Урок-игра «Биатлон» Н.Н. Сенькина, учитель биологии
сош. № 14, г. Сергиев Посад
Данная форма урока – форма закрепления и обобщения знаний, обусловленная развитием научной организации учебного труда школьников на уроке. Такая игра может проводиться после изучения любой темы. Своими целями она ставит активизацию мыслительной деятельности и самостоятельности применения учебного материала.
Организация урока
Класс делится на группы по 4 –5 человек в каждой. Каждому ученику в группе присваивается личный номер т.е. вариант карточки. Группа работает над заданием в течение 5 минут, затем пересаживается за другой стол, где приступает к выполнению следующего задания и проходит все рубежи.
Урок-игра по теме: «Птицы»
Задачи урока: обобщить знания учащихся об особенностях строения высокоорганизованных позвоночных животных – птицах, проверить умение выделять признаки приспособленности птиц к условиям обитания.
Оборудование: учебные таблицы по теме, карточки с заданиями.
Негромко звучит песня «Скворцы» в исполнении группы «Любэ».
Вопросы и задания.
Первый рубеж « Работа с терминами»
Карточка 1. Объясни:
Карточка 2. Объясни:
певчая гортань /нижняя гортань, голосовой аппарат птиц/
зоб /расширенная часть пищевода/
очин /часть пера, погруженная в кожу/
клоака /расширенная часть задней кишки/
крылья /органы летания животных/
Карточка 3. Объясни:
воздушные мешки / воздухоносные полости, соединенные с дыхательными путями/
клюв /орган птиц, образованный беззубыми челюстями/
крылышко /часть крыла, необходимая птице при полете делать крутые повороты/
опахало /пластинчатая часть контурного пера птицы/
стержень /часть пера, к которому крепится опахало/
Карточка 4. Объясни:
линька /периодическая смена наружных кожных покровов/
лопатка /парная кость плечевого пояса позвоночных/
мускульный желудок /отдел желудка, где перетирается пища/
мозжечок /отдел головного мозга, участвующий в координации движений/
железистый желудок /отдел желудка, где пища размягчается/
Карточка 5. Объясни:
птенцовые птицы /птицы, у которых птенцы вылупляются беспомощными/
скорлупа /известковая оболочка яйца/
гнездо /постройка, устраиваемая животными для выведения птенцов/
гоацин /птица семейства кукушковых, на крыльях которых имеются пальцы/
желток /резервное вещество/
Второй рубеж «Третий лишний»
Определи, кто лишний в ряду и объясни свой ответ.
Карточка 1.
Дятел – жаворонок – соловей
(дятел – лишний, т.к. является оседлой, а соловей и жаворонок – перелетные).
Карточка 2.
Канюк - скопа – филин
(филин – ночная хищная птица отряда сов, а канюк и скопа – дневные хищные птицы)
Карточка 3.
Скворец – синица – иволга
(лишняя иволга, т.к. она не встречается в культурных ландшафтах)
Карточка 4.
Гриф – орел – рябчик
(рябчик – птица отряда куриные, гриф и орел – дневные хищники)
Карточка 5.
Страус – дрофа – пингвин
(пингвин – водоплавающая, а страус и дрофа – птицы открытых пространств).
Третий рубеж «Закончите фразу»
Карточка 1.
У птиц внутреннее оплодотворение. У птиц функционирует, как правило, левый яичник. Птицы открытых мест – лугов, степей, пустынь – строят гнезда на земле.
Карточка 2.
Оплодотворение яйцеклеток происходит в яйцеводе. Птиц, которые долго выкармливают своих птенцов, называют выводковыми. Желудок птиц имеет два отдела: мускульный и железистый.
Карточка 3.
Собственно яйцом считается женская половая клетка. Газообмен между зародышем и окружающей средой происходит через воздушную камеру. Легочные мешки являются производными бронхов.
Карточка 4.
В коже у птиц есть копчиковая железа. Грудина имеет снизу высокий гребень киль. Левая половина сердца содержит артериальную кровь.
Карточка 5.
От сердца в легкие поступает венозная кровь. Наука о птицах называется орнитология. Часть пера, погруженная в кожу, называется очин.
Четвертый рубеж «Объясни»
Карточка 1.
Почему многие птицы гнездятся колониями?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2.
Перечислите особенности птиц, связанные с приспособлением к полету.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 3.
Зависит ли скорость обмена веществ от характера пищи? Если да, то, как проявляется эта зависимость?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 4.
Опишите механизм двойного дыхания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 5.
Какова связь между кровеносной, дыхательной и нервной системами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пятый рубеж «Зачем»
Карточка 1.
Зачем птице летать?
Чтобы строить гнезда повыше
Чтобы спасаться от врагов.
Чтобы ловить добычу в воздухе.
Чтобы высматривать добычу на земле.
Чтобы добираться до теплых мест, где больше пищи.
Карточка 2.
Зачем птицы прерывают полет?
Чтобы отдохнуть.
Чтобы удалить жажду.
Чтобы высиживать яйца.
Чтобы кормить птенцов.
Чтобы собирать корм с земли.
Карточка 3.
Зачем птице клюв?
Чтобы разрывать пищу.
Чтобы вычерпывать из воды рыбу.
Чтобы собирать с поверхности воды самые крохотные растения и
организмы.
Чтобы вскрывать раковины
Чтобы вытаскивать из-под коры насекомых.
Карточка 4.
Зачем птице окраска?
Чтобы скрываться от врагов.
Чтобы узнавать друг друга.
Чтобы привлекать самок.
Карточка 5.
Зачем птицы танцуют и поют?
Чтобы привлечь самку.
Чтобы предупреждать другого самца, что место занято.
Чтобы находить друг друга в темноте по крику.
Шестой рубеж «Сделай надписи»
Карточка 1. Подпишите на схеме основные разделы пищеварительной системы.
Карточка 2
Сделайте необходимые надписи на указателях.
Карточка 3
Подпишите названия отделов головного мозга.
Карточка 4
Подпишите на указателях названия частей крыла.
Карточка 5
Сделайте необходимые надписи на указателях