СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Брейн-ринг"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе по теме "Химия элементов".

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Брейн-ринг"»

Химический брей-ринг в 9-х классах Урок – игра по химии «Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода» .

Химический брей-ринг в 9-х классах

Урок – игра по химии

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»

.

Цели урока: В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».

Цели урока:

  • В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
  • Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.
  • Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».
Условия игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

Условия игры:

  • команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
1 тур «Вопрос-ответ» Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода? Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы? Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород? Какие степени окисления может проявлять сера? Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет? Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ? Назовите аллотропные модификации кислорода и серы. В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?  Перечислите природные соединения серы.  Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая?  Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г?  Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему?  Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений?  Что является качественной реакцией на сульфат-ионы?

1 тур «Вопрос-ответ»

  • Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода?
  • Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы?
  • Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород?
  • Какие степени окисления может проявлять сера?
  • Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет?
  • Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ?
  • Назовите аллотропные модификации кислорода и серы.
  • В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?
  • Перечислите природные соединения серы.
  • Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая?
  • Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г?
  • Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему?
  • Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений?
  • Что является качественной реакцией на сульфат-ионы?
2 тур «Решить цепочку» S→ SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 → BaSO 4  Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

2 тур «Решить цепочку»

  • S→ SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 → BaSO 4
  • Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя
  • Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.

Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

Проверяем цепочку: 1) S + O 2 = SO 2 2) 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 3) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 4) H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 5) Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2NaCl

Проверяем цепочку:

  • 1) S + O 2 = SO 2
  • 2) 2SO 2 + O 2 = 2SO 3
  • 3) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4
  • 4) H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O
  • 5) Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2NaCl
3 тур «Конкурс капитанов» Задача для 1 команды : При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %). Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%).

3 тур «Конкурс капитанов»

  • Задача для 1 команды : При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %).
  • Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%).
«Черный ящик» в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказка бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов.

«Черный ящик»

  • в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказка бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов.
Подсказка 1. Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.

Подсказка 1.

  • Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.
Подсказка 2. В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.

Подсказка 2.

  • В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.
Подсказка 3. Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.

Подсказка 3.

  • Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.
Подсказка 4. Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов. Правильный ответ:

Подсказка 4.

  • Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов.

Правильный ответ:

Проверка решений задач капитанов команд: Задача 1: Задача 2:

Проверка решений задач капитанов команд:

  • Задача 1:
  • Задача 2:
4 тур «Вперед за экспериментом» Распознать предложенные вещества:  серная кислота,  сульфат натрия,  хлорид натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

4 тур «Вперед за экспериментом»

  • Распознать предложенные вещества:

серная кислота,

сульфат натрия,

хлорид натрия.

  • На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Правильный ответ: в склянке №1 –сульфат натрия,   в склянке №2 – хлорид натрия,   в склянке №3 – серная кислота

Правильный ответ:

  • в склянке №1 –сульфат натрия,

 

  • в склянке №2 – хлорид натрия,

 

  • в склянке №3 – серная кислота
Игра со зрителями: А это что за элемент?  В нем изменений нет,  Ты измени в нем только ударенье  Построишь ты сооруженье.

Игра со зрителями:

  • А это что за элемент?

В нем изменений нет,

Ты измени в нем только ударенье

Построишь ты сооруженье.

Он яркой звездой загорается,  Белый и легкий металл,  Он в 13 клетке таблицы  Почетное место занял
  • Он яркой звездой загорается,

Белый и легкий металл,

Он в 13 клетке таблицы

Почетное место занял

Летучий, темный, кристалличный  Он мало растворим в воде,  Раствор спиртовый столь типичный  В аптеке встретится везде
  • Летучий, темный, кристалличный

Он мало растворим в воде,

Раствор спиртовый столь типичный

В аптеке встретится везде

Хранят обычно в керосине  И бегает он по воде  Отныне знай – в свободном виде  В при роде нет его нигде.
  • Хранят обычно в керосине

И бегает он по воде

Отныне знай – в свободном виде

В при роде нет его нигде.

В воде обычно он хранится,  Свет излучает в темноте,  Искать в природе лучше не трудитесь,  Свободным нет его нигде,
  • В воде обычно он хранится,

Свет излучает в темноте,

Искать в природе лучше не трудитесь,

Свободным нет его нигде,

Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она, С горячей серной кислотою дает нам синий купорос!
  • Давно известна человеку,

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она,

С горячей серной кислотою дает нам синий купорос!

Прославлен всеми именами  Металл испытанный огнем,  Манил к себе людей веками,  Алхимик жил мечтой о нем.
  • Прославлен всеми именами

Металл испытанный огнем,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил мечтой о нем.

Ослепительным пламенем ярким  Как звездочка, чудо горит,  Металл тот и белый и легкий  В двенадцатой клетке стоит
  • Ослепительным пламенем ярким

Как звездочка, чудо горит,

Металл тот и белый и легкий

В двенадцатой клетке стоит

Достоин газ тот удивленья, Его применяют сейчас Для резки металлов и сталеваренья, И в доменных разных печах, Ведет его летчик в небесные дали, Подводник с собою берет, Вы верно уже догадались, Что газ этот ……….
  • Достоин газ тот удивленья,

Его применяют сейчас

Для резки металлов и сталеваренья,

И в доменных разных печах,

Ведет его летчик в небесные дали,

Подводник с собою берет,

Вы верно уже догадались,

Что газ этот ……….

Ответы на загадки: Платина Алюминий Йод Натрий Фосфор Медь Золото Магний Кислород

Ответы на загадки:

  • Платина
  • Алюминий
  • Йод
  • Натрий
  • Фосфор
  • Медь
  • Золото
  • Магний
  • Кислород
Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.       Спасибо за внимание!

Подведение итогов:

  • подсчет химов и выставление оценок.

  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!