СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Эпоха Петра Великого"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Эпоха Петра Великого"»

Урок - игра

По теме: эпоха Петра Великого

Форма: игра «Умницы и умники»

Правила игры: Учащиеся в зале называются теоретиками. За каждый правильный ответ в отборочном туре теоретик получает орден. Заработав, 4 ордена, теоретик становится агонистом, то есть участником агона (тура). Перед каждым агоном проходит отборочный тур. Игра состоит из 4 агонов, каждый из которых содержит три дорожки: красную (два вопроса, но нельзя ошибаться), жёлтую (три вопроса, можно ошибиться один раз), зелёную(четыре вопроса, можно ошибиться два раза). Теоретик, набравший первым ордена, имеет право выбрать дорожку.

По итогам трёх агонов, определяются финалисты, которые участвуют в 4 агоне, где выбор дорожки предлагается тому участнику, который назовёт большее количество имён участников Северной войны. ( количество вопросов на дорожках остаётся прежним).

Игру судят – уважаемый ареопаг (судьи – преподаватели).


Вопросы отборочных туров

I отборочный тур

  1. Назовите близких Петру людей, которые участвовали в его «потешных играх», а в последствии стали его помощниками.

  2. Назовите город, в котором в 1693 году находился единственный порт России.

  3. В 1689 году власть оказалась в руках матери Петра I. Назовите её.

  4. Назовите село под Москвой, в котором Пётр устраивал «потешные игры».

  5. Назовите, каким по счёту правящим императором был Пётр I.

  6. Назовите озеро, на котором стояло село Преображенское.

  7. Вспомните, в каком году и где был построен первый русский военный корабль.

  8. Назовите море, по которому Пётр впервые совершил плавание.

  9. Опишите флаг, придуманный Петром для российского флота.

  10. Назовите деревню, у которой была сооружена крепость, для репетиции войны.

  11. Назовите количество человек - участников похода к Азову.

  12. Вспомните, сколько времени длилась осада Азова.

  13. Назовите трёх командующих, которые руководили русской армией у стен турецкой крепости.

  14. Назовите месяц и год, когда был издан указ о строительстве флота.

  15. Ответьте, чем закончился 1 поход на Азов.

  16. Ответьте, чем закончился 2 поход на Азов.

  17. Назовите фамилию человека, который возглавил Великое посольство.

  18. Назовите фамилию человека, который руководил посольским приказом.

  19. Назовите число персон, вошедшее в Великое посольство.

  20. Назовите месяц и год, когда Великое посольство выехало из Москвы.


II отборочный тур

  1. Какая фамилия была у Петра I?

  2. Каким по счёту руководителем государства из династии Романовых был Пётр I?

  3. Как звали первую жену Петра?

  4. Какой год в истории России был самым коротким и почему?

  5. Какое действие Петр совершил по возвращению из-за границы 25 августа 1698 года?

  6. Что означает- «стрелецкое разорение»?

  7. Какие изменения, кроме бритья бород, царь вносил в жизнь русских людей?

  8. В каком городе в 1699-1701 гг. вышли первые книги на русском языке?

  9. Какой высший законодательный и судебный действовал при Петре?

  10. Где и когда в Москве профессор Абердинского университета Генри Ферварсон начал преподавать математику?

  11. Каким шрифтом печатали книги по артиллерии, механики, истории, астрономии в Москве?

  12. Как назывался приказ в Москве, в ведомство которого входили полицейские функции?

  13. Как в Москве назывался орган городского самоуправления?

  14. Как назывались органы городского самоуправления в других городах?

  15. Какой орден был учреждён 10 марта 1699 года?

  16. Кто был назначен патриархом в 1700 году после смерти Адриана?

  17. Какова главная задача Ратуши и земских изб?


III отборочный тур

  1. Сколько времени шли переговоры с Турцией в 1700 году о перемирии?

  2. Когда Россия начала войну со Швецией за выход к Балтике?

  3. Кто был послан Петром на переговоры с Турцией? Назовите его имя.

  4. Как звали человека, который с помощью Петра I превратился в крупнейшего уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII-XIX вв.

  5. Как назывался государственный орган, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте процветании крупного и мелкого производства?

  6. Где в 1704 году построили первый в России сереброплавильный завод?

  7. В каких городах, кроме Петербурга, появились новые оружейные заводы?

  8. Какой город стал центром текстильной промышленности при Петре?

