СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра «Алфавит»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Урок проводится по сценарию телевизионной игры «Алфавит». В игре принимают участие 3 команды (желтые, зеленые, красные) по 7-8 человек. Команда выбирает участника, который будет отвечать на вопросы игры, но если он не справится с ответом, то игрок может попросить помощи у команды. В ходе игры команды могут заработать жетон, который позволит,  получить дополнительную оценку. За две недели до игры участники команд получают домашнее  задание: подобрать по теме урока пословицы, загадки, стихотворения, поговорки, рецепты о лечебной силе растений, составить вопросы, которыми команды будут обмениваться в ходе игры.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Алфавит»»


УРОК-ИГРА «АЛФАВИТ»

Обобщающий урок по теме:

«Классификация цветковых растений»

Сенькина Н.Н., учитель биологии

сош № 14, г. Сергиев Посад


Задачи урока: 1) углубить и обобщить знания по систематике цветковых растений; конкретизировать знания о многообразии и практическом значении цветковых; развивать умения анализировать, сравнивать, синтезировать; воспитывать умения работать в коллективе, принимать самостоятельные решения.

2) снять эмоциональное напряжение, возникающее в процессе контроля знаний.



Оборудование: плакат «Игровое поле», 3 фишки, кубик для вбрасывания», гербарий по семействам, открытки с изображениями растений разных семейств, карточки с заданиями, определительные карточки, карточки с шифрограммами, загадками и анаграммами.


Условия игры: урок проводится по сценарию телевизионной игры «Алфавит». В игре принимают участие 3 команды (желтые, зеленые, красные) по 7-8 человек. Команда выбирает участника, который будет отвечать на вопросы игры, но если он не справится с ответом, то игрок может попросить помощи у команды. В ходе игры команды могут заработать жетон, который позволит, получить дополнительную оценку. За две недели до игры участники команд получают домашнее задание: подобрать по теме урока пословицы, загадки, стихотворения, поговорки, рецепты о лечебной силе растений, составить вопросы, которыми команды будут обмениваться в ходе игры.


Учитель:


Мы отправляемся в путешествие по необыкновенной стране «Мир растений», которую вы не найдете ни на одной карте. Но жители этой страны всегда вокруг нас. Они, кормя, лечат, согревают и радуют. Сегодня весь класс разместиться в трех вагонах нашего поезда (по количеству команд). Наш поезд совершит несколько остановок, на каждой из них вам предстоит выполнить определенное задание. Побед команда, которая закончит путешествие первой


Учитель знакомит учащихся с условиями игры:


Вбрасыванием кубика участник определяет цвет сектора и соответствующее ему семейство, из области знаний по которому будет вопрос. Буква в секторе подсказывает игроку ответ.


Красный сектор – розоцветные

Желтый сектор – сложноцветные

Зеленый сектор – пасленовые

Синий сектор – бобовые

Оранжевый сектор – злаковые

Фиолетовый сектор – лилейные




ИГРОВОЕ ПОЛЕ





















Пиктограммы игры:


Пиктограммы - древнейшая форма письма при помощи условных рисунков, обозначающих какие-либо действия, события, предметы и т.д.






«Успех»






Очки удваиваются. Игрок продвигается на 2 клетки вперед.






«Медные трубы»






Пропуск хода










«Вдохновение»




Игрок продвигается на 2 клетки вперед




«Огонь»





Очки сгорают. Игрок возвращается на старт





«Карьера»




Игрок продвигается на 10 клеток вперед





«Клад»


Игрок продвигается на 5 клеток вперед



«Страх»


Игрок пропускает 2 хода




«Черная кошка»





Игрок возвращается на 5 клеток назад


Условные обозначения букв

Я –

Н – С –



А – И – Р –


Ъ, Ь –


Г -


П

У –


Ч –



Ю –


Э –


Х –


Ф –

Ш –


Ж –



Ц –


З –


Е –


«Я»


«Назови»


«Старинный совет»



«Анаграмма»



«Исправь ошибку»



«Рецепт»



«Сюрприз»



«Гербарий»


«Почему»


«Узнай меня»


«Что это»



«Юный ботаник»



«Это должен знать каждый»



«Хозяйственное значение»


«Формула»


«Шифровка»



«Жетон»





«Цепочка «Кто лишний»



«Загадки, загадки, загадки…»


«Блиц-опрос»


Участник игры может рассказать о себе (увлечения, интересы)

Назвать как можно больше представителей данного семейства

Участники игры могут дать практический совет, кулинарный совет, рецепт необычного блюда


Переставьте буквы в словах, так чтобы можно было прочитать название растения


На отдельных листах написаны характеристики изученных семейств, в них допущена ошибка, которую надо исправить

Надо назвать лекарственное растение того или иного семейства и рассказать о его применении.

Игрок пропускает ход, но получает приз или дополнительный жетон по желанию


Любой вид деятельности с гербарным материалом


Участнику предлагается решить практическую задачу.

Учитель дает характеристику растению данного семейства. Ученик должен узнать растение.

Участникам предлагается зашифрованное название растения в виде ребуса либо загадки


Участники команд обмениваются вопросами или должны выполнить теоретическое задание.


Отвечающему предлагается 2-3 открытки с изображением ядовитых растений или растений, занесенных в Красную книгу


Задаются вопросы о хозяйственном значении растений

Участник называет формулу и рассказывает по ней о строении цветка

Игрок получает карточку с шифрограммой и код к ней


Игрок получает дополнительный жетон, если расскажет стихотворение, назовет пословицу или поговорку о растении данного семейства



Из предложенного убрать «лишнее» и объяснить почему


Участникам предлагаются загадки или ребусы, отгадками на которые являются названия растений данного семейства

Участники отвечают на блиц-вопросы

Вопросы для команд


СЕМЕЙСТВО ПАСЛЕНОВЫЕ



Я

  • как называется плод у картофеля? (Ягода)

  • что такое соланин? (Ядовитое вещество, образующееся в клубнях при прорастании)

  • как называется плод у паслена черного? (ягода черная)

  • игрок может рассказать о себе



О

  • как называется агротехнический прием, который способствует разрастанию придаточных корней? (окучивание)

  • как называется агротехнический прием, который сохранит влагу в почве? (орошение)

  • как называется агротехнический прием, который убирает лишнюю влагу из почвы? (осушение)



Н

  • как называется опасный вредитель картофеля, относящийся к классу круглых червей? (нематода)

  • назовите сорт картофеля (Невский)

  • назовите сорта картофеля (Лорх, Синеглазка, Искра, Невский)



С

  • как называются подземные побеги картофеля? (столоны)

  • какими (кроме клубня) частями растения может размножаться картофель? (стеблем)

  • что за растение содержит ядовитые алкалоиды, используемые для получения лекарств? (скополия)

  • ядовитое вещество, образующееся в клубнях при прорастании? (соланин)

  • что объединяет картофель и помидоры? (семейство)

  • назовите сорт картофеля (синеглазка)



Д

  • это растение – родственник белены. Оно вызывает сильное отравление. (дурман обыкновенный)

  • как называются препараты для химического удаления ботвы? (десиканты)

- название оладьев из картофеля в белоруской кухне. (драники)


М

  • курительный табак (махорка)

  • какой отход крахмального производства используется на корм скоту? (мезга)

  • корень этого растения формой похож на человеческую фигуру. В средние века травники создали незаслуженную славу этому растению. Верили, что обладатель этого растения приобретет молодость, любовь, красоту и счастье на вечные времена. Оно произрастает на могилах и местах казни. Если человек пытался вырвать его, он погибал. Это суеверие было сильно распространено в средние века до 1560 г., и только ботаник Бок развенчал этот миф (мандрагора)

Т









  • плоды этого растения очень яркие: красные, розовые, желтые. Поэтому растение получило название помидор, помидор т.е. «золотое яблоко»

(томат)

- это растение родом из Америки и до открытия Колумба в Европе его не знали. Растение получило свое название по имени провинции Тобаго (о. Таити) и оттуда начало свое победное шествие по всем континентам. В этом растении содержится большое количество вредных веществ, которые воздействуют на организм, вызывая нарушения в работе всех систем и органов (табак)

- от какого итальянского слова картофель получил свое название (тартуфалли)



И

«Исправь ошибку»

  • первый вариант: более двух тысяч видов, однолетние и многолетние травы и полукустарники, плод – ягода или коробочка, О(2)+2 Т3 П1, все части растения ядовиты (пасленовые, а формула семейства злаки)

  • второй вариант: более двух тысяч видов, однолетние и многолетние травы и полукустарники, *Ч(5) Л(5) Т(5)П1 ; плод – зерновка; все части растения ядовиты (пасленовые, а плод характерен для семейства злаки)

  • третий вариант: двенадцать тысяч видов, однолетние и многолетние травы, деревья и кустарники, соцветие – кисть, головка, зонтик; *Ч (5) Л(5) Т5П1; плод – боб (бобовые, а формула семейства пасленовые)


Р

  • «Рецепт» Участник игры называет лекарственное растение данного семейства и рассказывает о его применении

  • агротехнический прием, который поможет сохранить влагу в почве (рыхление)

Ъ,Ь

пропуск хода

Г

  • из какой страны попали в Россию первые клубни картофеля? (Голландия)

  • какой лекарственный препарат получают из картофеля? (глюкозу)

- вещества, используемые для борьбы с сорняками (гербициды)

П

  • в каком растении семейства пасленовые содержится больше всего витамина С? (перец)

  • как называется подготовка клубней к посадке? (проращивание)

  • на территории какой страны в Южной Америке был обнаружен дикорастущий картофель? (Перу)

  • Это растение – декоративное (Петуния)

В

  • как называется способ, которым преимущественно размножается картофель? (вегетативное размножение)

  • что такое клубень? (видоизмененный побег)

  • основная структурная единица в системе живых организмов (вид)

У

  • «Узнай меня»

Задание 1. Это однолетнее растение с белыми звездчатыми цветками. Цветет летом и осенью до самых заморозков. Черные ягоды съедобны, а зеленые плоды и листья ядовиты. (паслен черный)

Задание 2. Родина этого однолетнего растения – Индия. У нас его разводят ради съедобных крупных темно-фиолетовых плодов, достигающих веса – 2 килограмма. Овощная культура. (баклажан)

Задание 3. Цветы этого растения распускаются обычно к ночи. Белая окраска и сильный аромат привлекают опылителей – сумеречных бабочек–бражников. Плод – коробочка. Это широко распространенное растение цветников.

