СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра. Детективное расследование. "По следам весны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра. Детективное расследование. "По следам весны"

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра. Детективное расследование. "По следам весны"»


Урок-игра. Детективное расследование

«По следам весны»




Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)


Будажапова Ирина Дугарнимаевна

2.

Название ресурса


Урок окружающего мира

3.


Предмет, УМК

УМК «Школа России»

4.

Цель ресурса


Цель урока: 

- Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.



5.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

2 класс

6.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Урок может быть использован как на уроке окружающего мира

7.

Источники информации




УМК «Школа России», , атлас-определитель «От земли до неба».



















Тема урока: Урок-игра. Детективное расследование «По следам весны»


Тип урока: урок систематизации и обобщения знания




Тема

«По следам весны»

Цель

Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.

Задачи

Образовательные

Развивающие


Воспитательные


Показать связь изучаемых предметов с жизнью; обогащать словарный запас; учиться работать с компьютером.

Развивать навыки самоконтроля, практической работы в парах; развивать чувство прекрасного, познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формировать коммуникативные навыки.

УУД

Личностные

Регулятивные





Коммуникативные


Познавательные


Понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Работа в парах, развивать умение выслушивать одноклассников, принимать чужое мнение.

Постановка и решение проблемы, ориентирование в потоке информации, переработка и выбор нужного, осуществляют поиск недостающей информации.

Планируемые результаты

Предметные:

- ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, их последовательность;

- учатся наблюдать за изменениями в природе.

Личностные:

- понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Метапредметные:

- умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой;

- умеют высказывать и аргументировать своё мнение;

- умеют работать в парах;

- умеют отделять значимую информацию от второстепенной;

- умеют дать оценку своей работе и работе товарища.

Формы урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная







Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1этап. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащегося в деятельность на личностно-значимом уровне

Регулятивные УУД: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные УУД: знание моральных норм, проявление этических норм поведения. 



- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

Улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями. И вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.


Здороваются, закрывают глаза и желают друг другу удачи.



2 этап. Актуализация знаний. Целеполагание.

 Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знания».

УУД: Познавательные: выполнять логические операции сравнение, анализ, синтез.
Регулятивные: обеспечение организации учебной деятельности, создание ситуации успеха, доверия.
Коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
Личностные: высказывание предположений



- Ребята, как вы думаете, кому принадлежат все эти вещи?



-Люди, каких профессий по роду своей деятельности постоянно задают вопросы?

- Сегодня на уроке вы из учеников превратитесь в детективных агентов и откроете свои детективные агентства по расследованию особо важного дела. Вы согласны?


-Каждое агентство проведёт своё целое расследование и в конце урока, ответим на множество вопросов. Ребята перед тем как приступить к работе, чтобы ваши агентства работали хорошо, давайте повторим, правила работы в группе.


-Давайте, выберем название вашего агентства! Посмотрите под вашими стульчиками находится- лупа – главный инструмент сыщика. Кому он достанется – тот и будет в своем агентстве – главным сыщиком.

«Мудрая змея», «Зоркий сокол», «Махаон», «Петровка 38», «Убойная сила».

Любое расследование начинается со знакомства с делом и сбора улик.


-Попробуйте определить, какова же цель нашего расследования, просмотрев видеоролик.

Просмотр видеоролика (Про Домовенка Кузю «Весны не будет»)


- Что случилось у героев известного мультфильма?


- А у нас весна наступила?

А как мы с вами без доказательств – определили, что весна наступила.

Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают на с.86.

(слайд) Узнаем…

Будем учиться…..


-Сегодня на уроке мы постараемся открыть тайны природы, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем сравнивать и анализировать, делать выводы по наблюдениям.






Следователи, детективы.



-Да!



-Уважай своего товарища

-Говори спокойно и ясно.   

-Умей каждого выслушать 

-Говори только по делу.

-Не согласен – предлагай




-Доказать, что весна пришла по ее признакам.

-Весна не приходит.

-Да

3 этап. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к обобщенной деятельности.

Цель: обсуждение учебной задачи

Задача: мотивировать ученика на изучение темы.
Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с постановленной задачей,
Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Коммуникативные УУД: научить высказывать свое мнение.


- С делом мы с вами познакомились, а теперь нам необходимо собрать – доказательства, того, что весна наступила.

-Я приглашаю вас на место преступления, на лесную полянку, послушать весеннюю песенку (просмотр видеофрагмента).

-С чем же к нам приходит весна?()На этот вопрос вам нужно ответить пользуясь конвертом №1 Показания свидетелей. Будьте внимательны!! Некоторые давали ложные показания, чтобы запутать следствие и нас. Ваша задача выбрать нужные показания, которые произошли весной в живой и неживой природе.







-Расскажите о весенних изменениях в неживой природе (перечислить, по очереди)

- А в живой природе изменения, какие вы выбрали?














-Почему вы не выбрали листопад, метели, пурга, сильные морозы?




-Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?








Неживая природа:

Небо голубое, высокое

-Облака белые, лёгкие

-Таяние снега, льда

-Осадки: снег, дождь

-Первая гроза

-Оттаивание почвы.

Живая природа:

-Набухание почек

-Появление листьев

-Цветение растений

-Появление насекомых

Возвращение перелёт-

ных птиц

-Изменения в жизни зверей.






-признаки зимы, осени – это ложные показания.


- в неживой природе.

4 этап. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: проговаривание нового знания, обозначение знаковыми символами.

УУД: Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, знаково-символическое моделирование

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать своё мнение.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (что я знаю и умею)



Работа по учебнику в группе (стр-87)


-Посмотрите на 87 страницу учебника. Прочитайте текст и найдите нужную улику, 2 новых слова.


-Какие два новых слова встретилось вам в тексте?

А сейчас мы с вами возьмем конверт №2 «Найди нужную улику».


- Вам необходимо найти на картинке ледоход и половодье, приклеить на страницы вашего дела, а под ними соответствующие названия.

Проверим….


-Приходилось ли вам наблюдать ледоход?

-Что можно наблюдать во время ледохода?





Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. Картина впечатляющая.









-А почему весной опасно ходить по льду?





-Когда река грозит половодьем?













-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?

-Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.

Может быть кто-нибудь из вас читал произведение Николая Алексеевича Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

-Какое весеннее явление в неживой природе весной там описывается?


Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в неживой природе


-Как вы думаете, какой из всех весенних признаков самый главный?


-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе

С потеплением природа оживает, пробуждается.


Физминутка Пришло время отдохнуть и выполнить физкультминутку


Задание: Подумайте, как влияют изменения в неживой природе весной на живую природу, что происходит с растениями, животными?






Изменения в живой природе.

Конверт № 3 «фотолаборатория»

Задание: Откройте учебник на странице 88.Вспомните названия травянистых растений, которые зацветают весной первыми. (Просмотр сладов, дети определяют название). Соедините линиями фотографию первоцвета с его названием.

-Почему эти растения зацветают так рано? (откройте страницу 88, абзац 2).




Охрана первоцветов

















Почему около раннецветущих растений горит сигнал опасности?


Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.

А ведь так не сложно сберечь весеннюю красоту ….


Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?


Не рвать цветы, а только любоваться!


Слайд (улетающие цветы, опустевшая поляна)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

- Молодцы ребята, из вас вышли отличные сыщики.

Следующий этап нашей работы – это «Работа в архиве». Каждое агентство откроет конверт с уликами, Вам необходимо собрать картинку.

- Что у вас получилось? (слайд)

С приходом весны возвращаются в родные края перелётные птицы. Они строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.

Но работа в архиве на этом не закончилась, приступаем к пункту 2 вашего плана,

-что вам необходимо сделать?

Работа в группах, выступления с сообщениями.








-Как встречают весну звери?










- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?


-дети читают с. 87




едоход и половодье









-Да

-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают.




-Подтаявший лёд может проломиться




-Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.



-Они могут погибнуть



Ответ ученика.





-половодье






-Становится теплее









-пробуждаются, вьют гнезда и.т.д.






Раннецветущие растения получают питание из своих утолщённых подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно.






Предположение учащихся





















.

-птицы






-определить по атласу-определителю ,что это за птица и познакомить другие агентства с ее описанием.


-Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.


-Ответы детей









5 этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: проговаривание нового знания (чтение в виде опорного символа)

Задача:

Организовать усвоение новых знаний с их проговариванием во внешней речи

УУД:

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать, способность к самооценке

Регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, самостоятельность

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.


Ребята, посмотрите наши «дела», сколько много улик, доказательств прихода весны мы доказали. Посмотрите на слайд (слайд). Достигли ли мы цели нашего урока, помогли сказочным героям доказать, что весна пришла?



-да, мы доказали, что весна пришла по ее признакам.

6 этап. Рефлексия. Итог урока

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов своей деятельности и класса

Задачи учителя: учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли,

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


Ребята, я предлагаю вам составить синквейн. В стихотворной форме выделить характерные признаки весны ( устно )

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное)

Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков.

Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

1. Весна.

2. Яркая, теплая.

3. Торопится, поет, цветет.

4. И каждый её ждёт.

О каком времени года говорили на уроке? Что нового узнали?

-Ответы учащихся

7


Домашнее задание: написать мини- сочинение о весне.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

-Весенней хорошей погоды вам всем! До свидания!








Список литературы:

  1. А.А.Плешаков учебник «Окружающий мир», часть 2, «Просвещение», 2011

  2. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», «Просвещение», 2011

  3. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарий мероприятий. 1-2 классы. Автор Л.И.Гайдина, А.В.Кочерыгина.-М.:ВАКО, 2011

  4. Красная Книга Республики Карелия. Петрозаводск «Карелия -2007»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!