СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра для обучающихся 6 класса «Словари русского языка «За далью Даль»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе направлена на формирование у обучающихся знаний в области словарного наследия русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра для обучающихся 6 класса «Словари русского языка «За далью Даль»»






Методическая разработка

Урок-игра для обучающихся 6 класса

«Словари русского языка «За далью Даль»






автор: Черных Евгения Сергеевна

МОУ ИРМО «Оекская СОШ», учитель русского языка и литературы














с. Оёк, 2022 год

Пояснительная записка

Тема урока: Открытый урок-игра по русскому языку «За далью Даль»

Актуальность. Бережное отношение к истории своей страны начинается с уважения к ее языку и историческим ценностям. Русский язык – один из самых удивительных и многогранных языков в мире, который имеет свою многовековую историю. Он менялся и молодел, приобретая все новые и новые краски. По последним данным ученых, русский язык имеет в своем активном словаре более 500 тысяч слов. С переплетением языковых культур и нравственных ценностей, наш язык утрачивает свою индивидуальность. Лексический запас слов современной молодежи впитывает в себя западные отголоски. Чтобы не утратить свою идентичность, мы – носители уникального языка, должны не поддаваться тенденциям иных культур, а хранить и почитать то, что мы имеем, что сохраняли наши предки, по крупицам передавая нам то, что должно остаться с нами. Такими хранителями выступают словари, поэтому нужно научить современных школьников как можно чаще использовать словари великих людей, таких, как Владимир Иванович Даль, Сергей Иванович Ожегов, Дмитрий Николаевич Ушаков. Только раскрывая ребятам многогранность и ценность трудов выдающихся лингвистов, мы можем совместно сохранить богатую языковую идентичность нашего народа.

Целевая аудитория: обучающиеся 6 класса общеобразовательной школы

Роль и место урока в системе работы педагога: данное занятие проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием учебной дисциплины «Русский язык» при изучении раздела «Лексикография».

Цель и задачи урока: знакомство обучающихся с многообразием словарей русского языка, историей появления и развития словников. Формирование командного духа, сплоченности в решении поставленных задач, умения прислушиваться к мнению окружающих и выражать свою собственную позицию, а также сохранения и уважения родного языка, почитание его истории и идентичности в мировом пространстве.

Оборудование: компьютер и проектор, смартфоны у ребят с подключением к сети Интернет.

Планируемые результаты: по завершению мероприятия у обучающихся должно быть сформировано представление об уникальности и огромном лингвистическом наследии нашего языка. Данный урок направлен на пополнение и использование в активном лексическом запасе слов русского языка, что способствует формированию высокого уровня культуры и гражданственности обучающихся.

Форма проведения: урок-игра.

Используемые педагогические технологии: игровая (урок проведен в форме игры), ИКТ-технология (использование обучающимися электронных ресурсов), технология сотрудничества (умение работать в команде).

Ресурсы: для подготовки и проведения урока были использованы электронные словари, размещенные в электронном доступе для быстро поиска необходимого материала.

  1. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Электронный ресурс: https://slovardalja.net/

  2. Толковый словарь С.И. Ожегова Электронный ресурс: https://slovarozhegova.ru/

  3. Толковый словарь Д.Н. Ушакова Электронный ресурс: https://ushakovdictionary.ru/

Сценарий учебного занятия

«Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейско­му языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое со­вершенство, каковому в других удивляемся»

М. В. Ломоносов

1. Организационный момент.

Ребята заранее делятся на 3 команды. Каждая команда занимает свое место за столом. Эпиграф к учебному занятию на экране.

Слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня, в рамках изучения раздела «Лексикография», мы с вами познакомимся с великим наследием нашего живого великорусского языка, окунемся в увлекательный мир слов, узнаем много удивительных терминов и их трансформацию, а помогут нам в этом удивительные творения, называемые интересным словом «Словарь». Обратите ваше внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Что имел в виду Михаил Васильевич Ломоносов, говоря так о русском языке? Ответы детей.

Молодцы! Спасибо большое.

Перед тем, как мы начнем, я познакомлю вас с членами нашего жюри, которое сегодня вместе с нами отправиться в мир приключений по страницам великих словарей. Представление жюри.

2. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;

Слово учителя:

Итак, мы начинаем. Желаю вам всех успехов, а главное – удовольствия от процесса погружения в таинственный мир русского слова!

Для того, чтобы вам было комфортно работать, я заранее прошу вас прогрузить через ваши телефоны страницы тех словарей, с которыми мы сегодня будем подробно знакомиться (ссылки в приложении, рассылаются ребятам заранее Приложение 1).