  9. Каких людей в петровскую эпоху называли подлыми?

  10. Какие горожане составляли первую гильдию?

  11. Что такое шляхетство?

  12. Какой государственный орган управления Петр I называл «конзилией министров».

  13. Что такое Синод?

  14. Какой орган управления пришёл на смену приказа?

  15. Какой орган государственного управления был учреждён в 1711 году?

  16. Какие функции выполняли секаторы?

  17. На сколько губерний разделил страну Петр с1708 по 1710 гг.?

  18. Сколько губерний было в 1719 году?

  19. Как назывались мелкие территориальные единицы?

Вопросы агонов

I агон

Тема: Начало славных дел Петра

Красная дорожка

  1. Князь Б.И.Куракин писал: «правление весьма не порядочное, мздоимство великое и кража государственная».

Вопрос: О каком периоде правления писал князь?

  1. Ему принадлежит особая роль в период правления Петра I: до самой смерти он возглавлял Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. Пользуясь доверием царя, первым в России получил чин генералиссимуса. В окружении Петра I его величали князем-кесарем.

Вопрос: О ком идёт речь?

Жёлтая дорожка

  1. В январе 1695 года всем служилым людям объявили: «собираться для похода на Крым ».

Вопрос: Кто возглавил этот поход? И с каким результатом он завершился?

  1. Редкостный стяжатель единственный человек, удостоенный титулом князя при Петре I. Ловкий и услужливый, невежественный (не умел толком имя своё написать), царский любимец. Пословица «Из грязи в князи» - о нём.

Вопрос: О ком идёт речь?

  1. Какое значение имели потешные игры для России и самого Петра?

Зелёная дорожка

  1. Какова причина провала первого похода на Азов?

  2. Участвуя в великом посольстве, царя привлекало одно обстоятельство. Он писал: «Весело слушать, когда подданные открыто, говорят своему государю правду; вот чему надо учиться у англичан».

Вопрос: В какой ситуации происходило данное действие? И как Петр об этом узнал?

  1. Впервые создал систему светских школ, церковно-славянский шрифт заменил на гражданский. Как-то произнёс тост: «Да здравствует тот, кто любит Бога, меня и отечество».

Вопрос: О ком идёт речь?

  1. Какова была цель Великого посольства?

II агон

Тема: Первые новшества

Красная дорожка

  1. По указу Петра I от 16 января 1705 года во всех городах со всех богатых купцов брать по 100 рублей в год, дворян и чиновников – 60 рублей, горожан – 30 рублей, а с крестьян – по копейке при въезде в город и выезде из него за уклонение от определённого указа.

Вопрос: За что именно бралась плата?

  1. Находясь с Великим посольством в Вене, Петр получил письмо из Москвы от князя – кесаря, которое нарушило его дальнейшие планы.

Вопрос: Что было в том письме?

Жёлтая дорожка

  1. Какие изменения приказал внести Петр в покрой мужского платья?

  2. С началом кораблестроения, мореплавания, артиллерийского дела и строительства крепостей остро встал вопрос о необходимости специалистов в этих областях.

Вопрос: Что предпринял Петр в этой ситуации?

  1. Какие политические дела вёл Петр самостоятельно, в отличии от своих предшественников на русском престоле?

Зелёная дорожка

  1. В связи, с каким событием царь прекратил расформировывать стрелецкие полки?

  2. Всю жизнь Петр как правитель оставался абсолютным монархом.

Вопрос: Как объяснить, что высшим законодательным и судебным органом при Петре оставалась Боярская Дума?

3. Что Петр I изменил в положении церкви?

4. С какой целью были созданы органы городского самоуправления?

III агон

Тема: Реформы Петра

Красная дорожка

  1. Однажды Петр, обращаясь в письме к супруге Екатерине, кратко и метко определил круг и суть своих обязанностей: «Мы, слава Богу, здоровы, только зело тяжело жить, ибо я левшою не умею владеть, а в одной правой руке принуждён держать шпагу и перо».

Вопрос: О каких обязанностях говориться в письме?

  1. 27 апреля вышел царский указ.

Вопрос: О чём этот указ?

Жёлтая дорожка

  1. Петр проводил протекционистскую политику.

Вопрос: Объясните это понятие.

  1. Какими привилегиями пользовались купцы-владельцы мануфактур и купцы, торговавшие с заморскими странами, и почему?

  2. 24 января 1722 года был издан закон о новом чиновном делении.

