СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – игра «Числовой калейдоскоп» Тема: «Системы счисления» - 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 8 класса. Ребята этого класса активны, работоспособны, могут выполнять творческие задания. Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие интеллектуальных возможностей учеников. Особое внимание необходимо было уделить групповой  работе учащихся при работе над практическим заданием, так как некоторые из ребят недостаточно хорошо работают самостоятельно.

При планировании урока я опиралась на развитие учебно – информационных, организационных и коммуникативных компитенций.

На уроке была использована такая форма организации, как эвристическая беседа с элементами исследования, т.к. она является одной из результативных для понимания и усвоения темы учащимися восьмого класса. Во время урока были использованы форма организации учебной деятельности - групповая.

Методы организации урока: наглядный, словесный, частично – поисковый, практические работы, организация упражнений для развития умственных и практических умений.         

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра»


Урок – игра «Числовой калейдоскоп»

Тема: «Системы счисления»

Цели:

Образовательные

  1. Закрепить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.

  2. Продолжить формирование навыков коммуникативной деятельности учащихся.

  3. Продолжить формирование умения отделять основную информацию от второстепенной и критически оценивать полученную информацию.

Развивающие

1.Развитие логического мышления: умения выделять главное, логически излагать свои мысли.

2. Развитие экономичности мышления, умения пользоваться рациональными приемами.

3.Развития потребности в самообразовании, познавательного интереса

Воспитательные

1.Содействовать воспитанию навыка организации и участия в коллективной деятельности, организаторских способностей.

2.Воспитание я-концепции (я – знаю, я – могу, я – владею).

Оборудование: раздаточный, дидактический материалы, проектор, экран, компьютер, презентация.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вид урока: урок-игра

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний. (3 мин)

  3. Сообщение темы и целей урока. (1 мин)

  4. Игра. (30 мин)

  5. Подведение итогов урока (рефлексия) (5 мин)


Ход урока

I этап. Организационный момент. (Проверка готовности класса)

II этап. Актуализация опорных знаний.

- Для чего мы изучаем двоичную систему?

- Какие системы счисления вы еще знаете?

- На какие две группы можно разделить все системы счисления?

- III этап. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня урок - игра «Числовой калейдоскоп». Вам предстоит проверить свои знания по теме «Системы счисления», так же проявить смекалку и сообразительность. Вы объединились в 3 команды и выбрали капитана. Как и в жизни, члены одной команды должны уметь слушать и помогать друг другу. Победит та команда, которая сумеет не только быстро решать задания, но так организует свою деятельность, что количество выполненных заданий будет максимальным. А к капитанам особые требования: в течение игры вы следите за дисциплиной в вашей группе, за участием каждого участника в работе, и в конце урока называете самых активных игроков своей команды. Ответы оцениваться будут так: за правильный ответ – 1 балл и если вы дали правильный ответ первыми – 2 балла. Выиграет та команда, которая наберет больше баллов.

IV этап. Ход игры.

Используя мультимедийный видеопроектор, учитель ведёт игру, показывая презентацию. Команды сидят за соседними столами лицом к экрану видеопроектора.

В игре несколько конкурсов.

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Системы счисления» (1балл за каждый правильный ответ).

Тезисы.

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел

+

 

2

В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

 

+

3

Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита

+

 

4

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

+

 

5

Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8

 

+

6

Число 10212записано с ошибкой.

 +


7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

+

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

+

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

+

 

10

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

+

Капитаны подсчитывают количество набранных баллов и выставляют количество баллов за 1 конкурс.(слайд 2)


2 конкурс. «Рассуждалки»

(Максимальное количество баллов за конкурс – 8 баллов)

Задание 1. (слайд 3)

Число 345 древние египтяне записывали так . Запишите число 238.

Ответ:

Задание 2. (слайд 4)

В великой цивилизации – вавилонской – люди записывали числа с помощью прямого клина – единицы и лежачего – десятки.

Число 32 записывали


Число 60 обозначалось , что и 1.


Число 444 в этой системе записи чисел имело вид

так как 444 = 7* 60 +24.

Запишите число 92.