Готовы ли вы отправиться все вместе в удивительное приключение по страницам словарей? Тогда вперед.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Слово учителя:

Переходим к нашей игре:

1 конкурс «Давайте знакомиться!» Ребята, с жюри я вас познакомила, теперь ваша очередь! Я даю вам 3 минуты на то, чтобы вы выбрали капитана, придумали название и небольшой девиз для своей команды. Единственное условие – название должно быть связано с тематикой нашего сегодняшнего урока.

Ребята готовятся, затем презентуют свои названия. Чем оригинальнее будет название, тем выше будет балл за участие. Жюри оценивает представление команды от 1 до 3 баллов.

Вот и познакомились друг с другом! Жюри подводят итоги, а мы с вами переходим к следующему конкурсу!

2 конкурс «Кто больше?» Прежде чем познакомиться с содержанием словарей, нам с вами необходимо узнать, что же такое словарь?

Перед вами листы формата А4. Вам дается ровно 5 минут. Необходимо, используя электронные словари, выписать как можно больше определений слова «Словарь». Но при этом, слово вы должны найти в словарях. Когда время закончится, каждая команда прочитает определение, которое у нее получилось и обязательно скажет, какой словарь пришел к вам на помощь. Время пошло.

Каждая команда выполняет задание, затем по очереди зачитывает ответы. Та команда, которая приведет наибольшее количество определений из разных словарей, та получает максимально количество баллов. Баллы распределяются от 1 до 3. В конкурсе выигрывает та команда, которая наберет наибольший балл (3).

Уважаемы команды, время вышло, просим вас презентовать вашу работу!

Молодцы! Здорово! Пока жюри подводит итог по второму конкурсу, мы переходим к следующему состязанию.

3 конкурс «Что в имени тебе моём…». При подготовке к предыдущему конкурсу, вы уже познакомились с многообразием словарей. Пришло время познакомиться с их создателями. Перед вами на экране три выдающихся человека: Владимир Иванович Даль, Сергей Иванович Ожегов, Дмитрий Николаевич Ушаков. Сейчас, я приглашаю капитанов команд, которые вытянут жребий с фамилией того лингвиста, о котором вам нужно будет рассказать. Капитаны команд вытягивают жребий и проходят на места. Итак, я даю вам 5 минут. За это время вам необходимо подготовить небольшой рассказ о том человеке, имя которого написано у вас на жребии. Нужно дать небольшую информацию о жизни человека (биографические данные), рассказать о том, как он создавал словарь, какие трудности он встретил и т.д. Время пошло!

Итак, ребята, мы даем вам слово!

По истечении 5 минут, команды презентуют информацию. Максимальный балл (3) за ответ получает та команда, которая представила подробную информацию, нашла интересные факты о жизни лексикографов и об их словарях.

Молодцы! Вы настоящие энциклопедисты! Здорово! Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами переходим к следующему конкурсу!

4 конкурс «Я, ты, он, она – вместе целая страна!». Ребята, мы с вами сегодня уже поговорили об известных именах русских лексикографов. Теперь пришло время поработать с их словарями, но работа у нас будет немного необычной. В каждой вашей команде 8 человек. У всех вас есть имена. Я предлагаю вам, в рамках следующего конкурса, сделать следующее: вы выписываете первые буквы ваших имен, из которых нужно будет составить слова. Но вам нужно будет обратиться за помощью к словарям. Ведь они хранят тайны и богатство нашего языка. Вы должны найти такое слово, выписать его на лист, который перед вами, а также записать его лексическое значение. У той команды, у которой таких слов получиться больше, та и выигрывает в этом конкурсе. Это задание сложное, поэтому и времени я даю вам больше – 10 минут. Время поиска пошло.

Время вышло! Дорогие участники команды, зачитайте то, что у вас получилось, начинаем по порядку.

Ребята по очереди зачитывают ответы. Максимальный балл (3) получает та команда, которая сможет найти наибольшее количество слов.

Вы отлично справились. Позволим жюри подвести итог пройденного испытания, а мы снова идем дальше!

5 конкурс «Найди меня». Ребята, все слова потеряли свое значение. Вам необходимо, используя три электронных словаря, найти, что значит каждое слово из левого столбца, соотнеся его с определением в левом столбце. Информация может быть в разных словарях. Будьте очень внимательны. При оценке результата учитывается скорость и безошибочность выполнения. В вашем распоряжении 5 минут. Ребята начинают поиск. После выполнения задания листы с ответами передаются членам жюри, чтобы исключить списывание.

