СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра «Путешествие племен по стране «Повторение…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал за курс начальной школы.

Задачи:

  1. Развивать интерес учащихся к предмету и любознательность.
  2. Обобщить знания, полученные в начальной школе по основным разделам языка: «Морфемика. Морфемный разбор», «Морфология», «Орфография».
  3. Развивать общекультурные навыки.
  4. Научить детей работать в группе (команде).

     

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Путешествие племен по стране «Повторение…»»

Урок-игра «Путешествие племен по стране «Повторение…»

Тема: Повторение изученного в начальной школе

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал за курс начальной школы.

Задачи:

  1. Развивать интерес учащихся к предмету и любознательность.

  2. Обобщить знания, полученные в начальной школе по основным разделам языка: «Морфемика. Морфемный разбор», «Морфология», «Орфография».

  3. Развивать общекультурные навыки.

  4. Научить детей работать в группе (команде).

Оборудование:

1. Компьютер, проектор (ИКТ).

2. Карточки с напечатанными материалами для работы на уроке.

3. Элементы костюма индейцев (перья, краски, тотемные животные, амулет знаний и т.п.)

4. Листочки, стиплер.

Оформление доски:

Карта путешествия (нарисована на доске)

Древо знаний (кленовые листья в виде дерева, на обратной стороне – вопросы и задания);

Бурная река с рыбками. На рыбках – задания.

Военный форт и ведущие к нему две разноцветные (жёлтая и зелёная) тропы; на каждой тропе точками обозначены препятствия, которые придётся преодолевать командам для достижения цели – взятия форта; в начале каждой тропы – тотемы команд (символы животных). На слайдах карта путешествия, по которой будут двигаться «племена» (команды). На слайдах - задания для команд. Переход осуществляется по гиперссылкам.

Вступительное слово учителя. Организация игры.

Сегодня мы будем играть на уроке в старую детскую игру – в индейцев. Но боевые топоры бросать не будем, за скальпами охотиться тоже не будем. Наша игра в индейцев – это игра по русскому языку. Мы будем вспоминать и закреплять материал по теме “Повторение в начале года”.

У нас будет два племени. У каждого племени должен быть вождь. Вождей назову я (на правах старейшины). Ими будут Саша Матюшкин и Дима Брусницын. (Дети выходят к учителю). Далее вожди набирают себе племя. Каждый из вождей приглашает к себе одного уч-ся, тот в свою очередь еще одного и т.д.

(Можно заранее сформировать команды и нарядить вождей). Учитель: А сейчас вы, уважаемые вожди, узнаете, как зовут ваши племена, какие у вас имена, какое животное является тотемным для вашего племени.

1 племя – делаверы, имя вождя – Белое Перо, тотемное животное – тигр.

(Вождь получает амулет, тотемное животное,узнает свое имя)

2 племя – омоги, имя вождя – Соколиный Глаз, тотемное животное – дикий кабан.

Племена рассаживаются за столами.

Итак, у нас два племени: делаверы и омоги.

Объясняются условия игры.

Задача каждого племени пройти через испытания, то есть выполнить определённые задания по русскому языку, добраться до форта бледнолицых и добыть там для себя пятёрки или четвёрки.

Учитель включает проектор. На слайде – карта путешествия племен.

Какое племя наберет большее количество баллов, то первым попадает в форт и захватит для своего племени пятерки. Кто придет вторым– получит только четверки.

Учитель представляет жюри (старейшины племен): Сегодня у нас присутствуют старейшины племен. Они помогут определить сильнейших.

Старейшина племени делаверов – Ф.В.Красавцев.

Старейшина племени омогов – Т.Н.Калинина. Старейшины будут подсчитывать баллы за каждое состязание и подводить итоги, а потом назовут победителей. Племена по количеству правильных ответов от стапейшин будут получать листочки, которые в течение игры должны появляться на амулете у вождей. Амулет – символ знаний. Чем больше листиков, тем сильнее племя!

Учитель.

Начинаем урок. Слышите, стучат барабаны? (на 20 – 30 секунд включается запись боевых индейских барабанов). Но это не призыв к войне, а приглашение к мирным состязаниям.

- Племя делаверов, готово? – Да!

- Племя омогов, готово? – Да!