(табак душистый)

К

  • это ядовитое вещество, которое разрушает слизистые оболочки рта, горла и носа, содержится в плодах красного перца (капсацин)

  • в какое соцветие собраны цветки у пасленовых? (кисть)

  • какого химического элемента особенно много в картофеле? (калия)

  • белладонна или …. (красавка)

  • какое насекомое главный враг картофеля? (колородский жук)

  • как называется плод у петуньи и табака душистого (коробочка)

  • какого органического вещества больше всего в клубнях картофеля?

(крахмала)

Ч

- какое лакомство из картофеля любят дети во всем мире? (чипсы)

- как называли картофель представители русского духовенства?

(чертовы яблоки)

- ягоды этого паслена при созревании становятся (черными)


Б

  • соком этого растения был отравлен отец Гамлета. Сейчас оно входит в состав многих лекарственных препаратов для лечения радикулита, артрита и т. д. («Мой мирный час твой дядя подстерег

С проклятым соком белены в сосуде.

И мне в ушную полость влил настой»,- рассказывал сыну призрак короля Гамлета)

  • ее второе название красавка (белладонна)

- плод этого растения – ягода темно-фиолетовой окраски, может достигать веса до 2 –х кг. (баклыжан)

Ю

  • «Юнный натуралист»

  • почему при посадке картофеля клубни проращивают в светлом помещении в течении 30-40 дней (проращивание клубней ускоряет

развитие картофеля и увеличивает

урожай)

- какой вред приносит никотин курящим подросткам? (У курящих под-

ростков слабая память. Они

раздражительны подвержены

простудным и другим заболеваниям)

  • почему именно картофель стал единственной сельскохозяйственной культурой, у которой получить хороший урожай невозможно без

окучивания? (потому что клубни картофеля

образуются на многочисленных

подземных побегах–столонах, которые

должны получать достаточно питание

из почвы)

Э

  • «Это должен знать каждый»

  1. Ученику предлагается открытка с изображением белены черной. Ученик должен узнать это растение и сказать, что оно ядовито.

  2. Ученику предлагается открытка с изображением дурмана обыкновенного. Ученик должен узнать это растение и сказать, что оно ядовито.

  3. Ученику предлагается открытка с изображением табака курительного. Ученик должен узнать это растение и сказать, что листья этого растения содержат много ядовитых веществ.

Х

  • какое хозяйственное значение имеет картофель?

- какое хозяйственное значение имеют плоды помидора?

- какое хозяйственное значение имеет паслен черный, белена, дурман?

- кто был первым советским ученым – картофелеводом, именем которого назван сорт картофеля? (Лорх)

Л

- назовите один из первых отечественных сортов картофеля (Лорх)

  • боковой вегетативный орган, растущий от стебля. Они бывают простые и сложные (Лист)


Ф

«Формула». Участник называет формулу данного семейства и рассказывает о

строении цветка (*Ч(5) Л (5)Т(5)П1)

Как называется распространенное грибковое заболевание картофеля, томатов?

(Фитофтороз)

Ш

- «Шифровки»

Выпишите номера признаков, которыми обладает представители семейства пасленовые.

Ключ к шифровке:

1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.


3. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

4. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

5. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

6. Плод – семяной.

7. Чашечка цветка раздельнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

8. Плод – ягода или коробочка

(Шифр 2358)

Ж

- «Жетон».

Ц

- Цепочка «Кто лишний»

1. Картофель, дурман, белена, клевер, табак

(Лишний – клевер, т.к. перечислены растения

семейства пасленовые,

а клевер относится к семейству бобовые).

2. Перец, табак, томаты, баклажан, фасоль, паслен

(Лишний – фасоль, т.к. перечислены растения семейства пасленовые, а фасоль относится к семейству бобовые).

3. Дурман, вишня, табак, белена, перец

(Лишний - вишня, т.к. перечислены растения семейства пасленовые, а вишня относится к семейству розоцветные).

З

- Загадки, загадки, загадки……….

(О каких растениях говорится в этих загадках?)

1. Ягода – красна!

Ягода – вкусна!

Режь да соли!

Ешь да хвали!

(Томат)

2. Помидору брат,

А кумачу не рад:

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке

(Баклажан)

3. Вот так диковина:

На ветке – морковинка!

Висит, краснеется,

На солнце греется.

(Перец красный)

4. Цветок – напрасный.

Плод – опасный.

В поле все засажено.

(Картофель)


5. Под гнездом птицы гнездо свила,

яиц нанесла.

(Картофель)

Е

- Блиц-опрос

1. Назовите наиболее крупную систематическую категорию (Царство).

2. Кто привез в Европу помидоры? (Колумб)

3. Какой должна быть средняя масса семенных клубней? (50-80г.)

4. При какой температуре лучше всего хранить картофель? (+ 5-7С)

5. Какие существуют типы сортов картофеля?

(Столовые, технические, кормовые)

6. С какой целью окучивают картофель?

7. Назовите сорта картофеля? (Лорх, Cинеглазка, Искра, Невский)

СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ

Я

- она произошла от дикого лесного предка и была в числе первых растений, возделываемых человеком. Её плод упоминается в древних легендах. У греков и римлян он был посвящен богине красоты, а германцы считали его любимым блюдом богов, поэтому злой бог бурн никогда не метал молнии в это дерево. Сейчас она занимает первое место среди плодовых (Яблоня)

- «….Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто медом палилось. Видны семечки насквозь». (А.С. Пушкин) (Яблоня)

- какой плод развивается у груши, рябины, боярышника? (Яблоко)

О

- именно этим способом формируют крону деревьев (Обрезка)

- именно этим способом разводят розы

(окулировкой – прививкой «глазком» на шиповник)

- этот процесс происходит при помощи насекомых, главным образом пчел. Для этого в саду очень полезно ставить улья с пчелами (Опыление)

Н

- этот сахарный сок выделяют растения в период цветения. Он служит в основном для привлечения насекомых – опылителей. Малина за время цветения выделяет 14мг. (Нектар)

- железа цветка, вырабатывающая сахаристое вещество нектар. Именно это семейство богато этим веществом (Нектарник)

- назовите известные вам сорта яблони (Антоновка, Белый налив, Мельба,

Гольден, Джонатан, Китайка..…)

- назовите известные вам сорта вишни (Триот, Московская, Владимировская,

Войлочная, Малиновка…..)

С

- метод создания сортов и гибридов (Селекция)

- это растение появилось в результате скрещивания терна и алычи (Слива)

- что объединяет вишню и сливу? (Семейство)

- группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке (Соцветия)

Д

- одна из жизненных форм высших растений (Дерево)

- молодое растение, выращенное из семени плодового дерева (Дичок)

- к какому классу относится семейство розоцветных? (Двудольные)

- ткань, расположенная от камбия. Она состоит из сосудов. Служит для проведения воды и минеральных солей от корня к стеблю и листьям, а также является опорой растения (Древесина)

А

Апограмма:

- ЕАКЯЗМИЛН (земляника)

- МИНОПКШВ (шиповник)

- ШКОПЕЕР (репешок)

М

- выдающийся ученый – один из основателей науки о селекции плодовых культур (И.В. Мичурин)

- что получают из лепестков роз? (Масло)

- какой плод развивается у шиповника? (Многоорешек)

- род многолетних, реже однолетних трав. Листья пальчато-лопостные, округлые, складчатые, нижние – в разетке. Названием своим обязана средневековым алхимикам, собиравшим капельки влаги с листьев этого растения для приготовления волшебных эликсиров (Манжетка обыкновенная)

T

- многолетнее высотой до 1 метра травянистое растение, растущее по сырым местам, имеет бледно-желтые цветки, собранные в крупные соцветия – метелки

(Таволга)

- жизненная форма растений (Трава)

- это растение рода сливы, колючий кустарник, реже деревце, плод – черная с сиреневым налетом, сочная костянка, с кисло-сладкой мякотью, плоды употребляли в пищу еще в каменном веке, используют плоды и корни для получения краски (Тёрн)

И

- «Исправь ошибку». В задании дана характеристика изученного семейства, в которой допущена 1 ошибка. Назовите это семейство и найдите ошибку.