ЦЕВКА

пугало, в которого впрочем иные верят как в лешего.

НЕСЕСЕР

деталь машины - цилиндрический стержень, часть колеса в зубчатой передаче.

ЩЕДРИНА

двухвесельная или четырехвесельная лодка, шлюпка, обычно служащая для переправы через реку.

СЫСЯК

сырость, дождливая погода.

ЗЫК

маленькое углубление, рябинка на лице

ДЕБИТОР

тревога, беда, шум, суета

МОКРЯДЬ

коробка с мелкими туалетными принадлежностями.

РОХОБА

плетневая, на кольях, корзина для храненья кукурузы.

АЮКЛА

должник

ЯЛИК

отрывистый резкий звук, окрик.

Время вышло, сдайте, пожалуйста, листы с ответами членам жюри, не забудьте подписать название команды. Жюри проверяет правильность выполнения и выставляет баллы от 1 до 3, в зависимости от качества выполненной работы. Учитывается время, которое команда потратило на задание.

Ребята, вы уже познакомились с многообразием и богатством слов русского языка. Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов вашего предыдущего задания, мы переходим к завершающему и очень важному конкурсу.

6 конкурс «Память поколений». Вам необходимо написать письмо вашим потомкам о величии и силе, красоте и грациозности нашего родного русского языка. Но, так как урок у нас с вами сегодня непростой, то и задание будет не таким простым. Вам необходимо использовать как можно больше слов из словарей. При выполнении работы, вам нужно будет их подчеркнуть. Время выполнения 8 минут. Оценивается ваша грамотность и количество использованных слов из словарей (всех 3). После выполнения задания, вам нужно будет с выражением зачитать ваше послание! Вперед!

Время вышло. Мы ждем ваши послания.

Ребята зачитывают свои послания, оценивается качество выступления. После листы с посланиями собираются и проверяется количество использованных слов из словарей.

Здорово у вас получилось. Очень хочется верить, что ваши послания будут услышаны вашими потомками.

  1. Поведение итогов урока;

Слово учителя:

Пока жюри подводит итог, мы с вами посмотрим занимательное видео про богатство нашего языка (Ссылка на видео материал: https://www.youtube.com/watch?v=gqUwVVBll74 ).

Предоставляем право ответа и оглашения результатов нашему жюри.

Жюри оглашает результат.


Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами погрузились в удивительный мир русской словесности, познакомились с многообразием словарей нашего удивительного и многогранного языка, а также с людьми, которые вписали свои имена в историю нашей отечественной лингвистики. Каков бы ни был итог игры, я надеюсь, что сегодня все вы получили удовольствие от испытаний, узнали много нового и теперь чувство гордости за историю и язык народа только приумножится в ваших сердцах. Если вы, когда-нибудь, будете думать по-другому – загляните в замечательные словари нашего языка, и они подскажут вам верное решение.

5.Рефлексия

Я очень хочу, чтобы каждый из вас сейчас сказал, понравился ли вам наш урок, или нет. Что для вас было новым, а что вы уже знали ранее.

Ребята высказываются, подводят итог.

Была рада провести этот урок вместе с вами! Давайте вместе скажем огромное спасибо нашему жюри!

До новых встреч!

Заключение

В ходе проведения урока – игры, все поставленные цели и задачи были выполнены и решены. Ребята смогли погрузиться в удивительный мир русской словесности, узнали много полезной информации об истории создания и о самих создателях словарей, а также, что не менее важно, почувствовать чувство гордости за свой родной язык и за его историю. А это ли не самое важное в работе каждого учителя в современных условиях.

Задача всего педагогического сообщества состоит в том, чтобы сохранить родную историю и язык, не утратить их идентичности и передать любовь ко всему тому, что с трепетом сохраняли наши предки, подрастающему поколению. Именно язык становится связующей ниточкой ушедших и грядущих поколений. И именно словари – почетно несут в себе ответы на все вопросы молодого поколения, сохраняя по крупицам тайны живого могучего великого русского языка. Как сказал известный французский писатель Анатоль Франс: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке. Это книга книг». И он был абсолютно прав…



Список использованной литературы

  1. Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие/ НИТГиК СГУГиТ; сост. Педченко А.Ф., Артемьева А.Н.,

  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001

  3. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Электронный ресурс: https://slovardalja.net/

  4. Толковый словарь С.И. Ожегова Электронный ресурс: https://slovarozhegova.ru/

  5. Толковый словарь Д.Н. Ушакова Электронный ресурс: https://ushakovdictionary.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!