Вопрос: Что это за закон? Объясните его суть.

Зелёная дорожка

    1. Кто такие фискалы? Какими привилегиями они пользовались? Какие функции выполняли?

    2. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний

Вопрос: Назовите их.

3. Как назывался человек, который возглавлял губернию? Какой властью он

обладал?

4. Какие изменения в деление дворян на чины внёс «Табель о рангах»?


IV агон

Тема: Северная война

Красная дорожка

  1. Почему России нужен был выход к Балтийскому морю?

  2. Чем отличались регулярные полки от солдатских, рейтарских, драгунских?

Жёлтая дорожка

  1. На сколько лет Петр I заключил мир с Турцией перед Северной войной?

  2. Почему русская армия потерпела поражение на реке Нарве?

  3. Как назывался союз России, Дании, Саксонии в 1700 году?

Зелёная дорожка

  1. Какую ошибку совершил шведский король после победы на Нарве?

  2. В результате, какой битвы, после, которой состоялся праздничный обед, Пётр I произнёс тост: «За здоровье учителей, за шведов!»

  3. Какое событие, произошло 27 июля 1714 года и какое значение оно имело для исхода Северной войны?

  4. Где и когда произошло подписание мирного договора между Швецией и Россией? Каковы были его результаты?





























Ответы

По теме: эпоха Петра Великого

Форма: игра «Умники и умницы»

I отборочный тур

  1. 7 человек:

а) Патрик Гордон,

б) Франц Лефорт,

в) Меньшиков,

г) Апраксин,

д) Головин,

е) Головкин,

ж)Ромодановский;

  1. Архангельск;

  2. Наталья Кирилловна Нарышкина;

  3. Преображенское;

  4. Первым;

  5. Переяславское;

  6. В 1691 году на Переяславском озере;

  7. По Белому;

  8. Триколор (красный, синий, белый);

  9. Под Кожухова;

  10. 31 тысяча;

  11. 3 месяца;

  12. Головин, Гордон, Лефорт;

  13. Январь 1696 года;

  14. Отступлением русской армии;

  15. Капитуляцией турецкого гарнизона;

  16. Генерал-адмирал Лефорт;

  17. Комиссар Головин;

  18. Более 250 персон;

  19. Март 1697 года.

II отборочный тур

  1. Романов.

  2. Шестым.

  3. Евдокия Фёдоровна Лопухина.

  4. 1699 год, по указу Петра I, празднование Нового года перенесено с 1 сентября на 1 января.

  5. Отрезая бороды у бояр.

  6. Стрельцов вместе с семьями высылали в разные города и там записывали в посадские люди.

  7. а) умение обходиться в обществе,

б) ношение париков,

в) изменение покроя одежды по европейскому образцу.

  1. Амстердам.

  2. Боярская дума.

  3. В 1701 году в навигационной школе, расположенной в Сухаревой башне.

  4. Гражданским шрифтом.

  5. Приказ земских дел.

  6. Ратуша.

  7. Земские избы.

  8. Орден святого апостола Андрея первозванного.

  9. Нового патриарха не назначали. Вместо него ввели должность местоблюстителя патриаршего престола, который имел функции духовного пастыря.

  10. Сбор таможенных пошлин и кабацких доходов.


III отборочный тур

  1. 8 месяцев.

  2. 8 августа 1700 года.

  3. Украинцев.

  4. Никита Демидов.

  5. Главный магистрат.

  6. Около Нерчинска, за Байкалом.

  7. В Сестрорецке и Туле.

  8. Москва.

  9. Чернорабочих.

  10. а) Знатные купцы.

б) интеллигенция.

в) Иконники.

г) Мастера золотых и серебренных дел.

  1. Так называли российское дворянство.

  2. Ближнюю канцелярию.

  3. Орган управления церковными делами и имениями.

  4. Коллегия.

  5. Сенат.

  6. Обслуживали дела и принимали решение коллегиально, скрепляли свои решения подписями.

  7. 8 губерний.

  8. 11 губерний.

  9. Провинции.



Ответы агонов

I агон

Тема: Начало славных дел Петра

Красная дорожка

  1. Речь идёт о власти матери Петра I, её родственников Нарышкиных, а так же Лопухиных – родственников Петра по молодой жене. И вся эта компания в 1689 году пустилась обкрадывать казну и людей.