- Тогда начинаем.

1 испытание. Приветствие. И начинаем мы с устной разминки. Вожди племён, вы должны поприветствовать друг друга. Кто знает больше этикетных слов и выражений, тот получит больше баллов. За каждое приветствие – 0,5 балла.

Вожди выходят напротив друг друга и состязаются в умении приветствовать.

Примерные этикетные слова и выражения. Можно показать после выполнения задания.

  • Здравствуйте. Рад вас видеть (приветствовать).

  • Добро пожаловать. Я так рад вам.

  • Доброе утро (день, вечер).

  • Привет. Здорово.

  • Лёгок на помине. Моё почтение.

  • Приветствую вас. Салют.

  • Позвольте приветствовать вас.

  • Доброго здоровья (здоровьица). Наше вам. Здравия желаю.

2 испытание. Письменная разминка.

Это была устная разминка. А сейчас письменная. Каждый индеец племени должен доказать, что он силен в русском языке и может двигаться с племенем и не подведет свое племя. Для этого нужно вспомнить словарные слова, правила написания слов.

У каждого племени – свой диктант. Учитель диктует первое слово для первой команды, второе – для второй

Словарный диктант 1 команда

  1. дрожать от холода

  2. блеснуть на солнце

  3. не был

  4. сверкать

  5. внизу

  6. ребенок развивается

  7. впереди

  8. трясина

  9. посвятить стихотворение

  10. из-под стола

  11. серьезный

  12. жюри

  13. рюкзак

  14. удивление

  15. единица

Словарный диктант 2 команда

  1. вокзал

  2. землетрясение

  3. не мог

  4. сиять

  5. вправо

  6. дрожать от страха

  7. слева

  8. из-за дерева

  9. сверкать

  10. проливной дождь

  11. брошюра

  12. спортсмен

  13. преподаватель

  14. орфограмма

  15. гигантский

Учитель: (после того, как диктант написан). Старейшины проверят по одному диктанту от племени и вынесут вердикт (словарный диктант сдает на проверку тот, у кого листочек помечен).

Остальные занимаются самопроверкой.

Самопроверка: Показать слайд со словарными словами.

Учитель. Молодцы, с заданием вы справились. Двигаем тотемы вперёд по зелёной и жёлтой тропе к следующему состязанию.

3 испытание. Горы «Морфемы». На пути у племен – высокие горы. Преодолеть их можно без потерь только в том случае, если племена справятся с морфемным разбором. Эти горы так и называются – горы «Морфемы».

Хорошо ли вы знаете морфемный разбор слова?

Перед вами слова для разбора, записаны на карточках, (можно разместить на доске).

Делаверы

Омоги

Драчливый

Лебёдушка

Серебристый

Пригородный

Заговорить

Сбежать

Подсказка

Загадка

От каждого племени к доске выходят по представителю для разбора слов по составу. Можно советоваться.

Ребята из племени слова разбирают на листочках.











Карточки сдаются на проверку членам жюри.

Жюри оценивает работу. Каждое правильно разобранное слово – 1 балл.

Ошибки анализируются.

Учитель. На пути индейцев к форту встретилась бурная горная река, в которой водится рыба. Поймаем эту рыбу за хвост, узнаем, что за рыбка и двинемся дальше. Итак, игра “Рыбалка”.

4 испытание. Рыбалка. К доске выходят поочерёдно по одному представителю “племени”. Они “вылавливают” из “аквариума” записки с вопросами по теме и дают ответ (можно на доске нарисовать горную реку, в нее поместить рыб).

Если ученик не знает ответ, ему помогает команда. Если команда не знает, отвечает другая и зарабатывает дополнительные баллы.

Примерный перечень вопросов.

  1. Что за «рыбка» с нулевым окончанием? (существительное, мужского рода и женского рода, ед.ч., И.п. типа дом, дочь)

  2. Что за рыбка с суффиксом – ТЬ? (глагол, в неопределенной форме)

  3. Что за рыбка с окончанием - ЕТ? (глагол, 1 спр., 3 лица, ед.ч.)

  4. Что за рыбка с окончанием –ИШЬ? (глагол, 2 спр., 2 л., ед.ч.)

