СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Гражданин РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение материала о том, что означает термин «гражданство» и каким образом его можно приобрести или утратить. Рассматриваются основные принципы российского гражданства, основания его приобретения и прекращения.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Гражданин РФ"»

Технологическая карта урока


Автор

Кузнецова И.Г.

ОУ

МБОУ «СОШ №59»

Предмет, класс

10 класс

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

«Гражданин Российской Федерации»


Цели

Личностные:

содействовать осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала для укрепления чувства патриотизма, формирования четкой гражданской позиции, развитию правовой культуры учащихся.

Предметные:

обеспечить формирование представления о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; содействовать уяснении вопросов о порядке приобретения гражданства; правил приема в гражданство РФ и оснований для прекращения гражданства.

Метапредметные:

обеспечить развитие умений анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, применять полученные знания при решения практических задач.

Универсальные учебные действия


Личностные универсальные учебные действия: 

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

          Коммуникативные универсальные учебные действия :

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Формы работы учащихся

Самостоятельная работа с учебником, текстом Конституции РФ, ФЗ РФ «О гражданстве», участие в учебном диалоге, заполнение схемы, представление результатов исследовательской деятельности, работа в группе.


Оборудование:

Учебник, Конституция РФ, ФЗ РФ «О гражданстве», презентация учителя

План

1. Гражданство и гражданственность.

2. Права и обязанности граждан Российской Федерации.

3. «Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации»:

а) основания приобретения гражданства РФ;

б) основания прекращения гражданства РФ;

в) приобретение и прекращение гражданства РФ детей.






Ход урока:


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия


I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.


Я хочу начать урок с поэтической минутки.


Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно граждан нам!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель,

Кто гражданин страны родной?

Где ты? откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Кто написал эти строки?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Давайте сформулируем проблему урока.



Итак, запишите тему урока «Гражданин РФ»

2) О чем мы должны сегодня узнать?

- Что означает слово «гражданин»?

- Кто может быть гражданином РФ

Какие ассоциации возникают у вас со словом «гражданин»

Делают вывод о том, что такое гражданство РФ.

Формулируют проблему: Кто может быть гражданином России?

Почетно им быть?

Личностные универсальные учебные действия: 

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


II. Выдвижение версий решения проблемы.

– Какие у вас есть предположения решения проблемы?


Высказывают любые версии.


III. Актуализация знаний.


Давайте вспомним основные положения Конституции РФ о нашем государстве.


Содержание ст.1 Конституции РФ


IV. Планирование деятельности.


Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?



Определят план действий. Узнать: что такое гражданство, как стать гражданином РФ, какими обязательствами связан гражданин с государством?

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


Эпиграф: «...Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!»

Как вы понимаете слова Николая Алексеевича Некрасова?

План:

1. Гражданство и гражданственность.

- Сравните два понятия. Что значит сравнить?

- Дайте определение понятию «гражданство»


2. Права и обязанности граждан Российской Федерации.

Какие права и обязанности гарантирует гражданам Российской Федерации Конституция РФ?

3. «Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации»:

а) основания приобретения гражданства РФ;

б) основания прекращения гражданства РФ;

в) приобретение и прекращение гражданства РФ детей.



Высказывают свое мнение.



Читают текст учебника стр.115-116, находят общее и различия, составляют схему.


Находят, используя ресурсы Интернета, словари.


Используют главуII Конституции РФ, классифицируют права и обязанности по группам и отвечают.

Работа в группах. Каждая группа получает пакет заданий.

Решение ситуаций с использованием ФЗ «О гражданстве РФ»


          Коммуникативные универсальные учебные действия :

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


VI. Выражение решения проблемы.


- Какими интересными документами мы сегодня познакомились?

- Что является основой этих документов?

Почетно ли быть гражданином России? видеосюжет




Отвечают на вопросы.

Каждая группа делает вывод по проблеме урока.



VII. Применение нового знания.


Работа над понятиями: Используя ресурсы Интернета, словари – дайте определения понятиям: иммигрант, резидент, апатрид, бипатрид, экспатрид


.



Работа с источниками



VIII. Подведение итогов.


Выставляются оценки.



Высказывают отношение к своей работе на уроке и оценивают работу группы.



IX. Домашнее задание.


Используя формулу «ПОПС», написать эссе на тему «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н.А. Некрасов»

§22,



Приложение.

Гражданство Российской Федерации

В юридической литературе под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально означает личную верность монарху, но в наше время фактически равнозначен понятию гражданства.

Принципы гражданства РФ Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.



Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. В соответствии с КРФ гражданин РФ может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Т.о, двойное гражданство будет признано за гражданином только в том случае, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.
В данное время в РФ действуют лишь два международных договора в части двойного гражданства: соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном и Договор между РФ и Республикой Таджикистан

Он не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав, свобод во время их пребывания на своей территории, защиту и покровительство за рубежом.

В ответ государство ждёт, что гражданин будет соблюдать установленные законы и выполнять конституционные обязанности, даже если он находится за пределами страны.

Следует отметить, что эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер: они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за её пределами.

Как человек становится гражданином или, выражаясь языком закона, каковы основания приобретения гражданства?

Во-первых, приобретение гражданства по рождению. Согласно нормам Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ребёнок является гражданином РФ, если на день его рождения:

а) оба родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (место рождения ребёнка значения не имеет);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (место рождения ребёнка значения не имеет);

в) один из его родителей — гражданин России, а другой — иностранный гражданин, при условии, что ребёнок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребёнку своё гражданство. Кроме того, ребёнок станет гражданином РФ, если находится на территории нашего государства более чем полгода, а местонахождение его родителей неизвестно.

Во-вторых, приём в гражданство, или натурализация. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью, имеет право обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ, если оно проживает на территории России в течение пяти лет непрерывно.

К числу других условий относятся: обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком.

Законодательство предусматривает упрощённую процедуру приёма в гражданство для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

В первую очередь речь идёт о выдающихся деятелях науки, техники и культуры; высококвалифицированных специалистах; лицах, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ, а также о тех, кого в установленном порядке признали беженцами.

Кроме того, закон учитывает интересы ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории РФ; лиц, состоящих в браке с гражданами России, а также тех, кто имеет хотя бы одного родителя — российского гражданина, проживающего на территории Российской Федерации. В упрощённом порядке получить российское гражданство могут те, кто родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР.

Лица, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили, имеют право восстановиться в нём.

Закон о гражданстве предусматривает и иные основания приобретения гражданства: оптацию, а также усыновление (удочерение) ребёнка.

Оптация — это форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (т. е. изменением Государственной границы). Российским гражданином может стать имеющий иностранное гражданство ребёнок, усыновлённый (удочерённый) гражданами России в соответствии с законодательством России и указанного государства.

Российское законодательство при наличии определённых обстоятельств допускает двойное гражданство, т. е. наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Подчеркнём, что различия в правовом положении граждан и неграждан ни в коей мере не означают дискриминации последних. Государство защищает права человека независимо от его гражданства.

Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!