В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли. |
Реакции замещения
Реакции обмена
Реакции разложения и соединения
1 группа
2 группа
3 группа