1 вариант: однолетние и многолетние травы, деревья и кустарники; цветки розовые, большей частью в разнообразных соцветиях; космополиты, плоды разнообразные; *Ч(5) Л (5)Т5П1 , более 3 тысяч видов.

(Розоцветные, а формула дана семейства пасленовых)

2 вариант: более 2 тысяч видов; однолетние и многолетние травы и полукустарники; плод-ягода; Ч5 Л5 Т П1; все части растения ядовиты

(Пасленовые, а формула дана семейства розоцветных)

3 вариант: 12 тысяч видов, однолетние и многолетние травы, деревья и кустарники; соцветия – кисть, головка, зонтик; Ч(5),Л(5),Т(5),П1; плод боб

(Бобовые, а формула дана семейства пасленовые)

Р

- из-за какого цветка была война?

(Из-за розы, война Алой розы и Белой розы,

которая продолжалась 30 лет и принесла немало горя и слез английскому народу. В гербе у Ланкастеров была Алая роза, а в горбе у Йорков – белая.

Поэтому так и называлась эта междоусобная война)

- за свою долгую жизнь, а дерево живет до 150 лет, дает огромное количество плодов – до 60 килограммов в год горьковато-кислых ягод. С наступлением заморозков количество сахара в плодах значительно возрастает, они теряют терпкость, становятся сладкими и приятными на вкус. Тогда-то и начинают хозяйки показывать своё умение: готовят такие деликатесы, как пастилу, мармелад, компоты, варенья, сиропы. Много песен, стихов и преданий сложено о ней (Рябина обыкновенная)

- дикорастущее растение с сухими плодами (Репешок)

- так называют белую акацию (Робиния)

Ъ-Ь

Пропуск хода

Г

- это растение имеет много общего в строении, жизни и размножении с яблоней, но более требовательно к теплу, почве. Древесину этого растения используют для изготовления токарных, столярных и музыкальных инструментов (Груша)

- сухие плоды – многоорешки этого растения снабжены крючочками, цепляющими за одежду человека или шерсть животных. Таким образом, эти плоды переносятся на новое место. Родовое латинское название которого – геум – переводится, как «вкусный» (Гравилат)

- работа с гербарием

П

- дичок, к которому прививают называют (Подвоем)

- глазок или черенок культурного растения взятого для прививки называют….

(Привоем)

- дерево, иногда кустарник. Плоды крупные, массой до 500г., разнообразно окрашенные, косточка сплюснутая, ее поверхность ямчатая или бороздчатая. Культура зародилась в Китае. Известно более 5000 сортов, в России выращивается на Кавказе (Персик)

- основная часть цветка участвует в образовании плода (Пестик)

- как называются растения, которые выращиваются в садах ради получения от них крупных плодов и ягод? (Плодово-ягодные растения)

как называется искусственное размножение плодовых деревьев? (Прививкой)

В

- какие важные для здоровья человека вещества содержит мягкость плода?

(Витамины)

- родиной этого невысокого дерева с серо-бурой корой, плотными, почти кожистыми листьями, цветками с пятью белыми лепестками, собранными в простой зонтик, и сочными темно-красными, розовыми, желтыми или почти черными плодами Костянками считают город Керасуну на берегу Черного моря. У славян бог этого дерева – Кернис. Считали, что «умилостивить» его, получить хороший урожай можно зажигая на этих деревьях свечи. Немцы для этого

выращивали к новому году цветущие деревца в кадках и украшали их игрушками и горящими свечами! Но трудно иметь цветущие деревца зимой, поэтому в XIXв. ее заменили елкой. (Вишня) - внутренняя, обычно ярко окрашенная часть двойного околоцветника, состоящая из лепестков. Может быть раздельнолепестным, как у земляники. (Венчик)

У

«Узнай меня»

Задание № 1. Это многолетняя плодово-ягодная культура, которая относится к семейству розоцветные. Жизненная форма – кустарник. Нуждается в уходе и защите от вредителей. Плод – многосемянка. Плоды и листья обладают целебными свойствами. Сорта таганка, Бабье лето. Плоды этого растения любят взрослые, дети и медведи (Малина)

Задание № 2. Это многолетнее травянистое растение с разеткой длинночерешковых тройчатых листьев, которое относится к семейству розоцветные. Образует длинные ползучие побеги – столоны, в народе чаще называют – усами. Плод – каплевидная - многосемянка, по вкусу и аромату нет равных. В народной медицине все части этого растения применялись издавна и очень широко при самых различных заболеваниях (Земляника лесная)

Задание № 3. Её правильное название – арония. Она близкая родственница груши, яблони. Родина аронии – восточная часть Северной Америки. Белые цветки собраны в соцветие – щитки. Плоды черного цвета – настоящая копилка витаминов и микроэлементов (Рябина черноплодная)

К

- какие соцветия у черемухи? (Кисть)

- именно это растение имеет длинные ползучие побеги – столоны (усы)

(Клубника)

- какой плод у вишни, абрикоса, сливы (Костянки)

- среди травянистых растений только этот вид имеет важное кормовое значение. Её также используют в медицине и ветеринарии как лекарственное.

Это растение влажных лугов и заболачиваемых территорий. Цветки темно-красные, собранные в головчатые соцветия. Этот и некоторые другие виды разводят, как декоративные (Кровохлебка аптечная)

- жизненная форма этого растения – кустарник, высотой до 3 метров. Цветки мягкие, бледные розовые или белые. Разводят как декоративный кустарник. Плод – мягкое, мучнистое, красное или черное яблоко с 2-и семенами. Некоторые виды этого растения как Каратавский занесены в Красную книгу

(Кизильник)

Ч

- плоды этого растения обладают вяжущими свойствами, их используют в пищу, и как лекарственное средство (Черемуха)

- узкая стеблевидная часть листа между листовой пластинкой и узлом побега. При его отсутствии лист называют сидячим (Черешок листа)

- родственница вишни (Черешня)

Б

- сформировавшийся, но еще не распустившийся цветок (Бутон)

- способ размножения организмов без участия половых клеток

(Бесполое размножение)

- это декоративное растение используют для живых изгородей. Исключительно деревья или кустарники. Плод костянковидный, съедобный, особенно после заморозков. Некоторые виды имеют крепкие комочки на укороченных безлистных пазушных побегах (Боярышник)

Ю

«Юный натуралист»

1. Опытным путем установлено, что если в момент цветения яблонь, груш температура воздуха внезапно понижается, то плодовое растение начинает усиленно дышать. Объясните, с чем связано усиление дыхания у плодовых растений при временном понижении температуры воздуха?

(Усиление дыхания приводит к выделению

дополнительного количества тепла, повышающего вероятность оплодотворения в цветках)

2. Школьники посадили деревья, но не все их обрезали. В результате многие пересаженные деревья засохли. Дайте объяснение этому явлению.

(У дерева существует определенное соотношение корневой системы и величины кроны. При пересадках часть корней повреждается, поэтому для приживания на новом месте необходимо уменьшить объем кроны)

3. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный день?

(Ягоды слаще в солнечный день, так как в растении более интенсивно идет процесс фотосинтеза, и в плодах накапливается больше сахара).

Э

«Это должен знать каждый»

1. Ученику предлагается открытка с изображением шиповника. Ученик должен узнать это растение и сказать, что плоды шиповника богаты витаминами, но собирать их нужно осторожно, т.к. стебли покрыты шипами. Готовые препараты, настои и чаи из шиповника полезны при атеросклерозе, малокровии, истощении организма различными заболеваниями.

2. Ученику предлагается открытка с изображением малины обыкновенной. Ученик должен узнать это растение и сказать, что плоды и листья этого растения полезны. Издавна известно потогонное и жаропонижающее действие малины, которое зависит, в основном, от содержания в ягодах салициловой кислоты. Ягоды употребляют в народной медицине для улучшения пищеварения, при цинге, малокровии, желудочных болях.

3. Ученику предлагается открытка с изображением черемухи обыкновенной. Ученик должен узнать это растение и сказать, что в народной медицине используются плоды, реже кора и цветы черемухи. Плоды применяют внутрь как вяжущее средство, при расстройствах кишечника, заваривая их как чай. Отвар из коры пьют при ревматизме и подагре, и также используют в борьбе с различными насекомыми.

Х

-какой хозяйственное значение имеют плодовые культуры семейства розоцветные?

- какое хозяйственное значение имеют ягодные культуры семейства розоцветные?

- какое хозяйственное значение имеет род манжетки?

Л

- опадание листьев обычно у деревьев и кустарников, реже у трав (Листопад)

- длинный, не способный сохранить вертикальное положение стебель ежевики (Лиана)

- бесцветные пластиды могут превращаться в хлоропласты реже в хромопласты

(Лейкопласты)

- преимущественно травы, редко кустарники. Листья пальчатые, перестые или тройчатые. Некоторые виды разводят как декоративные. Плод – многоорешек. По общей структуре цветка приближается к землянике (цветоложе выпуклое, но сухое) (Лапчатка)

- от черемухи отличается кожистыми листьями, вечнозеленое растение. Все части кроме съедобных плодов ядовиты (Лавровишня)

Ф

«Формула»

Участник называет формулу данного семейства и рассказывает о строении цветка (*Ч5,Л5,Т,П1; *Ч5,Л5,Т,П)

Ш

«Шифровка»

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства розоцветные.

