Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а так же обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. На таких уроках важно предусмотреть смену форм учебной работы, разнообразные методические приемы, самостоятельные работы, направленные на повышение активности учащихся и обеспечивающие возможность управления их деятельностью со стороны учителя. Мне кажется, что все эти задачи успешно решают уроки-игры.
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.
Я предлагаю вариант игры, по принципу которой можно провести массу обобщающих уроков по разным темам курса и разделам биологии.
УРОК – ИГРА «КОРНЕЛАНДИЯ»
Обобщающий урок по теме «Корень»
Задачи урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях корня и растения со средой.
Оборудование: таблица «Строение корня», гербарий «Типы корневых систем», коллекция почв и удобрений.
Организационный момент урока.
Класс делится на 4 команды. Учитель может провести жеребьевку или самостоятельно разделить на равноценные команды.
Капитаны команд (ученики, которые имеют оценку «5» и «4») вытаскивают конверты с заданиями для групп. В каждом конверте лежат по 4 задания, на обсуждение каждого задания дается 1 минута. Вопросы и задания разрабатывает учитель и они должны затрагивать морфологическое, анатомическое, физиологическое строение корня.
Перед учащимися ставится задача: «Какой корень быстрее доставит в стебель питательные вещества?»
Далее учитель знакомит с правилами игры и делает записи на доске:
Правильный ответ – 2 шага вперед по корню;
Неполный ответ – 1 шаг;
Дополнение –1 шаг.
На доске изображена схема корня.
Штрафные очки команда может получить за шум, подсказку.
Оценка знаний идет командная и индивидуальная. Победившая команда получает оценку «5»,которая заносится в классный журнал каждому члену команды.
На обсуждение заданий дается 1 минута, затем команды по очереди дают ответ на поставленные вопросы.
Ход урока-игры.
Первое задание все команды получают по темам «Внешнее строение корня, его значение», «Почва».
Задание для 1-ой команды: Назовите и найдите в гербарном материале тип корневых систем? Приведите примеры растений, которые имеют данный тип корневой системы.
Задание для 2-ой команды. Назовите виды корней. Что такое пикировка? С какой целью ее проводят?
Задание для 3-ей команды: Какие функции выполняет корень растения? Какое значение имеет окучивание растений?
Задание для 4-ой команды: Что такое почва? Из чего она состоит? Какие мероприятия по охране почвы проводятся в нашей стране?
Второе задание все команды получают по теме: «Внутреннее строение корня».
Задание для 1-ой команды: Какие участки можно различить, рассматривая молодой корень?
Задание для 2-ой команды: Где располагается зона делящихся клеток? Чем ее клетки отличаются от клеток других зон?
Задание для 3-ей команды: Что такое корневой волос? Какое строение он имеет?
Задание для 4-ой команды: Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?
Третье задание все команды получают по теме «Ткани».
Задание для 1-ой команды: Что такое ткани? В какой зоне корня расположена образовательная ткань? Какую функцию выполняет?
Задание для 2-ой команды: В какой зоне корня расположена покровная ткань? Какую функцию выполняет?
Задание для 3-ей команды: В какой зоне корня расположена всасывающая ткань? Какую функцию выполняет?
Задание для 4-ой команды: В какой зоне корня расположена всасывающая ткань? Какую функцию выполняет?
Четвертое задание все команды получают по темам «Дыхание корня», «Корнеплоды», «Удобрения».
Задание для 1-ой команды: Как доказать, что корни дышат?
Задание для 2-ой команды: Как создаются нормальные условия для дыхания корней?
Задание для 3-ей команды: Дайте определение корнеплода. Объясните, из чего образуется корнеплод моркови, свеклы.
Задание для 4-ой команды: Какое значение имеют удобрения? Перечислите известные вам минеральные удобрения.
В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.
Сенькина Н.Н., учитель биологии
сош №14 г. Сергиев Посад
УРОК – ИГРА «ЛИСТЛАНДИЯ»
Обобщающий урок по теме «Побег»
Задачи урока: обобщить и углубить морфологические, физиологические понятия, закрепить практические умения, навыки по уходу за растениями.
Оборудование: комнатные растения, гербарий «Видоизменение листьев», пакет с набором листьев по морфологическим признакам, таблица по теме «Клеточное строение листа».
Организационный момент урока.
Класс делится на 4 команды. Учитель может провести жеребьевку или самостоятельно разделить на равноценные команды.
Капитаны команд (ученики, которые имеют оценку «5» и «4») вытаскивают конверты с задами для групп. В каждом конверте лежат по 4 задания, на обсуждение каждого задания дается 1 минута. Вопросы и задания разрабатывает учитель и они должны затрагивать морфологическое, анатомическое и физиологические функции листа.
Перед учащимися ставится задача: «Доставить в лист необходимые вещества, которые обеспечат образование питательных веществ для жизни целого растения».
Далее учитель знакомит с правилами игры и делает записи на доске:
Правильный ответ – 2 шага вперед по корню;
Неполный ответ – 1 шаг;
Дополнение –1 шаг.
На доске изображена схема листа.
Ход урока-игры.
Первое задание все команды получают по теме «Морфологическое строение листа».
Задание для 1-ой команды: Что такое побег? Из каких частей он состоит?
Задание для 2-ой команды: Что такое почки? Какие различают почки? Чем отличается генеративная почка от вегетативной?
Задание для 3-ей команды: Назовите основные части листа Чем черешковый лист отличается от сидячего? Приведите примеры растений с черешковыми и сидячими листьями.
Задание для 4-ой команды: Чем простой лист отличается от сложного? Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями. Как по жилкованию листьев отличить большинство однодольных растений от двудольных?
Второе задание все команды получают по теме «Анатомическое строение листа».
Задание для 1-ой команды: Каково клеточное строение листовой пластинки?
Задание для 2-ой команды: Каково строение покровной ткани? Какое строение имеет устьица и какова его роль в жизни растений?
Задание для 3-ей команды: Чем отличается столбчатая ткань от губчатой? Что такое жилка?
Задание для 4-ой команды: По каким элементам проводящего пучка идет передача органических веществ из листьев к другим частям растения?
Третье задание все команды получают по теме «Функции листа».
Задание для 1-ой команды: Что такое фотосинтез? Каким опытом можно доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?
Задание для 2-ой команды: Опишите опыт, доказывающий, что листья дышат.
Задание для 3-ей команды: Опишите опыт, доказывающий, что листья испаряют воду.
Задание для 4-ой команды: Что такое листопад? Каково значение листопада в жизни растений?
Четвертое задание все команды получают по теме «Охрана растений».
Задание для1-ой команды: Почему говорят, что рыхление почвы – есть «сухой полив»?
Задание для 2-ой команды: Что следует понимать под «космической» ролью зеленых растений?
Задание для 3-ей команды: Каково значение зеленых растений?
Задание для 4-ой команды: Перечислите мероприятия, проводимые в стране по охране зеленых растений.
Подведение итогов.
Сенькина Н.Н., учитель биологии
сш № 14 г. Сергиев Посад
5