Ответ:

Задание 3. (слайд 5)

Представьте в виде десятичного числа CDXLIV, DXLV , MDCCLXXXVI, MMMIV, DCLXXXIX

Ответ: CDXLIV = 444 DXLV = 500+50-10+5 = 545; MDCCLXXXVI = 1000+500+100+100+50+10+10+10+5+1 = 1786
MMMIV = 1000+1000+1000+5-1 = 3004; DCLXXXIX = 500+100+50+10+10+10+10-1 =689.

(Слайд 6)

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайдах презентации и выставляют заработанные баллы за 2 конкурс.


3 конкурс. «Переводилки» (Слайд 7)

(Максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов)

Физкультминутка. На столах лежат карточки с двоичными числами «рубашкой» вверх. Ребята вытягивают карточки, делают вычисления и строятся в порядке возрастания.

1) 11110112 = Х10

2) B916 = X10

3) 2458 = X10

4) 1000112 = X10

5) 5716 = X10

ОТВЕТЫ: 1) 1111011 = 12310 - третий

2) B916 = 18510 – пятый

3) 2458 = 16510 - четвертый

4) 1000112 = 3510 - первый

5) 5716 = 8710 - второй

(Слайд 8)

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 4 конкурса.

4 конкурс. «Объяснялки» (Слайд 9)

(Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла)

Задача.

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ:    (Слайд 10)

Да,   если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 112=1×20 + 1×21=310;   

                       1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = 2 + 4 = 610

Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 5 конкурса.


5 конкурс. «Обгонялки» (Слайд 11)

(Максимальное количество баллов за конкурс – 7 баллов)

Баллы получает только та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.

Капитан должен поднять руку, когда команда готова.

Перед ребятами альбомные листы бумаги и цветные карандаши под номерами в десятичной системе счисления или в Paint. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ ОТВЕЫ: ЗЕЛЕНЫЙ - 4
101 – ГОЛУБОЙ ГОЛУБОЙ - 5
110 - КРАСНЫЙ КРАСНЫЙ - 6
111 – ЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТЫЙ - 7
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ - 8
1001 – ЧЕРНЫЙ ЧЕРНЫЙ – 9 (Слайд 12)






















V этап. Подведение итогов урока

Капитаны суммируют все баллы, называют отличившихся. Учитель объявляет результаты игры, награждает победителей и выставляет оценки.

Рефлексия.

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Было ли тебе интересно?

- Сумел ли ты получить новые знания, умения?

- Ты был активен на уроке?

- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

- Ты сумел показать свои знания?

- Легко ли работать в группе?

- Что приобретаешь в совместной деятельности


Домашнее задание.

Информация – наука о свойствах информации и информационных процессах. Какие информационные процессы осуществлялись на уроке?

- преобразование

- передача

- получение

Насколько важно для человека умение владеть методами работы с информацией?

Этот вопрос требует размышлений, поэтому вы подумаете над этим дома.

Просмотр содержимого документа
«Заготовка»

  1. Разминка

Тезисы.

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел



2

В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе



3

Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита



4

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе



5

Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8



6

Число 10212записано с ошибкой.



7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011



8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.



9

Число 3005,234 записано с ошибкой.



10

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.





2. «Рассуждалки» (Максимальное количество баллов за конкурс – 8 баллов)

Запишите число 238.

Ответ:

Задание 2. Запишите число 92.

Ответ:

Задание 3. Представьте в виде десятичного числа CDXLIV, DXLV , MDCCLXXXVI, MMMIV, DCLXXXIX

Ответ: CDXLIV = DXLV = MDCCLXXXVI =  
MMMIV = DCLXXXIX =



3. «Переводилки» (максимальное количество баллов – 6)

1) 11110112 =

2) B916 =

3) 2458 =

4) 1000112 =

5) 5716 =

4. «Объяснялки»

(Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла)

Задача.

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ:





5. «Обгонялки»

(Максимальное количество баллов за конкурс – 7 баллов)

100 – ЗЕЛЕНЫЙ
101 – ГОЛУБОЙ
110 - КРАСНЫЙ
111 – ЖЕЛТЫЙ
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ
1001 – ЧЕРНЫЙ









Рефлексия.

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Было ли тебе интересно?

- Сумел ли ты получить новые знания, умения?

- Ты был активен на уроке?

- Ты сумел показать свои знания?

- Легко ли работать в группе?

- Что приобретаешь в совместной деятельности?











Рефлексия.

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Было ли тебе интересно?

- Сумел ли ты получить новые знания, умения?

- Ты был активен на уроке?

- Ты сумел показать свои знания?