  2. Фёдор Юрьевич Ромодановский

Жёлтая дорожка

  1. Войско возглавил боярин Шереметьев. Было захвачено четыре турецких крепости на реке Днепр, две из них разрушили, а в двух других оставили русские гарнизоны.

  2. А.Д. Меньшиков (Алексашка).

  3. Подготовка русской армии, обучение солдат, отработка боевых навыков. Ковались кадры солдат и матросов, офицеров, генералов, адмиралов. Сам Петр прошёл все ступени военной службы, начиная с барабанщика.

Зелёная дорожка

  1. Отсутствие единого командующего в русской армии. Войска под руководством Головина, Гордона, Лефорта действовали разновременно. В Действиях артиллерии не хватало мощи и силы.

  2. 2 апреля 1698 года состоялось заседание английского парламента. Через слуховое окно

крыше Петр слушал прения палаты лордов и палаты общин, где члены парламента вы-

сказывали своё мнение в присутствии короля.

  1. Петр I .

  2. Официальная – подтверждение союза против Турции и Крыма. Неофициальная – учиться корабельному делу, морской науке.



II агон

Тема: Первые новшества

Красная дорожка

  1. Это налог за бороды и усы.

  2. Ромодановский писал о восстании четырёх стрелецких полков.

Жёлтая дорожка

  1. Вместо долго полого и широкорукавного платья – короткий кафтан с узким рукавом выполненного из сукна.

  2. Стал открывать учебные учреждения и приглашать преподавателей из-за границы.

  3. Подписывал акты международного характера. Сам вёл переговоры с иностранными представителями в Москве.

Зелёная дорожка

  1. В связи с началом Северной войны.

  2. На заседании в Думе присутствовало всего 30-40 человек из 182, которые занимались второстепенными вопросами. Важные дела рассматривал и решал сам царь. Петр устроил так, что Дума вымирала естественным путём. Старые умирали, а новые не назначались.

  3. Потребовал отчёты о доходах, заставил строить на свои средства корабли, имущество церкви поступило в монастырский приказ. Доходы шли в царскую казну.

  4. Правительство надеялось на развитие ремесла, промышленности торговли.

III агон

Тема: Реформы Петра

Красная дорожка

  1. Шпага - действия русской армии и флота, которые привели страну к блестящим победам. Перо - преобразования, проводимые на рубеже двух столетий, которые носили первичный характер.

  2. О возникновении цехов, в которые вошли мастера-ремесленники по специальностям.

Жёлтая дорожка

  1. Предприниматели получали различные привилегии субсидии, оборудование, сырье. В итоге зависимость России от импорта сократилась.

  2. Освобождались от службы по выборным должностям, от торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, военных постоев. По своему высокому положению составляли особую группу, которая подчинялась соответствующим центральным учреждениям.

  3. «Табель о рангах».

Зелёная дорожка

  1. Тайный надзор, который подчинился царю, осуществлял контроль над деятельностью всей администрации, выявлял факты нарушения указов, казнокрадства, взятничества. Петр освободил фискалов от податей, подсудности местным властям, от ответственности за неправильный донос.

  2. Московская, Петровская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская.

  3. Губернатор, который владел административной, полицейской, судебной, финансовой властью.

  4. Деление службы на гражданскую и военную. Каждая имела по14 классов (рангов). Получив, чин VIII ранга, любой становился дворянином вместе с потомками. Чины XIV – IX рангов давались дворянам, но только лично.

IV агон

Тема: Северная война

Красная дорожка

  1. Отсутствия выхода к морю грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости.

  2. Солдаты регулярных полков должны были служить и обучаться военному делу постоянно, а остальные несли службу в походах.

Жёлтая дорожка

  1. На 30 лет.

  2. Нехватка боеприпасов. Отношения иностранных офицеров, командовавших русской армией, к солдатам и к своему делу вызывали подозрение и ненависть их подчинённых.

  3. Северный союз.

Зелёная дорожка

  1. Карл XII, заставив заключить Россию выгодный для себя мир, не стал преследовать, отступающие русские полки, а повернул на юг, недооценил Петра после лёгкой нарвской победы. А Петр воспользовался передышкой в полной мере.

  2. Победа русских войск над шведами в Полтавской битве.

  3. Русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Эта победа показала мощь русского флота. Начались переговоры об окончании Северной войны.

  4. 30 августа 1721 года в Ништадте. Этот мирный договор означал не только победу над Швецией, но и над всеми дворами Европы с их происками и ухищрениями.









8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!