Ключ к шифровке.

1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

3. В цветке пестиков много или один.

4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.

5. В цветке много тычинок.


6. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков одинаковой формы.

7. Чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистиков.

8. Чашечка состоит из пяти свободных чашелистиков. (Шифр 3568)

Ж

«Жетон»

Ц

Цепочка «Кто лишний?»

1. Яблоня, вишня, перец, гравилат, роза

(Лишний – перец, т.к. перечислены

растения семейства розоцветные,

а перец относится к семейству пасленовые)

2. Земляника, репешок, миндаль, горох, слива

(Лишний – горох, т.к. перечислены

растения семейства розоцветные,

а горох относится к семейству мотыльковые)

3. Груша, рябина, гравилат, чеснок, малина

(Лишний – чеснок, т.к. перечислены

растения семейства розоцветные,

а чеснок относится к семейству лилейные)

З

Загадки, загадки, загадки….

1. Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто не пройдет, всем поклон отдает.

(Земляника)

2. Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине складка.

(Слива)

3. В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягода?

(Рябина)

4. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

5. Платье потерялось,

А пуговки остались.

(«Ягоды» рябины зимой)

6. Будто снежный шар бело,

По весне она цвела,

Нежный запах источила,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черемуха)

7. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее пойди-ка:

Куст в колючках, будто ёж-

Вот и назван….

(Ежевика)

8. У мамы - дочки

На шнурочке.

(Земляника с усами)

9. Хоть жжет его солнце,

Одет он в суконце.

А сукно золотистое,

Тонкое и чистое.

(Персик)

10. На сучке висят шары,

Покраснели от жары.

(Слива)

11. Подмигнет тебе украдкой,

Из травы фонарик сладкий

(Земляника)

Е

Блиц-опрос

1. Кто родоначальник садовых сортовых роз? (Шиповник)

2. Как называется абрикос, высушенный с косточкой? (Урюк)

3. Оранжево-желтые растительные пигменты (Каротин)

4. Наука о растениях (Ботаника)

5. Какое соцветие у груши? (Щиток)

6. Какое соцветие у вишни? (Зонтик)

7. Как называется абрикос, высушенный половинками? (Курага)















СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ

Я

- Тип цветка, который образует соцветие одуванчика (Язычковый)

- Символом какой страны является хризантема (Япония)

- Все стебли этого растения покрыты множеством волосков, внизу у стебля розетки листьев. От стебля в стороны сходят ползучие по поверхности земли побеги. Растение очень быстро формирует дерн. Ее соцветия – корзинки похожи на одуванчики, только помельче (Ястребинка)

О

- В жизни этого растения несколько страниц. Первая - зеленая, вторая – желтая, затем открывается белая страница жизни, пушистая (Одуванчик)

- Как называют зеленые листочки, которые снизу покрывают соцветие-корзинку? (Оберткой)

- Дикорастущее растение, сорняк, с которым трудно бороться, так как оно размножается корневыми отпрысками (Осот)

Н

- Чаще всего это растение называют садовой ромашкой

(Нивянник обыкновенный)

- Календула, или …… (Ноготки)

- Второе название поповника (Нивянник обыкновенный)

- Назовите сорта подсолнечника (Зенит, Спутник, Армавирский – 14)

С

- Какой тип плода характерен для растений семейства сложноцветные?

(Семянка)

- Какая корневая система у одуванчика? (Стержневая)

  • Как называется совокупность зрелых плодов одного соцветия у подсолнечника?

(Соплодие)

- Какой ценный концентрированный корм для скота получают из зеленой массы подсолнечника? (Силос)

Д

- Как называют растения, которые выращивают для украшения нашей жизни: астры, георгины, хризантемы и другие растения семейства сложноцветные.

(Декоративные)

- Второе название пижмы

(Дикая рябина)

- К какому классу относится семейство сложноцветные?

(Класс двудольные)

- Многолетнее высотой более 1 м травянистое растение с соцветиями корзинками, собранными в щиток, используется как лекарственное при заболеваниях органов дыхания. (Девясил)

А

- Анаграмма

- БМРУАОТИНП (Топинамбур)

- КЧОУДИВНА (Одуванчик)

- ЧОПДЛНКСЕНКИ (Подсолнечник)

М

- Листья этого растения имеют 2 лица:

сверху они зеленые, гладкие, жесткие,

а снизу беловатые, покрыты мелким войлоком волосков и как будто теплые

(Мать – и –мачеха)

- Какой продукт получают из семян подсолнечника? (Масло)

- Растения этого семейства в вегетативных органах содержат этот сок

(Млечный сок)

- Декоративное растение (Маргаритка)

Т

- Это многолетнее растение похоже на подсолнечник. Оно образует подземные клубни с большим запасом питательных веществ, отсюда его второе название – земляная груша. (Топинамбур)

- Тип цветка, который образует соцветие бодяка (Трубчатый)

- Этот приятный освежающий напиток приготовлен из экстракта травянистого растения – эстрагона (Тархун или эстрагон. Род - полынь)

- Листьев у этого растения конечно не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый лист изрезан, рассечен на множество долей. Вот и кажется, что их очень много.

Это растение хорошо заживляет раны и останавливает кровотечения.

(Тысячелистник)

И

- «Исправь ошибку»

1-й вариант: 25 тысяч видов однолетние, двухлетние и многолетние травы и полукустарники; ЧЛ(5(5)П1; цветки-трубчатые языковые, воронковидные; соцветие – корзинка; плод-зерновка (Сложноцветные, а плод – зерновка,

характерен для семейства злаки)

2-й вариант: 25 тысяч видов; однолетние, двухлетние и многолетние травы и полукустарники Ч(5)Л(5)Т(9)+1П; цветки собраны в соцветие корзинки; плод-семянка (Сложноцветные, а формула дана,

семейства бобовые)

Р

- А вы знаете, что это растение было завезено в нашу страну нелегально? Родина – Америка. На наши поля она попала вместе с американским зерном. Так приехав к нам «зайцем» через ряд границ расселилось повсеместно.

(Ромашка пахучая)

- Это растение содержит смертельный для всех насекомых яд - пиретрин. Если летом в походе вам надоела мошка да комары, то бросьте цветки этого растения в костер. От блох, тараканов и клопов ее тоже можно использовать

(Ромашка непахучая)

- Это растение используют для приготовления лекарственных и косметических средств (Ромашка аптечная)

- Людям, сравнительно недавно, удалось изготовить ленту-застежку, действующую по образцу этого растения. В ткань заделывают множество пластмассовых крючков. И если эту ткань приложить к другой ворсистой ткани, крючочки прочно «схватывают ее» (Застежка-липучка) (Репейник. Внутри шарика-корзинки – маленькие фиолетовые цветки, а снаружи - особые листочки. Они то и заканчиваются крючочками. Прикрепившись к шерсти животных, это растение распространяется в природе)

- Двухлетнее травянистое растение, культивируемое как декоративное в цветниках, известное под названием «золотой шар» (Рудбекия)

Б-Ь

- Пропуск хода.

Г

«Гербарий». Ученику предлагается гербарий хорошо известного растения данного семейства (одуванчик, полынь, астра…). Ученик должен определить с помощью определителя растение и дать ему полную систематическую характеристику.

- Декоративное растение с толстыми клубневидными корнями (Георгин)

П

- В народе это растение называют дикой рябиной. Её желтые небольшие корзинки собраны в сложные соцветия. В состав корзинок входят только трубчатые цветки. Это растение компас. Верхние листья ее в жаркие дни поворачиваются ребром к солнцу для того, чтобы уменьшить испарение воды. А для человека это указатель сторон света (Пижма обыкновенная)

- «Цветок солнца» - под таким поэтическим названием в Европе в начале XVI века было известно привезенное из Мексики растение с ярко-желтым соцветием

(Подсолнечник)

- В России название этого растения происходит от слова «поле», потому что в полях его больше всего (Полынь обыкновенная)

- Нивянник обыкновенный или… (Поповник)

- Многолетнее растение с краевыми желтыми или оранжевыми цветками в соцветии корзинке (Пуповка)

В

Много легенд сложено об этом растении. Родовое латинское название этого растения «Центаурия» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называют это растение?

(Василёк)

- Этот тип цветков не имеет ни тычинок, ни пестиков, но они своей окраской и размерами привлекают насекомых-опылителей (Воронковидные)


- Родина хризантем (Восточная Азия)- Много легенд сложилось об этом растении. Родовое латинское название этого растения «Центаурея» произошло от древнегреческого мифического существа

Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называют это растение?

