Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Брейн-ринг"»
Химический брей-ринг в 9-х классах
Урок – игра по химии
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»
.
Цели урока:
- В игровой форме обобщить полученные знания о кислороде и сере, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
- Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства кислорода, серы, их соединений; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.
- Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».
Условия игры:
- команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
1 тур «Вопрос-ответ»
- Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне каждого элемента подгруппы кислорода?
- Кроме кислорода и серы, в главной подгруппе 6-ой группы какие еще сходные с ними имеются элементы?
- Какую степень окисления в большинстве соединений проявляет кислород?
- Какие степени окисления может проявлять сера?
- Почему кислород проявляет постоянную валентность, а сера нет?
- Как называется явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ?
- Назовите аллотропные модификации кислорода и серы.
- В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?
- Перечислите природные соединения серы.
- Какая аллотропная модификация серы наиболее устойчивая?
- Что представляет собой «греческий огонь», с помощью которого защитники Константинополя сожгли арабский флот в 670 г?
- Что нельзя делать при работе с концентрированной серной кислотой? Почему?
- Какую соль серной кислоты используют в борьбе с вредителями и болезнями растений?
- Что является качественной реакцией на сульфат-ионы?
2 тур «Решить цепочку»
- S→ SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 → BaSO 4
- Для 1 и 2 указать переход электронов, окислителя, восстановителя
- Для 4 и 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.
Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).
Проверяем цепочку:
- 1) S + O 2 = SO 2
- 2) 2SO 2 + O 2 = 2SO 3
- 3) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4
- 4) H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O
- 5) Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2NaCl
3 тур «Конкурс капитанов»
- Задача для 1 команды : При обжиге цинковой обманки (ZnS) массой 64,7 г, содержащей 10% примесей, на практике собрали 12 л сернистого газа. Определите объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (в %).
- Задача для 2 команды: При взаимодействии 228 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 20% с достаточным количеством цинка получили газ объемом 8 л. Вычислите объемную долю выхода продукта от теоретически возможного (в%).
«Черный ящик»
- в этом ящике находится некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашей игры. Первую подсказка бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу о чем идет речь, то последующие подсказки покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный предмет команда получит 5 химов.
Подсказка 1.
- Впервые этот предмет сделал в 1805 г французский химик Шансель. Основным компонентом была смесь серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой.
Подсказка 2.
- В середине 19 века в смесь для основного компонента добавляли белый фосфор – очень ядовитое вещество. И такие предметы были крайне вредны для здоровья. К тому же стоили очень дорого и были доступны далеко не всем.
Подсказка 3.
- Позднее для производства этих предметов стали использовать смесь серы, красного фосфора, бертолетовой соли и некоторых других хорошо воспламеняющихся реагентов. Эти предметы получили название «шведские» и в нашей стране выпускаются практически без изменений до сих пор.
Подсказка 4.
- Часто используются как объект для сравнения размера при фотографировании небольших предметов.
Правильный ответ:
Проверка решений задач капитанов команд:
4 тур «Вперед за экспериментом»
- Распознать предложенные вещества:
серная кислота,
сульфат натрия,
хлорид натрия.
- На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Правильный ответ:
- в склянке №1 –сульфат натрия,
- в склянке №2 – хлорид натрия,
- в склянке №3 – серная кислота
Игра со зрителями:
В нем изменений нет,
Ты измени в нем только ударенье
Построишь ты сооруженье.
- Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял
- Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде
И бегает он по воде
Отныне знай – в свободном виде
В при роде нет его нигде.
- В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она,
С горячей серной кислотою дает нам синий купорос!
Металл испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем.
- Ослепительным пламенем ярким
Как звездочка, чудо горит,
Металл тот и белый и легкий
В двенадцатой клетке стоит
- Достоин газ тот удивленья,
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных разных печах,
Ведет его летчик в небесные дали,
Подводник с собою берет,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот ……….
Ответы на загадки:
- Платина
- Алюминий
- Йод
- Натрий
- Фосфор
- Медь
- Золото
- Магний
- Кислород
Подведение итогов:
- подсчет химов и выставление оценок.