Урок-игра «Биатлон»
по теме: «Млекопитающие»
Сенькина Н.Н., учитель биологии,
сош № 14 Сергиев Посад.
Задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения высокоорганизованных позвоночных животных – млекопитающих, проверить умение выделять признаки приспособленности млекопитающих к условиям обитания.
Оборудование: учебные таблицы по теме, карточки с заданиями.
Организация урока
Класс делится на группы по 4 –5 человек в каждой. Каждому ученику в группе присваивается личный номер, т.е. вариант карточки. Группа работает над заданием в течение 5 минут, затем пересаживается за другой стол (рубеж), где приступает к выполнению следующего задания и проходит все рубежи.
Вопросы и задания:
Первый рубеж «Работа с терминами»
Карточка 1. Объясни:
альвеолы – пузыревидные выпячивания в легких на концах бронхов;
диафрагма - мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной;
вены – кровеносные сосуды, несущие кровь от органов и тканей к сердцу;
клыки – конусовидные однокорневые зубы;
ластоногие – отряд водных млекопитающих.
Карточка 2. Объясни:
звери – то же, что млекопитающие;
книжка – третий отдел многокамерного желудка жвачных животных;
матка – мешковидный орган женской половой системы;
насекомоядные – отряд млекопитающих, примитивных животных;
артерии – кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам, тканям.
Карточка 3. Объясни:
парнокопытные - отряд млекопитающих, имеющие по четыре или два пальца на ноге, покрытые копытами;
теплокровные – животные, способные регулировать температуру тела;
сычуг – последний отдел сложного желудка жвачных животных;
приматы – отряд высших млекопитающих;
плацента – орган, осуществляющих связь между организмом матери и зародышем в период внутриутробного развития.
Карточка 4. Объясни:
первозвери – группа яйцекладущих млекопитающих;
резцы – передние однокоренные зубы, имеющие долотообразную форму с острым режущим краем;
линька – периодическая смена наружных кожных покровов;
рукокрылые – отряд млекопитающих, передние конечности которых превращены в крылья, способны летать;
молоточек – слуховая косточка среднего уха млекопитающих.
Карточка 5. Объясни:
стремечко – одна из слуховых косточек среднего уха;
непарнокопытные – отряд млекопитающих на ногах которых развит третий палец;
сетка – второй отдел желудка у жвачных животных;
рубец – начальный отдел камерного желудка жвачных;
плацентарные – высшие живородящие звери.
Карточка 6. Объясни:
кора больших полушарий – слой серого вещества, покрывающий полушария большого мозга млекопитающих;
наковальня – слуховая косточка среднего уха млекопитающих;
диафрагма – мышечная перегородка, отделяющая брюшную полость от грудной;
матка – мешковидный орган женской половой системы;
сычуг – последний отдел сложного желудка жвачных животных.
Второй рубеж «Третий лишний»
Определи, кто лишний в ряду и объясни свой ответ.
Карточка 1.
Ушан – полевка – вечерница
(полевка – лишняя, т.к. относится к ряду грызунов, а ушан и вечерница – к отряду рукокрылые).
Карточка 2.
Белка – выхухоль – еж
(лишней является белка, т. к. относится к отряду грызунов, а выхухоль и еж к отряду насекомоядные).
Карточка 3.
Павиан – горилла – шимпанзе
(павиан – лишний, т.к. относится к отряду мартышкообразных, а горилла и шимпанзе – к отряду человекообразных обезьян).
Карточка 4.
Лось – кулан – жираф
(кулан является лишним, т.к. относится к отряду непарнокопытных, а лось и жираф - к отряду парнокопытных).
Карточка 5.
Котик – афагина – сивуч
(афагинв –лишняя, т.к. она относится к отряду китообразных, котик и сивуч – к отряду ластоногих).
Карточка 6.
Ласка – песец – соболь
(песец является лишним, т.к. относится к семейству волчьи, а ласка и соболь – к семейству куньи).
Третий рубеж «Закончи фразу»
Карточка 1.
В черепе млекопитающих наиболее развит (мозговой) отдел.
У жирафа и слона (семь) шейных позвонков.
В яичниках развиваются (яйцеклетки)
Карточка 2.
В позвоночнике млекопитающих выделяют (пять) отделов.
Пояс передних конечностей состоит из (лопаток) и (ключиц).
Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются (беспомощными, голыми, слепыми).
Карточка 3.
Оплодотворение у млекопитающих (внутреннее).
Зубы обычно подразделяются на (резцы, клыки, коренные).
Питание зародыша у настоящих зверей происходит через (плаценту).
Карточка 4.
У большинства млекопитающих (постоянная) температура тела.
Землеройки, кроты, ежи относятся к отряду (насекомоядных).
В основе селекции домашних животных лежит (искусственный) отбор.
Карточка 5.
Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует (плаценту).
Скелет передних конечностей состоит из (бедра, голени и стопы).
У всех млекопитающих (четырехкамерное ) сердце.
Карточка 6.
Покровы большинства млекопитающих покрыты (шерстью).
Передних мозг млекопитающих покрыт (корой).
У млекопитающих хорошо развит инстинкт (заботы о потомстве).
Четвертый рубеж « Объясни»
Карточка 1.
Почему жвачные животные не задерживаются долго на пастбищах?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2.
Как изменялись органы дыхания от рыб к млекопитающим?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 3.
Как изменялось строение кровеносной системы от рыб к млекопитающим?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Карточка 4.
Как изменялось строение нервной системы от рыб к млекопитающим?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 5.
Как изменялось строение сердца от рыб к млекопитающим?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 6.
Какие признаки и особенности поведения обезьян позволяют считать их предками человека?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пятый рубеж «Сделай надписи»
Карточка 1. Подпишите названия указанных отделов и костей поясов и свободных конечностей скелета собаки.
Карточка 2. Подпишите названия отделов головного мозга собаки.
Карточка 3. Сделай необходимые надписи на указателях.
Карточка 4. Почему утконоса (1) и ехидну (2) относят к млекопитаю-щим? А почему - к первозверям?
Карточка 5. Сделай необходимые надписи на указателях.
Карточка 6. Сделай необходимые надписи на указателях.