(Василёк)

- Этот тип цветков не имеет ни тычинок, ни пестиков, но они своей окраской и размерами привлекают насекомых-опылителей (Воронковидные)

- Родина хризантем (Восточная Азия)

У

- «Узнай меня»

1. Многолетнее сорное растение с толстым корнем, с шершавыми, волокнистыми лопостными листьями и красивыми светло-синими язычковыми цветками, собранными в соцветие-корзинку. Это лекарственное и пищевое растение семейства сложноцветные. Поджаренные и толченые корни добавляют в кофе, а листья употребляют как салат (Цикорий)

2. Представители этого рода, очень разные по внешнему виду, широко распространены в степях, в горах, в пустынях, и даже есть в нашей средней полосе. Эти растения издают своеобразный аромат, выделяют пахучие вещества – эфирные масла, которые способствуют уменьшению испарения воды. Некоторые виды используют для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Горький вкус листа защищает эти растения от поедания животными.

(Полынь)

3. Это широко распространенное декоративное растение с корневыми клубнями и крупными соцветиями - корзинками (Георгины)

К

- Второе название бессмертника (Кошачья лапка)

- Какое соцветие у подсолнечника (Корзинка)

- Листья этого растения сидят на стебле, часто при основании стебля. Корни этого растения употребляют в пищу (Козелец)

- Именно из этого растения получают безвредный пищеварительный желтого цвета краситель, для сыров и жира. В народе это растение очень часто называют ноготки (Календула)

- Эти растения в своих корнях содержат до 20% каучука отличного качества

(Кок-сыгаз и крым-сыгаз)

Ч

- Что это? (Участникам предлагается отгадать ребус)

- Травянистое лекарственное растение, растущее по сырым местам (Череда)

Б

- Соцветия этого растения составляют только трубчатые цветки. Это дикорастущее растение, сорняк (Бодяк)

- Способ размножения организмов без участия половых клеток

(Бесполое размножение)

- Ложноязычковые цветки, лишенные тычинок и пестиков, которые встречаются по периферии корзинки (Бесполые)

Ю

«Юный натуралист»

. Горькая трава – полынь приобретает кормовое значение и охотно поедается животными только после осенних дождей и заморозков. Почему?

(После осенних дождей и заморозков резко понижается содержание горьких

веществ и эфирных масел в растении)

2. В вашем хозяйстве нет ни органических, ни минеральных удобрений. Каким способом вы можете удобрить свое поле?

(С помощью посева на поле сидератов - люпина, клевера, люцерны, донника)

3. Благодаря корневой системе растение получает из почвы 2% питательных веществ, необходимых для роста и развития. Откуда и в результате какого процесса получает растение остальные 98% питательных веществ?

(От солнца – в виде световой энергии, которая в результате фотосинтеза обеспечивает растение питательными веще6ствами на 98 %)

Э

«Это должен знать каждый»

1. Ученику предлагается открытка с изображением полыни цитварной. Ученик должен узнать это растение и сказать, что в медицине используют нераспустившиеся цветочные корзинки под названием «цитварного семени» в качестве антигельминтного средства. Соцветия растирают в ступе, порошок принимают с вареньем, сиропом, медом и сахаром.

2. Ученику предлагается открытка с изображением тысячелистника обыкновенного. Ученик должен узнать это растение и сказать, что настой из тысячелистника является ядом против вредителей с/х растений, а также в медицине. Препараты тысячелистника обыкновенного применяются для лечения

атеросклероза, бронхита, воспаления печени и почек, алкоголизма, зубной боли.

Х

- Это декоративное растение является символом Японии. Его можно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. (Хризонтемы)

- Какое хозяйственное значение имеют астровые?

- Какое хозяйственное значение имеет подсолнечник?

Л

- Второе название репейника (Лопух)

- Краевые цветки у ромашки, подсолнечника (Ложноязычковые)

- Как называют растения, которые использует челочек в качестве лечебного средства и для изготовления лекарств? (Лекарственные)

Ф

«Формула». Участник называет формулу данного семейства и рассказывает о строении цветка oЛ(5)Т(5)П) (Трубчатый)

Ш

«Шифровка»

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства сложноцветные.

Ключ к шифровке:

1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.

2. Плод-семянка.

3. Чашечка цветка заменена хохолком из волосков или пленок.

4. Венчик образован пятью неодинаковыми лепестками, сложенными как приподнятые крылья бабочки.

5. Плод-зерновка.

6. Цветки крупные, одиночные.

7. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

8. Тычинок шесть, из них две короткие и четыре длинные.

9. Цветки трубчатые, воронковидные, язычковые.

10. Цветок имеет один пестик и пять тычинок, которые срослись своими пыльниками в трубочку. (Шифр 123910)

Ж

«Жетон»

Ц

Цепочка «Кто лишний»

1. Василек, подсолнечник, астры, чина, ромашка

(Лишний – чина, т.к. перечисленные

растения семейства сложноцветные,

а чина относится к семейству мотыльковые)

2. Бархатцы, георгин, роза, маргаритка, астра

(Лишний – роза, т.к. перечисленные

растения семейства сложноцветные,

а роза относится к семейству розоцветные)

3. Одуванчик, бодяк, ромашка, василек, фасоль

(Лишний – фасоль, т.к. перечисленные

растения семейства сложноцветные,

а чина относится к семейству мотыльковые)

З

Загадки, загадки, загадки…..

1. В желтеньком домишке

Черные детишки.

Среди них есть серые,

Но они не зрелые.

(Подсолнечник)

2. Я и в поле, и в саду

У прохожих на виду.

Голова моя бела,

Лепестками поросла

(Ромашка)

3. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал,

И развеял этот шар

(Одуванчик)

4. Колосится в поле рожь….

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

5. Выпускает он листы широченной ширины,

Держится на стеблях крепких,

Сто плодов шершавых, цепких,

Если их не обойдешь -

По себе их все найдешь.

(Репейник, лопух)

Е

Блиц-опрос

1. Какое культурное растение получило название «цветок солнца»?

(Подсолнечник)

2. Задачи селекционеров

(Выводить новые сорта растений)

3. Второе название сложноцветных….

(Астровые)

4. Как называется плод у сложноцветных?

(Семянка)








СЕМЕЙСТВО ЗЛАКИ

Я

- Из этого растения получают не только перловую и ячневую крупу, муку, но и солод для пивоваренной промышленности

(Ячмень)

- Эту пшеницу сеют весной, за лето она созревает и дает урожай зерна

(Яровая пшеница)

- Самое скороспелое хлебное растение

(Ячмень)

Игрок может рассказать о себе.

О

- К какому классу относят растения семейства злаки?

(Класс однодольные)

- У кукурузы на одном растении находятся тычиночные и пестечные цветки. Как называются такие растения? (Однодомные)

- Эту пшеницу сеют осенью. Появившиеся всходы перезимовывают под снегом.

К концу лета приносит более высокий урожай (Озимая пшеница)

- Зерновая культура с соцветием метелка. Это растение имеет не только кормовое, пищевое, но и диетическое значение. (Овёс)

- Сорный вид овса (Овсюг)

- Дикорастущий злак (Овсяница)

Н

- Назовите сорта пшеницы… (Аврора, Безостая 1,

(Мироновская 808 и др.)

- Назовите сорта ячменя (Луч, Север 1, Тоомас)

- Назовите сорта тритикали (гибрид пшеницы и ржи) (Ласко, Многозерный 1)

С

- У этого растения используют не плоды-зерновки, а сок сердцевины стебля. Этот злак дает более половины мирового производства сахара (сахарозы)

(Сахарный тростник)

- Как называют стебли злаковых? (Соломина)

- Как называется соцветие пшеницы? (Сложный колос)

- Этот злак возделывается в районах с засоленными почвами, сухие побеги которого используют для веников (Сорго)

- Как называется соцветие у тимофеевки луговой? (Султан)

Д

- Условная графическая проекция частей цветка на плоскость (Диаграмма)

- Докажите, что данное растение (дается гербарий или открытка) принадлежит к семейству злаки (Дается морфологическая

характеристика растению)

- Докажите, что в семенах злаков есть крахмал

- Сорго поникшее, возделываемое в Средней Азии, как зерновая культура

(Джугари)

А

Анаграмма

- ЦШНАСИП (Пшеница)

- ТТКОСРИН (Тростник)

- ЛКЯМЫЕВОТИ (Мятликовые)

- Родина пшеницы (Афганистан)

М

- Назовите соцветие овса (Метелка)

- Второе название кукурузы (Маис)

- Другое название злаковых (Мятликовые)

- Эндосперм в зерновках этой пшеницы рыхлый, мучнистый, менее богат белком

(Мягкая пшеница)

- Род злаков широко распространенных во всех зонах, как луговые кормовые травы (Мятлик)

Т

- Эндосперм в зерновках этой пшеницы твердый и плотный. Если его разрезать, он блестит как стекло, богат белком (Твердая пшеница)

- Ценная кормовая трава с узким цилиндрическим, колосовидным соцветием-султаном (Тимофеевка луговая)


- Злак космополит, т.е. встречается почти по всему свету. В наших местах встречается по берегам рек, озер. Иногда его путают с камышом (Тростник)

Какое питательное вещество готовят из овса? (Толокно)

И

«Исправь ошибку»

1-й вариант: 6 тысяч видов, двулетние, многолетние травы, стебель – соломина, плод – семянка, OK2+2Т3П1, соцветие - сложный колос, метелки, ноготок

(Злаки, а плод у этого семейства

- зерновка, дана семянка)

2-й вариант: более 2-х тысяч видов, однолетние и многолетние травы и полукустарники, плод-зерновка, Ч(5)Л(5)Т(5)П1, все части растения ядовитые

(Пасленовые, а плод-зерновка,

характерен для семейства злаки)

3-й вариант: 25 тысяч видов, однолетние, двулетние и многолетние травы и полукустарники, ЧЛ(5)Т(5)П1, цветки - трубчатые, язычковые, воронковидные, соцветие - корзинка, плод-зерновка (Сложноцветные, а плод – зерновка,

характерен для семейства злаки)

Р

- Этот злак имеет особенное строение, т.к. растет на полях, затопленных водой. В корнях и стеблях расположены клетки, в которых нет цитоплазмы, ядра, вакуолей. Они заполнены воздухом. Так органы этого растения приспособились к дыханию в воде, где воздуха мало (Рис)

- Это растение самое выносливое из всех хлебных злаков. Мука из зерновок этого растения темная, поэтому хлеб, который из нее выпекают тоже темный (Рожь)

- «Рецепт». Участник игры называет лекарственное растение данного семейства и рассказывает о его применении.

