СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра "Корнеландия и Урок - игра "Листландия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.

Я предлагаю вариант игры, по принципу которой можно провести массу обобщающих уроков по разным темам курса и разделам биологии.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "Корнеландия и Урок - игра "Листландия"»


Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а так же обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. На таких уроках важно предусмотреть смену форм учебной работы, разнообразные методические приемы, самостоятельные работы, направленные на повышение активности учащихся и обеспечивающие возможность управления их деятельностью со стороны учителя. Мне кажется, что все эти задачи успешно решают уроки-игры.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.

Я предлагаю вариант игры, по принципу которой можно провести массу обобщающих уроков по разным темам курса и разделам биологии.


УРОК – ИГРА «КОРНЕЛАНДИЯ»

Обобщающий урок по теме «Корень»


Задачи урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях корня и растения со средой.

Оборудование: таблица «Строение корня», гербарий «Типы корневых систем», коллекция почв и удобрений.

Организационный момент урока.

Класс делится на 4 команды. Учитель может провести жеребьевку или самостоятельно разделить на равноценные команды.

Капитаны команд (ученики, которые имеют оценку «5» и «4») вытаскивают конверты с заданиями для групп. В каждом конверте лежат по 4 задания, на обсуждение каждого задания дается 1 минута. Вопросы и задания разрабатывает учитель и они должны затрагивать морфологическое, анатомическое, физиологическое строение корня.

Перед учащимися ставится задача: «Какой корень быстрее доставит в стебель питательные вещества?»

Далее учитель знакомит с правилами игры и делает записи на доске:

Правильный ответ – 2 шага вперед по корню;

Неполный ответ – 1 шаг;

Дополнение –1 шаг.


На доске изображена схема корня.


Штрафные очки команда может получить за шум, подсказку.

Оценка знаний идет командная и индивидуальная. Победившая команда получает оценку «5»,которая заносится в классный журнал каждому члену команды.

На обсуждение заданий дается 1 минута, затем команды по очереди дают ответ на поставленные вопросы.


Ход урока-игры.


Первое задание все команды получают по темам «Внешнее строение корня, его значение», «Почва».

Задание для 1-ой команды: Назовите и найдите в гербарном материале тип корневых систем? Приведите примеры растений, которые имеют данный тип корневой системы.

Задание для 2-ой команды. Назовите виды корней. Что такое пикировка? С какой целью ее проводят?

Задание для 3-ей команды: Какие функции выполняет корень растения? Какое значение имеет окучивание растений?

Задание для 4-ой команды: Что такое почва? Из чего она состоит? Какие мероприятия по охране почвы проводятся в нашей стране?


Второе задание все команды получают по теме: «Внутреннее строение корня».

Задание для 1-ой команды: Какие участки можно различить, рассматривая молодой корень?

Задание для 2-ой команды: Где располагается зона делящихся клеток? Чем ее клетки отличаются от клеток других зон?

Задание для 3-ей команды: Что такое корневой волос? Какое строение он имеет?

Задание для 4-ой команды: Как можно доказать, что корни поглощают воду из почвы?


Третье задание все команды получают по теме «Ткани».

Задание для 1-ой команды: Что такое ткани? В какой зоне корня расположена образовательная ткань? Какую функцию выполняет?

Задание для 2-ой команды: В какой зоне корня расположена покровная ткань? Какую функцию выполняет?

Задание для 3-ей команды: В какой зоне корня расположена всасывающая ткань? Какую функцию выполняет?

Задание для 4-ой команды: В какой зоне корня расположена всасывающая ткань? Какую функцию выполняет?


Четвертое задание все команды получают по темам «Дыхание корня», «Корнеплоды», «Удобрения».

Задание для 1-ой команды: Как доказать, что корни дышат?

Задание для 2-ой команды: Как создаются нормальные условия для дыхания корней?

Задание для 3-ей команды: Дайте определение корнеплода. Объясните, из чего образуется корнеплод моркови, свеклы.

Задание для 4-ой команды: Какое значение имеют удобрения? Перечислите известные вам минеральные удобрения.


В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.


Сенькина Н.Н., учитель биологии

сош №14 г. Сергиев Посад



УРОК – ИГРА «ЛИСТЛАНДИЯ»

Обобщающий урок по теме «Побег»


Задачи урока: обобщить и углубить морфологические, физиологические понятия, закрепить практические умения, навыки по уходу за растениями.

Оборудование: комнатные растения, гербарий «Видоизменение листьев», пакет с набором листьев по морфологическим признакам, таблица по теме «Клеточное строение листа».

Организационный момент урока.

Класс делится на 4 команды. Учитель может провести жеребьевку или самостоятельно разделить на равноценные команды.

Капитаны команд (ученики, которые имеют оценку «5» и «4») вытаскивают конверты с задами для групп. В каждом конверте лежат по 4 задания, на обсуждение каждого задания дается 1 минута. Вопросы и задания разрабатывает учитель и они должны затрагивать морфологическое, анатомическое и физиологические функции листа.

Перед учащимися ставится задача: «Доставить в лист необходимые вещества, которые обеспечат образование питательных веществ для жизни целого растения».

Далее учитель знакомит с правилами игры и делает записи на доске:

Правильный ответ – 2 шага вперед по корню;

Неполный ответ – 1 шаг;

Дополнение –1 шаг.


На доске изображена схема листа.


Ход урока-игры.

Первое задание все команды получают по теме «Морфологическое строение листа».

Задание для 1-ой команды: Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Задание для 2-ой команды: Что такое почки? Какие различают почки? Чем отличается генеративная почка от вегетативной?

Задание для 3-ей команды: Назовите основные части листа Чем черешковый лист отличается от сидячего? Приведите примеры растений с черешковыми и сидячими листьями.

Задание для 4-ой команды: Чем простой лист отличается от сложного? Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями. Как по жилкованию листьев отличить большинство однодольных растений от двудольных?

Второе задание все команды получают по теме «Анатомическое строение листа».

Задание для 1-ой команды: Каково клеточное строение листовой пластинки?

Задание для 2-ой команды: Каково строение покровной ткани? Какое строение имеет устьица и какова его роль в жизни растений?

Задание для 3-ей команды: Чем отличается столбчатая ткань от губчатой? Что такое жилка?

Задание для 4-ой команды: По каким элементам проводящего пучка идет передача органических веществ из листьев к другим частям растения?

Третье задание все команды получают по теме «Функции листа».

Задание для 1-ой команды: Что такое фотосинтез? Каким опытом можно доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Задание для 2-ой команды: Опишите опыт, доказывающий, что листья дышат.

Задание для 3-ей команды: Опишите опыт, доказывающий, что листья испаряют воду.

Задание для 4-ой команды: Что такое листопад? Каково значение листопада в жизни растений?

Четвертое задание все команды получают по теме «Охрана растений».

Задание для1-ой команды: Почему говорят, что рыхление почвы – есть «сухой полив»?

Задание для 2-ой команды: Что следует понимать под «космической» ролью зеленых растений?

Задание для 3-ей команды: Каково значение зеленых растений?

Задание для 4-ой команды: Перечислите мероприятия, проводимые в стране по охране зеленых растений.

Подведение итогов.



Сенькина Н.Н., учитель биологии

сш № 14 г. Сергиев Посад
















5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!