- Легко ли работать в группе?

- Что приобретаешь в совместной деятельности?



Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

САМОАНАЛИЗ УРОКА ИНФОРМАТИКИ

Тема: « Закрепление. Системы счисления.»
Урок проведён 12 апреля 2016 года в 8 классе

в МКОУ «Плотавская СОШ»


Я, Уколова Ирина Сергеевна, работаю по УМК «Информатика и ИКТ» для 8 – 9 классов, автор Н. Д. Угринович.


Урок информатики дан в 8 классе.

Проведенный урок является плановым уроком по утвержденной рабочей программе. На уроке были поставлены следующие цели:

Образовательные

  1. Закрепить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.

  2. Продолжить формирование навыков коммуникативной деятельности учащихся.

  3. Продолжить формирование умения отделять основную информацию от второстепенной и критически оценивать полученную информацию.

Развивающие 1.Развитие логического мышления: умения выделять главное, логически излагать свои мысли. 2. Развитие экономичности мышления, умения пользоваться рациональными приемами. 3.Развития потребности в самообразовании, познавательного интереса

Воспитательные 1.Содействовать воспитанию навыка организации и участия в коллективной деятельности, организаторских способностей. 2.Воспитание я- концепции (я – знаю, я – могу, я – владею).

Данный урок построен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 8 класса. Ребята этого класса активны, работоспособны, могут выполнять творческие задания. Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие интеллектуальных возможностей учеников. Особое внимание необходимо было уделить групповой работе учащихся при работе над практическим заданием, так как некоторые из ребят недостаточно хорошо работают самостоятельно.

При планировании урока я опиралась на развитие учебно – информационных, организационных и коммуникативных компитенций.

На уроке была использована такая форма организации, как эвристическая беседа с элементами исследования, т.к. она является одной из результативных для понимания и усвоения темы учащимися восьмого класса. Во время урока были использованы форма организации учебной деятельности - групповая.

Методы организации урока: наглядный, словесный, частично – поисковый, практические работы, организация упражнений для развития умственных и практических умений.

Контроль за усвоением знаний и умений учащихся осуществлялся в следующих формах: вербальный – на протяжении выполнения групповой работы и выполнения практической работы; письменный – тестирование; зрительный – просмотр выполнения заданий на листочках. Оценка деятельности учащихся осуществлялась в конце групповой практической работы.

Рациональность использования времени на уроке и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой урока. Для непредвиденных ситуаций были предусмотрены дополнительные задания

Исходя из задач урока, строилась учебная деятельность учащихся.

1 этап организационный - был создан для эмоционально-психологического настроя на работу. Он прошёл быстро и способствовал настрою на сотрудничество, взаимовыручку и партнёрство, благоприятствовал созданию ситуации успеха.

На 2 этапе дети были нацелены на тему сегодняшнего урока, с которой они прекрасно справились.

Целью 3 самого важного этапа являлось: уточнение основных понятий, углубление знаний учащихся по изученной теме. Задания были построены таким образом, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание, утвердиться в своих знаниях и выйти на постановку следующей учебной задачи. Карточки были подобраны с учетом индивидуального развития ребенка.

На 4 этапе было дано задание за ПК. Дети показали умение работать в группах, сообща выполнять поставленную учебную задачу. Исполнив действия по заданному алгоритму, дети увидели результат на ПК.

5 этап урока был отведен – итогу. Выставлены оценки, согласно набранным баллам. Подвели итог работы каждого в отдельности.

Занятие прошло в доброжелательной атмосфере.

Я считаю, что урок цели достиг. Учащиеся путем рассуждений, путем выполнения практических заданий опираясь на имеющиеся знания, смогли повторить материал по теме «Системы счисления», закрепили умения переводить из одной единицы измерения информации в другую.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Урок- игра  Числовой калейдоскоп

Урок- игра Числовой калейдоскоп

№ 1 Согласны ли вы с утверждением Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел 2 Да В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе Нет + 3     Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита 4 5 + В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе + 6 Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8 +   7 Число 1021 2 записано с ошибкой.     Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011 8   + +   Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления. 9 + Число 3005,23 4  записано с ошибкой. 10   Число 398 записано в восьмеричной системе счисления. + +     +

1

Согласны ли вы с утверждением

Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел

2

Да

В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

Нет

+

3

 

 

Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита

4

5

+

В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

+

6

Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8

+

 

7

Число 1021 2 записано с ошибкой.