Ъ-Ь

Пропуск хода

Г

«Гербарий»

Ученику предлагают безымянный гербарий хорошо известного растения данного семейства (рожь, ячмень, овес…). Ученик должен назвать растение и рассказать о нем по плану:

1. К какому классу относится данное растение?

2. Характерные признаки семейства…

3. Другие представители данного семейства?

П

- Одна из разновидностей пшеницы, зерно которой употреблялось в прошлом на Руси в вареном виде (Полба)

- Из этого злака готовят пшенную кашу (Просо)

- Как называют соцветие кукурузы, состоящее из пестичных цветков?

(Початок)

- Это растение окультурено еще в каменном веке. Из его семян делают манную крупу, выпекают белый хлеб, изготавливают различные кондитерские изделия: макароны, вермишель и др. продукты (Пшеница)

- Сорняк яровых хлебов (Плевел)

- Что готовят из проса? (Пшенную кашу)

- Длиннокорневищный сорный знак, называемый часто огонь полей

(Пырей)

В

- Одна из фаз развития пшеницы (Выход в трубку)

- Стебли злаков нарастают в длину, в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Как называют такой рост? (Вставочным)

- Широкое основание листа, имеющее вид трубки (Влагалище)

- Выдающийся ученый, который собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений (Н.И. Вавилов)

У

«Узнай меня»

Задание № 1.

Я культура хлебная, я и ширпотребная!

Я крупа и маргарин, я мука и желатин.

Каучук и ацетон, и тройной одеколон,


Я резина и асбест, кинопленка, майонез!

Я вискоза, и крахмал, и любой материал! (Кукуруза)

Задание № 2.

«Это растение относится к классу однодольные, стебель – соломина, плод –зерновка, у него невзрачные, ветроопыляемые цветки, собранные в соцветие сложный колос. Из него получают муку, из которой пекут ржаной хлеб». (Рожь)

Задание № 3.

Это многолетнее растение с длинными ползучими корневищами. Соцветия в виде прямого колоса с одиночными колосками. Часто выступают злостным сорняком полей (Пырей ползучий)

К

- Типичный степной злак. Листья узкие, длинные, приспособленные к экономному расходованию влаги (Ковыль)

- Эта зерновая культура была приведена из Нового Света в 1492 году Колумбом во время своей первой экспедиции. Листья у этой культуры широкие, стебли заполнены тканью. Мужские и женские соцветия находятся на одном и том же растении. Плоды содержат золото (Кукуруза)

- Родина ржи (Кавказ)

- Кормовой злак, встречающийся по лугам, имеющий соцветие – развесистую метелку (Костёр)

Ч

Что это? (Участникам предлагается отгадать ребус)

1. Ячмень

2. Овес

3. Овсюг

Б

- Эту траву считают самым быстрорастущим растением на Земле. Молодые побеги одного растения пробивая себе путь через кроющие листья «стонут».

В теплые ночи, под утро, они растут особенно быстро, и трение побегов о покрывающие их листья издают звуки. Порой за сутки это растение может вырасти на целый метр (Бамбук)

- Одревесневший злак (Бамбук)

- Именно этот злак используют главным образом как строительный и поделочный материал (водопроводные трубы, мосты, мебель, шторы, шляпы и многие другие бытовые изделия) (Бамбук)

- Дерновинный многолетник, показатель кислых и малоплодородных почв

(Белоус)

Ю

«Юный натуралист»

1. Рис – сырье для производства крахмала и спирта, превосходной бумаги (лучшие сорта папиросной), плетеных изделий. Это полезнейшая пища при болезнях сердца, желудка и других недугах. Однако, целительное потребление очищенных зерновок в качестве основной пищи нежелательно. Почему?

(Отсутствие витамина В, содержащегося в оболочке зерна вызывает болезнь бери-бери: нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, расстраиваться походка, будто цепями закованы ноги («бери-бери» означает «оковы», возможен паралич).

2. Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной

снижения урожая ржи, но не пшеницы. Почему?

(Рожь – ветроопыляемое растение, а пшеница – самоопыляемое растение.

В безветренную погоду рожь не опыляется, это приводит к снижению урожая).

Кто был предшественником зерновых? (Бобовые)

3. Для повышения урожайности используют различные удобрения - на поля, где посеяны зерновые, удобрения не вносили, но урожай получили высокий.

Э

«Это должен знать каждый»

1. Ученикам игры предлагаются открытки с изображением пшеницы, ржи и других злаков. (Ученик должен узнать эти растения и сказать, что они не только кормят, но и лечат. Отвар из пшеничных отрубей с медом пьют при сильном кашле. Из отвара делают примочки для смягчения кожи рук и лица. Приложенный к нарывам ржаной хлеб, размоченный в горячем молоке, ускоряет их созревание. Гречневую кашу рекомендуется есть при избыточном весе)

Х

- Какое хозяйственное значение имеют растения семейства злаки?

Первая команда – пшеница

Вторая команда – рожь

Третья команда - ячмень

Л

- Как называют цветочные пленки колоска злака? (Лодикулы)

- С каким семейством мятликовые имеют филогенетическое сходство?

(С лилейными)

- Ценный верховой многолетний злак, который возделывают для получения раннего зеленого корма (Лисохвост)

- Многолетний злак, называемый щучкой, произрастает на сырых лугах, полянах, по берегам водоемов (Луговик)

Ф

«Формула» Участник называет формулу данного семейства и рассказывает о строении цветка Л (5)Т (3) П(3) или 1

Ш

«Шифровка»

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства злаки.

Ключ к шифровке

1. Мелкие цветки собраны в соцветия корзинка.

2. Мелкие цветки собраны в соцветие колоски, которые с свою очередь соединяются в более сложные соцветия.

3. Плод-семянки.

4. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

6. Плод-ягода

7. Плод-зерновка.

8. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

9. Стебель – соломина с узлами.

10. Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми или воронковидными.

(Шифр 25789)

Ж

«Жетон»

Ц

Цепочка «Кто лишний»

1. Мятлик, тимофеевка, астра, рожь, ковыль.

(Лишний – астра, т.к. перечисленные растения семейства злаки, а астра относится к семейству сложноцветные)

2. Ячмень, просо, горох, кукуруза, рис.

(Лишний – горох, т.к. перечислены растения семейства злаки ,а горох относится к семейству мотыльковые)

3. Бамбук, ежа, ковыль, шиповник, мятлик.

(Лишний – шиповник, т.к. перечисленные растения семейства злаки, а шиповник относится к семейству розоцветные)

З

Загадки, загадки, загадки….

1. В летную пору

Растут золотые горы (Снопы)

2. Кому нужен пахарь, жнец,

Мельник, пекарь, наконец? (Хлеб)

3. Как во поле на кургане,

Стоит курица с серьгами (Овес)

4. Одежкой сер,

Да телом бел. (Рис)

5. Золотист он и усат,

А в кармах сто ребят (Початок кукурузы)

6. Из растений чей портрет

Выбит на монете?

Чьих плодов нужнее нет

На земной планете? (Пшеница)

7. Хоть чином и не хан,

На голове – султан,

И с золотом кубышки,

Запрятаны под мышки (Кукуруза)

8. Растет овсинка, а под ней трясинка (Рис)

9. Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены (Колос)

10. Без рук, без ног, а подпоясанный (Сноп)

Е

Блиц-опрос

1. Какой хлебный злак растет в воде (Рис)

2. Второе название кукурузы (маис)

3. Родина риса (Индия)

4. Самое высокое растение из семейства злаковых (Бамбук)

5. Как называется плод у пшеницы? (Зерновка)

6. Декоративный злак с соцветием метелка (Ежа)



СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ (МОТЫЛЬКОВЫЕ)


Я

- Другое название верблюжьей колючки (Янтак)

- Каково плода не имеет семейство бобовых (Ягода, Яблоко)

- Как называют растения, которые очень опасны для организма?

(Ядовитые)

- Игрок может рассказать о себе.


О

- Назовите агротехнический прием (Окучивание)

- Объясните смысл этой пословицы «Чем чернее земля, тем она плодороднее».

