Урок – игра «Числовой калейдоскоп»
Тема: «Системы счисления»
Цели:
Образовательные
Закрепить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Продолжить формирование навыков коммуникативной деятельности учащихся.
Продолжить формирование умения отделять основную информацию от второстепенной и критически оценивать полученную информацию.
Развивающие
1.Развитие логического мышления: умения выделять главное, логически излагать свои мысли.
2. Развитие экономичности мышления, умения пользоваться рациональными приемами.
3.Развития потребности в самообразовании, познавательного интереса
Воспитательные
1.Содействовать воспитанию навыка организации и участия в коллективной деятельности, организаторских способностей.
2.Воспитание я-концепции (я – знаю, я – могу, я – владею).
Оборудование: раздаточный, дидактический материалы, проектор, экран, компьютер, презентация.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Вид урока: урок-игра
Структура урока:
Организационный момент. (1 мин)
Актуализация опорных знаний. (3 мин)
Сообщение темы и целей урока. (1 мин)
Игра. (30 мин)
Подведение итогов урока (рефлексия) (5 мин)
Ход урока
I этап. Организационный момент. (Проверка готовности класса)
II этап. Актуализация опорных знаний.
- Для чего мы изучаем двоичную систему?
- Какие системы счисления вы еще знаете?
- На какие две группы можно разделить все системы счисления?
- III этап. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня урок - игра «Числовой калейдоскоп». Вам предстоит проверить свои знания по теме «Системы счисления», так же проявить смекалку и сообразительность. Вы объединились в 3 команды и выбрали капитана. Как и в жизни, члены одной команды должны уметь слушать и помогать друг другу. Победит та команда, которая сумеет не только быстро решать задания, но так организует свою деятельность, что количество выполненных заданий будет максимальным. А к капитанам особые требования: в течение игры вы следите за дисциплиной в вашей группе, за участием каждого участника в работе, и в конце урока называете самых активных игроков своей команды. Ответы оцениваться будут так: за правильный ответ – 1 балл и если вы дали правильный ответ первыми – 2 балла. Выиграет та команда, которая наберет больше баллов.
IV этап. Ход игры.
Используя мультимедийный видеопроектор, учитель ведёт игру, показывая презентацию. Команды сидят за соседними столами лицом к экрану видеопроектора.
В игре несколько конкурсов.
Конкурс 1 «Разминка»
Каждой команде нужно ответить на вопросы тезисов по теме «Системы счисления» (1балл за каждый правильный ответ).
Тезисы.
№ | Согласны ли вы с утверждением | Да | Нет |
1 | Основание системы счисления - это количество цифр используемых в системе счисления для записи чисел | + | |
2 | В непозиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе | | + |
3 | Система счисления - это знаковая система, к которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита | + | |
4 | В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе | + | |
5 | Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: от 0 до 8 | | + |
6 | Число 10212записано с ошибкой. | + | |
7 | Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011 | | + |
8 | Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления. | | + |
9 | Число 3005,234 записано с ошибкой. | + | |
10 | Число 398 записано в восьмеричной системе счисления. | | + |
Капитаны подсчитывают количество набранных баллов и выставляют количество баллов за 1 конкурс.(слайд 2)
2 конкурс. «Рассуждалки»
(Максимальное количество баллов за конкурс – 8 баллов)
Задание 1. (слайд 3)
Число 345 древние египтяне записывали так . Запишите число 238.
Ответ:
Задание 2. (слайд 4)
В великой цивилизации – вавилонской – люди записывали числа с помощью прямого клина – единицы и лежачего – десятки.
Число 32 записывали
Число 60 обозначалось , что и 1.
Число 444 в этой системе записи чисел имело вид
так как 444 = 7* 60 +24.
Запишите число 92.
Ответ:
Задание 3. (слайд 5)
Представьте в виде десятичного числа CDXLIV, DXLV , MDCCLXXXVI, MMMIV, DCLXXXIX
Ответ: CDXLIV = 444 DXLV = 500+50-10+5 = 545; MDCCLXXXVI = 1000+500+100+100+50+10+10+10+5+1 = 1786;
MMMIV = 1000+1000+1000+5-1 = 3004; DCLXXXIX = 500+100+50+10+10+10+10-1 =689.
(Слайд 6)
Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайдах презентации и выставляют заработанные баллы за 2 конкурс.
3 конкурс. «Переводилки» (Слайд 7)
(Максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов)
Физкультминутка. На столах лежат карточки с двоичными числами «рубашкой» вверх. Ребята вытягивают карточки, делают вычисления и строятся в порядке возрастания.
1) 11110112 = Х10
2) B916 = X10
3) 2458 = X10
4) 1000112 = X10
5) 5716 = X10
ОТВЕТЫ: 1) 1111011 = 12310 - третий
2) B916 = 18510 – пятый
3) 2458 = 16510 - четвертый
4) 1000112 = 3510 - первый
5) 5716 = 8710 - второй
(Слайд 8)
Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 4 конкурса.
4 конкурс. «Объяснялки» (Слайд 9)
(Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла)
Задача.
Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок. Возможно ли это? Обоснуйте ответ.
Ответ: (Слайд 10)
Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления: 112=1×20 + 1×21=310;
1102 = 0×20 + 1×21 + 1×22 = 2 + 4 = 610
Капитаны проверяют результаты по представленным ответам на слайде и записывают итоги 5 конкурса.
5 конкурс. «Обгонялки» (Слайд 11)
(Максимальное количество баллов за конкурс – 7 баллов)
Баллы получает только та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
Капитан должен поднять руку, когда команда готова.
Перед ребятами альбомные листы бумаги и цветные карандаши под номерами в десятичной системе счисления или в Paint. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ ОТВЕЫ: ЗЕЛЕНЫЙ - 4
101 – ГОЛУБОЙ ГОЛУБОЙ - 5
110 - КРАСНЫЙ КРАСНЫЙ - 6
111 – ЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТЫЙ - 7
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ - 8
1001 – ЧЕРНЫЙ ЧЕРНЫЙ – 9 (Слайд 12)
V этап. Подведение итогов урока
Капитаны суммируют все баллы, называют отличившихся. Учитель объявляет результаты игры, награждает победителей и выставляет оценки.
Рефлексия.
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания, умения?
- Ты был активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Ты сумел показать свои знания?
- Легко ли работать в группе?
- Что приобретаешь в совместной деятельности
Домашнее задание.
Информация – наука о свойствах информации и информационных процессах. Какие информационные процессы осуществлялись на уроке?
- преобразование
- передача
- получение
Насколько важно для человека умение владеть методами работы с информацией?
Этот вопрос требует размышлений, поэтому вы подумаете над этим дома.