 

 

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

8

  +

+

 

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

9

+

Число 3005,23 4  записано с ошибкой.

10

 

Число 398 записано в восьмеричной системе счисления.

+

+

 

 

+

«Рассуждалки» Задание 1.  Число 345 древние египтяне записывали  так . Запишите число 238.

«Рассуждалки»

  • Задание 1.

Число 345 древние египтяне записывали

так . Запишите число 238.

«Рассуждалки» Задание 2.  В великой цивилизации – вавилонской – люди записывали числа с помощью прямого клина – единицы и лежачего – десятки.  Число 22 записывали  Число 60 обозначалось , что и 1. Число 444 в этой системе записи чисел имело вид так как 444 = 7* 60 +24 Запишите число 92.

«Рассуждалки»

  • Задание 2.

В великой цивилизации – вавилонской – люди записывали числа с помощью прямого клина

– единицы и лежачего – десятки.

Число 22 записывали

Число 60 обозначалось , что и 1.

Число 444 в этой системе записи чисел имело вид

так как 444 = 7* 60 +24

Запишите число 92.

«Рассуждалки» Задание 3.  Представьте в виде десятичного числа  CDXLIV  DXLV  MDCCLXXXVI   MMMIV  DCLXXXIX

«Рассуждалки»

  • Задание 3.

Представьте в виде десятичного числа

CDXLIV

DXLV

MDCCLXXXVI  MMMIV

DCLXXXIX

Ответы на «Рассуждалки» Задание 1: Задание 2: Задание 3: 444,545,1786,  3004,689

Ответы на «Рассуждалки»

  • Задание 1:
  • Задание 2:
  • Задание 3: 444,545,1786,

3004,689

«Переводилки»

«Переводилки»

  • 1) 1111011 2 = Х 10
  • 2) B 9 16 = X 10
  • 3) 245 8 = X 10
  • 4) 100011 2 = X 10
  • 5) 57 16 = X 10
Ответы на «Переводилки»

Ответы на «Переводилки»

  • 1) 1111011 = 123 10 - третий
  • 2) B 9 16 = 185 10 – пятый
  • 3) 245 8 = 165 10 - четвертый
  • 4) 100011 2 = 35 10 - первый
  • 5) 57 16 = 87 10 - второй
«Объяснялки» Задача. Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

«Объяснялки»

  • Задача.

Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ на «Объяснялки» Да,   если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 11 2 =1×2 0  + 1×2 1 =3 10 ;    110 2  = 0×2 0  + 1×2 1  + 1×2 2  = 2 + 4 = 6 10

Ответ на «Объяснялки»

  • Да,   если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 11 2 =1×2 0  + 1×2 1 =3 10 ;   

110 2  = 0×2 0  + 1×2 1  + 1×2 2  = 2 + 4 = 6 10

«Обгонялки»

«Обгонялки»

  • 100 – ЗЕЛЕНЫЙ 101 – ГОЛУБОЙ 110 - КРАСНЫЙ 111 – ЖЕЛТЫЙ 1000 – КОРИЧНЕВЫЙ 1001 – ЧЕРНЫЙ
Ответы на «Обгонялки»  4 – ЗЕЛЕНЫЙ  5 – ГОЛУБОЙ  6 - КРАСНЫЙ  7 – ЖЕЛТЫЙ  8 – КОРИЧНЕВЫЙ  9 – ЧЕРНЫЙ

Ответы на «Обгонялки»

  • 4 – ЗЕЛЕНЫЙ

5 – ГОЛУБОЙ

6 - КРАСНЫЙ 7 – ЖЕЛТЫЙ 8 – КОРИЧНЕВЫЙ 9 – ЧЕРНЫЙ

Список использованных источников: 1. Изображение чисел: http://board.salle.com.ua/i/4268/42685/77570_2009102224.jpg 2. Системы счисления и их применение. / Гашков С.Б. – Москва:, 2004. – 52 с., ил. 3. Занимательные задачи по информатике.  Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская.

Список использованных источников:

1. Изображение чисел:

http://board.salle.com.ua/i/4268/42685/77570_2009102224.jpg

2. Системы счисления и их применение. / Гашков С.Б. – Москва:, 2004. – 52 с., ил.

3. Занимательные задачи по информатике.

Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!