- Ценное кормовое растение, которое произрастает в районах с холодным климатом, особенно в горах (Остролодочник)


Н

- Ценнейшее кормовое растение (Нут)

- Назовите сорта гороха (Орегон….)


С

- Ради получения жирных масел, пригодных для пищевых и технических целей выращивают это растения (Соя)

- Это лекарственное растение. Из него готовят смягчающее средство при воспалении дыхательных путей (Солодка)

- Такое сожительство полезно, как растениям это семейства, так и бактериям, на корнях которых они селятся (Симбиоз)

- Какой ценный концентрированный корм для скота получают из зеленой массы

бобовых (Силос)


Д

- Именно из этого растения приготавливают смягчающее средство, которое используют при воспалении дыхательных путей (Донник лекарственный)

- К какому классу относится семейство бобовых (Класс двудольные)

- Как называют растения, которые выращивают для украшения нашей жизни: акация белая, глициния, люпин и др. растения (Декоративные)


А

Анаграмма

- ЮЛАЕЦЮР - ЛЮЦЕРНА

- ОТЛКМЬЕЫВОЫ - МОТЫЛЬКОВЫЕ

- АНАТГСРЛ - АСТРАГАЛ

- основные жизненные формы: кустарники, полукустарники, травы. Листья перистосложные иногда оканчиваются острием. Многие виды этого растения кормовые и лекарственные. 10 видов из них занесены в Красную книгу

(Астрагал)


М

- Другое название бобовых (Мотыльковые)

- Это растение – полукустарник или кустарник, листочки которого при прикосновении или с наступлением темноты складываются, а весь лист опускается. За это она и получила свое название – стыдливая (Мимоза)


Т

- Именно из этого растения изготавливают средство от кашля (Термопсис

ланцетовидный)


И

1-й вариант: 12 тысяч видов; однолетние и многолетние травы, деревья, кустарники; соцветия – кисть, головка, зонтик; *Ч0Л(5)Т(5)П1; плод-боб

(Бобовые, а формула дана семейства сложноцветные)

2-й вариант: 12 тысяч видов; однолетние и многолетние травы, деревья, кустарники; соцветия – кисть, головка, зонтик; Ч(5)Л5Т(9)+1П1; плод-семянка

(Бобовые, а плод-семянка, характерен для сложноцветных)

3-й вариант: 6 тысяч видов; однолетние, двухлетние травы, стебель – соломинка, плод - боб; ОК2+2Т3П1; соцветие – сложный колос метелка, початок

(Злаки, а плод-боб, характерен для семейства бобовые)


Р

- Агротехнический прием по уходу за растениями (Рыхление)


Ъ-Ь

Пропуск хода


Г

«Гербарий» (Любой вид деятельности с гербарием)


П

- Один из лепестков цветка гороха (Парус)

- Жизненная форма травы. Некоторые виды этого растения выращивают для приготовления так называемого зеленого сыра (Пажитник)

- Агротехнический прием внесения в почву воды при выращивании растений

(Поливка)

- Удаление сорняков с грядки (Прополка)


В

- Его можно встретить в пустынях. Это многолетнее растение высотой до 15см. Главный стебель у основания твердый, деревянистый. Боковые ветки зеленые, иногда покрыты волосками. Листья простые, продолговатые, мелкие, расположены у основания острых колючек. Корневая система разрастается внутри и до 15-20 метров (Верблюжья колючка)

- Это кормовое растение. Его используют для приготовления силоса, сочного корма для с/хозяйственных животных, получаемое путем заквашивания зеленой мягкой травянистых растений (Вика)


У

«Узнай меня»

1. Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые переселенцы из Европы. Они возделали там поля и посеяли там это растение, которого раньше на этих землях не было. Оно пышно разрасталось на плодородной почве, но семян не давало, и следовательно, не размножалось. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Причиной бесплодия оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. После того, когда были привезены из Англии шмели, это растение стало давать богатый урожай семян. После уборки урожая, его корневая система отмирает, и почва обогащается веществами, содержащими азот. (Клевер)

2. Родина этого растения – Алтай. Сухие стручки этого растения, созрев, разрываются с грохотом. Кажется, что «непрерывно гремят настоящие пистолетные выстрелы» (Акация)

3. Плоды этого растения образуются под землей, так как после опыления веточки с цветками зарываются в почву. Семена содержат много жира, их употребляют в пищу и получают их низ масло (Арахис)


К

- Этот род азотофиксирующих бактерий образуются только на корнях бобовых растений (Клубеньковые бактерии)

- Химический элемент, влияющий на развитие корней, корневищ и клубней растений (Калий)

- Цветки этого растения красные, собраны в головчатое соцветие. Листья тройчатые. Из этого растения получают превосходное сено для с/хозяйственных животных (Клевер)

- Кустарник, широко используемый как декоративное растение в посадках

(Карачана)


Ч

- Одно из древнейших культурных растений. В России известна с 14 века, где используется как пищевое (семя) и кормовое (стебли) растения (Чечевица)

- В основном это растение выращивают ради зерна и зеленого корма (Чина)

- Что это (Участникам предлагается отгадать ребус)


Б

- Как называется плод растения семейства мотыльковые, который вскрывается двумя створками. Семена располагаются на створках плода (Боб)

- Какие растения наших полей называют «подземными поворами» и почему?

(Бобовые, т.к. после них не нужны азотные удобрения, потому что имеет место симбиоз с клубеньковыми бактериями)

- Агротехнический прием рыхления почвы (Боронование)



Ю

«Юный ботаник»

1. Почему нельзя поливать растения днем?

(Потому что капли воды, попав на листья и действуя как увеличительное стекло, могут вызвать ожог листьев)

2. На пустыре, где росла крапива, решили посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой минеральными веществами почве. На этом участке посадили горох. Правильно ли был сделан выбор?

(Выбор был сделан неверно. Следовало посадить огурцы, поскольку крапива – показатель хороших почв, необходимых для огурцов; горох меньше нуждается в удобрениях, т.к. обогащает почву азотом)

3. На суходольном лугу скосили все растения. Вам предложили выяснить росли

ли на лугу растения из семейства бобовых. Выполнимо ли это задание: ответ поясните.




Э

«Это должен знать каждый»

Участникам предлагаются открытки с изображением термопсиса ланцетовидного, донника лекарственного и солодки голой.

(Ученик должен узнать эти растения и сказать, что они являются лекарственными, а также рассказать, как их можно использовать).


Х


- Каково хозяйственное значение сои?

- Каково хозяйственное значение фасоли?

- Каково хозяйственное значение гороха?



Л



- Это растение используют для приготовления сочных кормов-силоса. Его корневая система –стержневая, до 1,5 метров длины, приспособлена к жизни в условиях засухи и засоления почв (Люцерна)

- Это многолетнее растение с длинными кистями синих, фиолетовых или розовых цветков. Его разводят, как декоративное растение, также и для зеленого удобрения, т.к. вегетативные органы этого растения богаты азотом (Люнии)

- Солодка или…. (Лакрица)

- Что получают из солодки

(Лакричный сахар, который используют в огнетушителях для «загущения» веществ)


Ф

«Формула»

Участник называет формулу данного семейства и рассказывает о строении цветка (Ч(5)Л1,2(2)Т(5+4)1П1)


Ш

«Шифровка»

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства бобовых.

Ключ к шифровке.

1.Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные с трилистниками.

2. Плод - стручок или стручочек.

3. Венчик цветк54а состоит из 4-х лепестков.

4. Плод - боб

5. На корнях образуются вздутия, в которых живут бактерии усваивающие азот воздуха.

6. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

8. Тычинок в цветке много.

9. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

10. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

(Шифр 14579)


Ж

«Жетон»




Ц






Цепочка «Кто лишний»

1. Чина, горох, клевер, томат, бобы.

(Лишний – томат, т.к. перечислены растения семейства бобовые, а томат относится к семейству пасленовые)

2. Люцерна, клевер, соя, шиповник, вика

(Лишний – шиповник, т.к. перечислены растения семейства бобовые, а шиповник относится к семейству розоцветные)

3. Люпин, соя, арахис, тюльпан, фасоль.

(Лишний тюльпан, т.к. перечислены растения семейства бобовые, а тюльпан относится к семейству лилейные)


З

Загадки, загадки, загадки…..

1. Цветы крылатки,

А плод – лопатка.

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод. (Горох)

2. Лист – перчатка.

Плод – лопатка.

А цветок – мотылек (Люпин)

3. Что же это за подвох?

Вдруг на дереве горох (Акация)





Е

Блиц-опрос

1. Семена гороха содержат много….. (Белка)

2. Какие растения раскрыло законы наследственности (Горох)

3. Родина фасоли обыкновенной, где она возделывалась с древнейших времен

(Южная Америка)

4. Как называется неправильный цветок у гороха? (Зигоморфный)


КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ

Подкласс лилиид (лилиевидных)

Я

- Как называют плод у ландыша? (Ягода)

- Игрок рассказывает о себе.

О

- К какому классу относят растения семейства лилейные? (Однодольные)

- Назовите агротехнический прием. (Окучивание)

Н

- Свое название растение получило от греческой легенды о красивом юноше, который всегда любовался своим отражением в воде. За это он был превращен в красивый цветок. Очень красивый нежно-белый с желтой серединой. Размножается луковицами (Нарцисс)

- Листовые волокна этого растения прочнее стали. На лист этого растения можно подвесить свыше 400кг груза и он не порвется. Второе название – формиум.