  5. Что за рыбка с окончанием - А? (сущ., 1 скл, ж. или м.р, И.п)

  6. Что за рыбка с окончанием – ЯЯ? (прилагательное, ж.р., ед.ч..И.п).

Учитель: Подкрепились индейцы сырой рыбкой и двинулись дальше.

Идут индейцы дальше по тропе и чувствуют, что уводит их тропка в сторону от намеченной цели. Сбились они с пути! Перед ними лабиринт каклй-то. Только мастерство, мудрость вождей могут спасти положение.Чтобы выбраться снова на правильную дорогу, нужно выполнить самое трудное задание.

5 испытание. Лабиринт.

Выполнение перфокарты «Правописание существительных с основой на шипящий». У доски выполняют вожди, остальные – на листочках.

Учитель: Вышли наши индейцы из лабиринта. Честь им и хвала! Но на пути еще одно препятствие. Какое-то дерево. Красивое, с осенними листьями. Ничего не поделаешь, придется древо знаний поразить своими ответами, тогда оно пропустит индейцев дальше.

Перфокарта « Правописание ь знака у сущ. 3 скл»

  1. дочь

  2. плащ

  3. ночь

  4. речь

  5. нет туч

  6. врач

  7. гуашь

  8. мало луж

  9. дрожь

  10. луч







6 испытание. Древо знаний.

Каждый из племени подходит к дереву, срывает листик. Читает «Я знаю, о….».

Примерные вопросы:

  1. Что такое орфограмма?

  2. Назови известные орфограммы.

  3. Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что? Обозначает предмет. В предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением?

  4. Как проверить безударную гласную в корне? Приведи примеры.

  5. Определи склонение существительного «осень».

  6. Как пишутся существительные 3 склонения с основой на шипящий?

  7. и т.д.

Учитель: Устали индейцы, хотят отдохнуть. Но среди них есть очень активный, спортивный индеец, который готов всех вдохновить на подвиг.

Физкультминутка. (Можно покричать, как индейцы, попрыгать)

Учитель: А что это там вдали? Не форт ли это бледнолицых? Нет!

Учитель. Первый музей в России был открыт в эпоху Петра Первого. Это была Кунсткамера, где было собрано много редких, необычных и интересных предметов. Сейчас каждое из “племён” попытается тоже создать свой музей, музей слов. Создавать новые слова будем с помощью корней. У кого будет больше экспонатов?

Един

Див (дивл)

7 испытание. Музей.

Учитель: замечательные экспонаты появились в Музее индейцев.

А вот и ФОРТ бледнолицых. Интересно, кто первым проник в крепость?

Слово жюри.

Жюри подводит итоги.

В награду индейцы получают награды – коробки, а внутри – оценки. («5» и «4»)

8 испытание (вне конкурса): пришла пора прощаться. Вожди! Вам слово!











Если будет свободное время –

1.Мешок незнакомца.    Задание: угадать, какие предметы лежат в мешке (разгадать слова). Подумать, кому мог (какой части речи) принадлежать мешок.



Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н

2. Дед Осенник.

На пути индейцев лежал мешок. Кто-то его потерял. Любопытно стало индейцам, чей это мешок. Стали они смотреть содержимое.

Учитель раздаёт карточки с напечатанным текстом сказки В.А. Сухомлинского “Дед Осенник”. Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

“В ч_рном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и ч_тко прислушивается к шороху леса и пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей, поднимает...ся и говорит

Пришло моё время.

Бесстрашно выходит из лесу дед Осенник. Где пройдёт, там листья становят…ся ж_лтыми. Выход..т дед на опушку садит_ся прислоняет_ся к дубу расчесывает бороду и тихо что–то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт разв_вается по ветру. Вот она прот_нулась на лугу. Луг _делался серым.

Осенний туман говорят люди. Они и не догадываются, что это борода деда Осенника.”

Дети работают все вместе.Карточки сдаются на проверку жюри. Пока жюри проверяет работы и готовятся подвести итоги за три предыдущих состязания, учитель с ребятами продолжает работать.

Текст открывается на слайде. Работа с текстом.

- Читаем текст вслух.

- Определим тему текста и его основную мысль.

- Тип и стиль текста.

- Найдём в тексте слова со знакомыми орфограммами, которые изучались в теме «Повторение».

Объясним их.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!