СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра «Биатлон» по теме «Млекопитающие»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Класс делится на группы по 4 –5 человек в каждой. Каждому ученику в группе присваивается личный номер,  т.е. вариант карточки. Группа работает над заданием в течение 5 минут, затем пересаживается за другой стол (рубеж), где приступает к выполнению следующего задания и проходит все рубежи.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Биатлон» по теме «Млекопитающие»»

Урок-игра «Биатлон»

по теме: «Млекопитающие»

Сенькина Н.Н., учитель биологии,

сош № 14 Сергиев Посад.


Задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения высокоорганизованных позвоночных животных – млекопитающих, проверить умение выделять признаки приспособленности млекопитающих к условиям обитания.


Оборудование: учебные таблицы по теме, карточки с заданиями.


Организация урока


Класс делится на группы по 4 –5 человек в каждой. Каждому ученику в группе присваивается личный номер, т.е. вариант карточки. Группа работает над заданием в течение 5 минут, затем пересаживается за другой стол (рубеж), где приступает к выполнению следующего задания и проходит все рубежи.


Вопросы и задания:


Первый рубеж «Работа с терминами»


Карточка 1. Объясни:

  • альвеолы – пузыревидные выпячивания в легких на концах бронхов;

  • диафрагма - мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной;

  • вены – кровеносные сосуды, несущие кровь от органов и тканей к сердцу;

  • клыки – конусовидные однокорневые зубы;

  • ластоногие – отряд водных млекопитающих.


Карточка 2. Объясни:

  • звери – то же, что млекопитающие;

  • книжка – третий отдел многокамерного желудка жвачных животных;

  • матка – мешковидный орган женской половой системы;

  • насекомоядные – отряд млекопитающих, примитивных животных;

  • артерии – кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам, тканям.


Карточка 3. Объясни:

  • парнокопытные - отряд млекопитающих, имеющие по четыре или два пальца на ноге, покрытые копытами;

  • теплокровные – животные, способные регулировать температуру тела;

  • сычуг – последний отдел сложного желудка жвачных животных;

  • приматы – отряд высших млекопитающих;

  • плацента – орган, осуществляющих связь между организмом матери и зародышем в период внутриутробного развития.


Карточка 4. Объясни:

  • первозвери – группа яйцекладущих млекопитающих;

  • резцы – передние однокоренные зубы, имеющие долотообразную форму с острым режущим краем;

  • линька – периодическая смена наружных кожных покровов;

  • рукокрылые – отряд млекопитающих, передние конечности которых превращены в крылья, способны летать;

  • молоточек – слуховая косточка среднего уха млекопитающих.


Карточка 5. Объясни:

  • стремечко – одна из слуховых косточек среднего уха;

  • непарнокопытные – отряд млекопитающих на ногах которых развит третий палец;

  • сетка – второй отдел желудка у жвачных животных;

  • рубец – начальный отдел камерного желудка жвачных;

  • плацентарные – высшие живородящие звери.

Карточка 6. Объясни:

  • кора больших полушарий – слой серого вещества, покрывающий полушария большого мозга млекопитающих;

  • наковальня – слуховая косточка среднего уха млекопитающих;

  • диафрагма – мышечная перегородка, отделяющая брюшную полость от грудной;

  • матка – мешковидный орган женской половой системы;

  • сычуг – последний отдел сложного желудка жвачных животных.


Второй рубеж «Третий лишний»


Определи, кто лишний в ряду и объясни свой ответ.

Карточка 1.

Ушан – полевка – вечерница

(полевка – лишняя, т.к. относится к ряду грызунов, а ушан и вечерница – к отряду рукокрылые).

Карточка 2.

Белка – выхухоль – еж

(лишней является белка, т. к. относится к отряду грызунов, а выхухоль и еж к отряду насекомоядные).

Карточка 3.

Павиан – горилла – шимпанзе

(павиан – лишний, т.к. относится к отряду мартышкообразных, а горилла и шимпанзе – к отряду человекообразных обезьян).

Карточка 4.

Лось – кулан – жираф

(кулан является лишним, т.к. относится к отряду непарнокопытных, а лось и жираф - к отряду парнокопытных).

Карточка 5.

Котик – афагина – сивуч

(афагинв –лишняя, т.к. она относится к отряду китообразных, котик и сивуч – к отряду ластоногих).

Карточка 6.

Ласка – песец – соболь

(песец является лишним, т.к. относится к семейству волчьи, а ласка и соболь – к семейству куньи).


Третий рубеж «Закончи фразу»


Карточка 1.

  1. В черепе млекопитающих наиболее развит (мозговой) отдел.

  2. У жирафа и слона (семь) шейных позвонков.

  3. В яичниках развиваются (яйцеклетки)


Карточка 2.

  1. В позвоночнике млекопитающих выделяют (пять) отделов.

  1. Пояс передних конечностей состоит из (лопаток) и (ключиц).

  2. Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются (беспомощными, голыми, слепыми).


Карточка 3.

  1. Оплодотворение у млекопитающих (внутреннее).

  2. Зубы обычно подразделяются на (резцы, клыки, коренные).

  3. Питание зародыша у настоящих зверей происходит через (плаценту).


Карточка 4.

  1. У большинства млекопитающих (постоянная) температура тела.

  2. Землеройки, кроты, ежи относятся к отряду (насекомоядных).

  3. В основе селекции домашних животных лежит (искусственный) отбор.


Карточка 5.

  1. Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует (плаценту).

  2. Скелет передних конечностей состоит из (бедра, голени и стопы).

  3. У всех млекопитающих (четырехкамерное ) сердце.


Карточка 6.

  1. Покровы большинства млекопитающих покрыты (шерстью).

  2. Передних мозг млекопитающих покрыт (корой).

  3. У млекопитающих хорошо развит инстинкт (заботы о потомстве).


Четвертый рубеж « Объясни»


Карточка 1.

Почему жвачные животные не задерживаются долго на пастбищах?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка 2.

Как изменялись органы дыхания от рыб к млекопитающим?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка 3.

Как изменялось строение кровеносной системы от рыб к млекопитающим?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Карточка 4.

Как изменялось строение нервной системы от рыб к млекопитающим?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка 5.

Как изменялось строение сердца от рыб к млекопитающим?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка 6.

Какие признаки и особенности поведения обезьян позволяют считать их предками человека?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Пятый рубеж «Сделай надписи»


Карточка 1. Подпишите названия указанных отделов и костей поясов и свободных конечностей скелета собаки.


Карточка 2. Подпишите названия отделов головного мозга собаки.


Карточка 3. Сделай необходимые надписи на указателях.



Карточка 4. Почему утконоса (1) и ехидну (2) относят к млекопитаю-щим? А почему - к первозверям?



Карточка 5. Сделай необходимые надписи на указателях.



Карточка 6. Сделай необходимые надписи на указателях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!