(«Новозеландский лен»)

С

- Деликатесный овощ, культивируемый ради молодых побегов. Содержит аспаргии, имеет лекарственное значение (мочегонное) (Спаржа)

- Второе название алоэ….. (Столетник)

- Лилия царские кудри или…… (Сарана)

- Группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке (Соцветие)

Д

- Какое жилкование имеет лист ландыша? (Дуговое)

- Жизненная форма многих лилейных (Дерево)

- Один из способов размножения лука (Детками)

- Луковица чеснока состоит из многих луковок…… (Деток)

- Древесное растение тропических и субтропических стран (Драцена)

А

Анаграмма:

- ТНФИЫДИОЦ (фитоцинды)

- ОООКАБКРЧ (коробочка)

- АДШЛНЫ (ландыш)

М

- Какая корневая система у тюльпана? (Мочковатая)

- Многолетнее травянистое растение, растущее в хвойных лесах, имеет

2 сердцевидных листа и соцветие кисть с мелкими белыми цветками (Майник)

- Черемша или….. (Медвежий лук)

Т

- Если раньше это растение можно было привести только из Голландии, то теперь на клумбах Москвы и других городов цветут привезенные из приволжских степей (Тюльпан)

- Органическое удобрение растительного происхождения (Торф)

- Какие листья имеет лук репчатый (Трубчатые)

- Как называют помещение со стеклянными крышами, в которых круглый год можно выращивать растения и их рассаду? (Теплица)

И

«Исправь ошибку»

1-й вариант: 4 тыс. видов многолетние травы, часто с луковицами или с корневи-

щами; соцветия кисть, зонтик; * Л3+3Т3+3П(3) ; плод – зерновка

(Лилейные, а плод-зерновка, характерен для злаков)

2-й вариант: 4 тыс. видов, многолетние травы, часто с луковицами или с корневищами; соцветия колос, метелка, султан, *Л3+3Т3+3П(3); плод – коробочка, ягода

(Лилейные, а соцветия колос, метелка, султан характерен для злаков)

3-й вариант: 20тыс. видов, однолетние и многолетние травы, соцветия – корзинка, плод – коробочка, ягода *Ч0Л(5)Т(5)П(2)

(Сложноцветные, а плод – коробочка, ягода характерен для лилейных)

Р

- Иглица, или…….. (Рускус)

- Агротехнический прием (Рыхление)

- Это не птица семейства тетеревиных, это растение, редкое, охраняемое

(Рябина)

- Этот лук в диком виде не встречается (Репчатый лук)

Ъ-Ь

«Пропуск хода»

Г

«Гербарий» (Любой вид деятельности с гербарным материалом)

П

- Какой околоцветник у тюльпана? (Простой)

- Почему так говорят… «лук от семи недуг»?

- Дикий лук.. (Порей)

- Какое жилкование имеет лук (Параллельное)

В

- Что содержится в зеленых листьях лука (Витамины)

- Что такое луковица? (Видоизмененный побег)

- Агротехнический прием (Внесение удобрений)

У

«Узнай меня»

1. Название этого растения в переводе с греческого означает радуга: его цветки имеют фиолетовые или желто-коричневые лепестки. Три лепестка сложены и направлены вверх, а три другие отогнуты вниз. Растение многолетние, в земле зимует корневище (Ирис)

2. Это цветок называют «цветком дождей». Он распускается и зацветает после весенних дождей (Гиацинт)

3. Его подземные побеги видоизменены в луковицу. Луковица состоит из отдельных долек-деток. Растение содержит фитонциды, поэтому используется в народной медицине для лечения многих болезней (Чеснок)

К

- Какой плод у тюльпана? (Коробочка)

- Какое соцветие у ландыша? (Кисть)

- Осенью у нее как у ландыша на месте цветков созревают ягоды, но не оранжевые, а черные. Ягоды эти ядовитые и есть их нельзя. Это растение прозвали еще соломоновой печатью. На толстом корневище расположены впадинки, словно печати. Это следы от отмерших побегов, которые живут только весну, лето, а осенью засыхают. Сколько печатей, столько лет и растению. (Купена лекарственная)

- Это травянистое растение с весьма своеобразным подземным органом – клубне-луковицей. Завязь пестика во время цветения находится в почве. Плод-коробочка выносится из почвы лишь в период созревания семян, его второе название шафран (Крокус)

- «Травянистое дерево» - …. (Ксанторрея)

- Ирисы, они же …… (Касатики)

Ч

- Медвежий лук или… (Черемша)

Это крупные корневищные растения, побеги до 170см высоты. Все части этого растения содержат я довитые алкалоиды, вызывают тяжелые отравления у людей и животных. Используют в медицине и ветеринарии (Чемерица)

- Про него говорят, что он от всех недуг (Чеснок)

Б

- Это клубне-луковичное растение до 60 см. высотой. Все части растения очень ядовиты, т.к. содержат алкалоиды. Разводят как декоративное. (Безвременник)

- В пищу используют только листья этого растения. Его родина Китай. (Батут)

- Агротехнический прием (Борьба с с\хозяйственными вредителями)

Ю

«Юный натуралист»

1. Почему салат, шпинат и другую зелень рекомендуют срывать вечером?

(Под вечер в листьях этих растений накапливается наибольшее количество питательных веществ, образующихся за счет фотосинтеза)

2. В тропических лесах можно встретить деревья, корни которых располагаются не только в почве, но и над почвой. Дайте объяснение этому явлению

(Корни, которые находятся над почвой, выполняют роль органа дополнительного газообмена (воздушные корни), а также служат для большей устойчивости растения (ходульные корни)

3. У растений (лука, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают соврем. Почему?


(У растений, выращенных в питательном растворе, потребность в корневых волосках с их поглотительными клетками значительно уменьшается вследствие достаточного количества воды)

Э

«Это должен знать каждый»

- А знаете ли вы при каких недугах используют это растение? (ландыш майский – препараты из цветков листьев, семян применяется как сердечное средство, для замедления ритма сердечных сокращений, улучшения пульса и других признаков

- Командам предлагается 4 открытки с изображением ядовитых растений или

растений, занесенных в Красную книгу. Например…

Ж

- Каково хозяйственное значение лука?

- Каково хозяйственное значение чеснока?

Л

- Это растение свое название получило от древнегреческого слова «ли-ли» - «белый-белый».. (Лилия)

- О каком растении идет речь в этом стихотворении С. Маршака?

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

И уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат….

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист

Растет цветок в глуши нетронутый,

Прохладен, хрупок и душист (Ландыш)

- Подземный (реже надземный) побег с коротким уплощенным стеблем и мясистыми черенками, который имеют лилейные (Луковица)

- Какой цветок изображен на гербе Франции? (Лилия, их три)

Ф

«Формула»

Участник называет формулу данного семейства и рассказывает о строении цветка (*Л3+3Т3+3П(3))

Ш

«Шифровка»

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства лилейных.

Ключ к шифровке:

1. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.

2. В цветке много тычинок.

3. В цветке один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.

4. Околоцветник состоит из пяти чашелистиков и пяти лепестков.

5. Плод-зерновка.

6. В цветке один пестик и пять тычинок.

7. Листья с параллельными или дуговым жилкованием.

8. Плод-семянка.

9. Плод – ягода или коробочка.

10. Растения многолетние, с луковицами или корневищами.

(Шифр 1,37910)

Ж

«Жетон»

Ц

Цепочка «Кто лишний?»

1. Лилия, горох, тюльпан, нарцисс, гиацинт.

(Лишний – горох, т.к. перечислены растения семейства лилейных, а горох относится к семейству мотыльковые)

2. Безвременник, тюльпан, чемерица, роза, лилия.

(Лишний – роза, т.е. перечислены растения семейства лилейные, а роза относится семейству розоцветные)

3. Лук, чеснок, алоэ, бодяг, аспарагус.

(Лишний – бодяг, т.к. перечислены растения семейства лилейные, а бодяг относится к семейству сложноцветные)


З

Загадки, загадки, загадки……

1. Появились бубенчики

Белые горошки.

Распустились колокольчики

На зеленой ножке. (Ландыш)

2. Семьсот поросят

На колышке висят. (Связка луковиц)

3. Сидит дед,

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

4. Летом я цвету в саду,

А сестра моя – в пруду. (Лилия)

5. Чиполино – людям друг,

Я служу им, как и лук (Чеснок)

6. С первых дней апреля

Из дубовой прели

Выглянул цветочек:

Синенький глазочек,

Зеленая одежка,

Луковая ножка. (Пролеска сибирская)

Е

Блиц-опрос

1. Из цветков какого лесного растения получаю лекарство для лечения сердца?

(Ландыш)

2. Как называется наука, занимающаяся выведением новых пород животных и сортов растений? (Селекция)

3. Какой плод у тюльпана? (Коробочка)

4. Что такое гербициды? (Вещества, используемые для борьбы с вредителями)

5. Название семейства, к которому относится нарцисс (Амариловые)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!